Tribuna/Футбол/Блоги/Белорусы в большом футболе/Суперноль. Почему «Шахтера» хватило только на 30 минут доминирования над БАТЭ

Суперноль. Почему «Шахтера» хватило только на 30 минут доминирования над БАТЭ

180 единоборств, 95 перехватов, 32 фола, 7 ударов в створ ворот, 0 голов. Уже беглый взгляд на эти цифры убеждает нас в том, что игра на Суперкубок Беларуси – не выставочный матч в преддверии сезона . Это пусть в европах играют для зрителя, а в наших реалиях каждая игра – как бой. Вместо атакующего футбола 3 тысячи болельщиков пинской «Волны» и немалая толика телезрителей получила шахматную партию, в которой разум взял верх над страстью. Таковы реалии белорусского футбола – только результат, победа любой ценой. И раз нам предложили тактическую борьбу, давайте попробуем в ней разобраться.

Автор — Max Well
19 марта 2015, 14:15
15
Суперноль. Почему «Шахтера» хватило только на 30 минут доминирования над БАТЭ

Фото: Кирилл Павлович

В качестве пособия для изучения соперников лучше подойдет первый тайм. До перерыва команды были менее отягощены грузом возможной неудачи и сыграли в свой футбол. Именно по лекалам первого тайма можно увидеть лицо фаворитов будущего чемпионата Беларуси.

Начнем с номинальных хозяев. «Шахтер» более уверенно провел первые полчаса матча. На этом отрезке солигорцы сумели 6 раз пробить по воротам соперника, еще несколько потенциально голевых моментов было упущено за неточностью последнего паса. Для преодоления обороны соперника использовались два приема.

Атаки через опорную зону

Первый (и наиболе продуктивный) – это атаки через опорную зону борисовчан. Чемпионы выставили в центральной зоне облегченный вариант состава из Яблонского, Баги и Карницкого. И в первой половине матча эти игроки явно уступили своим оппонентам, позволив вдоволь порезвиться в районе сегмента штрафной. «Шахтер» в центральном квадрате формировал треугольник из Комаровского и Старгородского, к которым примыкал за счет смещений с левого фланга Миколюнас.

Насыщение центральной зоны перед штрафной позволяло вывести одного из футболистов для паса или удара. Яблонскому недоставало поддержки партнеров. Номинально ниже по оси располагался Бага, но он редко вел борьбу в обороне, а играющие слева Гордейчук и Жавнерчик всякий раз оставляли без внимания смещения в центр Миколюноса.

Реактивный левый вингер «Шахтера» превосходил в скорости правого защитника борисовчан, а при смещении для подстраховки фланга Яблонский оставлял опорную зону неприкрытой, что использовал Комаровский для подготовки и нанесения удара.

В первые 30 минут матча Яблонский регулярно проигрывал позицию более опытному оппоненту. Как результат, Комаровский за короткое время первого тайма 5 раз пробил по воротам БАТЭ и большую часть ударов нанес из центральной зоны перед штрафной БАТЭ.

Следует отметить, после перерыва борисовчане сумели нейтрализовать комбинации соперника через опорную зону. Карницкий стал чаще оттягиваться в оборону, что придало защите БАТЭ нужное дополнительное звено. Комаровский уже не имел той свободы и с мячом на ударной позиции не встречался. А если и получал его, то действовал в подыгрыше партнерам. Опасность представляли рывки в зону перед воротами Старгородского, но передачи на украница и его удары блокировались защитниками соперника.

Правый фланг

Второй вариант острых розыгрышей у ворот номинальных гостей – вывод на позицию для передачи в штрафную площадь Афанасьева. Правый полузащитник выполнил в первом тайме 3 навеса в штрафную и 2 из них завершились ударами. В первом случае команда создала ситуацию 3 в 3 по створу ворот–и Комаровский получил для удара комфортную зону Жавнерчика.

Во второй раз он пробивал после подбора в опорной зоне, в то время как Яблонский лишь в последний момент сумел обозначить сопротивление.

Быстрые атаки «Шахтера»

Учитывая тот факт, что мячом больше владел БАТЭ, следовало ожидать острых быстрых атак солигорцев. Однако доводить до удара атаки сходу «Шахтеру» удавалось нечасто. В первом тайме команда старалась использовать активностьв борьбе защитников борисовчан. В тех случаях, когда Поляков и Милунович выдвигались в среднюю зону, в центр на рывке смещался Афанасьев.

Также следует отметить эффективность прессинга «Шахтера». Игроки средней линии успешно перемещались по мячу и четко действовали на перехвате. Особенно выделялись Миколюнас и Старгородский, совершившие на двоих 8-9 перехватов за матч, а доставлось больше всех Жавнерчику и Яблонскокму. Во втором тайме команда нередко блокировала передачи БАТЭ до центра поля или накрывала одного из игроков с мячом. Однако извлечь выгоды из быстрых атак не смогла. Даже при том, что команда стремительно насыщала переднюю линию, всякий раз атаки прерывались неточным последним пасом.

 

В целом стоит отметить, что при всей старательности «Шахтера» и некоторых видимых уязвимых зон в обороне БАТЭ солигорцы ни разу не сумели пробить в створ ворот соперника из пределов его штрафной. И высокая степень заслуги в этом принадлежит центральным защитникам борисовчан. Милунович и Поляков стали неприступной стеной на пути соперника. В борьбе оба игрока были практически безупречны. А если удар и следовал из-за пределов штрафной, то Черник с ним уверенно справлялся. Вратарю даже не пришлось совершать подвиги по ходу матча, оставив главную порцию героизма на серию послематчевых пенальти.

Но они могли бы не пригодиться, будь борисовчане повнимательней и поточней в завершающей фазе атаки. Нельзя сказать, что они имели россыпь голевых моментов, но потенциал атакующей агрессии БАТЭ был заметно повыше, чем у соперника.

Действия Родионова в подыгрыше

Один из приемов вскрытия обороны соперника был довольно привычен для глаз и знаком сопернику. Но проблема его нейтрализации в том, что «классические» комбинации БАТЭ разыгрываются на высокой скорости и в минимум касаний. Атака развивалась следующим образом. Средний пас адресовался сразу от защитника в переднюю линию, где один из футболистов в касание сбрасывал мяч на ход партнеру, который открывается за спины защитникам соперника на встречном движении. Такой прием с использованием разнонаправленного движение не раз прменялся БАТЭ до перерыва.

Примечательно, что в качестве адресата первого паса чаще всего выступал Родионов. Форвард на коротком рывке успешно отрывался от одного из центральных защитников «Шахтера» и сбрасывал мяч партнеру на ход. И если Кузьменок еще худо-бедно успевал навязывать борьбу форварду в момент приема мяча, то Рыбак довольно часто опаздывал и оказывался в отыгранном положении. Дополнительную остроту таким комбинациям БАТЭ придавало то, что кроме вингеров в разрывы между защитниками врывался Карницкий.

Смена направления атаки по горизонтали

Такого рода комбинации позволяли одним пасом отрезать активную в прессинге среднюю линию «Шахтера». Но после прохождения центра поля борисовчане сталкивались с другой проблемой. При доставке мяча на фланг игроки БАТЭ попадали под активный зонный прессиг соперника. «Шахтер» стягивал к активному флангу большую группу игроков и навязывал отбор в паре или тройке футболистов. Как следствие–именно на фланги приходилось наибольшее число потерь мяча борисовчан.

Однако стоило борисовчанам вывести мяч из насыщенного флангового квадрата, как у них появлялось необходимое пространство для проникновения вглубь обороны соперника. В линии защиты солигорчан в таком случае возникали разрывы, которые использовались для ударов или открываний форвардом.

Передачи на дальнюю штангу

Наиболее опасно проходили атаки борисовчан со сменой фланга в тех случаях, когда мяч удавалось доставить в зону ответственности дальнего крайнего защитника. Дважды в таких ситуациях игроки БАТЭ оказывались на ударных позициях вблизи ворот соперника. И если удар Жавнерчика был условно опасным, то выстрел Гордейчука вполне мог закрыть один из нолей на табло. И может быть, забей тот мяч воспитанник пинского футбола, мы бы увидели в остатке матча игру с обилием ярких моментов, ударов и голов.  

Но Котенко выручил свою команду, совершив сейв. Тем самым он перевел игру в серию пенальти, чем лишний раз повысил степень значимости голкипера для команды. Черник на коротком отрезке убил всю интригу в противостоянии, восстановив собственное пошатнувшееся реноме.

Осталось решить, что делать с реноме белорусского футбола. От первого матча ожидаешь большего, чем он представляется на самом деле. И увиденное слегка поубавила радость от начала сезона. Дело даже не в игре команд. «Шахтер» и БАТЭ показали осторожный, но вполне добротный футбол, в игре было достаточно накала и скрытой интриги. Однако просмотреть все это сквозь замирающую картинку и намокший объектив телекамеры было очень непросто. Мне кажется, даже противостояние «Реала» и «Барселоны» в таком ракурсе покажется пресным и унылым. Поэтому остается надеяться, что первые туры нам подарят улучшение качества пусть не самого футбола, но способа его подачи.

Ведь мы все равно будем смотреть НАШ футбол, потому что знаем: кроме нас смотреть его больше некому!

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты