Tribuna/Футбол/Блоги/Белорусы в большом футболе/История антирекорда БАТЭ. Part II

История антирекорда БАТЭ. Part II

Первая часть породила в комментариях одну из версий разгромных поражений БАТЭ. Оказывается, причина заключается в низком классе игроков борисовского клуба. Эво как, получил удар от специалистов, они открыли глаза на футбол. Но представим, что мы об этом не знаем, и продолжим упражняться в детальном разборе технико-тактических действий отдельных футболистов (что по сути и есть их класс) и командных взаимодействий (класс тренера). А всех, кто не согласен с этим процессом, прошу не читать текст, а довольствоваться лишь его предисловием в исполнении несравненных Ильфа и Петрова.

Автор — Max Well
26 декабря 2014, 16:40
18
История антирекорда БАТЭ. Part II

Остап поклонился, протянул вперед руки, как бы отвергая не заслуженные им аплодисменты, и взошел на эстраду:

- Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в шашк… то есть я хотел сказать – в шахматы… 

Первая часть породила в комментариях одну из версий разгромных поражений БАТЭ.

Оказывается, причина заключается в низком классе игроков борисовского клуба. Эво как, получил удар от специалистов, они открыли глаза на футбол. Но представим, что мы об этом не знаем, и продолжим упражняться в детальном разборе технико-тактических действий отдельных футболистов (что по сути и есть их класс) и командных взаимодействий (класс тренера). А всех, кто не согласен с этим процессом, прошу не читать текст, а довольствоваться лишь его предисловием в исполнении несравненных Ильфа и Петрова.

В первой части путем простых подсчетов были получены цифры, сочетание которых с уже известными фактами породили ряд вопросов. Первый из них. Почему БАТЭ при небольшом владении мячом (38% согласно сайту UEFA) так часто пропускал голы после быстрых атак соперника? Удивительно, но после контратак борисовчане пропустили больше голов (10), чем после позиционных розыгрышей (9).

Переход из атаки в оборону

Локальный прессинг

Если учитывать, что выводы делаются лишь по голевым комбинациям (что не совсем корректно), то первое, что бросается в глаза, – неспособность борисовчан организовать локальный прессинг сразу после потери мяча. Как правило, в таких случаях атакующие игроки должны если не навязать отбор сопернику, то хотя бы перекрыть магистрали для перспективных передач. Вариант – блокировать игрока соперника с мячом и заставить его развернуться лицом к своим воротам.

Элемент отбора сразу после потери мяча часто именуют контрпрессингом. Это тот вид прессинга, когда в момент перевода атаки в стадию обострения 1-2 игрока нацелены на возврат мяча сразу после его потери. Возьмем, к примеру, «Реал». Бейл начинает ведение с обводкой, а значит риск потери повышается. Но рядом располагается Карвахаль, который готов подобрать мяч или сыграть в отборе. Та же ситуация, но при получении мяча Иско в опорной зоне. Логично, что он будет выполнять проникающий пас в штрафную. И если соперник пас перехватит, уже определен игрок, который будет бороться за мяч при неудаче. Конечно, это сложный прием, но он поддается отладке путем тренировок и игре бок о бок.

Но в БАТЭ он отработан пока недостаточно. Что и приводило к голам в контригре соперника. Вот начало второй голевой атаки «Порту» в первом групповом матче (см. скрин ниже). Потеря была допущена в момент передачи Алексиевича на Гордейчука. Мяч перехватил Каземиро, который беспрепятственно продвинулся с мячом вперед на 3-5 метров, а затем отдал пас на Адриано. Хотя в зоне мяча располагались 4 футболиста БАТЭ. Но Младенович и А.Володько выбрали путь отхода назад и перехвата возможного паса (соответственно) вместо атаки игрока, владеющего мячом. А стоило бы развернуть Каземиро, чтобы атака замедлилась.

 

Схожая ситуация при атаке на ворота БАТЭ, которая впоследствии приведет к фолу Черника и пенальти. Прострел М.Володько перехвачен Срной. Степаненко подбирает мяч и секунды 2-3 примеряется с передачей вперед. Карницкий и Лихтарович мало, что отстали от эпизода, так и даже не пытаются перекрыть обзорность опорнику «Шахтера». В результате мяч нацелено доставляется на Адриано, который разыгрывает тройку с Тайсоном и Тейшейрой. А стоило всего прочитать эпизод или ускорится в предполагаемую зону отскока.

 

Ситуация с пятым голом в ворота БАТЭ в этом же матче схожая (скрин ниже). Опять после потери в зоне мяча ситуация 3 в 3. Но вместо атаки игрока с мячом выбор делается в пользу отхода к своим воротам. В итоге игроки попадают в полупозицию. Хагуш начинает трусцой с переходом на спринт возвращаться на свою половину поля, чтобы затем увидеть мяч в своих воротах. Кстати, его соорудили три из двух игроков «Шахтера» в кадре – Тайсон и Шевчук, которые через 15 секунд уже были у штрафной БАТЭ. Но если Хагуш и М.Володько настолько проигрывают им в скорости бега и выносливости, может, стоит навязывать борьбу в зоне мяча и страховать их силами других футболистов?

 

Хагуш

Про Хагуша отдельный сказ. Его подключения в атаку носили регулярный характер, но от них пользы было незначительно. В штрафную Хагуш пасовал нечасто, по воротам бил еще реже. Полезными действиями в связках на фланге также не особо отметился, точность передач его самая низкая среди защиников. Да и вообще потенциально более атакующий правый фланг до удара доводил меньше комбинаций, чем левый. В голову Ермаковичу не залезешь, но тренер, видимо, так был впечатлен голом россиянина в ворота «Скандерберу», что дал тому карт-бланш на подключения в атаку.

И зачастую они завершались тем, что правый защитник оказывался за линией мяча и не успевал вернуться в оборону. На первых трех скринах можно увидеть Хагуша в пределах штрафной соперника или у ее границ. И все три ситуации стали голевыми, во всех трех в завершении поучаствовали оппоненты Хагуша (Браими и дважды Тайсон).

Отмотаем время первого скрина назад (см. ниже). Хагуш – в штрафной соперника. И роль его непонятна. Вряд ли он в силах выиграть борьбу в штрафной у защитников. Как по мне, так лучше был бы сосредоточен на своих непосредственных обязанностях. Тем более, что отбор – это одна из сильных сторон Хагуша. Один в один он действует цепко, главное не дать сопернику набрать скорость. А для этого надо встречать его лицом, а не догонять на рывке в 30-40 метров. В данной ситуации он сразу упускает Браими за спину, а затем судорожно пытается его догнать, не догадавшись совершить тактический фол в центре поля.

 

Последний гол в матче «Порту» в Португалии также можно вменить Хагушу. И опять его просчет в увлечении атакующими действиями. На скрине внизу видно, что перед ним – 4 партнера (перед этим был стандарт у чужих ворот), но правый защитник вместо паса затеял обводку с двумя (!) соперниками и, конечно же, потерял мяч. В итоге оборотка и седьмой гол в воротах.

 

Передача опеки

Третий фактор уязвимости команды в контригре – это несинхронная передача опеки над игроками соперника. Как правило, в тех ситуациях, когда соперник контратакует, расположение оборонительных игроков нарушено. Игроки (твои и соперника) располагаются на поле несколько хаотично. Поэтому и принципы обороны меняются. В таких случаях целесообразно переходить от позиционной обороны к персональной. Просто разбирать футболистов соперника и играть по принципу «каждый с каждым». И доигрывать своего.

И вот этот переход от позиционной обороны и доигрыш «своего» был отработан в БАТЭ недостаточно. Футболисты просто не понимали действия друг друга. Возьмем в пример упомянутую ситуацию с назначением пенальти. Видим, что   за Тейшейру отвечает Яблонский, а Адриано держит Тубич.

 

Но через мгновение Яблонский отпускает Тейшеру и располагается по позиции перед центральными защитниками. В результате игрок «Шахтера» входит в зону Полякова в движении и использует свое преимущество в скорости. Яблонский пытается сыграть на перехвате, но делает это неудачно. Уж лучше бы он и далее сопровождал Алекса, тем более игроков соперника впереди больше не было.

 

Еще два гола пришли в ворота борисовчан после потери мяча на своей половине поля. В обоих случаях были допущены столь школярские ошибки, что впору говорить не о классе игроков, а об отсутствии знаний элементарных принципов игры. С детских лет в голову игрока вбивают правило, что «нельзя начинать атаку с обводки». Но Карницкий и Яблонский дважды в безобидных ситуациях теряли мяч в результате неудачных попыток совершить финт. И оба раза в 2-3 паса соперник доводил атаку до гола, используя фактор неожиданности.

Правый фланг обороны

Второй вывод даже после беглого взгляда на цифры в первой части – это явный разброс голевых атак по флангам. Если через левый фланг команда пропустила 2 гола, то справа – 9. Первая причина уязвимости правого фланга уже была озвучена выше – добрая толика голов была пропущена в контратаках соперника. Но и при позиционных розыгрышах оборона была небезгрешна.

Одна из причин этого – малая степень участия в обороне Гордейчука. Новоявленный лучший форвард всея Беларуси при игре справа играл фактически крайнего нападающего. В оборону если и отходил, то помогал партнерам незначительно. Ярким примером стал первый матч с «Шахтером». Левый защитник горняков регулярно шел вперед, Шевчук был постоянным участников комбинаций. А Гордейчук его регулярно бросал, позволяя ему оказываться «лишним» игроком в зоне.

Возьмем 4-й пропущенный гол. Когда идет пас вразрез в штрафную. Шевчук и Гордейчук рядом. Все вроде бы под контролем.

 

Но уже через секунду белорус игнорирует рывок левого защитника «Шахтера», позволяя тому выполнить нацеленный пас на линию вратарской. В том матче Гордейчук при всей активности Шевчука (украинец отдал более пяти передач в штрафную, из них 2 голевые) в обороне совершил считанное число полезных действий.

 

Второй фактор – это выбор позици крайним защитником борисовчан в момент паса в штрафную. И Хагуш, и сменивший его по позиции Олехнович всякий раз позволяли сопернику на коротком рывке выходить на позицию, удобную для паса в штрафную. Если сравнить показатели Младеновича и Хагуша, то окажется, что второй совершает за матч в 2 раза меньше перехватов, чем серб. Можно подумать, что дело в ассиметрии флангов и разных тренерских заданиях. Но с переходом Хагуша на левый фланг его цифры повторились. Игрок совершил 2 перехвата за матч, при модельном показателе для игроков его амплуа в 4-5.

Игра в своей штрафной

Просчет с игрой на перехвате был бы не столь критичен, если бы не еще одно слабое место в обороне БАТЭ. Его центральные защитники оказались совершенно неспособны к ведению динамичной борьбы в условиях резких навесов и прострелов. Если взять голевые ошибки Полякова и Тубича, то окажется, что более половины их приходится на проигрыш скоростной борьбы более мастеровитому форварду на линии вратарской.

Из 24 голов 7 стали результатом простых комбинаций соперника, когда следовал прострел (реже навес), который замыкал форвард. В таких ситуациях дважды результативно ошибался Поляков и 3 раза Тубич (5 из 8 их голевых ошибок). Еще 2 раза соперник пробивал с позиции дальнего крайнего защитника (2 ошибки Младеновича).

При разборе данных ситуаций срабатывает тот фактор, на который мне указывали оппоненты, – разница в классе футболистов. Ведь в 6 из 7 ситуаций голы забивали априори более умелые соперники (Мартинес – 2 гола и Адриано – 4). Но здесь возникает вопрос, почему тогда их опеку доверили столь удобным для них защитникам. К примеру, весь первый матч с «Порту» Поляков персонально отвечал за колумбийца в своей штрафной – и всякий раз ему проигрывал борьбу при подачах.

Также стоит разобраться в причинах индивидуальных ошибок. Как и в случае с быстрыми атаками зачастую пара центральных защитников несинхронно передавала опеку над форвардом. Для примера можно рассмотреть четвертый гол «Порту» (первый матч).

В момент паса на фланг защита держит линию, по эпизоду за Джексона Мартинеса отвечает Филипенко. Но Младенович неудачно идет на перехват и оголяет фланг. Егор выходит на подстраховку… и главный голеодор соперника остался без опеки прямо по центру штрафной.

Поляков уходит во вратарскую, где нет ни одного португальца. Затем Мартинес на скорости и без опеки набегает на ближний угол вратарской, откуда вколачивает мяч в ворота. Может быть, при обстоятельствах, когда вся линия обороны на месте, движения Дениса и правильные. Но здесь ситуация форс-мажора, один защитник отыгран. В таком случае переходи от позиционной обороны к персональной, действую по игроку. Но этого не происходит. Может это и низкий класс футболистов, но это точно поддается тренировке.

 

Еще пример взаимозаменяемости футболистов. Хагуш задержался в атаке, пас последовал в его зону. На подстраховку выдвигается Поляков (логично). Анри спешно возвращается в оборону, но вместо того, чтобы осуществить размен позициями с Поляковым, уходит на бровку. Пользы от него там не много, так как он не страхует Полякова, а просто располагается рядом. В итоге соперник отыгрывает их одним пасом и во вратарской у соперника оказывается численный перевес по створу ворот.

 

Хочется снова вернуться к вопросу о разности класса. Да, голы из-под Тубича и Полякова – это признак индивидуального превосходства соперника. Но в чем причина проигрыша этих дуэлей? Если игрок недостаточно резкий, у него слабо развито периферическое зрение, он мало вращает головой – то концентрируй внимание на устранении этих недостатков.

А можно посмотреть на эту проблему с другой стороны.  У Полякова есть ценные качества. Он хорошо двигается по вертикали, цепкий в отборе. Пасует неплохо. Но вот беда – борьбу проигрывает. То есть обладает качествами скорее флангового, чем центрального защитника. Для чемпионата Беларуси его умений достаточно, но опекать лучших форвардов мира ему не под силу. И это было видно по первому матчу. В лучшем случае он выигрывал 50% борьбы, Тубич – и того меньше. И здесь уместный вопрос к селекции клуба. Все-таки позиция центрального защитника – не самая дефицитная в нашем футболе. Но, тем не менее, именно Поляков начинал сезон как основной центральный защитник в паре с Филипенко (поправьте меня, если ошибаюсь).

А с первыми сложными играми в группе оказалось, что в команде лишь Филипенко отвечает требованиям предъявляемого футбола. И выигрывал борьбу в 3 из 4 случаев, а это 75%, и перехватывал за двоих.

Стандарты

Беглый взгляд на статистику не определяет стандарты как проблему команды. Если не учитывать пенальти, то имеем 4 пропущенных и 1 забитый гол. Но лишь на первый взгляд. К четырем пропущенным можно добавить еще тройку голов, забитых в ворота БАТЭ соперниками после стандартов у их ворот.

Как кажется, их могло бы быть меньше. Если бы команда более активно действовала на подборе. Вот скрин чужой штрафной перед третьим голом в ворота борисовчан (см. ниже). У ворот «Шахтера» 5 игроков, один подает. Адриано держит Младенович, Макс Володько приглядывает за Тейшейрой. А вот Тайсон остается один на углу штрафной. Хагуш вроде бы рядом, но в кадр не попал. В итоге именно Тайсон начинает атаку, а затем и завершает ее. Будь поближе к бразильцу Анри, поборись за отскок – глядишь бы и гола не было.

 

При стандартах у своих ворот – проблема схожая, что и при позиционных атаках. С прямыми подачами больших сложностей не возникло. Соперник более 30 раз подавал в штрафную БАТЭ с угла поля и лишь раз забил. А вот розыгрыши угловых к голам приводили дважды. И опять проблема смены типа оборны. Но если ранее писал об ошибках при переходе от позиционной к персональной обороне, то сейчас все наоборот.

При угловых БАТЭ применяет комбинированный тип обороны, но все-таки в большей степени защищается персонально. Это видно на скрине внизу. Красными линиями соединены пары, видно, кто кого опекает (кстати, за Джексона Мартинеса отвечает Поляков). Лишь Хагуш на ближней штанге по мячу, на ближнем углу вратарской Алексиевич.   

 

А вот розыгрыш соперника 3 минуты спустя. Борисовчане начинают перестраиваться, переходя от персональной к позиционной обороне. И делают это не без огрехов. Олехнович отпускает своего игрока (на скрине вверху он с ним в во вратарской), но Хагуш не реагирует на забегание Адриано. А.Володько забывает про Каземиро, уход которого на дальнюю штангу позволяет создать сопернику в этой зоне численный перевес. Ведь Младенович пока остается в зоне подбора. Каких-то пару секунд неразберихи, но соперник использует мгновения и забивает гол.

 

Игра в линию

Еще один факт, указывающий на несогласованность действий защитников в позиционной обороне – это неумение ими держать высокую и стройную линию обороны. Доказательством этого утверждения является малое количество положений вне игры, в которое попадали соперники БАТЭ. Всего на групповом этапе игроки «Атлетика», «Порту» и «Шахтера» лишь 9 раз оказывались в офсайде (1.5 раза за матч). Это несравнимо мало, учитывая, что они владели мячом более 60% игрового времени и проводили более 90 атак за матч. Борисовчане пренебрегли тем оружием, которое помогло бы им при грамотном использовании отодвинуть игру от своих ворот. А значит, сузить игру по вертикали и повысить компактность в зоне мяча. Следовательно, возросло бы число единоборств. А это тот компонент, в котором примерно все равны. Примечательно, что БАТЭ провел два матча, в котором число единоборств перевалило за две сотни. И один из таких матчей борисовчане выиграли.

Конечно, связь между умением обороны играть в линию и частотой единоборств в данном случае натянута. Но нельзя отрицать тот факт, что БАТЭ недостаточно использовали ресурс указанного приема. Более того, значительно уступив сопернику в числе атак, борисовчане сами 12 раз попадали в положение вне игры.

Это неполный перечень увиденных недостатков командных взаимодействий БАТЭ в матчах группового этапа Лиги чемпионов. К ним еще можно добавить огрехи перестроения при смене соперником направления атаки, индивидуально слабую игру в отборе опорников борисовчан. Но это футбол, он был бы неинтересен без ошибок. На них игра строится, ведь их следствием становятся голы – главное украшение футбола.  Даже после просмотра испанского «классико» выявляешь 2-3 командных просчета у «Реала» и «Барсы».

И не стоит воспринимать разбор ошибок как признание беспомощности борисовчан. Напротив, поиск слабых мест говорит о вере в то, что команда может и будет играть сильнее. Прошедшая Лига стала для игроков и тренера испытанием возможностей. Более того, команда в сложный период смогла перестроиться и сменить лицо. БАТЭ, который начинал европоход, и БАТЭ, его завершающий, – это немного разные команды. И пусть победа над «Атлетиком» была лишь эпизодом, но она показала возможности как игроков, так и Ермаковича. Именно эта игра должна стать эталоном мастерства футболистов, их самоотдачи и веры в себя, разбавленных тренерским даром Ермаковича. Так было и так будет. 

Фото на главной: Сергей Гудилин

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты