Tribuna/Хоккей/Блоги/DIY/Александр Бойков: «Костицыны и Калюжный безобразно себя проявили»

Александр Бойков: «Костицыны и Калюжный безобразно себя проявили»

Эксперт КХЛ-ТВ разбирается в причинах провала сборной Беларуси на чемпионате мира.

Блог — DIY
Автор — Иван Грунтов
16 мая 2016, 13:00
15
Александр Бойков: «Костицыны и Калюжный безобразно себя проявили»

Эксперт КХЛ-ТВ разбирается в причинах провала сборной Беларуси на чемпионате мира.

Нападающий Александр Бойков, поигравший в «Крыльях Советов», ЦСКА, «Ладе», «Атланте», «Сибири», «Северстали» и сборной России, завершил карьеру в 2012 году, а в 2014-м стал экспертом КХЛ-ТВ. Богатый игроцкий опыт позволяет ему отлично ориентироваться в происходящем на площадке, подмечая детали, недоступные обычным любителям хоккея. Эфиры с участием Бойкова всегда наполнены интересными подробностями.

На чемпионате мира 2016 года Александр внимательно следит за событиями питерской группы, в которой выступает сборная Беларуси. Подопечным Дэйва Льюиса остается провести один матч, но уже сейчас понятно, что их выступление получилось совсем не таким, какого все ожидали. По просьбе Tribuna.com Александр Бойков объясняет произошедшее.

- Как бы вы охарактеризовали выступление сборной Беларуси в Питере?

– На мой взгляд, белорусы провалили турнир. Они проиграли всем фаворитам, что было ожидаемо, но и в матчах с прямыми конкурентами за выход в четвертьфинал – немцами и тем более венграми – не выглядели хорошо подготовленной командой. Да и вообще командой, готовой всеми четырьмя звеньями помогать друг другу на площадке.

Было понятно изначально, что сборная Беларуси – команда средних возможностей. Но при этом соперники на фоне белорусов, даже венгры, выглядели более организованно, показали более отлаженную систему игры: имею в виду и форчекинг, и позиционную оборону, и действия лидеров.

- Дэйв Льюис не раз повторял, что ждет от ведущего звена большего.

– Лидеры, если таковыми называть Калюжного и братьев Костицыных, на которых делалась ставка, в том числе в большинстве, разочаровали. Они показали слишком низкую эффективность реализации, хотя возможностей было предостаточно. Непонятен и упор Льюиса на это сочетание, когда игра у парней явно не шла. Что значит «не шла»: хоккеисты допускали очень много потерь, оказались не в лучшей форме. В условиях той настырной игры, которую продемонстрировали прямые конкуренты белорусов, форварды ударного звена часто ошибались, плохо вели борьбу, постоянно проигрывали единоборства за нейтральные шайбы. Безобразно себя проявили, на мой взгляд.

- Почему так произошло?

– Здесь несколько причин. Прежде всего, мотивация. Я ее не увидел. На чемпионат все приехали бороться, сражаться. Даже венгры, в составе которых лишь несколько хоккеистов играют в европейских лигах на ведущих позициях. Но они сражались. Это импонирует и вызывает уважение. Этого нельзя не заметить. Венгерские игроки много ошибаются, но при этом отдаются, сражаются, чего я не увидел у тех же Костицыных. Связываю это с физическими кондициями, в которых братья подошли к турниру. Для того, чтобы выигрывать единоборства, поддерживать темп игры, нужно «физику» выводить на предельный уровень. Этого не было, вследствие чего хоккеисты проигрывали борьбу даже в матче с венграми.

- Поражение от мадьяров повергло белорусских болельщиков и специалистов в шок. Что это было?

– Объективно матч команда проиграла вчистую. Моментов венгры создали не так много, но, что любопытно, добились хорошей эффективности, забросив после нескольких контратак, возникших вследствие белорусских потерь, брака при приеме шайбы, неточностей в передачах. Прошлый чемпионат мира показал: даже имея в ростере средних, но хорошо подготовленных и предельно мотивированных хоккеистов, можно добиваться приличных результатов.

- Стоит ли кивать на неоптимальность состава, оправдывая игру сборной Беларуси?

– Команда не стала в этом плане слабее. Понятно, что ее могли усилить люди, которые добавили бы мощи в отдельных аспектах игры. Я говорю про Бэйлена, Грабовского, Денисова, способного внести некий физический компонент, которого не хватало. Но вмешались объективные причины – травмы. Тот же Лингле мог выступить успешнее, проведи он полноценный сезон в клубе. Это мастеровитый игрок. Или взять Плэтта – он явно не впечатлил.

Но здесь необходимо говорить о деталях. Если мы обсуждаем белорусов, нельзя не упомянуть очень слабую линию обороны. То есть навыки и возможности белорусских защитников уступают навыкам и возможностям игроков данного амплуа из других сборных. Это существенным образом сказывается на таких аспектах, как выход из зоны и позиционная борьба, что ведет к проигрышу позиций и большому количеству удалений вследствие низкой квалификации. На фоне усталости эти компоненты начинают проявляться ярче.

Будь хоккеисты посвежее, как, например, в первом периоде матча с финнами, недостатки можно было нивелировать. Это был очень хороший отрезок, лучший для белорусов на чемпионате. Но дальше мы ничего подобного не видели. То есть возможность поддерживать темп игры и не уступать в движении отсутствовала. Командная скорость и командные взаимодействия все-таки во многом зависят от квалификации хоккеистов. Но Льюису по объективным причинам не удалось взять других ребят.

- Тем не менее, выбор был. За бортом остались, например, опытные Усенко и Филичкин. Считаете, тренер ошибся, положившись на молодежь?

– Не вижу ошибки. Там сопоставимый уровень. Может, кто-то немного опытнее. Не исключаю, что ставка делалась именно на предельную мотивацию вызванных ребят. Чемпионат показал их реальный уровень, вот и все. Для ребят это хороший опыт, чтобы прогрессировать дальше. Парни-то совсем молодые.

- Опорой сборной Беларуси во все времена были вратари. Нынешний чемпионат демонстрирует их неготовность или слабость обороны?

– Все вместе. Возможно, вратари сыграли не лучшим образом, но такого количества контратак, бросков из стопроцентных ситуаций, потерь, обрезок и совершенных ошибок нельзя было допускать. Хороший игрок отличается от среднего или плохого тем, что может принять гораздо больше правильных решений, находясь в дефиците времени. В том числе на фоне усталости. Белорусам же не удавалось в силу своего уровня утомить соперников настолько, чтобы те делали больше ошибок.

- Можно ли выделить кого-то из нашей команды на этом турнире?

– Степанова. Он явно выделяется: агрессивностью, результативностью, неуступчивостью, несогласием с тем, что происходит на площадке. Его успешные действия отражены и в статистических подробностях – в количестве единоборств, которые он выигрывает, в набранных очках. Если бы ребят с такой же мотивацией, как у Степанова, оказалось больше, у белорусов появилось бы больше шансов.

- Не лучшим образом действуют в течение чемпионата спецбригады сборной.

– Большинство – просто безобразие. Но и здесь я вижу объективные причины. Будь Бэйлен на синей линии, проблем оказалось бы меньше. А уровень, к примеру, Устиненко, который в последнем матче выходил в бригаде большинства, не соответствует задачам, которые ставятся перед хоккеистами на этой позиции. Не хочу никого обидеть, говоря об уровне, но это объективная реальность. Плохой прием шайбы, диагональные передачи, которые перехватываются и оборачиваются голами в твои ворота, неспособность отдать точный пас, что сказывается на начале атаки и утомляет нападающих, – все это негативно влияет на игру.

Совсем не получилось у белорусов меньшинство. А ведь это схемы, которые отрабатываются. Многие команды на турнире прекрасно действуют в меньшинстве. Не понимаю, почему белорусы не смогли наиграть четверки пенальти-киллеров. Понятно, что три соперника-фаворита на старте могли психологически погубить команду, но все равно должна быть стратегия. Некоторые вещи ты можешь нарабатывать и использовать в дальнейшем. Меньшинство же как было слабым компонентом на старте, так и осталось им впоследствии.

Что получаем? Плохая игра в равных составах, безобразные действия спецбригад, проблемы у лидеров – вот причины, приведшие к такому выступлению.

- Матч со словаками вернул белорусским болельщикам надежду и веру в команду, которую перечеркнула игра с немцами. Выходит, тот третий период, выигранный со счетом 4:0, был лишь всплеском?

– Всплеском на словацком фоне. Команда Здено Цигера здесь также выглядит бледно, пускай и сохраняет шансы на выход в четвертьфинал после победы сборной Германии над США. Кстати, был уверен в том, что немцы одолеют белорусов. Я работал на всех матчах сборной Германии, анализировал их состав. У немцев в ростере хоккеисты, которые набирают по 50-60 очков в своем чемпионате. Там 17 представителей DEL-лиги, приехало усиление из-за океана: Грайсс, Эрхофф, Хольцер. Видна командная работа. И выводы, кстати, тоже делаются. После стартового поражения от французов Штурм перевернул звенья, кого-то посадил в запас, Драйзайтля убрал от Ридера и Раймера, вернул ранние сочетания, сформированные по клубному принципу. То есть, проявил гибкость, и все это начало сказываться уже в следующих матчах. Поэтому я вообще не давал никаких шансов белорусам в игре с немцами.

А вот в матче с венграми ставил 50 на 50, потому что мадьяры выглядели как команда, отлично работали. Черномазу удалось из своих хоккеистов сделать боеспособный коллектив, хотя по мастерству никто из них не превосходит белорусов. Но некоторых вещей можно добиваться за счет предельной мотивации, концентрации и нацеленности на результат. Пожалуй, это то, в чем белорусы проиграли здесь всем.

- Было ли заметно, что команда разобщена, нет единого коллектива?

– По матчу с венграми – да.

- Льюис говорил, что белорусы смотрелись неплохо и в матче с венграми, и на отдельных отрезках по ходу турнира. Это попытка сделать хорошую мину при плохой игре или все-таки было что-то позитивное в действиях белорусов?

– Когда твой тренер говорит, что команда на фоне венгров смотрелась неплохо, это уже что-то странное. Даже само слово «неплохо»... Приехали хоккеисты, когда-то выступавшие в НХЛ, приехали опытные ребята, игроки из КХЛ. Но сподобились только на «неплохо». Проблема есть. В том числе она кроется в том, что большая группа хоккеистов белорусской сборной в своих клубах явно не на первых ролях. В отличие от той же команды Германии, где собраны игроки ведущих звеньев, за исключением Кинка и Зайденберга. Все остальные – ключевые хоккеисты. Если игрок имеет опыт вытаскивать матчи и реально влиять на результат, это большое подспорье. И большая разница с ситуацией, когда у игрока такого опыта нет. Брать в таком случае можно только предельной концентрацией и физической готовностью, которые зависят друг от друга.

- Вы не раз упомянули о физических кондициях белорусских игроков. После поражения от венгров Льюис сказал, что готовил команду точно так же, как и к прошлому чемпионату. Да и в тренерском штабе сейчас работают те же люди. Тогда все восхищались Владимиром Буре, поставившим «физику» на уровень, позволявший белорусам играть в активный хоккей на протяжении всего матча. Считаете, сейчас имели место пробелы в подготовке?

– Год на год не приходится. У хоккеистов были разные сезоны. Что работало вчера, сегодня может уже не работать. Хоккей – быстроменяющаяся игра, где многое зависит также от соперников. Если вчера ты готовился одним образом, и это сработало, это вовсе не значит, что сработает в следующий раз. Соперник может подготовиться по-другому. У тех же венгров времени перед матчем было больше. Они также проиграли канадцам, финнам и американцам, но сражались там. Реально сражались. Беларусь же делала это только один период – первый с финнами. Как тут говорить о том, что не было допущено ошибок в подготовке? Конечно, они были. Где и в чем – разбираться необходимо внутри команды. Нужен анализ. Если бы были данные о реальном физическом состоянии игроков, можно было бы сделать вывод, насколько хорошо была функционально готова команда.

Но есть еще один важный момент, который нужно учитывать. Существует функциональная сторона подготовки команды и ментальная. Эти вещи должны быть увязаны. Если ты готов физически на сто процентов, а ментально не готов совсем, то не сможешь реализовать, что требуется. Вполне применимо к нынешней сборной Беларуси. Возможно, с «физикой» у хоккеистов все было в порядке, но голова не позволила превратить это в преимущество.

- Сборные Беларуси, Латвии и Казахстана, использующие модель «базового клуба», на этом чемпионате борются за выживание. Говорит ли данный факт о неэффективности такого подхода?

– Кто в минском «Динамо» решает основные задачи по достижению результата? Легионеры. Соответственно, все остальные где-то на подхвате: в третьем-четвертом звене, чтобы отнять немного времени, побороться, не пропустить и постараться иногда забросить. Это отображено в статистике многих хоккеистов из ростера сборной Беларуси. В своих клубах они не сильным образом влияют на результат. Поэтому модель, возможно, и оправдана, но не в таком виде.

С другой стороны, КХЛ – профессиональная лига, где собраны профессиональные игроки. Здесь нельзя никого тянуть за уши. Ты либо соответствуешь уровню, либо уходишь. Поэтому белорусы, у которых происходит смена поколений, вынуждены ставить иностранцев на ведущие роли, чтобы оставаться конкурентоспособными в чемпионате.

- Какая-то безвыходная ситуация получается.

– В какой-то степени. Выход: готовить молодых игроков с высоким индивидуальным уровнем, как это делали финны, шведы, как делают американцы. У них всегда есть подпитка, потому что давно идет системная работа. Но это процесс лет на 10, а результат нужно давать уже сегодня. И вот сидит менеджер, думает: «Каким образом?» Давайте натурализуем канадцев. Выход? Выход.

- На смену Андрею Ковалеву в минское «Динамо» пришел Крэйг Вудкрофт. Назначение выглядит рискованно, учитывая опыт специалиста.

– Риск всегда есть. Тренер должен вписаться, найти общий язык с игроками. В прошедшем сезоне ведущие хоккеисты минского «Динамо», на которых делалась ставка, часто оказывались в лазарете. Возможно, это следствие летней подготовки. Или пробелов в ней. Одно с другим связано. Посмотрим, как пойдет у Вудкрофта. Сезон покажет.

- Специалист заявил, что собирается привить «Динамо» атакующий хоккей. Верите в это?

– Не знаю. Но приведу пример. Сейчас на лавке сборной Финляндии стоит Юкка Раутакорпи – человек, придумавший систему игры, по которой живут все сборные. Он на два года ушел из «Таппары» и разрабатывал схемы подготовки, игры в атаке, защите, прохода средней зоны, большинства, меньшинства. То есть, человек целую концепцию написал, по которой все играют. Затем он приехал в хабаровский «Амур» и какого результата добился? Его уволили в конце сезона.

Для того, чтобы все работало системно, необходим системный подход на всех уровнях – от менеджмента и подбора игроков до концепции развития клуба. Такие квалифицированные тренеры, попадая в хаотичное пространство, не могут реализовать свои возможности. Выводы делайте сами.

- Как оцените перспективы сборной Беларуси остаться в элите?

– Думаю, у венгров нет шансов в матче с немцами. Касаемо белорусов: все зависит от них самих. Французам, с одной стороны, не грозит вылет в первый дивизион, но с другой – есть понятие спортивной гордости. Не думаю, что Франция подойдет к матчу без уважения к тому труду, который они уже проделали на чемпионате и до него. Команда у «трехцветных» такая же организованная, как у немцев, хотя игроки чуть менее квалифицированные. Белорусам будет непросто их обыграть – это очевидно. Того уровня, который они продемонстрировали в матче с венграми, точно будет недостаточно.

Фото:sportizen.ru

Другие посты блога

Все посты