Tribuna/Гандбол/Блоги/Со своей колокольни/Диалектика, которой не хватает в нашем гандболе

Диалектика, которой не хватает в нашем гандболе

Пару мыслей о наболевшем

Автор — Ivan Sapeha
30 ноября 2017, 00:50

В последнее время я вижу много позитивных изменений в нашем гандболе. Потихоньку мы приходим к той системе, которая практически в любой другой стране принимается за данность. Уже нет эксклюзивного режима сборов, не гремят конфликты между федерацией и отдельно взятым клубом. Тишь да гладь, позволяющие спокойно работать.

Но недавно довелось опять читать ряд мнений специалистов, смысл которых сводился к следующему: БГК ведет себя неправильно по отношению к игрокам с белорусским паспортом. И как апофеоз “БГК не может управлять тренер-иностранец”.

Самое печальное для меня в такой ситуации - то, что говорят это заслуженные люди, тренеры, воспитавшие не одного гандболиста очень высокого уровня. Люди с очень большим жизненным опытом, знающие эту игру вдоль и поперек.

И дело здесь не в том, происходит в Бресте что-то хорошее или плохое. Сам подход характеризуется очень неприятным словом “ксенофобия”. Отвергать что-то иное просто по факту различия - это возвращение в начало двадцатого века (а то и раньше), а не что-то актуальное.

Я понимаю, что никогда не пойму до конца эту точку зрения, потому что мой жизненный опыт предполагает другие ценности, которые во многом сформированы изучением других культур, общения с людьми других народов, религий, жизненных позиций. Я прекрасно понимаю, что в сущности ни один из формальных факторов не влияет на то, будет ли человек хорошим или нет, работящим или ленивым и т.д.

Конечно, каждому из нас проще взаимодействовать с людьми схожих традиций, поведения, ценностей. Поэтому белорус белоруса поймет быстрее, чем белорус француза, например. Но это не значит, что белорус никогда не поймет француза.

В спорте их понимание еще проще, ведь они обитают в одной среде, имеют одни и те же цели и задачи, ведут примерно тот же образ жизни. Грань между легионером, проведшим в клубе пять лет, и человеком, приехавшим из другого города той же страны, практически отсутствует.

Так везде. В Мадриде любят Роналду, в Барселоне - Месси, в Киле - Ландина, в Кельце до сих пор добрым словом вспоминают Стойковича. В Бресте все так же. Я знаю не одного человека, который считает Вукича настоящим капитаном. Да и сам хорват очень близок к нам. Его семья живет здесь, дочери ходят в наши детские сады. Он здесь абсолютно свой.

Почти никогда не смотрит в паспорт и тренер. А если в чемпионате лимита нет, то и вовсе не смотрит. В любом клубе на площадку выходят те игроки, которые лучше подходят для выполнения конкретных целей и установок тренера. Тренер в свою очередь работает так, чтобы выполнить стоящие перед ним задачи.

Проблема нашего, назовем так, рынка экспертов в том, что их система взглядов не предполагает плюрализма мнений. Людям, которые росли в системе координат, где сборная стоит на первом месте и все выстраивается вокруг ее интересов, сложно понять, что у клубов есть свои интересы, свои пики формы и свои задачи.

И дело не в том, откуда приехал человек. Исландец Дагур Сигурдссон выиграл со сборной Германии чемпионат Европы, Гудмундур Гудмундссон с датчанами - Олимпиаду. Есть еще более яркий пример: тренером СКА долгое время был легендарнейший человек, родившийся в Магнитогорске, в двух тысячах километров от Беларуси. Это уж если переходить на формальные признаки.

Диалектический подход позволяет говорить не только о том, что условный БГК сломал судьбу условного Гайсы, но и о том, что условного Гайса растили в среде без высокой конкуренции и когда он пришел в клуб, где есть легионер, который отпахивает за себя и за того парня и готов доказывать свою состоятельность не просто в каждой игре, но и на каждой тренировке, выбор пал на легионера.

И дело не в паспорте, а в возможности приносить больше пользы команде. Вы помните хотя бы один случай, когда у игрока не получилось в БГК, но получилось в клубе сильнее классом? Клуб лиги чемпионов это не место, где с игроками нянчатся и ждут, пока он дорастет до какого-то уровня. И игроки это понимают. Почитайте хотя бы интервью Мацкевича, который отмечает важность конкуренции. Иван работает и в итоге дебютирует в главном клубном турнире континента.

Мы ведь все радуемся, когда наши соотечественники находят себе уклубы за границей и постоянно показывают там высокие результаты. Это показывает, что в наших школах есть парни, готовые грызть паркет ради своего будущего. Большинство болельщиков БКГ с уважением относится к выбору Королька, не перешедшего в БГК, но построившего за счет таланта и трудолюбия отличную карьеру.

Интересно проецировать ситуацию с обсуждением работы Бебешко. Поверьте, в Бресте есть достаточное количество вопросов к главкому. Но они скорее о результатах и качестве игры, чем о пятой графе игроков. Да и представьте ситуацию, когда фанаты ЦСКА при спаде результатов “Спартака” начинают говорить, что было бы неплохо из Тарасовки выгнать всех легионеров, вот тогда и результаты пойдут. Смешно же, правда?

Отчасти такая ситуация складывается за счет замкнутости нашего гандбольного мира. Если представить, что БГК не существует, то из относительно больших проектов в стране остаются только сборная и СКА. Сборная - ориентир даже для тех, кто не следит за видом спорта постоянно. СКА же близок ей не только по духу, но и по действиям. В целом, на этом факте армейский клуб построил работу.

Этот ход позволил практически монополизировать рынок молодежи. По первому зову нельзя выдернуть ребенка разве что из Бреста. В Минске удалось собрать практически всех лучших тренеров в стране, привлечь весомый бюджет, который больше, чем у некоторых прошлогодних участников лиги чемпионов.

Это один из вариантов, у которого в отношении развития гандбола в стране есть не только плюсы, но и минусы. Например, мы в ближайшие много лет не увидим сильную региональную команду (уровня, хотя бы сопоставимого со СКА), резерв сборной будет держаться на работе двух городов (посмотрите хотя бы состав молодежек), игроки будут уезжать в порой не самые сильные чемпионаты. На виду раскрывшиеся Королек и Гайдученко, но никто же не говорит, скажем, об условном уровне чемпионата Турции, где играет условный Поцыкайлик.

СКА точно так же будет отсеивать таланты. В нем точно так же будут сидеть на лавке игроки, ожидая своего шанса и тратя важные годы карьеры (персональный привет Павлу Мискевичу, у которого, надеюсь, все же все еще сложится). Просто масштаб клуба меньше и говорят в основном о первых номерах. Но ведь были и парни, которые были лидерами молодежных сборных, но в итоге играют в скромных клубах или вовсе закончили карьеру.

И я не говорю, что политика СКА - это плохо. Я говорю, что она отличается от политики БГК. И нам нужно принимать как брестский взгляд на мир, так и минский. В конце концов, проблемы у нашего гандбола общие. И решать их нужно сообща. Меня радует, что есть школа Мироновича, где дети могут ездить по международным турнирам (хотя там тоже есть детали работы отдельных менеджеров, о которых я бы предпочел не слышать). Меня радует, что в Бресте началась интересная движуха с Zubr Cup.

Это не замена “Стремительному мячу”, как многие это воспринимают. Это шанс вовлечь в большой гандбол большее количество игроков, заложить многое из того, что гандболисты приобретали с первым профессиональным клубом уже в возрасте лет 12-13 (соревновательная практика, психологическая готовность к играм, умение играть с разными соперниками, принимать решения на площадке).

Давайте жить дружно и ждать от нашего гандбола прогресса. Все предпосылки к этому есть!

Другие посты блога

Официальное заявление
22 апреля 2017, 09:10
14
Все посты