Tribuna/Футбол/Блоги/Железный дровосек/«Когда клуб не платил зарплату, работал на автомойке». Первый тринидадец в белорусском футболе

«Когда клуб не платил зарплату, работал на автомойке». Первый тринидадец в белорусском футболе

Увлекательная история легионера “Ислочи”.

Автор — Тарас Щирый
27 марта 2017, 19:16
13
«Когда клуб не платил зарплату, работал на автомойке». Первый тринидадец в белорусском футболе

История новичка «Ислочи» Уэсли Джона.

Футболистами из дальнего зарубежья в Беларуси никого не удивишь. Даже парни из Японии и Габона узнали о существовании на карте Жодино и Слуцка. Но страны Карибского бассейна – история другая. Ребят из Вест-Индии до 2017 года надолго в Беларусь не заносило. Пионером стал тринидадский защитник Уэсли Джон, подписавший на днях контракт с «Ислочью». Тарас Щирый не стал терять времени, встретился с Джоном и услышал от него пару историй.

***

В Минске Уэсли Джона пока живет в «СпортТайме». Это гостиница. Со стороны напоминает обычную серую девятиэтажную панельку, а внутри – вполне себе сносный отель с инсталляцией на рецепции, посвященной футбольному «Динамо». Джон обитает здесь уже несколько недель. Говорят, не очень любит белорусскую еду и больше специализируется на наггетсах и пицце. Поначалу отказывался даже от салата оливье. Но когда попробовал, так понравилось, что теперь не оторвать. А вообще, тринидадец – очень позитивный парень. После знакомства возникает ощущение, что у него все время какой-то праздник. Джон часто жестикулирует и с улыбкой рассказывает о своей карьере, в которой к 25 годам футболиста нашлось место всему. Взгрустнул Уэсли лишь раз. Когда рассказал о… Нет, давайте обо всем по порядку.

Снег

– В Минске я, наверное, уже пять недель. Все еще живу в гостинице. Она, как мне кажется, считается спортивной, поэтому здесь проживает много разных команд. К примеру, в последнее время тут жили хоккеисты, до это еще кто-то. Ни с кем, правда, пока не общаюсь. Я не знаю русского языка. Это, конечно, доставляет определенные сложности, но ситуация для меня не новая. До этого я играл в Сальвадоре, где все разговаривают только на испанском, которого я тоже не знаю. Главное, что понимаю футбольную терминологию. В Беларуси я уже выучил некоторые футбольные слова. Например, «лива», «права». Еще могу сказать «шпашиба». Языка не знаю, но есть желание его учить.

- Как тебя вообще сюда занесло?

- В позапрошлом году провел шесть месяцев на Кипре в клубе высшей лиги «Бостанчи Багчил». Думал, что еду в чемпионат, где играет АПОЭЛ, а оказался вместе с другими тринидадцами в Северном Кипре, турецкоязычной части острова. Если прогуглишь, все сможешь понять об этом регионе.

- Я в курсе, что между двумя частями из-за конфликта интересов у греков и турок напряженные отношения.

– Да, и я играл в лиге, которая официально даже не признана ФИФА. Если бы был шанс уехать играть на юг, я бы, наверное, поехал. Но такого варианта не возникало.

- Получается, что тебя обманули?

– Давай будем считать, что это был такой опыт. Так вот, прошло какое-то время, и мой кипрский менеджер свел меня с белорусским агентом Евгением Гайдуком. И когда я узнал об интересе со стороны «Ислочи», подумал, что для меня это хороший вариант, возможность попасть на европейский рынок. Честно говоря, о Беларуси я тогда практически ничего не знал. Был наслышан только об одной команде. Пытаюсь вспомнить название... Это лучшая команда вашей страны. Как АПОЭЛ на Кипре.

- Может, БАТЭ?

– Точно, БАТЭ. Помню, как эта команда встречалась с «Барселоной» в Лиге чемпионов и проиграла. Очевидно, что это клуб очень высокого уровня. В ЛЧ против «Барсы» плохие команды не играют. Это все, что я до недавнего времени знал о Беларуси. Когда прилетел в вашу страну, на улице была минусовая температура. И это притом, что на моей Родине температура достигала 25-27 градусов тепла, для Тринидада и Тобаго это нормально. Но когда из такой температуры сразу попадать в минусовую – это ощутимая разница. Когда прилетел, вокруг лежал снег. У меня была одежда, но ее было недостаточно. Не было даже перчаток для тренировок.

- Ты видел снег раньше?

– Да, пару лет назад, когда летал с семьей отдохнуть в Нью-Йорк. Но я до «Ислочи» никогда не играл в футбол на снегу. И это, я тебе скажу, сложно для меня, для моего тела, для моих мерзнущих рук. Но главное, умом я понимал, что нужно делать на поле. С этим вообще никаких проблем не было.

Что касается всего остального, я пока слишком мало времени провел в Минске, чтобы сделать какие-то выводы. Нужно подождать несколько месяцев. А так вся моя жизнь здесь состоит из маршрута тренировка – дом – тренировка – дом. Однако за короткое время успел почувствовать, что в «Ислочи» очень хорошая организация работы. С каждым днем мы становимся сильнее и сильнее. В Тринидаде и Тобаго тоже много работал с мячами, но здесь все профессиональнее. Единственное, что не все говорят на английском. Но мне помогает во всем помощник главного тренера Паша (Павел Плют – Tribuna.com) или наш видеооператор. Все остальное я запоминаю по планшету. 

После тренировок я обычно никуда не хожу. Был только однажды в каком-то хорошем торговом центре, где покупал себе одежду. Немного успел посмотреть город. Красивый. Что интересно, все население Тринидада и Тобаго составляет 1,3 миллиона человек. Получается, в одном Минске проживает больше людей, чем во всей нашей стране. Она у нас маленькая, состоит из двух островов.

- Если турист попросит тебя коротко описать Тринидад и Тобаго, что ты ему скажешь?

– Скажу, что это рай.

- Неплохо. Почему?

– Во-первых, это одно из самых солнечных мест на планете, во-вторых, у нас множество прекрасных пляжей, а в третьих, в Тринидаде и Тобаго проводят очень много зрелищных фестивалей, карнавалов с песнями и танцами. Они длятся на протяжении нескольких дней. Все, кстати, едут в отпуск на Тобаго. Там есть все все для хорошего отдыха.

- Хорошо, а как тогда ты отдыхаешь в Минске?

– Сижу в телефоне и общаюсь по видеосвязи со своей семьей через WhatsApp или Facetime. Держу связь с другом Обри Дэвидом, выступающим в чемпионате Финляндии, постоянно переписываюсь со своей девушкой Кинел. Она, кстати, мне прямо сейчас пишет. Воспитываем вместе дочку. В марте Ариане исполнилось три года. Подожди, сейчас их покажу, - Уэсли достает айфон и показывает улыбчивую девушку с ребенком возле вольера с фламинго. – Это мы гуляем в зоопарке в Порт-оф-Спейне, нашей столице. С Кинел я знаком очень давно. Мы учились в одной школе в нашем округе Пойнт-Фортин. Она жила в двух минутах от меня, но серьезно встречаться начали лет пять назад. Возможно, она даже приедет ко мне в Минск, но все упирается в ее работу. Раньше Кинел серьезно занималась теннисом, даже выступала за сборную Тринидада и Тобаго, но сейчас уже не играет, а тренирует детей в одной из школ.

 

- А твои родители интересуются спортом?

– Нет, моя мать работает в госпитале, а папа в нефтяной компании. Отец вообще спортом никогда не увлекался, зато его брат Эйвери вырос в очень успешного футболиста. Дядя выступал в чемпионате Ирландии, в МЛС, провел много матчей за сборную Тринидада и Тобаго. Играл на позиции левого защитника и смотрелся достаточно хорошо.

У нас как? Ты или играешь в крикет, или играешь в футбол. Кстати, самыми богатыми людьми Тринидада и Тобаго являются cпорсмены и бизнесмены. Я увлекся футболом. С самого детства все свободное время в нашей деревне, нашем районе отдавалось футболу. Мы играли везде, где только можно. Если была возможность, бегали с мячом, но нам его часто заменяла пластиковая бутылка из-под напитка Chubby, на четверть заполненная камешками. Так мы проводили каждый день, и для нас это было счастье.

В детстве я коллекционировал наклейки. В моей комнате в родительском доме стены были заклеены плакатами с изображением Роналдиньо и Роналдо, Тьерри Анри, Стивена Джеррарда. Но нашим главным кумиром был Дуайт Йорк, выступавший за «Манчестер Юнайтед». Он был просто суперзвездой в Тринидаде и Тобаго. Многие мальчишки хотели быть похожими на него, победителя чемпионата Англии и Лиги чемпионов.

Вместе с бабушкой ездил на матчи сборной (от нас 2,5 часа езды до столицы), за которую играл мой дядя. Посетил в детстве очень много матчей. Но особенно хорошо запомнил квалификацию к чемпионату мира-2006, на который пробилась команда. После одного из поединков мы с бабушкой пошли в гостиницу, где жила наша сборная, и дядя подарил мне футболку сборной с автографами футболистов. Свою роспись на ней оставил и Дуайт Йорк. Честно говоря, вместе с моим кузеном мы гордились, что имеем такие джерси. Больше ни у кого таких маек в Поинт-Фортин не было.

Я с детства хотел играть за национальную команду, и в прошлом году моя мечта осуществилась. Дебютировал в товарищеской игре против Перу, а потом принял участие в матче против Уругвая Эдинсона Кавани. Он, конечно, очень умный футболист. Не столько быстрый, сколько резкий и умный. Кавани реально доставил мне ряд проблем. В том матче я заработал пенальти. До сих пор прекрасно помню тот момент. Такое ощущение, что это произошло только вчера. Я потом всю ночь не спал: переживал, что плохо сыграл. После этого за сборную больше не выступал, но, надеюсь, еще получу возможность проявить себя. Думаю, я двигаюсь в правильном направлении, а выступление в чемпионате Беларуси мне в этом поможет.

Свою футбольную карьеру я начинал с детских зональных соревнований. Это нижний уровень футбольной системы Тринидада и Тобаго. В нашей зоне играло примерно 10 команд. Условия были очень плохие. В Тринидаде и Тобаго, в отличие от Беларуси, практически везде играют на натуральных полях. Но те площадки, где играли мы, были некачественные. На них то росла трава, то не росла. Раздевалок и душевых вообще не было. Приходили, переодевались на поле и мылись уже после того, как возвращались домой.

На гостевые матчи добирались на автобусе. Я уже не помню его марку, но это был старый, маленький желтый автобус от частного перевозчика Maxi Taxi. В нем помещалось, наверное, человек 12. Несколько раз автобус ломался, мы останавливались в дороге и ожидали, пока водитель его починит. Но на матчи не опаздывали. Наша страна, повторюсь, маленькая и максимальные переезды занимают всего несколько часов.

С моей детской командой работал интересный тренер. Для провинившихся ребят, к примеру, для опоздавших, у него было свое наказание Во время одного из упражнений футболист ложились на спину, а другие игроки пробегались по его животу. Бежали все кроме тренера.

Знаешь, было непросто, но все эти моменты делают тебя лучше. Когда ты поднимаешься на новый уровень с совершенно другими условиями, ценишь это и помнишь, откуда ты пришел в большой футбол. Из нашей деревенской команды я сразу попал в «Дабл-Ю Коннекшн», самую успешную команду Тринидада и Тобаго. Время от времени в этом клубе появляются футболисты, которые позже уезжают в Европу и играют в неплохих командах. К примеру, нападающий Конвин Джонс, поигравший в английской премьер лиге за «Сандерленд» и «Сток Сити». Я первоначально играл в атаке. На одной из тренировок забил даже четыре мяча, но тренер Шон Купер отправил меня сначала в полузащиту, а потом перевел в защиту выполнять роль стоппера. Коуч видел меня в центре защиты, но внутри себя я говорил «нет», противостоял этому решению. Я любил игру Джеррарда, Роналдинью, Зидана и сам хотел играть в их стиле в центре полузащиты. Из-за этого, честно говоря, я много проплакал. Тогда мне было сложно привыкнуть к этой позиции, но со временем все прошло.

- Каков уровень чемпионата Тринидада и Тобаго?

– Он хороший в сравнении с другими странами нашего региона. У нас очень много физически сильных футболистов. За некоторые команды играют легионеры из Африки, Бразилии, Колумбии и других стран Южной Америки. Болельщиков, правда, приходит не очень много. Мне кажется, проблема в том, что матчи нашей высшей лиги играют всего лишь на пяти стадионах. Было бы больше арен, может быть, приходило бы и больше людей. А еще в Тринидаде и Тобаго очень много талантливых футболистов. Хватает и тех, кто талантливее меня.

- Даже так?

– Да, но есть одна большая проблема, связанная с менталитетом. Многие не готовы переехать играть за рубеж. Остаются на Родине, продолжают играть во внутреннем чемпионате, а кто-то заканчивает карьеру и идет работать, например, полицейским, военным или в сферу обслуживания.

- Сколько зарабатывает футболист в чемпионате Тринидада и Тобаго?

– Я не знаю, какие самые высокие зарплаты в нашем футболе, но средняя составляет примерно тысячу долларов. Часто у клубов случаются проблемы с выплатами, и футболистам приходится ждать. Три года назад в «Поинт-Фортин» зарплату не платили на протяжении четырех месяцев. В итоге я открыл автомойку, работал вместе с друзьями.

- Не могу представить, чтобы футболисты в нашей стране от безденежья шли мыть машины.

– Но в клубе не было денег и мне нужно было их где-то брать. Как это выглядело? Нет, на улице авто не мыли. У нас для этого был специальный навес, под которым мы и работали. Что касается денег, то все зависело от машин. Если их было много, можно было неплохо заработать. За один автомобиль платили 45 долларов Тринидада и Тобаго, то есть около 6 американских. Водители, конечно, узнавали во мне футболиста местной команды, но относились с пониманием.

Трагедия

- Помнишь самый тяжелый момент в карьере?

– Хватало всякого, но говорить об этом на диктофон не хочу. Однако самый сложный момент для меня – потеря хорошего друга Акима Адамаса. После Тринидада и Тобаго и США он играл в Венгрии за «Ференцварош». Хороший футболист, считался одним из лучших в моем поколении. Но в Венгрии с ним что-то произошло (согласно официальной версии, сердечный приступ – Tribuna.com). Чтобы спасти его, сделали операцию, но ничего не вышло. Он пробыл в клинике с сентября по декабрь и, в конце концов, Акима не стало. Я не мог в это поверить. Его смерть стала шоком для меня. Это самый скромный человек, которого я когда-либо встречал.

Аким Адамс.

Библия

- После того, как ты подписал контракт, разместил в инстаграме пост, в котором поблагодарил Бога за последние события в своей жизни. Ты практикующий христианин?

– Да, я многому в своей жизни благодарен Богу. Нет, я не католик, постоянно посещаю христианскую церковь в своем родном городе. Каждое воскресенье обязательно иду на службу.

- А куда ты ходил, когда играл в Сальвадоре?

– Никуда. Но справился с этим спокойно. Со мной всегда и везде моя Библия. Я читаю ее ежедневно – утром и перед сном. У меня там много любимых цитат. К примеру: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притчи 16:9). Когда я обдумываю какую-то ситуацию, Бог напоминает мне новой цитатой, как он прекрасен.

А что касается Сальвадора, я там очень долго привыкал к местной еде. Это было самое сложное. Ну а еще для жизни это не очень хорошее место. Сальвадор – бедная страна с очень высоким уровнем преступности. Мне кажется, в Сан-Сальвадоре он самый высокий в мире. Многие после шести вечера сидят дома и не выходят на улицу. Я всегда старался оставаться в безопасности, но иногда ходил в ресторан или торговый центр. Уличных разборок я не видел, но автоматчиков встречал часто. Там это нормально.

Зато в Сальвадоре очень сильно любят футбол. Там на стадионы приходят тысячи человек. Арены заполнены на каждом матче, болельщики поддерживают очень страстно. 

- Удивительная страна. Зачем ты туда поехал?

– Я нуждался в финансовой стабильности, и мне в команде УЭС предложили довольно неплохую зарплату. Сколько? Могу лишь сказать, что больше двух тысяч долларов. Иногда, правда, зарплату задерживали, но ее всегда потом выплачивали.

- С финансовой стороны «Ислочь» для тебя интересный вариант?

– Я пришел в эту команду не из-за денег. Считаю, что клуб поможет мне развиваться, а я постараюсь помочь ему своей игрой. С футбольной точки зрения это неплохой вариант. Жду не дождусь, когда начнется чемпионат. Очень хочу попробовать свои силы в официальных матчах. Ну а если говорить о моих целях и задачах... Знаешь, я в детстве мечтал играть в Испании, в Англии, но со временем все изменилось. Сейчас стремлюсь выйти на максимально высокий уровень. Хочу, чтобы моя семья жила в комфортных условиях. Хочу обзавестись своим домом, купить машину.

- Если я не ошибаюсь, ты когда-то собирался подарить своей маме Range Rover. Или это была шутка?

– Нет, это правда, однако для меня сейчас приоритет –  собственные дом и машина. А еще я бы хотел в будущем финансово помогать ребятам из своей страны, которые мечтают стать профессиональными футболистами, но не имеют денег. В целом, у меня есть то, что я хочу иметь от жизни. Меня окружают мои любимые люди – дочка, мама, девушка… И от этого мне хорошо. 

 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты