Tribuna/Футбол/Блоги/Железный дровосек/Сербский защитник вернулся из Исландии в Беларусь и сравнивает cтраны

Сербский защитник вернулся из Исландии в Беларусь и сравнивает cтраны

На острове дорогие рестораны, белые ночи, хмурые викинги, а в Беларуси -- вкусный шашлык и красивые девушки.

Автор — Тарас Щирый
8 февраля 2019, 05:30
20
Сербский защитник вернулся из Исландии в Беларусь и сравнивает cтраны

На острове дорогие рестораны, белые ночи, серьезные викинги, а у нас – вкусный шашлык и красивые девушки.

Сербскому защитнику Милану Йоксимовичу очень нравится Беларусь. Впервые в нашем чемпионате он появился летом 2017-го, подписав до конца сезона контракт с «Городеей». Надолго балканец не задержался: завершилось соглашение с «сахарными», и футболист прошлой зимой уехал играть в Исландию за «Акюрейри». Новый сезон Милан вновь начнет в «Городее». Тарас Щирый встретился с Йоксимовичем и узнал, почему исландцы не ходят по ресторанам, где чемпионат сильнее и чьи девушки краше.

– Милан, как ты вновь оказался в Беларуси?

– У меня закончился контракт в Исландии, я был дома в Сербии и ждал новых предложений. Чуть больше недели назад (разговор состоялся в середине января – Tribuna.com) моему агенту позвонил Сергей Яромко и предложил вернуться в «Городею». У меня были варианты из Сербии, Исландии, Греции, но я сразу же согласился поехать в «Городею». Почему? Просто мне хочется еще побыть легионером. Два года назад я уже играл в вашей стране, и мне очень понравилось в Минске и Городее. Хорошая команда, хорошая страна.

– Где ты живешь в Сербии?

– В Ужице. От Белграда до него три часа на машине. Там родился Неманья Видич. Когда-то я видел его в городе, но лично с ним не знаком. В Ужице проживает примерно 100 тысяч человек. Поблизости находится горный массив Златибор. Там расположена деревня, которую построил кинорежиссер Эмир Кустурица, а еще – горнолыжный курорт. Ужице – город с разной застройкой. Есть старинные дома, даже с турецкими элементами, а есть – современные. Сохранились и здания, разрушенные во время бомбардировок НАТО (военная операция «Союзная сила» проходила с марта по июнь 1999 года и являлась частью Косовской войны. Согласно данным правозащитников из Human Rights Watch, за время операции погибло до 528 мирных жителей – Tribuna.com). Там в основном ходят туристы и фотографируются.

– Кстати, ты запомнил то время?

– Не очень. Просто помню, что американцы бомбили наш город. Один из снарядов упал в двухстах метрах от моего дома на здание почты. В тот момент я вместе с сестрой находился в деревне возле Златибора. Но в Ужице осталась моя мама – она работала медсестрой в больнице. Когда мы вернулись в город, увидели, что все окна в доме разбиты, а вот сама квартира не пострадала. Просто стекла повыбивало. Это случилось в 1999-м. Мне было всего несколько лет, а на Балканах уже шла война.

Авиация НАТО дважды бомбила ужицкую почту – в апреле и мае 1999 года.

– Кто-то из родственников участвовал?

– Только дальние. Но они остались живы и вернулись домой.

– Хорошо. Вся твоя карьера до 2017 года протекала в Сербии, а потом ты перешел в «Городею»…

– Да, играл в двух командах сильнейшего дивизиона («Инджия» и «Спартак» из Суботицы) и в трех из второго («Слобода», «Металац» и «Единство»). Каждый футболист хочет попробовать себя в качестве легионера. И, когда поступило предложение из «Городеи», я согласился переехать в Беларусь. По моему мнению, в вашей стране есть хорошие возможности для развития футболистов и улучшения своего резюме. Перед переездом знал, что Минск – это столица, Лукашенко – президент, ваша страна близка с Россией, и то, что белорусы очень любят картошку :). Кроме того, наверное, знал все ваши футбольные клубы, видел матчи БАТЭ в Лиге чемпионов и был в курсе, что многие сербы выступали и выступают в высшей лиге. К примеру, знаком со Слободаном Симовичем. Хороший парень. Его родной город Чачак находится недалеко от Ужице. До него примерно час езды. Мы вместе с ним играли за «Спартак». Но лучше всех из сербских ребят, поигравших в Беларуси, общаюсь с Бояном Дубайичем. Семь лет назад выступали за его родной клуб «Инджия», потом отдыхали вместе на море в Черногории. У Бояна хороший футбольный ум и завершение атаки. На мой взгляд, это один из сильнейших футболистов чемпионата Беларуси. Надеюсь, что он много забьет за БАТЭ. Но только не «Городее» :).

– Помнишь свои первые впечатления от Беларуси?

– С самого начала было все хорошо. Минск чем-то напоминает Белград. В нашей столице тоже много парков, ресторанов и кафе. Но в Минске очень чисто, спокойно и безопасно. Думаю, если девушка в темное время суток будет идти по улице, то с ней ничего не случится. В Сербии – иначе.

Зарплаты? Я не знаю, сколько зарабатывают в вашей стране, чтобы сравнивать, но у нас сейчас проблемы. В стране много безработных и кто-то уезжает в Германию, Австрию и Швейцарию. Где-то вычитал, что за прошлый год Сербию покинуло примерно 50 тысяч человек. В футболе тоже не все так просто. В «Црвене Звезде», «Партизане», «Войводине», «Чукаричках», «Младости», «Вождоваце» условия, конечно, хорошие, однако во многих командах второго дивизиона деньги выплачивают с задержкой в несколько месяцев. Футболистам приходится ждать. Многие уезжают за рубеж. После Бразилии и Аргентины Сербия по количеству легионеров, наверное, занимает третье место в мире. В «Городее» же проблем с деньгами не было. Их всегда платили день в день.

Понравилась мне и атмосфера в команде, и работа тренерского штаба под руководством Яромко. Городея хоть и небольшой городок, но там живут люди, которые любят футбол и эмоционально поддерживают команду. Хорошие болельщики. Местный стадион похож на тот, где играет моя первая команда «Инджия». Там такая же зеленая трибуна.

 Что я могу сказать? Лишь самое хорошее. Если бы мне тогда не понравилось, я бы не вернулся в Беларусь во второй раз.

– На стадионе в «Городее» готовят потрясающий шашлык. Может, и ты попробовал?

– Да. Я как-то пропускал матч, шел к трибуне, как ко мне обратился незнакомый мужчина. Видимо, знал, что я футболист и предложил попробовать это мясо. Никогда такого раньше не ел. Съел немного – один кусочек. Могу сказать, что оно мне очень понравилось, и я не против попробовать его снова. Мне вообще по душе еда, которую у вас готовят: блюда из картошки и мяса. В Сербии, кстати, тоже много этого овоща, но у вас картофеля в кухне все равно больше. Что самое вкусное? Не знаю, но я впервые здесь попробовал панкейки со сметаной – драники. Мне они очень понравились.

* * *

– Если тебе тут все так нравилось, почему ты уехал в Исландию?

– Там предложили лучшие условия. Кроме того, мне тоже хотелось посмотреть на Запад и на другую культуру. Решил поставить перед собой новый вызов.

Вместе с тренером «Акюрейри» Срджаном Туфегдичем.

Давай по-порядку. Помнишь свой первый день на острове?

–  Это было в феврале. Холодно, лежал снег. Дул сильный ветер. Я прилетел рейсом из Парижа, и, когда вышел из самолета, увидел, что вокруг везде черная вулканическая земля. Казалось, что будто на луне оказался. «Кеблавик» – крупнейший аэропорт Исландии – сам по себе небольшой, наверное, такой же, как в Минске. А, может, и еще меньше. Удивило, что у меня в нем не проверили ни паспорта, ни сумок. Просто, как я понял, в этой стране вообще нет криминала. Ноль процентов. Меня на арендованном джипе встретил одноклубник Александр Трнинич, и мы поехали в другой аэропорт – в Рейкьявик. Нужно понимать, что в Исландии один международный аэропорт, а есть много маленьких, с которых небольшие самолеты летают по всей стране. До Акюрейри по воздуху добрались быстро – за пятьдесят минут. Потом, кстати, практически на все матчи летали, и лишь на несколько игр предсезонки ездили на автобусе. 

 

Аэропорт города Акюрейри.

– Что увидел, когда прилетел в Акюрейри? Ты прочувствовал, что это, считай, конец света?

– Да. Исландия и так считается северной страной, а Акюрейри – это вообще на севере острова. Хороший город на берегу залива (Эйя-Фьорд – Tribuna.com). Там проживают 20 тысяч человек. По населению маленький, но занимает большую площадь [125 квадратных километров] за счет того, что состоит в основном из небольших домов. Он очень популярен среди туристов, многие из них приплывают туда на кораблях и потом гуляют по городу. Мне в нем понравилось. В Исландии все очень чистое. Это касается и воздуха, и воды. Представляешь, вода там такая хорошая, что ее можно пить прямо из рек! А еще Акюрейри запомнился тем, что летом там белые ночи. Просто 24 часа в сутки светит солнце. Но спать не тяжело. На окна в исландских домах вешают специальные плотные шторы, которые не пропускают солнечный свет.

В Исландии натуральная горячая вода (дома обогреваются за счет горячих вод, поступающих из геотермальных источников – Tribuna.com), и люди зимой купаются в открытых бассейнах. За их пределами температура будет минус десять градусов, а в бассейне – плюс сорок!

А еще там все время едят рыбу и суши. Просто ежедневно! Кстати, суши очень хорошие. Готовят из качественной рыбы. Она в ресторан попадает прямо из моря. Если говорить о рыбе, мне понравился лосось.

– Какие цены на рыбу в Исландии?

– Она дорогая. Нам, белорусам и сербам, вообще затратно жить в Исландии, и цены на все высокие. К примеру, одна чашечка кофе вам обойдется в пять евро, бутылка пива – в десять евро. Продукты в магазины не такие, как в Беларуси. В Исландии практически все завозится из Европы, а из своего продается, наверное, только рыба и баранина.

– Как часто ты ходил в ресторан?

– Нам, легионерам, питание, как и проживание, топливо для машин, оплачивал клуб, и я ходил в ресторан лишь изредка. Там дорого. Ужин, состоящий из одной пиццы, тебе может обойтись в 50 евро. Исландцы ходят по ресторанам не так часто. В основном там можно встретить туристов.

– В Исландии есть свой «Евроопт» – сеть супермаркетов «Бонус».

– Да, там продаются хорошие и качественные продукты, но есть одно но. Для белорусов и сербов они будут очень дорогие. Например, ты знаешь, сколько там стоит одно яйцо?

«Бонус» – один из самых популярных супермаркетов в Исландии.

– Без понятия.

– Как один литр бензина в Беларуси. Я смотрел с большими глазами на эти цены. Литр бензина стоит два евро. В вашей стране все недорого.

– Несмотря на то, что у исландцев высокие зарплаты, слышал, что они стараются не покупать ту же одежду в своих магазинах.

– Да, зарплаты высокие. Минимальная оплата труда – 15 евро в час. В футболе тоже очень хорошие деньги. В среднем клубе футболистам платят порядка пяти тысяч евро в месяц, в сильных – от семи до десяти тысяч. Такие деньги платят в «Валюре», чемпионе страны. Что касается одежды, исландцы летят, к примеру, отдыхать в Испанию и уже там закупаются. В Акюрейри не видел магазинов модной одежды. Они есть в Рейкьявике. По бутикам не ходил, но могу сказать, что в исландском магазине Adidas товары стоят на половину дороже, нежели в Беларуси.

– У тебя была машина в Исландии?

– Да, клуб арендовал для меня новую ToyotaYaris. Но меня, к счастью, не останавливали полицейские. Счастливчик :). Старался водить медленно и спокойно. Хотя мой друг однажды заплатил штраф в размере 500 евро за превышение скорости. Это много. Но там, повторюсь, вообще нет криминала.

– Где исландцы проводят свободное время?

– У них не принято встречаться каждый день, посещать кафе и рестораны, как делают у нас в Сербии. Местные жители собираются у кого-нибудь дома. Я не знаю, как принято в Беларуси, но в Исландии, если ты идешь в гости, то покупаешь все для себя. Приходишь со своим пивом и своими колбасками, а потом пьешь свое пиво и ешь свои колбаски. Мне кажется, все это из-за того, что в стране все очень дорого. В Сербии поступают иначе. В один вечер за всех расплатиться один человек, в следующий раз – другой.

Но вот, что мне не понравилось в Исландии, так это то, что там летом холодно и дождливо. Максимальная температура – восемнадцать градусов. А я все-таки люблю, когда тепло. Ну и люди там холодные. Они открытые, но им нравится Дания, Норвегия, Англия, а вот к сербам, полякам, к мигрантам они относятся не очень. Не такие веселые и дружелюбные, как белорусы, русские и сербы. Я не знаю, почему так. Просто так принято, наверное, на Западе. Мне больше нравится так, как в Беларуси и Сербии.

– Белорусы на исландцев похожи?

– Нет, они разные. Во-первых, в языке. Между собой общаются на исландском, но, кроме того, абсолютно все население Исландии разговаривает на английском. Все. И дети, и бабушки, и дедушки. Я за все время не встретил там ни одного человека, который бы не владел английским. Если говорить о внешности, то там очень много светловолосых людей, и таких бородатых, как ты. Викинги. Ты как викинг.

А какие там девушки?

– Блондинки. В Беларуси, на мой взгляд, они намного краше. Исландки открытые, с ними несложно познакомиться. Но встретиться они могут лишь в пятницу вечером или в субботу – в рабочие дни не принято ходить на свидания. Некоторые, увидев через неделю, могут тебя даже не вспомнить :). Ночная жизнь в Акюрейри мне не понравилось. Есть клубы, но это не мое. Даже не знаю, как это объяснить, но то, что в Беларуси или в Сербии, мне намного ближе.

– Если я поеду в Исландию, смогу найти себе девушку?

– Сможешь, потому что знаешь английский. Ну, ты еще можешь поставить свою фотографию в Интернете и сказать, что исландец, и проблем тоже не возникнет :).

– Останется только имя придумать.

– Как зовут твоего отца?

– Сергей.

– В Исландии ты будешь Сергеирссон (на острове роль фамилии играет отчество –Tribuna.com). Тарас Сергеирссон. Слушай, а почему на английском так мало говорят в Беларуси?

– Наверное, в школе не хотят его учить. Ты сталкивался с этой проблемой в Беларуси?

– Да. Но у нас в клубе есть Сергей Усеня, и вот с ним мы общаемся. Яромко на русском только говорит, но я его понимаю.

– Пьют исландцы много?

– Да, но, как говорил, только в пятницу и субботу, а в воскресенье уже готовятся к работе на следующий день на. Через неделю все повторяется.

– Я читал, что из-за демографической проблемы в Исландии готовы активно давать рабочие места для мигрантов. Это так?

– В Исландии есть, как это сказать, все для работы – хорошие зарплаты и условия. Ты просто приезжай и работай, если хочешь. Но есть одно условие – европейский паспорт. При его наличии никаких проблем не будет. А вот если его у тебя нет, то уехать работать в Исландию очень проблематично.

* * *

– А теперь расскажи про исландский клубный футбол.

– А что с футболом? В Исландии очень популярен гандбол, но последние 5-6 лет футбол там на подъеме. Была проведена серьезная работа, сборная выходила в финальную часть чемпионатов Европы и мира. Летом, когда Исландия играла на ЧМ в России, все площади были забиты болельщиками в синих майках. Ничья с Аргентиной, наверное, наилучший результат в истории исландского футбола. Они потом все пили и отмечали ничью, как победу.

Многие дети идут заниматься в футбольные секции. Летом они играют в футбол, а зимой – в гандбол. Что касается чемпионата Исландии, мне нравится, что там практикуют быстрый футбол. Никто не тянет время. Никакой симуляции и жульничества. Если аут, то сразу вводят мяч в игру, если вратарь бьет от ворот, то тоже делает это как можно быстрее. Рефери даже не поторапливает. Но, как мне кажется, многие клубы играют без тактики, и очень много мячей забивают уже в последние минуты матча. Шансов на то, что матч завершится нулевой ничьей, очень мало. Мне кажется, мы лишь один поединок завершили счетом 0:0. В Сербии и Беларуси значительно больше внимания уделяют тактике, поэтому ничейных результатов тоже больше. Побеждает тот, кто физически сильнее. Там очень много сильных футболистов. Викинги :).

– Что из себя представляла твоя команда?

– «Акюрейри» спонсировали городские власти и местные бизнесмены. Мне сначала говорили, мол, там футбол на любительском уровне. Но так, наверное, было лет шесть назад. Сейчас все иначе. Примерно шесть команд чемпионата имеют профессиональный статус. В составе «Валюра» и «Брейдаблика» есть бывшие игроки сборной Исландии. Легионеров не так много. Но в клубах из верхней части турнирной таблицы играют футболисты хорошего уровня из Дании, Англии и Шотландии. За клубы из нижней части выступают игроки, которые сочетают футбол с работой. «Акюрейри» – профессиональный коллектив, но три или четыре человека все равно параллельно трудились на стадионе. Они выполняли какую-то работу на нашей арене. На домашние матчи приходило порядка тысячи болельщиков. В Рейкьявике посещаемость, конечно, повыше.

Если говорить о тренировках, то они практически не отличались от тех, что в «Городее». Все примерно одинаково. Нашу команду возглавлял серб Срджан Туфегдич. Он уже 16 лет в Исландии. Сначала играл, а потом тренировать начал – детей, женщин, а теперь мужчин. Хороший тренер. Он тоже покинул «Акюрейри» и теперь будет работать в команде «Гриндавик».

– Слушай, а где чемпионат сильнее – в Беларуси или в Исландии?

– Думаю, белорусский сильнее за счет того, что в нем играет БАТЭ. Лучший клуб Исландии «Валюр» примерно сопоставим по уровню с «Шахтером». Футбол там действительно неплохой. Как здесь. Не было бы в Беларуси БАТЭ, уровень был бы одинаковый.

– Сравни атмосферу в раздевалках «Городеи» и «Аккюрейри».

– В «Городее» намного лучше. Я в «Акюрейри» дружил с двумя сербами и капитаном Гудманном Ториссоном. Не назову исландцев весельчаками. Они не особо шутят. Юмор совершенно не такой, как в Беларуси. Я думаю, исландцы не поняли бы белорусских или сербских шуток.

– Ты объездил почти всю Исландию. Какое место тебя впечатлило больше всего?

– Мы как-то играли в гостях против клуба «Вестманнаэйяра». Находится город на острове, поэтому добираться пришлось на пароме. Но дул сильный ветер, этот корабль качался то вправо, то влево, и некоторых туристов, которые плыли вместе с нами, и футболистов сильно укачало. В Вестманнаэйяре очень красиво. Поищи фотографии в Интернете, и ты увидишь всю красоту. Сложно описать ее словами.

«Хастеинсволлюр» – домашний стадион ФК «Вестманнаэйяр».

Что интересно, когда мы играли, дул такой сильный ветер, что, когда вратарь выбивал мяч, он возвращался назад :). В Исландии очень красиво. Как и в Беларуси. И я даже не знаю, где красивее. Просто в Беларуси мне очень нравится народ. Вернулся сюда в том числе из-за того, что сербы и белорусы очень похожи. Думаю, мне сейчас будет попроще, чем в первый сезон. Все-таки в Беларусь я приехал после первого круга, а сейчас у меня есть возможность пройти с командой всю предсезонку. Надеюсь, смогу хорошо себя проявить, и потом появится возможность перейти в какой-нибудь хороший европейский чемпионат.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты