Tribuna/Хоккей/Блоги/DIY/Как одна из главных в прошлом хоккейных надежд Беларуси попалась на допинге и чем это закончилось

Как одна из главных в прошлом хоккейных надежд Беларуси попалась на допинге и чем это закончилось

Талантливый белорусский нападающий вернулся в большой хоккей после истории с допингом.

Блог — DIY
Автор — Иван Грунтов
21 ноября 2016, 22:59
7
Как одна из главных в прошлом хоккейных надежд Беларуси попалась на допинге и чем это закончилось

История Михаила Стефановича и его ошибки, стоившей очень дорого. Помните, как мы ждали этого парня в НХЛ?

В ноябре 2014 года хоккейная общественность была ошарашена новостью о том, что в карьере талантливого белорусского нападающего Михаила Стефановича может случиться бессрочный перерыв. Допинг-проба, взятая у хоккеиста 26 октября в Ангарске после матча его «Дизеля» с местным «Ермаком», оказалась положительной.

- Все произошло по моей глупости, – признается Михаил спустя два года после той истории. – Купил в магазине пищевую добавку. Показал доктору – тот сказал, все нормально. На коробке ничего лишнего написано не было. После одного из матчей прошел допинг-контроль – обычная процедура, на которой бывал не единожды. Лишь спустя некоторое время узнал, что проба оказалась положительной.

Конечно, обидно, что так вышло. Но виноват сам: положился на себя, не посмотрел, не проверил дотошно. В будущем подобной ошибки не допущу. Что конкретно обнаружили? Честно говоря, название не запомнил – длинное какое-то.

- Твоя реакция после сообщения о том, что попался?

- Шок! Потренировался, пришел домой – звонок: «Получили заказное письмо?» Нет, говорю. Спуститесь, мол, к почтовому ящику. Открыл конверт – там уже была вся информация: что нашли, куда позвонить, как дальше действовать. Переварил, конечно, не сразу...

Российское антидопинговое агентство РУСАДА отстранило Стефановича от участия в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях под эгидой IIHF до подтверждения или опровержения результатов теста. Расследование затягивалось. Хоккеист надолго оказался в подвешенном состоянии, потеряв возможность заниматься любимым делом. Пробу «В» вскрывали что-то около полугода – окончательный вердикт был вынесен лишь в конце апреля 2015-го. И звучал он неутешительно: двухгодичная дисквалификация. Все это время Михаил находился в расположении «Дизеля».

- В клубе дали время подумать, осознать случившееся. Всячески подбадривали, хотя тренироваться с командой я не имел права. Но моральную поддержку чувствовал, да и двери того же спортивного зала для меня всегда были открыты. Форму не терял, надеялся все-таки, что проба «В» не подтвердится. В таких ожиданиях сезон и закончился. Команда вылетела из плей-офф, всех распустили, тогда и я уехал. Если бы сказали раньше, возможно, еще успел бы поиграть.

Новость об уличении в допинге прилетела к Стефановичу на рубеже 25-летия, но на его желании продолжать играть абсолютно не сказалась.

- Мысли о том, чтобы закончить с хоккеем, даже не возникало, – отрезает Михаил. – Куда мне? Еще молодой, вагон сил и желания! Все кругом понимали, что по глупости всякое случается. Каждый мог попасть в похожую ситуацию. Сейчас иногда ребята подкалывают, мол, есть какие-нибудь биодобавочки употребить? Нет, говорю, исключительно водичка :). Кроме как к тому, что стоит в раздевалке, сейчас даже не притрагиваюсь. С одной стороны, грустная история, но с другой – услышал очень много слов поддержки, которые облегчили этот период.

- Принял новость как есть, – продолжает Стефанович, практически на сезон отлученный от хоккея. – И сразу стал искать варианты. У меня на это было целое лето. Готовился к сезону, особо не расстраивался – самое тяжелое оказалось позади. Если Миха (Андрей Михалев – прим.) в 36 лет еще продолжил, что мешает мне сделать то же самое в молодом возрасте?

В отличие от белорусского ветерана, Стефанович оставался без хоккея около года вместо двух. Осенью 2015-го Михаил уехал в Северную Америку, которая не подпадает под юрисдикцию IIHF – в свое время по такому же пути пошел, например, Руслан Салей. Содействие в переезде за океан нападающему оказывал агент, – знаменитый в прошлом советский голкипер Александр Тыжных, – а также экс-одноклубник по «Гомелю» швед Филип Бьорк.

- Он сам на меня вышел, – вспоминает Стефанович. – Выразил сожаление, что приключилась такая ситуация, предложил пару вариантов в Америке. Филип пару, агент пару – было, из чего выбирать. Мне же выбирать не хотелось. Сказал, что поеду в ту команду, которая первая предложит контракт – чтобы от души отлегло, чтобы появилась возможность спокойно готовиться к сезону, заниматься визой. Ближе к концу июля все решилось.

Михаил договорился с командой Rapid City Rush, выступающей в Хоккейной лиге Восточного побережья (ECHL).

- Я немало поиграл за океаном по юниорке, – говорит нападающий. – Возможно, не будь того опыта, никуда бы и не уехал. Но в Америке хорошо меня знали, знали мои возможности и способности, что в немалой степени помогло устроиться.

В Северной Америке Стефановича поджидала еще одна напасть: вскоре после приезда в новую команду нападающий угодил в лазарет.

- На второй или третьей тренировке выполняли какое-то упражнение, пошли в единоборство. Защитник сбил меня, я влетел в борт и сломал руку. Начало вышло, мягко говоря, неприятным :), – Михаил усмехается, вспоминая тот случай. – Проскочила мысль, что кто-то будто сглазил, но это все больше из подсознания. Раз случилось – так должно было случиться. Сильно не расстраивался, тем более, в команде меня тоже здорово поддерживали: «Ждем, ждем, ждем».

Стефанович официально вернулся на лед 18 ноября 2015-го – ровно через год после матча за «Дизель» против Балашихи в ВХЛ, ставшего для форварда последним в том сезоне. Уже через два дня местные комментаторы вовсю эмоционировали от игры белоруса: хет-трик в ворота «Юты»!

- Начал действительно удачно, – соглашается Михаил. – Потом, правда, то вниз, то вверх. Было тяжеловато. За океаном немного другой хоккей, да и на матчи можно было выставлять только три звена. То есть, играешь постоянно. Сразу было непросто, потом привык. Стартовали в сезоне мы неплохо, но впоследствии что-то пошло не так. Раз проиграли, другой, после нового года вообще влетели 10 подряд... Настроение было соответствующим – а там уже и сезон закончился. Не самый приятный в плане командного результата, но главное, что я играл в хоккей.

В ECHL Стефанович набрал 30 (19+11) очков в 52 матчах чемпионата, трижды отметившись хет-триком. Конечно, это не те «70+» результативных баллов, которые были у форварда три сезона подряд в Юниорской лиге Квебека во времена выступления за Quebec Remparts, но главной новостью здесь стало то, что за год простоя Михаил не утратил присущее ему голевое чутье.

- Переход из юниорского хоккея у меня затянулся, – вспоминает свой яркий заокеанский опыт 98-й номер драфта-2008. – В первый год был шанс попасть в «Торонто Марлис», мы съездили на турнир, но там не все получилось. На второй год долго сидел, дали поиграть всего пару раз. Затем внутри появилось чувство, что хочется не лавку полировать, а выходить на лед. Как раз появился вариант с минским «Динамо». Но и там я играл немного. Мог остаться за океаном, однако в ту пору, наверное, был еще молод, хотел чего-то лучшего, хотел больше времени проводить на льду.

Двухгодичная дисквалификация подходила к концу, но для ее официального завершения Стефановичу нужно было вернуться из Нового Света в Старый. Легионерский этап вновь поставлен на паузу. Согласно законам IIHF, дисквалифицированный за допинг игрок может заключать контракт с новым клубом за два месяца до истечения срока отлучки от хоккея. Михаил данной опцией воспользовался и в конце сентября официально подписался с «Неманом».

- Созвонились, поговорили о том, когда я могу тренироваться, когда играть, обсудили условия контракта. После приехал, удачно прошел просмотр – все-таки могли ведь и не оставлять.

- До истечения срока дисквалификации оставалось еще порядка двух месяцев. Не говорили, мол, перезвони попозже?

- Нет. Если бы не получилось с Гродно, возможно, нашел бы какой-то другой вариант. Но в «Немане» пошли навстречу – спасибо клубу за поддержку, за веру в меня! Теперь остается только возвращать все своей игрой.

- Почему не «Гомель», в котором выступал до отъезда в ВХЛ?

- Я и там, и там многих ребят знаю, со многими поиграл. Почему бы не попробовать себя в другом клубе? Поверил в Гродно и абсолютно не разочарован. Немного обидно, что кубок взяли без моего непосредственного участия, но, с другой стороны, и приятно, потому что случилось это при мне – значит, какую-то помощь команде оказал.

На открытие бомбардирского счета в экстралиге Михаилу понадобилось всего несколько смен и порядка 18 минут. В той же первой игре с «Могилевом» Стефанович отметился и дебютным голом, забросив в начале третьего периода. Всего же после четырех матчей чемпионата в активе форварда 6 (2+4) результативных баллов – вторую шайбу форвард оформил на днях в ворота «Металлурга».

- Миша в хороших физических кондициях, – говорит главный тренер «Немана» Сергей Пушков. – Единственное: не хватало игровой практики. Думаю, через игры он добавит. А в остальном выглядит прилично.

- Первые пять очков можно не считать, – скромничает сам нападающий. – Это был такой втягивающий хоккей, который мне сейчас был необходим – все-таки с апреля не играл. В первом матче было тяжеловато, во втором уже полегче, а с «Металлургом» вообще легко! :)

Амбиции талантливого хоккеиста вряд ли ограничиваются чемпионатом Беларуси, но далеко вперед Стефанович пока не заглядывает:

- Для начала нужно доиграть сезон, показать себя с лучшей стороны. Дальше уже время покажет. Возможно, появятся варианты в Европе или в России. Надеюсь, и в сборной меня еще не забыли – очень постараюсь напомнить! Но здесь и сейчас – только «Неман» с его планами и задачами.

Во время нашей беседы Михаил спокойно рассуждает о случившемся два года назад, и, по всему видно, рад, что говорить об этом можно уже в прошедшем времени. Однажды 26-летний нападающий оступился, но стойко принял удар судьбы, не усомнился в себе и не бросил любимое занятие. Впереди у Стефановича много хороших матчей, свидетелями которых мы наверняка окажемся. Они станут лучшим ответом тем, кто поспешил разувериться в возможности Михаила вернуться в большой хоккей.

- Да, история закончилась, но о ней все равно будут помнить. Она останется в моей памяти, страницей в моей биографии. Неприятно, но что поделать? Сейчас все в прошлом, я могу играть. Это прекрасная новость!

Что ж, с возвращением, Стифмейстер!

Другие посты блога

Все посты