Tribuna/Футбол/Блоги/Со своей колокольни/Белорусский гандболист не попал в РГУОР, но дебютировал в высшей лиге в 17 лет

Белорусский гандболист не попал в РГУОР, но дебютировал в высшей лиге в 17 лет

Он был хорош еще в детстве, но столкнулся со стереотипами. Заиграть на новом уровне мешал относительно маленький рост. Но Александр Жиркевич в него поверил, и сейчас он часть «Витязя». Рассказ о Валентине Счастном - перспективном вратаре минского клуба.

Автор — Ivan Sapeha
7 июля 2018, 17:42
Белорусский гандболист не попал в РГУОР, но дебютировал в высшей лиге в 17 лет

Он был хорош еще в детстве, но столкнулся со стереотипами. Заиграть на новом уровне мешал относительно маленький рост. Но Александр Жиркевич в него поверил – и сейчас он часть «Витязя». Рассказ о Валентине Счастном – перспективном вратаре минского клуба.

Про приход в гандбол и первых тренеров

Отец занимался гандболом вместе с Якимовичем, но из-за травмы колена завязал со спортом. В некотором смысле судьба была предрешена: во втором классе родители записали в секцию. Мне было 7-8 лет. Сначала пробовался в поле, но быстро встал в ворота. Так же происходило и в футболе. За домом стояла коробка, на которой я уже с четырех-пяти лет и проводил свободное время. Уже тогда спасать команду нравилось больше, чем забивать.

Поначалу тренировки проходили в щадящем режиме: приходили, играли в футбол, бросали с точек. Постепенно интенсивность увеличивалась. Особенно, когда появились соревнования.

Повезло с первым тренером: Сергей Аркадьевич Кулешов в свое время играл на профессиональном уровне и мог поделиться приобретенными навыками. Он приучил к физической работе и поставил базовую технику. Помогал ему Владимир Александрович Попов. Но больше всех врезался в душу Илья Игоревич Малейко, который работал с нами в старших классах.

Проповедуемая им философия проста: не обращать внимания на силу соперника. И мы начали давать бой и РЦОРу, и Бресту.

Многие из тех, с кем мы играли в детские годы сейчас выступают за молодежную сборную – Чижик, Капаев, Бородич. Нас с детства учили работать. Если кто-то хотел чего-то добиться, приходили до тренировки и оставались после. Такой подход вместе с хорошей базой позволяет верить в успешное будущее ребят.

Про детские соревнования

Лично мне соревнований хватало. Ведь брали играть и за 98-й, и за 99-й, и за 2000-й годы. Набегало 5-6 турниров в год. В десятом классе количество матчей сократилось. В одиннадцатом и вовсе играли только два тура Олимпийских дней молодежи. С каждым годом игр было все меньше и меньше.

Для молодого вратаря важен баланс тренировок и игр. Тренировки дают возможность разбирать матчи и приобретать новые навыки: как правильно отбить, как правильно выбрать позицию, какие делать движения. Но они не могут дать матчевой уверенности и нужного тонуса.

Я играл за команду Минской области. Ее специфика в том, что если в Брестской ребят собирают из  многих городов – Бреста, Малориты, Барановичей, Ляховичей, – то почти все наши ребята представляли Слуцк. Чижик, Секерич, Бородич, Капаев, Стасюк – все из Слуцка. Брали третье место на ОДМ, городской командой побеждали в чемпионате области. Лучших подключали к старшим, играли со взрослыми гандболистами. Игры плечом к плечу с опытными гандболистами (за плечами некоторых профессиональные карьеры) сыграли важную роль в развитии.

Про стереотипы

На постсоветском пространстве до сих пор обращают слишком много внимания на антропометрические данные: вратарь должен быть высоким. Но если посмотреть на шведов, то там есть Паличка, Апельгрен и Андерсон, которые едва ли выше 190 см, но все являются топ-вратарями.

На одном детском республиканском турнире сыграл очень неплохо. В последний день тренер пошел разговаривать насчет устройства в училище. Но представители РГУОРа указали не только на хорошую реакцию, но и на низкий рост (182 см). Обещали связаться со СДЮШОР, но ничего из этого в итоге не вышло.

Про переезд в Минск

Этим летом мы с другом должны были поехать в Гомель на просмотр, но и там не срослось. Друга (он на год младше) забрали в РГУОР, а у меня вариантов не осталось. Решил поддерживать форму, но больший упор делать на учебу. Но и от гандбола окончательно отказаться не смог: все же десять лет отдал этому виду спорта.

Поступил в БНТУ на спортивно-технический факультет. Помогли с тем, чтобы потренироваться в августе-сентябре с РГУОРом. Это был очень полезный период. Стоит сказать огромное спасибо Николаю Николаевичу Зенько, который даже несмотря на то, что нас было пятеро, пытался уделить нам максимальное количество времени.

Про роль в становлении Александра Жиркевича и Андрея Барвиюка

Параллельно о поступлении узнал Александр Сергеевич Жиркевич (он тренировал «Витязь» и университетскую команду БНТУ). С университетской командой начал работать сразу. Уже через неделю Александр Сергеевич пригласил на тренировки «Витязя».

Дебютировал за БНТУ. Команда на этой стадии боролась за пятое место и выиграла. Это отличный результат, ведь у нас не было звездных игроков. Брали свое за счет сплоченности. Помогало и то, что многие играли вместе в детстве, со многими живем в одном общежитии. В команде хорошее взаимопонимание на площадке и за ее пределами. Думаю, у нас хорошие перспективы. Ведь во второй части сезона мы вполне неплохо выглядели и против серьезных команд.

Александр Сергеевич был отличным мотиватором. Он умел найти подход к каждому из нас, подвести нас психологически к матчу и выжать максимум. При Андрее Станиславовиче тренировочный процесс изменился. Он ставит более современный гандбол. Разнообразились упражнения, делается акцент на разнообразных тактиках, увеличилось количество взаимодействий, которые отрабатываются на тренировках.

Предъявляются гораздо большие требования к физике. Если в «Витязе» это не так видно, то на чемпионате ВУЗов это сильно помогло. Буквально за месяц-два вышли на новый уровень. Все, что он нам поставил, работало. За счет «быстрого центра» добивались преимущества.

Про дебют в «Витязе»

Когда ушел Котов, нужно было кого-то дозаявлять. Александр Сергеевич видел, что я много работаю, и дал шанс.

К сожалению, дебютный матч сложился для команды неудачно. Вышел на площадку при большом отставании. Волновался, ведь играли против СКА с такими игроками как Кулеш и Подшивалов, но потом потащил выход один на один от Гарбуза и окончательно обрел уверенность. Думаю, команду не подвел.

Через некоторое время меня выпустили в матче с БГК. К тому моменту уже гораздо больше тренировался и был лучше готов психологически. Знал, что меня выпустят минут на 15-20. Поэтому получилось уже лучше.

В Гродно мне дали отыграть два матча без замен. Неплохо к ним подготовился. Просмотрел все доступные записи матчей соперников. Это помогло: зачастую знал, куда будет бросать соперник.

Сейчас я третий вратарь, играю мало. Но понимаю: чтобы получать больше времени на площадке, нужно много работать на тренировках. Знаю, что все в моих руках.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Официальное заявление
22 апреля 2017, 09:10
14
Все посты