Tribuna/Футбол/Блоги/Кожаный мяч/Самый известный испанец в белорусском футболе

Самый известный испанец в белорусском футболе

Хуан Усаторре

Блог — Кожаный мяч
Автор — Lion
8 мая 2016, 08:00
6
Самый известный испанец в белорусском футболе

Читая статью про ФК «Днепр» в Википедии, не обращал внимание на список известных игроков. Но однажды взгляд остановился на игроке, фамилия которого выделялась на фоне Булыги и Сазанкова – Хуан Усаторре. Полистав интернет, стало понятно, что это действительно достойный игрок, для которого Могилев стал площадкой в большой футбол. 

   Хуан, или Ваня, как его называли, появился в Беларуси в 1961-м, когда удивительный тренер-шатун (пятнадцать клубов за 36 лет  тренерской карьеры) Александр Загрецкий принял могилевский «Химик» и сразу вывел его на четвертое место. Как водится, не обошлось без “банды” на усиление, из которой себя особенно проявили дублер ЦСКА Владимир Гремякин, ставший в «Химике» бомбардиром, и центральный защитник испанского происхождения Усаторре. 

 Хуан Усаторре родился перед самым началом Великой отечественной войны в Москве.

 Отец – Усаторре Ройо Марселино, испанец, во время гражданской войны в Испании командовал дивизией республиканцев. Мать – Мария Кановас Саморано —  сподвижница Долорес Ибаррури, активно поддерживала товарищей по оружию. Они встретились и познакомились в СССР, куда бежали от преследований франкистов. Потом мать была замужем за известным испанским поэтом, писателем и переводчиком Сезаром Муньосом Арконадой и почти четверть века – до возвращения на родину в конце 70-х годов прошлого века – работала главным редактором испанского издания журнала «Советская женщина».

Хуану в детстве пришлось хлебнуть тяжелой жизни вместе с другими испанскими детьми, вывезенными в Союз в тридцатые. Их воспитывали в Ивановском интердоме — единственном в своем роде приюте для детей-коммунистов, уникальном месте, где жили сироты просоветских деятелей со всего мира. Сюда помещали и юных беженцев, вывезенных из горячих точек, а коммунисты разных стран могли отдать детей, пока занимались политической борьбой. Как там очутился Хуан при живших в столице родителях, не очень понятно, но вытащить мальчишку обратно было непросто.

“Председателю Исполкома СОКК и КП (Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. — В.С.) СССР.

Уважаемый тов. Шаронов! Мы хотим отблагодарить общество Красного Креста и Советское правительство за оказанную нам помощь в воспитании нашего сына в интердоме, где он находился полтора года. Благодарим дирекцию и обслуживающий персонал за хорошее чуткое отношение к нашему ребенку.С глубоким уважением, Усаторре и Кановас. Москва, 27.07.1950 г.”.

И на следующий день:

“Председателю Исполкома СОКК и КП СССР от испанского политэмигранта Усаторре Р.М.

Прошу разрешения, чтобы окончательно моего сына ученика 3-го класса интердетдома Усаторре Кановас Хуана перевести в Москву, и для получения нужных документов, чтобы зачислить его в московскую школу”. 

30 июля вопрос решился – мальчик вернулся в семью.

В Москве Хуан записался в секцию футбола. Его кумирами были игравшие в чемпионате СССР испанцы Гомес и Посуэло, и он мечтал тоже надеть торпедовскую форму.  Воспитанник юношеской команды МПС (Министерство путей сообщения) – фактически Хуан был воспитанником школы московского «Локомотива». Оттуда его в 1959-м позвали в спартаковский дубль, за который испанец провел всего один матч. В 1960 году играл за заводскую команду «Каучук» из Ярославля (завод «Резинотехника»). В её составе на 950-летии Ярославля выиграл турнир, посвященный юбилею города. Пробиться в большой футбол в Москве не получилось, и Усаторре принял предложение Александра Загрецкого поехать к черту на кулички — в могилевский «Химик», выступавший тогда в классе «Б» чемпионата СССР.

Сезон в «Химике» сложился для защитника удачно. Иван провел 29 игр в чемпионате и один в кубке. Смог проявить себя в товарищеском матче против ФК  “Беларусь”, как в тот год называлась команда-флагман (ныне – минское «Динамо»), которая ездила по республике и популяризировала себя. «Химик» нежданно дома разгромил «Беларусь» 3:0. Гремякин оформил хет-трик, а Усаторре надежно цементировал оборону днепрян. Тренеры «Беларуси» с удивлением обнаружили в провинции квалифицированных игроков, готовых для класса “А”. По окончании сезона Гремякина и Усаторре перевели в главную команду республики. Футболисты признавались, что переезжали в столицу с опаской: в Могилеве они были боги, а как сложится в Минске, никто не знал.  

В минской команде, которой в 1963 году вернули название «Динамо», Хуан Усаторре провел лучшие свои годы. Стал бронзовым призером чемпионата СССР и финалистом Кубка СССР. Тренеру Александру Севидову удалось подобрать состав, который мог обыграть любого соперника. Вытеснив из основы Бориса Манько, Хуан поиграл год в паре с Радунским, а в звездном 63-м ему подобрали партнера-“автогена”, отлично дополнявшего интеллигента. В центре обороны минчан заблистала непроходимая связка Зарембо — Усаторре, где первый “барбосил”, а второй — “чистил”.

 — Такого нельзя было не заметить. В отношениях с партнерами ровный, покладистый. Интеллектуал. Он был немножко тягучим, но отлично предвидел ситуацию, выбирал позицию и, к тому же, неплохо бежал длинным шагом. Уйти от него было трудно. Мог отдать первый пас. Был защитником, какие на дороге не валялись. Немножко лентяй – на зарядку не ходил. Но выйдет на поле — красавец!” — вспоминал тренер резерва Геннадий Абрамович.

Имея актерскую внешность, Хуан был любителем нарушать режим. В радости молодого общения и алкоголе Хуан себе не отказывал, что до поры сходило с рук. А играл он действительно здорово.

Перед чемпионатом мира в Англии Усаторре позвали обратно в Москву – в «Спартак». И, несмотря на то, что в Минске у него все складывалось как нельзя лучше, испанец решил вернуться. Основная цель – быть на виду у главного тренера сборной СССР Николая Морозова перед «миром». В межсезонье спартаковцы пытались усилить две линии – оборону, куда брали Усаторре, и атаку, где должен был выступать ростовчанин Виктор Понедельник. Но ни тот, ни другой так и не сыграли за основной состав «красно-белых» ни одного матча. Испанец, как и в юном возрасте, ограничился всего одним матчем за дубль, после чего ушел в «Торпедо». 

Получил Усаторре и вызов в сборную в 1966-м. Более того, он попал в заявку национальной команды на чемпионат мира, где сборная СССР добилась своего наивысшего успеха в истории – бронзовых медалей. Но Ваня так и не провел ни единого официального матча за главную команду страны. Даже товарищеского. За исключением восьми неофициальных встреч сборной СССР в турне по Латинской Америке,  Югославии и Европе.

«УБЕРЛАНДИЯ» Уберландия, Бразилия – СССР – 0:2 (0:2)

9 февраля 1966 г.

На 80 минуте Хуана заменил Виктор Гетманов. 

«ГРЕМИО» Маринга, Бразилия – СССР – 3:2 (2:2)

13 февраля 1966 г.

На 46 минуте Хуана заменил Василий Данилов.

«ГРЕМИО» Порту-Алегри, Бразилия – СССР – 2:0 (0:0)

16 февраля 1966 г. 

Провел весь матч.

 «ДЕПОРТЕС» Консепсьон, Чили – СССР – 1:1 (0:1)

26 февраля 1966 г.

Провел весь матч.

«ИНДЕПЕНДЬЕНТЕ РИВАДАВИЯ» Мендоса, Аргентина – СССР – 1:5 (0:2)

6 марта 1966 г. 

Провел весь матч.

«ХАЙДУК» Сплит, Югославия – СССР – 0:2 (0:1)

27 марта 1966 г.

Провел весь матч.

ЧЕРНОГОРИЯ (Югославия) – СССР – 0:1 (0:1)

1 апреля 1966 г.

 Провел весь матч. 

«ШВАРЦ-ВАЙС» Брегенц, Австрия – СССР – 1:2 (1:1)

27 апреля 1966 г.

На 46 минуте Хуана заменил Альберт Шестернёв.

Сборная СССР. Нижний ряд (слева – направо): Месхи, Серебряников, Банишевский, Сабо и Метревели. Верхний ряд: Шестернёв, Яшин, Усаторре, Афонин, Гетманов и Воронин.

После этого его карьера пошла по нисходящей. Из «Торпедо» Усаторре перешел в родной «Локомотив», который в отличие от «автозаводцев», в те годы боролся за выживание и в итоге в 1969 году покинул высшую лигу . Но непосредственно к вылету «железнодорожников» Усаторре отношения не имел. В тот момент он уже защищал цвета кировоградской «Звезды», выступавшей во второй группе класса «А». За «Звезду» защитник сыграл всего 2 матча и из-за проблем с алкоголем, отправился доигрывать во вторую лигу – в московскую команду «Фрезер»

В середине 80-х Хуан Усаторре уехал в Испанию, где хотел стать тренером. Умер в Барселоне в 1989 году. 

Хуан Усаторре действовал на месте свободного защитника. Играл, по мнению специалистов, красиво, вдумчиво, тонко чувствовал позицию. При этом внешне сохранял абсолютное спокойствие – как бы присматривая с высоты своего роста за тем, что делают на поле партнеры и соперники. 

Усаторре был талантливым и незаурядным игроком – сомнений нет. Просто так в ведущем клубе страны по десятку мячей за сезон не забивают, да и в составе сборной на чемпионат мира не ездят. Пусть даже и пассажиром. 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Дняпро - что это было
12 февраля 2020, 22:54
1
Народный Игрок
7 января 2017, 15:51
Ретро дня
4 ноября 2016, 21:06
фк савит
24 марта 2016, 10:35
1
история Спартака
14 мая 2015, 14:54
Все посты