Tribuna/Футбол/Блоги/Журнал «Большой Футбол»/Юрий Козлов. От грузчика до лучшего бомбардира первой лиги

Юрий Козлов. От грузчика до лучшего бомбардира первой лиги

Кошмар в «Слониме», работа, футбол, мотиватор Биончик.

19 января 2018, 04:09
2
Юрий Козлов. От грузчика до лучшего бомбардира первой лиги

Спорим, до 2017 года вы толком ничего не слышали о Юрии Козлове? В нынешнем сезоне хавбек «Луча» сыграл так, что попал на карандаш нескольких клубов элитного дивизиона страны. 26-летний полузащитник с внешностью Ивана Маевского наколотил 16 голов в первой лиге, став лучшим бомбардиром турнира.

Сравнение с Маевским не случайно: Козлов тоже поздно раскрылся и в молодости успел поработать грузчиком. Впрочем, обо всем по порядку.

В детстве Юра Козлов выделялся техникой и игровым мышлением, но никогда не входил в число перспективных футболистов столичной «Смены». Тренеры больше верили в его одноклубников: Антона Сароку, Терентия Луцевича, Александра Сверчинского. Герой нашего рассказа постоянно был где-то рядом, но не впереди.

– Честно говоря, никогда не считал себя особенно талантливым футболистом. В раннем детстве мне прочили большое будущее, но лет в 14-15 тренеры считали уже обычным игроком. Пусть никогда не испытывал проблем с техникой и видением игры, но о скоростно-силовых качествах такого не скажешь. Так, никогда не отличался высокой скоростью или сумасшедшей прыгучестью. Тем не менее очень хотелось стать футболистом высшей лиги, — вспоминает полузащитник.

Физическую составляющую Козлов подтянул десять лет назад, пробившись в ротацию «Минска-2» под руководством Виталия Тараканова. Игрок окреп, но так и не получил шанса проявить себя в главной команде клуба. Юрий тренировался с основой «горожан», но играл исключительно в первенстве дублеров.

После нескольких сезонов в «молодежке» он отважился на перемены. Когда не вышло перебраться в минское «Динамо» — «бело-голубым» требовалось выплатить «Минску» компенсацию за подготовку футболиста — Козлов оказался в аренде в «Слониме» из Д3. Ссылка на периферию стала настоящим испытанием для столичного парня.

– Поначалу «Слоним» казался не самым плохим вариантом продолжения карьеры, но на деле все вышло просто ужасно. Дела не пошли с самого начала. Приехал в город, отправился в клубный офис, который находился в какой-то башне. Поднимался наверх по черной-черной лестнице и думал, что нахожусь в фильме ужасов. Потом отправился заселяться в общежитие. Команда квартировала на третьем этаже в более-менее нормальных комнатах, но поначалу меня отправили в номер на первом. Открыл двери — оказался в шоке: голые стены и добитая кровать – на этом все. Вскоре освободился нормальный номер, и меня заселили на этаж с остальными ребятами, — вспоминает Юрий. — Приступил к тренировкам, которые зимой проходили на какой-то непонятной хоккейной коробке, засыпанной снегом. Через три недели нас вывезли в лес, там тренировались на поле, которое напоминало кочкодром.

Действительность здорово ударила по психике молодого футболиста, но больше всего расстраивал далеко не совершенный тренировочный процесс и результаты команды.

– В Слониме угнетало все. Когда приезжаешь на периферию из Минска, тяжело сохранять бодрость духа. Вокруг все серо, никуда особо не выйдешь. На весь город кинотеатр и два кафе. Поэтому сутками напролет сидел в общежитии — говорит Юрий. — Ладно, если бы в «Слониме» был интересный тренировочный процесс, но увы… Это было что-то невнятное: занятия по тактике, например, просто не проводились. Главная установка: «Парни, рубитесь на поле. Делайте, что хотите, можете даже не играть в футбол, но вы не должны уступить». Никто не объяснял, как, кому и куда бежать. Шутки шутками, но команда действовала по системе «бей вперед — игра придет». Как только защитники получали мяч, запускали его куда подальше. Никакого креатива, поэтому проигрывали совсем слабым соперникам.

Складывалось ощущение, что совсем ничего не понимаю в футболе. Было стыдно и за себя, и за команду, руки опускались. Наверное, уже к десятому туру сталвсе чаще думать: «К черту такой футбол, если он не приносит удовольствия».

Ехал в «Слоним» с надеждой, что это переходный этап. Нужно было перетерпеть, но с каждым днем оптимизма становилось все меньше. Какой смысл оставаться в клубе? Удовлетворения от работы никакого. Ни денег, ни особых перспектив. Смысл мучить себя и игру?

***

Юрий вернулся в «Минск», но там его особо не ждали. Зачем клубу «вышки» футболист, который не проявил себя даже во второй лиге? Поварившись в отечественном миноре, 20-летний Козлов решил завязать с профессиональной карьерой. Правда, он мог попробовать свои силы в немецких «низах», но из этой затеи ничего не вышло. Провалив языковой экзамен, спортсмен не получил вид на жительство. Детская мечта стать профессиональным футболистом на долгое время так и осталась мечтой.

— Кому ты нужен, если полгода ковырялся во второй лиге? Никто толком не смотрит за матчами в таких табличных глубинках. Здесь, как в песне Макса Коржа, «никто не узнает, где я». Напрашиваться куда-то? Наверное, сильно стеснялся, поэтому не стал делать этого. Вообще, решение завязать с футболом далось как-то легко. Думал, будет сложнее, — признается Юрий. — Просто не видел смысла в скитании по отечественному минору. Зачем пылить в клубах без особых задач? Многие футболисты меняют команды постоянно: из «Сморгони» переходят в «Барановичи», а из «Барановичей» в «Химик» или «Слоним». Но зачем просто так играть, если нет какой-то глобальной цели? В таком случае топчешься на месте, а это не имеет смысла. Денег особо не заработаешь, а в 33 года уже закончишь с футболом. И что у тебя будет за спиной? Экскурсии по белорусским деревням?

Молодой человек начал искать работу. И, к удивлению, она нарисовалась очень быстро.

— Оставил объявление на сайте вакансий, и на следующий день мне позвонили. Пригласили работать на склад, где нужно было заниматься разгрузкой-погрузкой инструментов. Уже через несколько часов ехал знакомиться с обязанностями, – вспоминает Козлов. – Самое интересное, что в этот день нездоровилось. Меня спросили: «Когда сможешь приступить к работе?» Кажется, тогда был четверг. Отвечаю: «Давайте с понедельника». На меня смотрят: «Слушай, работы очень много. Здорово, если стартуешь сегодня». С собой не было даже рабочего костюма, но мне как-то быстро нашли одежду. Переоделся и стал вкалывать. В первый день пахал с десяти утра до десяти вечера. Вернулся домой просто никаким, ехал и думал: «Нафиг мне это надо?», но на следующий день встал и пошел работать. Поначалу было тяжеловато, потом привык.

Через год Юрий начал делать столицу более красивой, взявшись помогать «Минскзеленстрою».

— Это не работа, а лафа. Утром взял лопату и пошел смотреть, как трактор вспахивает поля. Самое интересное, что я делал парковку возле Дома футбола. Сидел и смотрел, как тренируются ребята на полях в Веснянке, ведь в основном работала техника, – улыбается Юрий. — В месяц можно было заработать примерно 800 долларов. Правда, здесь надолго не задержался. Дней через десять один мужик-работяга построил себе квартиру и ушел в запой. За ним второй, третий… В итоге за всех приходилось работать только мне и моему другу. Такое положение дел не устраивало, поэтому написал заявление.

Случались в жизни игрока и неприятности. Например, встречи с не самыми честными работодателями.

— Устроился на работу, где занимался упаковкой шоколадок. Обещали, мол, заработок порядка восьми миллионов. В итоге получил только половину зарплаты. Начал разбираться, но в ответ услышал, что никаких денег не вернут, — говорит Козлов. — В конце концов, начал заниматься погрузкой матрасов. В лучшие месяцы здесь набирал порядка тысячи долларов. Частенько приходилось вкалывать, но бывало время, когда во время рабочего дня можно было просто лежать на солнышке и жарить шашлыки. Вообще, может быть, мне везло, но найти работу в Минске не так уж и сложно. Никогда не было такого, чтобы сидел без дела по два-три месяца.

***

Козлов даже не думал о возвращении в спорт. Чтобы держаться в тонусе, бегал в удовольствие на любительских турнирах. В общем, парень жил бы нормальной послефутбольной жизнью, если бы не амбиции Дмитрия Карповского и Ивана Биончика.

Первый захотел создать профессиональный клуб на базе самой большой любительской лиги Минска. Второй — вывести его на высокий уровень. Дуэт пригласил Козлова в команду, и тот решил тряхнуть стариной. Правда, поначалу полузащитник не относился к затее всерьез, но стал подстраивать работу под игры и тренировки «Луча»

— Поначалу было сложно, но уже через неделю втянулся. Порой, когда отпрашивался с работы на игры или тренировки, приходилось хитрить. Например, этим летом у нас были четырехдневные сборы между кругами. Требовалась причина, чтобы отпроситься. В общем, сказал, что меня позвали на просмотр в очень хороший клуб «вышки». Потом было ужасно стыдно за вранье, но тогда не мог поступить иначе, — сознается Козлов.

В «Луче» полузащитник наконец-то стал получать удовольствие от футбола. Иван Биончик старался строить работу по современным методикам. Козлов не только получал удовольствие от процесса, но и здорово прогрессировал.

Иван Биончик

— В этом большая заслуга тренера. Он научил, что нельзя довольствоваться малым. Постоянно говорил: «Ты же не хоккеист, не считай все эти предголевые передачи. Твоя задача — больше брать игру на себя: продвигаться вперед, обыгрывать и бить по воротам». Человек заставил поверить в себя, а потом получилось поймать какой-то кураж. Пошло-поехало не только у меня, но и у всей команды, — отмечает хавбек. — Если честно, только в этом году понял, что еще могу стать профессиональным футболистом. До этого толком нигде не играл. Просто ковырялся во второй лиге, но не более того.

Биончик – сильнейший психолог. Покажет какую-то картинку, нарезку и убедит, что ты можешь не хуже. После каждого этапа подходит: «Мы достигли определенного уровня. Хочешь на этом остановиться?» Конечно, мечтаешь расти. Тогда он говорит, что нужно сделать дальше, появляются новые требования по тактике, технике. Каждые два-три месяца поднимались на ступеньку выше. После сезона Биончик улыбался: «Козлов, тебя, наверное, уже задолбали мои требования». Но этого не было и близко. Какой смысл в топтании на месте? Тогда лучше идти работать на завод.

В этом году удалось стать лучшим бомбардиром первой лиги. Если честно, не считаю это особым достижением — можно было забить еще больше, но не вышло… Для меня гораздо более приятная история заключается в том, что «Луч» после старта с «минус 10» сумел выиграть чемпионат и выйти в высшую лигу.

Тренер «Луча» не зря «прессовал» Козлова. Уже этим летом его хотели видеть сразу несколько клубов «вышки», но он остался в команде. Хавбек не погнался за деньгами, а захотел стать причастным к классной истории. Ради этого можно было остаться в Минске и совмещать футбол с работой.

– По-моему, футболисты в первой лиге должны совмещать футбол и работу. Конечно, если можешь прожить на 400-500 рублей в месяц, вправе не работать. Но мне этих сумм не хватает. В нынешних реалиях глупо просить у руководителей команд первой лиги большие зарплаты. Да и кто я такой, чтобы требовать такие деньги? Поэтому приходилось совмещать футбол и работу. Не вижу в этом ничего зазорного, – рассуждает игрок.

2017 год – последний, когда Козлов совмещал работу с тренировками. Со следующего года он полностью сконцентрируется на игре. И, надеемся, сможет проявить себя в «элите». Пусть этого пришлось ждать очень долго.

— Не вижу ничего страшного, если удастся дебютировать в высшей лиге в 26 лет. Если хорошо проявить себя там, еще можно будет ехать в более сильный чемпионат. Не жалею, что все случилось именно так — прошел путь с командой, которая стала родной. Все-таки я был в «Луче» практически с самого начала, когда во второй лиге ездили на матчи, чтобы попить пивка и просто побегать. Тогда никто не мог представить, что сможем так быстро оказаться в «вышке». Если честно, уже не верил в возвращение в футбол, но жизнь — непредсказуемая штука.

 

Автор: Александр Ивулин, «Большой футбол», январь 2018.

Купить журнал онлайн или в киосках «Белсоюзпечать»

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты