Павел Савицкий: «Настало время попробовать себя в другом месте. Нужно ведь и на будущее заработать»
Тарас Щирый поговорил с главной футбольной звездой Гродно о Капском, сборной и дискотеках.
На часах 13:20. Центр Гродно. С одной стороны виднеется вытянутый, как дыня, драмтеатр, а с другой – монументальный иезуитский костел святого Франциска Ксаверия. Савицкий бодро выпрыгивает из такси и направляется ко входу в гостиницу «Неман». Он приветлив и улыбчив, хотя и кажется слегка невыспавшимся. «Да простыл минимально. А так все нормально», – говорит Савицкий. Для 23-летнего парня сейчас, наверное, простуда – основной повод для беспокойства. Других просто нет. В этом сезоне у одной из главных надежд белфутбола хватало причин для радости. Он и забивал, и раздавал голевые, и оставлял с носом соперников сборной, а под конец чемпионата и вовсе женился. Cейчас Савицкий свободный агент и готовится к смене клуба (впрочем, вы удивитесь, если он вдруг останется в Гродно?). Мы присели за столик в ресторане в «катакомбах» отеля и поговорили про любовь к родному городу, ночные клубы, инцидент в сборной и про отношения с Капским.
– Павел, есть ощущение, что ты влюблен в Гродно.
– Конечно, ведь это моя родина. Да и все, кто сюда приезжает, говорит, что Гродно – красивый и уютный город. Здесь много старых улиц, по которым можно прогуляться. Здесь все близко, здесь все рядом, все удобно. Я сейчас живу на улице Пушкина, а раньше – на Доватора. Там много двухэтажных домов. В одном из них мы и жили всей семьей вместе с прабабушкой. Она была заядлая полячка, католичка. Разговаривала на польском, ходила в фарный костел, соблюдала все посты, а на праздники всегда готовила кутью. В одной комнате жила прабабушка, а в другой – я и родители.
Напротив нашего дома стояли футбольные ворота. Мы все время собирались у них или шли на песчаник – стадион СШ №18, где часто играли двор на двор. Почти все ребята у нас были играющие. К примеру, из нашей компании за дубль «Немана» выступали братья Алексей и Сергей Питиримовы, Кирилл Гончарук. В общаге возле этого поля жил Ярик Яроцкий. Зарубы были нормальные. «Нижнее» Пушкина обычного играло 11 на 11 против «верхнего» Пушкина. А еще мы ездили на «выезд» – на улицу Врублевского. Я был вратарем.
- Вратарем?
– Серьезно. Когда не было вратаря, всегда играл в рамке. Комбинезон, вратарские перчатки мне давал Владик Василючек, а сам шел играть в поле. С формой у нас все было солидно.
- А где ты в Гродно отдыхал вместе с родителями?
–- Погулять с папой и мамой ходили в парк Желибера. Это сейчас там все уже изменилось. А раньше работал тир, а еще кафе «Березка». Вместе с моим лучшим другом детства Мироном часто праздновали там наши дни рождения – сначала мой, а потом его. Было это так. Сразу шли в кафе, пили Coca-Cola или Pepsi, ели чипсы, а потом отправлялись в компьютерный клуб «Космос», который находился в одноименном кинотеатре, и играли в FIFA или Counter-Strike.
Еще запомнил, как в Гродно приезжал луна-парк. Он стоял на проспекте Клецкова. В луна-парке много аттракционов. Например, лебеди. Они во всех луна-парках были. Мне нравилось на них кататься.
– А сейчас куда ходишь отдыхать?
– В кафе «Веранда», например. В нем приятно, солидно. Часто с женой заказываем суши. Обычно в Pizza & Coffee. Там они очень хорошие.
– Филипп Рудик рассказывал, что в Гродно ему скучновато. Не согласен?
– Не знаю. Что здесь скучного. Если ты родился в Беларуси, то адаптироваться долго ни к чему не надо. Приезжим здесь скучно, может, из-за того, что ничего не знают, к новому месту еще нужно привыкнуть. Все-таки Гродно не такой уж и большой город. Явно меньше Минска. Но мне нравится.
– Ты бы не хотел на постоянное место жительства переехать в Минск?
– Не знаю. Думаю, нет. После завершения карьеры я бы хотел вернуться в Гродно. Это все-таки родное место. Здесь живут друзья, родители. Здесь мне намного проще. Но посмотрим, как будет складываться жизнь дальше.
– Гродно – футбольный город?
– Конечно. Хоккейным я его никогда считать не буду. Я ведь футболист. Двум командам в городе уделяют примерно одинаковое внимание. Но наш хоккейный чемпионат сейчас не очень. Там нормально играют максимум четыре команды: «Юность», «Неман», «Шахтер» и «Гомель». Все. Я раньше с папой и друзьями постоянно ходил на домашние матчи хоккейного «Немана». Тогда, помню, в Гродно приезжал «Металургс» из Лиепаи. Это интересно было. А сейчас что? Результаты 12:0, 13:1...
– Команда – тот фактор, который держит тебя так долго в Гродно?
– Конечно. В «Немане» всегда был хороший коллектив, сплоченные ребята. При любом из тренеров каждый был друг за друга. И я не припомню, чтобы возникали какие-то проблемы. Нет, ну бывали какие-то разногласия. Это ведь футбол. Но серьезного ничего не было. Мы всегда были вместе.
В этом году коллектив собрался тоже хороший. Мы провели нормальный сезон, заняли шестое место. Считаю, хорошо выступили. Ковалевич тоже доволен. Да, могли быть и на четвертом месте, но ведь могли и на девятом оказаться. Потенциал у этой команды хороший. Я не буду говорить, что она сможет бороться за чемпионство, но борьба за третье-четвертое места ей вполне по силам. Конечно, на 100 процентов никогда доволен собой не будешь, но считаю, сезон провел положительно. Правда, мне из-за повреждения пахов пришлось пропустить пять матчей.
-Вы с Рудиком отвечали за юмор в коллективе?
– Я бы не сказал. Так получилось, что у нас было много веселых ребят. Постоянно шутили и смеялись.
- И как Ковалевич на это реагировал?
– Да если надо, то сам еще подшутить может. Над Николаичем тоже можно. Шуток так много было, что я даже не вспомню что-то. Да и лучше их вообще не рассказывать. Это ведь все должно оставаться между нами в коллективе. Но я помню, как Ковалевич любил заправлять штаны в носки. Был такой прикольный прикид. Выглядело это очень забавно.
- Кто в «Немане» раздает самые смешные прозвища?
– А тот, кто смешнее скажет. Сразу приклеивается. Я – Сава, Верховцов – Верх, Рудик – просто Фил, Коваленок – Дэка, Марадона или Батистута. Он вообще наша легенда. Что Анри значит для «Арсенала», то Коваленок – для «Немана». Очень умный человек. Знает французский. И когда было нужно, переводил тренерам Абуну и Бебея. У нас Шрек есть – Макс Яблонский.
- И кто его так назвал?
– Я :). Мы поехали как-то вместе с Максимом и Егором Хвалько на фотосессию. Ну и в процессе я назвал его Шреком. Так и приклеилось. Но это не в обиду – шутки ради.
* * *
– Давай поговорим о другой команде – о БАТЭ. Помнишь, как ты познакомился с Анатолием Капским и Виктором Гончаренко?
– Конечно. Мне тогда было 18. Это, кстати, произошло здесь – в ресторане гостиницы «Неман». Я тогда был молодой. Постоянно играл, что-то забивал. Агента у меня еще не было, поэтому из БАТЭ позвонили отцу, сделали предложение о моем переходе. Все. Капский и Гончаренко приехали в Гродно. Мы встретились вечером, поговорили. Общались минут 40, наверное. В итоге, если не ошибаюсь, мне предложили трехлетний контракт.
– Какое впечатление о борисовских боссах сложились после первой встречи?
– Хорошие впечатления. Я и сейчас к ним нормально отношусь. У ЦСКА Гончаренко игра с «Манчестер Юнайтед» (беседа состоялась во вторник – Tribuna.com). Так что желаю ему удачи. По условиям мы согласились. Но на тот момент председателем «Немана» был Леонид Федорович Дмитраница. Он предложил квартиру в Гродно. На принятие решения оставалось несколько дней. Нужно было просто позвонить и сказать «Да» или «Нет». По итогу мы набрал и сказали, что я остаюсь в Гродно.
– Получается, остался из-за квартиры?
– Ну, почему чисто из-за этого? Наверное, просто не готов был тогда к переезду в другой клуб, в другой город. Это нормальные вещи. Решение принимал сам. Отец тогда сказал: «Как скажешь, так и будет». И я никогда не жалел, что остался в «Немане».
– Как часто после этого БАТЭ предметно интересовался тобой?
– После того момента еще раза три звонили. В последний раз интересовались летом.
– Ты понял, почему Капский в конце прошлого года сказал: «Савицкого в нашей команде не будет. Тогда я сам себе наступлю на горло»?
– Не знаю. Может, где-то что-то услышал не то? Я прочитал и подумал: ну не будет, так не будет. Все. Сказал на эмоциях. Но потом БАТЭ все-таки позвал меня снова.
– Летом с тобой встречался не Капский?
– Нет.
– Деменцевич?
– Другой человек. Нормально пообщались. Поговорили и о той ситуации. Он спросил: «Без обид?» Я ответил: «Да, никаких проблем». Это же эмоции. Бывает с каждым. Ничего страшного, все нормально.
– Как ты сейчас относишься к БАТЭ?
– Хорошая команда. Недавно выиграла чемпионат. Неплохо играет в Лиге Европы, но уже не так, как раньше.
– Чемпионом стал заслуженно?
– Думаю, да. Все-таки по игре сейчас БАТЭ – самая сильная команда Беларуси. Но в этом году вокруг Борисова столько ходит разговоров, что я даже не знаю…
– Что думаешь о »деле Веремко»?
– Если честно, мне было вообще без разницы. «Слуцк» БАТЭ победил заслуженно. Потом у них три очка забрали, позже – вернули. Просто если есть регламент, то его нужно выполнять. Но, повторюсь, мне без разницы.
- В Инстаграме на игру рукой Родионова перед голом в ворота «Немана» ты отреагировал следующим образом: «Поздравляю с очередным купленным чемпионством». Это были чисто эмоции или мысль, которую ты хотел донести?
– И эмоции, и мысль. Я в том матче не участвовал. Следил за ним по телевизору и очень сильно переживал за «Неман». Ну, все тот момент видели. Все о нем говорят.
- В купленном чемпионстве ты был уверен?
– Так я и не писал про БАТЭ. Кто знает, что я имел в виду? Просто опубликовал фотографию. Может, я таким образом поздравил команду, которая играет в Перу?
- То есть ты не имел в виду команду из Борисова?
– Пускай каждый понимает так, как хочет.
- Как вариант продолжения карьеры БАТЭ тебе интересен?
– А почему нет? Конечно. Да и в футболе не угадаешь, как в дальнейшем сложится твоя судьба. Просто в том моменте были эмоции. Играла моя команда. Вот я и написал.
* * *
- Кстати, об эмоциях. За последние лет пять ты сильно изменился?
– Со стороны виднее. О себе не люблю говорить. Думаю, какой я был, такой и остался: простой, дружелюбный, веселый. Вот женился недавно. Все очень быстро произошло.
- С женой недавно познакомился?
– Знаю ее уже два года. Она (имя супруги – Ольга --Tribuna.com) по образованию экономист. Работает по специальности. Она – троюродная сестра моего друга. Впервые увидел ее как раз таки в компании ее брата – в гостях. Так и познакомились. Потом написал в «ВКонтакте». Начали общаться.
- Чем она тебя привлекла?
– Хорошая девушка. Хозяйственная. Какой была тогда, такой и осталась. Общались, встречались, сделал предложение, и она согласилась. Но рассказывать об этом больше не буду. Давай закроем тему.
- Ты говоришь, что свадьба на тебя повлияла.
– Нет, просто ты спросил, что у меня изменилось, я и ответил. А так, повторюсь, остался таким, каким был раньше. Сильных изменений не произошло. Просто стал больше задумываться о чем-то.
- Что ты сейчас себе не разрешишь из того, что мог себе позволить пять лет назад?
– Например?
- Например, веселье с друзьями.
– Да, раньше я мог отдохнуть с друзьями, а сейчас уже стал человеком семейным. Нужно о семье думать. Так что особо не погуляешь.
- Сколько правды в том, что раньше писали о твоих похождениях?
– Правды там процентов 50. Да, я ходил по клубам. Отдыхали с друзьями, как любая молодежь. Но, бывало, что приписывали вообще какие-то небылицы.
- Ты о чем?
– Писали, что непонятно где гулял, что я вообще был пьяный в муку. Это неправда. Я уже столько этого начитался… Меня это удивляло. Ну, как я мог быть в том или ином месте, если я находился дома? Когда писали неправду, мне реально было обидно. Этим занимаются те, кому вообще нечего делать. Сейчас мне уже ничего не приписывают. Просто, наверное, меня нигде никто не видит. Внимания меньше стало.
– В какой-то момент показалось, что ты обиделся на некоторые публикации о себе и не особо шел на контакт с прессой.
– Ну а зачем залазить в «ВКонтакт», брать фото и потом выкладывать на всеобщее обозрение? Ну, какая тебе разница? Разве больше нечего опубликовать? Бывало, что меня это бесило. А сейчас уже отношусь спокойно. Готов нормально общаться с журналистами.
- Ну а для чего ты выкладывал такие фото?
– Молодой был. Корил потом себя за это.
– Как ты объяснишь фото, на котором стоишь в пиджаке и держишь банку с какой-то жидкостью?
– Это компотик. А что? Нормально. Ничего в этом снимке плохого не вижу. Мне нравится забавный стиль. Я не пойму: если ты так оделся, значит, уже пьяный? Или что? Я просто оделся и ради прикола сфотографировался.
– В клуб тебя тянуло из-за веселого характера?
– Хотел просто отдохнуть и расслабиться. Первый раз оказался в ночном клубе, когда мне было 15-16.
– Ты был еще несовершеннолетним.
– Да, я знаю. Но, честно говоря, не помню, как туда прошел. Помню, что это был клуб «Флинт». А потом, когда мне исполнилось 17, открыли большой клуб Alpha Centauri. Его все у нас знали. Там была лучшая музыка, туда всегда приходило много молодежи.
– Там был дресс-код?
– Конечно. В бриджах, шортах, спортивном туда не пускали. А со мной проблем не было. Всегда ведь нужно солидно выглядеть, правильно?
- Конечно. Ты как-то сказал: «Если на работе не сказывается, почему нельзя ходить на дискотеку». Не сказывалось?
– Нет. Я ходил по выходным. Кто-то ходит в рестораны, бары, а кто-то, как я, любит ходить на дискотеки. Кто-то вообще любит дома сидеть. Так что каждый отдыхает по-своему. Я шел туда, потому что это была хорошая возможность встретиться с друзьями, знакомыми, повеселиться и потанцевать. Это расслабляло.
- Под утро домой приходил?
– Бывало. Но мне в те дни не нужно было на тренировку. Мой отец – в прошлом профессиональный футболист – понимал, когда можно отдохнуть, а когда нельзя. Поэтому были моменты, когда папа запрещал куда-то ходить. Что поделать – оставался дома. Я же с родителями жил.
– И часто не пускал?
– Да, много раз. Я, естественно, слушался и никуда не шел. Сидел просто дома. Не убежишь ведь.
– А складывалось впечатление, что у Паши Савицкого очень спокойный отец, который всегда на стороне сына.
– Да многие вообще считают моего папу агентом. Это очень смешно. А он мне просто по жизни помогает. Он сам футбол прошел, поэтому хорошо знает эту сферу.
* * *
- Поговорим о сборной. Если отталкиваться от последних результатов, националка дно еще не пробила?
– Мы сыграли в этом цикле очень плохо, что поделать. А где-то, как с Люксембургом, просто не фартило. Думаю, все футболисты это понимают. Сами виноваты. Но ведь и соперники были хорошие. Швеция, вон, Италию обыграла и вышла на чемпионат мира.
- Из-за чего так упали результаты?
– Я не хочу никого обвинять, но сами виноваты. Сам играл, поэтому сам виноват.
- Назови самый приятный для тебя в этом году момент, связанный со сборной.
– Гол в ворота Болгарии. Хотел сначала бить «щекой» в дальний угол, но потом посмотрел на вратаря. Он вышел чуть дальше вратарской площадки, и я решил перевесить его – получилось. Решение принял за секунды три. Получилось очень красиво. Если честно, то на тренировках такие «черпачки» получаются достаточно часто. Бывает, что и запускаю вратарям за шиворот. Но, думаю, что в официальных матчах из десяти попыток я бы лишь один подобный гол забил. Максимум два.
- Помнишь самую неожиданную реакцию на этот гол?
– Мне друг сразу написал: «Малый, ты дурачок? Что ты сделал?» А я отвечаю: «Да я сам в шоке. Не понимаю, что произошло!»
- А какой эпизод, связанный со сборной, считаешь для себя самым неприятным?
– Думаю, поражения от Люксембурга и Швеции.
- Объясни, что произошло в команде между матчами с этими командами? Имею в виду нарушение режима.
– А что случилось? Давайте эту тему поднимать не будем. Уже ведь вроде разобрались. Зачем об этом говорить?
- Игорь Ковалевич сказал, что перед тем, как писать, нужно знать достоверно, что произошло. Вот мы и хотим знать правду, чтобы не было никаких домыслов.
– Было небольшое нарушение режима. Вот и все. Просто неправильно повели себя.
- Выпили пива?
– Я не хочу ничего рассказывать, потому что опять начнется шумиха.
- Твоя первая реакция, когда вычитал об этом в прессе?
– Да там не было катастрофы. Просто подняли большую шумиху. Кто-то воспринял это адекватно, кто-то нет. У каждого свое мнение. Мы в коллективе все обсудили и разобрались.
- Как отреагировал на это Криушенко?
– Мы поговорили, обсудили. Поняли друг друга. Все.
* * *
- Почему перед началом сезона так долго не подписывал контракт с «Неманом»?
– Думал, что будут какие-то варианты. Но мне не было 23 лет, и клубы, наверное, не хотели платить компенсацию. Я над предложением «Немана» долго не раздумывал. Контракт быстро подписал. Все-таки мне хотелось с родной командой что-то выиграть. Да и Николаич – тренер хороший. Знаю его давно, и мне с ним комфортно работать.
- Какие в этом году были наиболее интересные предложения?
– До сих пор приглашает один португальский клуб. Он сейчас играет в Лиге Европы («Брага» или «Витория» – Tribuna.com). Ходило много разговоров. К примеру, был интерес из Украины. Но конкретики в таких разговорах было немного. Узнавали, наверное, стоимость, и пропадали. Про интерес ко мне со стороны «Валенсии» агент рассказал. Показывал даже испанскую газету, которая опубликовала эту информацию.
- Польские клубы проявляют интерес?
– Нет, пока пауза.
- Из-за того, что не вышло в «Ягеллонии»?
– Возможно.
- Почему ты провел там так мало времени?
– С тренером (Михал Пробеж – Tribuna.com) не было взаимопонимания. Он, кстати, с нами тренировался. Был очень хорош. В двухсторонках раздавал просто замечательные передачи. Думаю, в нашей первой лиге мог бы до сих пор играть.Но мы не нашли с ним взаимопонимания. Поначалу было все хорошо. Я провел предсезонку, наигрывался в основном составе, забивал. Однако потом случилась травма, и я отказался делать какой-то укол в ногу. Поляки подумали, что я пытаюсь косить.
- Они считают, что ты по ночным клубам ходил.
– Пускай говорят. С кем мне там ходить было? Одному? Языка сначала не знал, ничего там не знал.
- С латышом Игорем Тарасовым. Ты с ним за «Неман» когда-то играл.
– А он свободное время проводил дома с семьей. Ну, был я там в клубе одном. Но местные футболисты в этом клубе тоже собирались. Просто не было взаимопонимания с тренером. Вот из-за этого и не получилось.
- Ты бы вернулся играть в Польшу?
– Нет, не хочется. Люди другие. Какие? Не знаю. Не нравятся мне такие.
- Неприветливые?
– Хитрые, может. Об этом уже говорили и Рудик, и Верховцов. Но наговаривать на кого-то не хочу. Это просто мое мнение.
- У тебя закончился контракт с «Неманом». Какова вероятность того, что ты уедешь из Гродно?
– Она высока. Думаю, настало время попробовать себя в другом месте. Нужно ведь и на будущее заработать, подумать о своей семье. Но в Гродно мне тоже контракт предложили. Сказал, что хочу спокойненько немного отдохнуть, дам ответ позже. Я сейчас улетаю на отдых, а потом посмотрим. Думаю, до Нового года все с моим новым клубом станет известно.
ФОТО: автора, przegladsportowy.pl, vk.com/fcneman