Tribuna/Футбол/Блоги/Журнал «Большой Футбол»/«В Бразилии намного горячее, и оттого люди счастливее». Рафаэль Ледесма – о расизме, футболе и жизни в Витебске

«В Бразилии намного горячее, и оттого люди счастливее». Рафаэль Ледесма – о расизме, футболе и жизни в Витебске

Андрей Козлов о лидере Витебска

5 мая 2018, 06:14
6
«В Бразилии намного горячее, и оттого люди счастливее». Рафаэль Ледесма – о расизме, футболе и жизни в Витебске

 

Фото: Витебск

Каждый будний день через час-другой после полудня комплекс полей футбольного клуба «Витебск» заполняют игроки в темно-синей форме. Местные футболисты так встречают Новый год и сопутствующие ему праздники, по традиции с первыми январскими днями давая старт предсезонной подготовке. Последние пару лет столь ранняя запевка себя оправдывала — парни Сергея Ясинского очень достойно выглядели в конкурентной борьбе с лучшими клубами республики.

Несмотря на белорусский костяк, движению вверх северян способствовали профессионалы, приглашенные из-за рубежа. Цвета «Витебска» в разные годы защищали армяне, россияне, украинцы, грузины, латыши — при желании из легионеров без труда собиралась, к примеру, сборная постсоветских стран. Среди варягов встречались и именитые. Скажем, армяне Татеосян и Восканян подчас побывки в Беларуси выступали за национальную сборную страны, а Эдуарда Мора, приехавшего на берега Двины под занавес карьеры, болельщики еще прекрасно помнили футболистом московского «Спартака» и раменского «Сатурна». Выделялся фактурой и манерой действий нигериец Симон Огар, руливший на севере Беларуси на излете минувшего десятилетия. А вот кого Витебску не доставало, так это бразильцев. Любители солнышка и ласкового ветра противились переезду в наш суровый регион. Тем не менее в сезоне-2017 даже этот бастион пал: к лагерю команды присоединился Рафаэль Ледесма и сразу полюбился местной публике. За вторую половину чемпионата бразилец забил пять мячей, ни разу при этом не прибегнув к пенальти. Его фишка — удары с дальней дистанции и штрафные.

— Секретов раскрывать не буду — вратари ведь тоже читают «Большой футбол»!.. Шучу, конечно. Если честно, не знаю, как так получается. Возможно, это благословение свыше, потому что уже в детстве мог похвастать хорошей ударной ногой. Понятное дело, бахвалился ею поначалу на улицах, именно там делают первые спортивные шаги почти все бразильские дети. Мне, правда, повезло чуть больше: уже в десять лет был закреплен за клубом, футбольной школой. Но все равно благодарен улице, ведь именно там научился азам и закалил характер. Там наука простая: раз уж в голове возникла мечта стать профессиональным игроком, то будь добр держать даже самые сильные удары. Ну а где, как ни на улице, их «выписывают»?.. Вокруг ведь сотни таких же сверстников, которые каждый день мечтают стать лучше тебя. Вот и получается, что мотивация тренироваться каждый день и фокусироваться только на игре, рождалась чуть ли не из воздуха всякий раз, как выходили на площадку. Насколько помню, мое детство было связано только с футболом. Абсолютно все время проводил на улице, знал каждый двор и каждый уголок. Это самая замечательная школа жизни! — рассказывает креативный плеймейкер «Витебска», который, кажется, проникся городом. По окончании сезона-2017 он не спешил ставить подпись под новым контрактом, отправившись домой на Мальту, к жене и дочке. Однако всего через пару недель бразилец осознал: областной центр на севере Беларуси стал для него родным местом. Рафаэль продлил соглашение.

— Клуб организован на хорошем уровне — как любой добротный европейский аналог. У нас есть все: место для тренировок, профессионалы в медицинском и техническом штабах, условия для восстановления. Да и репутация у «Витебска» отличная. Поэтому сюда постепенно подтягиваются хорошие игроки — надеюсь в грядущем сезоне прорвемся в таблице настолько высоко, насколько возможно. Метим в лидеры. И пускай мы только начали формировать команду, абсолютно уверен в успехе «Витебска» в розыгрыше-2018.

Фото: Витесбк

***

Тренировка заканчивается, Рафаэль спешит в раздевалку, чтобы вскоре пройтись вместе с нами по уютным улочкам Витебска. Вторая половина прошлого сезона пронеслась столь стремительно, что бразильцу не хватило времени познакомиться с культурной столицей Беларуси. Первая остановка в нашем марафоне — Дом-музей Марка Шагала, который находится на улице Покровской недалеко от вокзала. Пока двигаемся к месту назначения, интересуемся — в чем главное отличие белорусов от бразильцев?

— Сложный вопрос, ведь страны слишком разные — взять хотя бы климат. Это отражается на менталитете, поверь. У нас намного горячее, и оттого люди счастливее. Они постоянно видят солнышко, радуются ему, улыбаются. А когда живешь с улыбкой, то и к окружающим относишься добрее. В Беларуси же постоянно холодно. Вот и приходится людям постоянно застегиваться, кутаться и закрываться. В том числе друг от друга.

Не могу точно сказать, почему белорусы более закрыты, чем бразильцы. Каждый воспитывается в той или иной культуре — может быть, секрет в этом? Если честно, то игрока в Беларуси, похожего по ментальности на бразильца, никогда не встречал. И мне не всегда нравится, что к нам относятся здесь как к легионерам. Мы — иностранцы в футбольном клубе. Так складывается, как я замечал, что для болельщиков команда победила — легионеры обязательства выполнили. Команда уступила — легионеры не играли достаточно хорошо. Такое сравнение существует, и не слишком приятно эти вещи слушать. Люди должны понимать, что ради работы нам пришлось уехать далеко, оставить на какое-то время семью.

Заметил, кстати, что ваши шутки совершенно отличаются от наших. Я их понимаю, но, к примеру, другие бразильцы не всегда. Бывают неловкие ситуации — кто-то из белорусов пошутит — бразильцы не смеются. И наоборот. Но все дело опять же — в культуре, в которой растет то или иное общество. Есть хорошее изречение: «Имейте время, чтобы шутить; находите время, чтобы работать». Шутки всегда приветствуются в команде, чтобы рабочий процесс проходил в менее напряженной эмоциональной обстановке, это особенно важно, когда идет длинный сезон. Но я бы не сказал, что в «Витебске» на тренировках много шутят.

Погода в Витебске в эти дни и правда совершенно не бразильская — небольшой минус по Цельсию. «Да ну, бросьте, привык уже давно. Пожил же немного в Литве, — удивляется вопросу о перепадах температур Рафаэль. — Конечно, предпочитаю лето, но зима уже не сводит с ума».

В Доме-музее Шагала ворота открыты всегда — во дворике памятник самому известному уроженцу Витебска, который прославил родной город на весь мир.

— Перед тем, как приехать сюда в прошлом году, искал о городе информацию в интернете: куда можно сходить, чем здешние люди знамениты. Узнал, что Шагал — очень уважаемая персона для здешних людей. Это круто. Знаете, у нас ведь тоже богатая культура и история! Правда, я давно учился, и уже многое подзабыл, но точно помню, что в изобразительном искусстве бразильские художники тоже оставили яркий след.

Рафаэль с интересом рассматривает памятник творцу. Мы рассказываем, как в этом доме проходило детство Шагала, что окружало юного Марка. Ведь именно такими строениями из красного кирпича был наполнен город времен витебского периода мастера — и в детстве, и в юности, и уже в зрелом возрасте, перед последней эмиграцией. Увы, с тех пор архитектура в Витебске очень изменилась и почти не оставила памяти о славных временах Шагала.

Фото: Витебск

— Приятно познакомиться с Витебском. В этом квартале здания действительно красивы и очень отличаются от архитектуры Бразилии. Классно, что здесь можно прогуляться пешком. Витебск, Минск, Брест и другие города Беларуси мне импонируют. Конечно, если сравнивать столицу и север, то областной центр в большей степени нахожу советским. В Минске больше современных зданий — утверждаю это с уверенностью, потому что жил там, когда играл за «Динамо» и «Партизан». Сформировал впечатление о том, что такое советская архитектура. Признаться, очень люблю знакомиться с разными культурами, поэтому рад лучше узнать ваши традиции. Прежде жил и в Литве, и Латвии — эти страны кажутся похожими, а в вашей есть особый шарм.

***

Впервые в Беларуси на футбольном поле Рафаэля мы увидели в 2009 году — бразилец перешел из литовского «Каунаса» в минский «Партизан». У команд был один владелец — литовский бизнесмен Владимир Романов. «Владимир ко мне всегда относился очень хорошо, уважал меня и верил. Часто общались, когда выступал в его командах. Не каждый день, но это постоянно происходило. О жизни вне футбола Романова не знаю. У нас были профессиональные отношения в футбольному клубе. Он всегда был близок к команде — на тренировках, играх, выездных матчах», — вспоминает Рафаэль.

Период в «Партизане» — наиболее сложный в карьере, потому что в тот момент у меня случилась самая серьезная травма… Время в «Динамо» получилось отличным, поскольку подобралась классная команда с талантливыми игроками. Было много иностранцев, но все сражались за победу!

Из Литвы в Беларусь помог переехать Людас Румбутис, который стал для меня своеобразным мостиком между двумя странами. Считаю его большим человеком и хорошим другом — первое время Людас Ионович очень активно мне здесь помогал. Хотя перестроиться на вашу страну мне было несложно, поскольку Литва похожа на Беларусь. Первые слова на русском, которые здесь выучил? Ха, не могу их вам сказать! Хотя парочку вы наверняка могли бы сходу угадать... Знаю, кстати, и белорусские слова. Например, «дзякуй».

 Фото: БАТЭ

— Какими тебе показались белорусы?

— Вижу, что ко мне многие относились и относятся очень доброжелательно, но также замечаю, что есть и завистники… Это нормально, поскольку всех мы счастливыми сделать не можем.

— Какие трудности встречались в карьере?

— Знаю, что непросто бывает каждому. Особенно в футболе. Поражения, травмы, невыплаты зарплат, многие другие вещи… В жизни случается, что ты теряешь близких, друзей, кто-то тяжело заболевает. Но мы должны быть сильными во всех аспектах жизни, чтобы проходить через испытания.

Рафаэль без труда понимает вопросы по-русски, иногда также переходит на этот язык, но предпочитает изъясняться все же на английском, чтобы быть более точным. Бразилия, Португалия, Литва, Кипр, Мальта, Латвия, Бразилия — такова география футбольной карьеры Ледесмы. Об этом и говорим, когда отправляемся по пешеходной улице Суворова к Успенскому собору.

— Португальский, английский, испанский, русский, литовский, — удивляет навыками полиглота Рафаэль. — На последнем заговорил, кстати, из-за жены, поскольку она родом из тех мест. Вообще, мне близка тамошняя культура. И, возможно, поэтому так легко адаптировался здесь: Беларусь помимо национальных черт синтезировала российские, литовские и польские традиции в оригинальный микс. Это взаимопроникновение продолжается по сей день и кажется мне привлекательным.

Фото: Витебск

В Витебске Рафаэль чувствует себя отлично и подчеркивает, что ценит это, тепло отзываясь о белорусах. Мы же интересуемся обратной стороной медали.

— Сталкивался ли с расизмом? Иногда это происходит, неприятно, конечно. Но, к счастью, обходится без драк. Поскольку понимаю русский, иногда ловлю ухом совсем не милые вещи в свой адрес, но не переживаю по этому поводу. Не криминал — уже здорово. К тому же чемпионат мира, который летом пройдет в России, надеюсь, немного образумит даже самых радикально настроенных людей и даст им понять, что в нашей разности — наша уникальность.

Когда начинаем говорить о семье, улыбка сразу же осветляет лицо Рафаэля. «Романтиками должны быть все мужчины, — рассказывает счастливый отец. — Я так считаю. Про себя могу сказать то же самое. Когда кому-то отдаешь свою любовь во всем, то она становится естественной. Самый удивительный подарок, который сделал жене? Мой ребенок!»

Сейчас любимая семья находится на Мальте, где наш дом. Возможно, летом они приедут в Витебск, когда у детей в школе начнутся каникулы.

Вновь выходя на футбольную тему, Ледесма с интересом включается в обсуждение итогов минувшего первенства. Любимое дело поглощает бразильца с головой, а потому прогулка по витебским улочкам остается для него лишь второстепенным антуражем. В центре же внимания — крутая развязка прошлого сезона.

— Чертовски интересный чемпионат, один из лучших на моей памяти. Все решается в последней игре, море эмоций — таким и должен быть футбол. БАТЭ все доказал на поле, поэтому его чемпионство правомерно. Они вышли на поле, победили, значит, они лучшие.

Впрочем, дела прошлого года уже неактуальны: в 2018 году чемпионат будет не менее крутым, это могу вам пообещать. БАТЭ, минское «Динамо», «Шахтер», Брест — уже интрига, правда? А ведь есть еще и «Витебск»! Серьезно, наш директор (Николай Вайтюховский — прим. «Большой Футбол») очень организованный человек. И в это межсезонье сделал все, чтобы команда фокусировалась только на футболе. Думаю, подобный подход принесет свои плоды, и уже через пару месяцев вы в этом убедитесь.

Бразильцы говорят так: «Мечта о чем-то не стоит ничего». Мне уже 35 лет, и нет времени на мечты. Выйти в Лигу Европы? Кто знает! Все может случится. Главное — сосредоточенность на своей игре, оптимизм и вера в себя, но так рассуждают не все.

Перед расставанием мы попросили Ледесму в формате блица вспомнить каждую страну, с которой связана его жизнь, и охарактеризовать период, проведенный там.

Португалия

Очень похожа на мою родную Бразилию, потому что язык одинаков, да и многие соотечественники живут здесь. В Португалии чувствую себя как дома. Плюс местный футбол находится на очень хорошем уровне. Время, проведенное в Португалии, могу назвать волшебным, поскольку получил там отличный опыт.

Литва

После Португалии на четыре месяца вернулся в Бразилию, чтобы затем перебраться в Литву и подписать пятилетний контракт. Знал, что Прибалтика не имеет выдающихся достижений в футболе, но рискнул — и оказался прав. Помню, даже завоевывал награду лучшему футболисту сезона. Однако главный приз из Литвы и трофей, там добытый, это, конечно, жена! Слышал о том, что многие белорусы едут в Вильнюс на шопинг. Почему бы и нет, если им нравится там бывать? К тому же, Евросоюз дает больше возможностей для покупок. Вильнюс, к слову, немного похож на белорусские города, хотя там больше чувствуется Европа в широком смысле. Впрочем, и прибалтийская, и ваша столицы очень красивы.

Кипр

Великолепная страна, где всегда жарко, всюду пляжи. Если выступаешь не за большой клуб, то сталкиваешься с массой трудностей. Например, можешь не видеть зарплату по пять-шесть месяцев. Приходилось даже обращаться в ФИФА, чтобы вернуть хотя бы часть заработанного. Когда играл на Кипре, то чувствовал напряжение с соседними странами, в меньшей степени это касается Греции. Мне показался более серьезным конфликт между Кипром и Турцией.

Мальта

Похожая на Кипр свободная страна, где все счастливы. Сегодня там мой дом — дети ходят в тамошнюю школу. На Мальте спокойно, уютно и тепло. Пока не знаю, останусь ли там на всю жизнь, но на долгое время – точно

Беларусь

Адаптироваться здесь помогла жена, которая переехала со мной из Литвы. Она хорошо говорит по-русски, что снимало множество проблем. Параллельно приходил на помощь владелец «Партизана» Владимир Романов, поэтому освоился здесь без труда. До сих пор получаю удовольствие от работы и жизни в Беларуси. Мне нравится белорусская кухня. Пусть предпочитаю бразильскую или европейскую, но и здесь есть несколько блюд, которые мне по душе. Кстати, в Беларуси и Литве блюда похожи — драники, цеппелины.

Автор: Андрей Козлов (Витебск)

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты