Tribuna/Футбол/Блоги/Железный дровосек/Еще никто не изъявил желания сменить Румаса в АБФФ. Может, вы хотите?

Еще никто не изъявил желания сменить Румаса в АБФФ. Может, вы хотите?

Четыре года назад выпускник БГЭУ попытасля баллотироваться на пост председателя футбольной федерации.

Автор — Тарас Щирый
20 февраля 2019, 05:00
12
Еще никто не изъявил желания сменить Румаса в АБФФ. Может, вы хотите?

Рассказываем, как простому человеку возглавить федерацию футбола.

В нашем футболе грядут большие перемены. Свои полномочия на посту председателя АБФФ сложит Сергей Румас, руководящий федерацией с 2011 года. 27 марта в Доме футбола пройдет отчетно-выборная конференция, на которой изберут нового руководителя белорусского футбола.

За 30 лет существования федерации мы привыкли к тому, что в ней заведуют сплошь высокие чины. К примеру, генерал Григорий Федоров попутно руководил Комитетом по авиации Беларуси, Геннадий Невыглас был главой Администрации президента, а известный банкир Румас в августе прошлого года стал премьер-министром.

Как людей нефутбольных, их часто критиковали (раз, два, три), а Дом футбола многими стал восприниматься закрытым клубом, главную должность в котором обязательно должен занять чиновник или генерал. Но все не так критично. Согласно Уставу БФФ, претендовать на председательское кресло может любой дееспособный гражданин Беларуси, не достигший 70-летнего возраста и не осужденный за «уголовно-наказуемое деяние». И если вы вдруг решите подать заявку на участие в выборах, вот главные требования. Кандидата на пост председателя выдвигают члены АБФФ. Он не должен быть сотрудником или руководителем футбольного клуба. Документы, которые включают в себя письмо от члена АБФФ, копию паспорта и программу деятельности (формат и требования программы в уставе не оговорены), нужно принести в приемную федерации. Дедлайн подачи заявок – 20 дней до отчетно-выборной конференции. Да, велика вероятность, что вас не выберут, зато с трибуны конференц-зала вы сможете поделиться своими идеями и высказать все, что думаете о нашем футболе.

История знает пример, когда сторонний человек пытался возглавить белорусский футбол. В 2015 году документы на участие в выборах подал 24-летний выпускник БГЭУ и будущий футбольный агент Владимир Осипов. Правда, дальше подачи доков его не пропустили – никто из членов исполкома выдвигать кандидата не захотел.

Своей историей несостоявшийся босс АБФФ поделился с «Трибуной».

* * *

– Всю жизнь я увлекаюсь футболом и мне всегда хотелось иметь к нему отношение. В детстве занимался в школах минского «Торпедо» и БАТЭ, профессионалом не стал, но продолжил играть на любительском уровне. Учась на маркетолога в БГЭУ, участвовал в конференциях по спортивному маркетингу, проходил практику в МТЗ-РИПО и в минском «Динамо». На тот момент я считал, что у меня есть идеи, которые могут сделать белорусский футбол лучше и привлекательнее в инвестиционном и в зрительском плане. Где-то за несколько месяцев до выборов главы АБФФ, а они состоялись в марте 2015 года, я, наверное, на «Трибуне» прочитал вырезку из устава о том, кто может быть председателем федерации. Я увидел, что критериев, запрещающих мне участвовать в выборах, в уставе нет, загорелся идеей и начал действовать.

Первым делом я пошел в районное управление внутренних дел и сказал, чтобы мне сделали справку об отсутствии судимости. Заплатил за нее, наверное, половину базовой величины. Ну а потом пошел писать свою предвыборную программу. Состоять она должна была из двух частей. Одна – из тезисов, а вторая, финальная и расширенная, готовилась к выступлению на конференции. Ее я должен был предоставить, наверное, за 20 дней до выборов – последний срок подачи документов. 

В итоге за неделю я подготовил все тезисы, распечатал их на двух страницах, прикрепил копию паспорта, справку из милиции, анкету с информацией о себе и поехал в Дом футбола. Документы собирался отнести к юристу Сергею Ильичу, но его на месте не было. Поэтому пошел в приемную. Там на меня посмотрели как на какого-то дурачка :).  Мол, кто ты вообще такой, парень? Чего пришел сюда? В принципе, реакция была ожидаемой и адекватной. Я ведь на тот момент и был в федерации всего пару раз и меня никто не знал. Минуты две пообщался, кажется,написал заявление, сдал все, что требовал регламент, и ушел.

На неделе мне набрал Ильич и сказал: если я хочу избираться, то меня должен выдвинуть кто-то из членов АБФФ.

Все члены указаны в специальном разделе на сайте федерации. Что любопытно, если верить сайту федерации, «Крумкачы» до сих пор среди членов. Честно говоря, я никого тогда не знал, и попробовал поговорить о своем деле с Денисом Шунто. На тот момент мы еще не были знакомы, и номер Дениса мне дал его брат Антон, которого я нашел через социальные сети. Шунто отнесся ко мне с пониманием, даже выслушал какую-то часть предвыборной программы, задавал вопросы, но потом сказал, что «Крумкачы» только на этой конференции должны стать членом исполкома и ничем помочь он не сможет. Его команда только вышла в первую лигу, а во второй можно играть, не являясь членом АБФФ. Все, больше ни к кому я не обращался. Ну, согласитесь, было бы странно, если бы я позвонил, условно говоря, в «Днепр» или в другой клуб-член АБФФ и сказал: «А выдвиньте меня на пост председателя!» Люди меня не знают. Зачем им впрягаться?

Я не расстроился, что все так вышло. Пропустив пункт с выдвижением АБФФ, просто понял, что нужно внимательнее читать документы. Хотя могу сказать честно, если бы этого пункта не было, я бы серьезно занялся предвыборной работой, оставив все свои дела. Моим минусом была молодость и отсутствие связей. Однако это был хороший опыт. Я хоть немного, но все-таки поучаствовал в выборах, почувствовал свою причастность к футболу, понял, что в выборах может теоретически участвовать любой человек. Главное – найти поддержку. Но, опять-таки, многие ли клубы захотят выдвигать незнакомого человека?

Кстати, Сергей Сафарьян потом на какой-то пресс-конференции вспоминал меня, говорил, что в федерацию приходил какой-то молодой человек с какой-то программой. Так что как минимум до Сафарьяна я добрался :). Но больше не пойду баллотироваться на пост председателя. Где-то через два месяца после выборов я получил лицензию агента, по сей день занимаюсь этой работой и получаю от нее удовольствие. Мне нравится искать малознакомых игроков из Африки, Европы, Азии, которых могу привезти в Беларусь.

Что касается нынешних выборов, то я не могу сказать, что фамилия нового председателя известна заранее. Кажется. Им и Юрий Курбыко может стать, и Юрий Вергейчик, и кто-то другой. Но все-таки не думаю, что им может стать обычный человек с улицы. Все решится единогласно. Выберут, кого скажут, или того, кого уже готовят для этой должности.

* * *

О чем была моя программа? Знаешь, я как-то читал тезисы Румаса, и там много внимания уделялось развитию массового футбола. Но, на мой взгляд, с любительским футболом у нас проблем вообще нет. Они есть с детским, с женским, с мини-футболом, с первой лигой, со второй, но никак не с массовым. Сложилось ощущение, что про него нужно просто написать. И люди, соблюдая формальность, постоянно это делают. Я делал ставку в своей программе на другие аспекты. Считаю, обязательно нужно было увеличить ротацию между всеми лигами. Чтобы в элиту входили два клуба, вылетали два, а между третьими командами проходили стыковые матчи.

Кроме того нужно уменьшить финансовые требования к командам высшей лиги, но увеличить к клубам первой. Чтобы команды, которые хотели бы оказаться в настоящем профессиональном футболе, готовились к этому заранее. Ведь если ты хочешь играть в вышке, то за твоими плечами должно что-то быть – условия или деньги. А то у нас получается, что безденежная команда, грубо говоря, ни с чем может выйти из второй лиги в первую, потом в высшую, и затем испытывать серьезные финансовые проблемы. Так быть не должно. Если хочешь играть в элите, то будь готовым к этому заранее.

Я выступал за увеличение лимита легионеров в вышке с пяти иностранцев до восьми. Во-первых, это обычная инвестиционная привлекательность. Если я, условно говоря, немец, который вкладывает в белфутбол деньги, то обязательно захочу пригласить сюда играть своих соотечественников. Кроме того, мы не обладаем серьезным кадровым ресурсом среди местных исполнителей. Есть команды с именами, а есть просто остальные. И благодаря легионерам можно было бы подтянуть конкуренцию между клубами в чемпионате. В первой лиге я предложил бы разрешить выступать двум легионерам за команду. Ну, если есть интересный проект, который ставит перед собой высокие цели, почему не разрешить заявлять иностранцев? Тем более на данный момент между Д1 и Д2 пропасть просто космическая. Команды высшей лиги в качестве усиления не воспринимают игроков из первой лиги. Поэтому я считаю, что иностранцы сумели бы повысить и конкурентоспособность команд, и уровень самого второго дивизиона. Второй дивизион также усилился бы местными игроками, не выдержавшими конкуренцию из-за поднятия лимита в вышке.

Сергей Румас возглавляет АБФФ с 2011 года. В марте у федерации появится новый руководитель.

Я бы также ужесточил требования к лицензированию стадионов в первую очередь для того, чтобы появлялись хорошие и качественные трансляции. Сколько камер снимает матчи чемпионата? Наверное, шесть или семь. Да, относительно самих себя мы за последние несколько лет прибавили в этом вопросе, а относительно всего мира стали еще хуже. А ведь трансляция – один из главных моментов, которые влияют на привлекательность продукта для зрителей, скаутов и инвесторов. Приведу пример. За последний год из Беларуси в Западную Европу уехало примерно столько же футболистов, сколько из Молдовы. И это при том, что разница между нашими чемпионатами просто огромная. Смотрите. В «Гомель» в 2017 году из Молдовы приехал Лассина Дао. Он там феерил, на него буквально молились, а в Беларуси Дао почти ничего не показал. Такая же ситуация с Николаем Зенько. В Молдове он был бронзовым призером, а у нас почему-то востребован лишь в клубах нижней части таблицы. Но многим скаутам, которые следят за игроками через трансляции в интернете, если честно, без разницы, какой чемпионат смотреть – наш или молдавский. И белорусская картинка, к сожалению, не привлекательнее Молдовы. Знаешь, мне один иностранец, имя которого называть не буду, сказал: «Ваша лига очень сильная, но в ней ты не чувствуешь себя профессиональным футболистом. А где ваши болельщики? У вас игроки выходят из раздевалок, но к ним не подходят репортеры...» И это очень четко описывает положение дел. Интерес к чемпионату тоже зависит от картинки.

Мини-футбол в своих тезисах я тоже упомянул. У нас же вообще в нем до недавнего времени не было молодежи. Из-за этого до определенного момента не была сформирована молодежная сборная. В Беларуси просто люди заканчивали играть на большом поле и переходили в зал. Так было из года в год. Были молодежные лиги, но еще на 2015 год, когда я писал вот эти тезисы, у нас не было ни молодежной сборной, ни нормальных мини-футбольных школ. Сейчас благодаря стараниям «Столицы» и других клубов они все-таки появились. Забегая вперед, скажу, что некоторые пункты моих тезисов уже реализованы. Улучшились трансляции, с этого сезона изменится ротация между лигами, но вот вопрос с увеличением лимита по легионерам не решен до сих пор.

* * *

Подача документов для участия в нынешних выборах председателя АБФФ заканчивается 7 марта. По информации пресс-службы, заявок на регистрацию еще не поступало.

ФОТО: автора, footbik.by

Другие посты блога

Все посты