Tribuna/Единоборства/Блоги/Кровь с молоком/Не только Орловский. Что у белорусов получается в смешанных единоборствах

Не только Орловский. Что у белорусов получается в смешанных единоборствах

Пост для тех, кто считает, что белорусские ММА - это только Андрей Орловский.

3 июля 2016, 16:12
1
Не только Орловский. Что у белорусов получается в смешанных единоборствах

В 1993 году в США была создана организация UFC, и смешанные единоборства постепенно стали набирать популярность по всему миру. Однако к тому времени, когда ММА (смешанные боевые искусства – Tribuna.com) в мире уже гремели вовсю, у нас все только начало зарождаться. В 2005 году Андрей Орловский завоевал титул чемпиона UFC и с тех пор белорусские смешанные единоборства ассоциируются только с ним. Сейчас Орловский уже давно не на пике, его карьера на исходе, а о других достижениях белорусов в ММА не очень-то и слышно. Но на самом деле, там есть о чем рассказать.

Япония и сейкиндо, с которого все начиналось

В начале 2000 года в Японии на острове Хоккайдо начали развивать новый вид спорта под названием сейкиндо, что в переводе с японского означало «спорт телохранителей». Этакая смесь кикбоксинга и смешанных единоборств. Можно использовать ударную технику и бороться, но нельзя выполнять болевые и удушающие приемы.

В то время поединки по ММА, проходившие под эгидой UFC, не имели строгих правил: не было ограничений по времени, не было четкого понятия, за что начисляются очки. Бить соперника можно было как угодно. Запрещалось только трогать пальцами глаза и напрыгивать на грудную клетку всем весом – чтобы не убить человека. Отсутствовало и деление на весовые категории.

Сейкиндо стала первой организацией, которая решила регламентировать временные рамки поединков (три раунда по три минуты), ввести ограничения по правилам нанесения ударов и разбить бойцов на весовые категории. В организации их было шесть: до 72 кг, до 76 кг, до 82 кг, до 90 кг, до 100 кг, и свыше 100 кг.

Для быстрого развития организации и привлечения большого количества зрителей нужно было найти спортсменов хорошего уровня. Японских же бойцов на тот момент было недостаточно – спортсмены, выступавшие в UFC, не имели права участвовать в поединках других организаций. Тогда японцы обратились в Россию, где уже тогда существовала федерация IWFC (International World Fighting Council). Федерация объединяла спортсменов из бывшего Советского Союза и не запрещала им выступать в турнирах, проводимых другими организациями. Поэтому японцы сделали предложение именно им. Но большого количества спортсменов не было и в IWFC. Чтобы выйти из положения, они обратились в федерацию тайского бокса России. В то время муай-тай активно развивался, с недостатком бойцов проблем не было, поэтому российские тайбоксеры начали активно ездить в Японию (через эту федерацию туда попал и белорусский боец Сергей Гур). А сейкиндо – вид спорта, изначально более ориентированный на борьбу, переквалифицировался на ударную технику.

Постепенно IWFC стало через определенных людей искать спортсменов для сейкиндо в других странах. В Беларуси все это происходило через Алексея Анцыповича, человека, который первым в нашей стране стал на серьезном уровне заниматься подготовкой и продвижением бойцов на международную арену. Впервые в Японию белорусские бойцы Валентин Сюльжин, Роман Сухотерин, Гела Гецадзе, Александр Шелудченко и Михаил Дьяченко полетели в 2000 году.

– Но мы не понимали до конца, как оцениваются поединки, – признается Сюльжин. – Судейские записки основывались на технических действиях бойцов. Удар – один балл, бросок – пять. Человек, который проигрывал по ударной технике, мог бросками выиграть бой.

Когда Сюльжину поступило предложение выступать в сейкиндо, он был членом сборной Беларуси по вольной борьбе и не имел даже минимальных навыков ударной техники. Чтобы подтянуть «ударку», перед Японией он поехал на Кубок Евразийских чемпионов в Омск, который проводился под эгидой IWFC, и неделю постоял там на груше. На турнире Сюльжин провел два боя: один выиграл, а в следующем получил травму и стал вторым.

Уже в Японии после первых поединков был сделан отсев – проигравшие отправлялись домой. Некоторые бойцы проходили первые бои, но прокалывались на вторых, – их тоже отчисляли. Из белорусов отбор прошел Сюльжин, выигравший первый бой за счет борьбы. Все остальные свои поединки проиграли. Проиграл и Александр Шелудченко, но  понравился организаторам, и его оставили. Правда, ненадолго – через какое-то время уехал и он.

– Я надел перчатки во второй раз в жизни, но выиграл бой за счет борьбы, – рассказывает Сюльжин. – Наверное, повезло. Мне больно было, меня били. Соперником был профессиональный боксер из Екатеринбурга с хорошей работой ног. Но я сделал столько бросков, сколько все остальные не сделали за все соревнования. Еще я получил травму накануне на тренировке по борьбе и приехал туда со сломанной ключицей. Не знаю, как пошел драться. Наверное, желание выступать было превыше всего.

Организаторы оставили Сюльжина в Японии почти на полгода, но на протяжении месяца после первого боя не устраивали ему поединков – за это время у него зажил перелом.

– На тот момент в Японии находились почти все самые известные тайцы России. Первые номера сборной, у которых я всему и научился. Чему люди учатся по 3-4 года, я освоил за пять месяцев. Мне просто повезло попасть в такую атмосферу, где тренировались лучшие бойцы мира.

Соперники в сейкиндо подбирались по существовавшему рейтингу, но если боец проводил зрелищные поединки с яркой бросковой техникой, его могли поставить в более тяжелую весовую категорию. Как правило, если спортсмен стабильно выступал и показывал зрелищную технику, в течение месяца организаторы устраивали ему до 5 боев. Гонорары были соответствующие: за поединок – 500$, за победу – плюс еще 200$.

На начальном этапе бои этой организации собирали большие стадионы – сейкиндо составляло достойную конкуренцию популярному на тот момент японскому промоушену Pride. И все-таки через какое-то время сейкиндо начало захлебываться. Подбор соперников делался недостаточно интересно. Подавляющее большинство бойцов были базовыми ударниками, которые потом подтягивали борьбу и за счет этого держались – таких было 90% процентов. Борцов было мало, как правило, они не приживались. Кому охота получать перчаткой в лоб, если ты ничего не можешь ответить? Такие бои заканчивались нокаутом очень быстро.

К тому же вид спорта делался на ассоциации с работой телохранителей: если на тебя нападают, ты должен два-три раза ударить, перевести соперника в партер, нанести точечный удар в голову или корпус, и остаться на ногах. Это очень высоко ценилось судьями, и в этом была привилегия спортсменов. Но когда 90% бойцов ударники, проводить такие приемы было сложно. Спорт стал терять свою уникальность. Смотреть бои между ударниками зрители не хотели – это можно было увидеть на более раскрученном и популярном К-1.

Все это в сумме с неправильной экономической политикой привело к тому, что через четыре года сейкиндо перестало существовать. Последний турнир прошел в Японии в 2003 году. За это время там с разной степенью успешности выступали около двух десятков белорусских бойцов. Впоследствии некоторые из них смогли построить успешную карьеру в различных видах единоборств. Например, Сергей Гур стал многократным чемпионом мира по тайскому боксу, Валентин Сюльжин – первым белорусским чемпионом мира по панкратиону, Константин Маханьков – известным тренером по боксу. А развитие смешанных единоборств в Беларуси тогда только начиналось.

Структурная организация и «Академия ММА»

Фото: vk.com

С начала 2000-х в Беларуси было проведено много работы для создания слаженной системы развития ММА. После сейкиндо Алексей Анцыпович начал работать как промоутер и стал активно продвигать белорусских бойцов, организовывая им бои – на начальном этапе в основном в Литве. Через некоторое время он создал собственный клуб, который только через несколько лет – в 2009 году – получил название «Академия ММА», и на сегодняшний день является ведущей организацией Беларуси, на высоком уровне занимающейся продвижением бойцов смешанного стиля. Помимо основной команды в Минске «Академия ММА» объединяет также клуб «Керберус» из Молодечно и «Гладиатор» из Бобруйска. За время существования организация помогла раскрыться многим белорусским бойцам ММА, а кое-кому – даже стать чемпионом.

Ниже – о самых титулованных.

Алексей Кудин, ProFC и Bellator

Мало кто знает, но семикратный чемпион мира по тайскому боксу и кикбоксингу Алексей Кудин начинал спортивную карьеру со смешанных единоборств и до перехода в «ударку» провел по ММА около 15 боев, но проиграв три крайних поединка базовым борцам, решил перейти в муай-тай. Да и возраст как раз был подходящий – 18 лет. В тайском боксе у Кудина быстро стало получаться. Уже через три года он стал чемпионом мира среди любителей, через четыре – чемпионом мира по кикбоксингу. Но с 2010 года белорус возобновил свои выступления в ММА и четыре года совмещал их с тайским боксом. В итоге решил сосредоточиться только на смешанных единоборствах.

– Я об этом не жалею, многого добился в тае и кике, но, думаю, если бы борьбу не забрасывал, может быть, сейчас в ММА на более высоком уровне находился, – отмечает спортсмен. – Если бы хотел, правил бы и там, но на двух креслах не усидеть. В 2010 году я вернулся в ММА, и до 2014 года выступал еще и по тайскому боксу – это тяжело. Нужно перестраиваться. В тае и кике семь раз чемпионом мира становился – выше уже не прыгнешь. А в ММА звезд не хватал, поэтому теперь хочу здесь завоевать пояс.

В 2011 году Кудин принял участие в российском турнире ProFC, состоявшем из двух этапов. Первый проходил в Молдове 26 августа в формате турнира-четверки. Стартовый поединок Алексей проводил с поляком Войчехом Булински. Бой получился на удивление коротким – поляк ушел в нокаут уже на седьмой секунде. Следующий соперник – молдаванин Семион Борш – продержался не намного больше: нокаут в конце первого раунда.

Финальный этап проходил в Ростове 10 декабря. Снова четверка. Первым соперником был украинец Дмитрий Побережец, который на четвертой минуте экстра-раунда отказался от продолжения боя. В финале Кудин встречался с дагестанцем Казбеком Сайдалиевым – неплохим «ударником». На 3-й минуте белорус попал левым боковым, после чего провел серию добиваний – опять победа нокаутом.  

– После этого Казбек некрасиво поступил: бросил мне полотенце в лицо. Короче, все как обычно бывает, – вспоминает Кудин. – Так я стал чемпионом Гран-при ProFC. В этой организации помимо турниров Гран-при еще существовали пояса, но мы прервали с ними контракт, и до пояса я не дошел.

Фото: profc.tv

Следующей крупной организацией для Кудина стал американский Bellator – второй по значимости промоушен в мире смешанных единоборств. Несмотря на такой высокий рейтинг, Bellator не имеет собственной базы. В их распоряжении находятся несколько трейлеров, на каждый турнир они арендуют помещение, как правило, зал или казино, и уже там выставляют камеры и клетку. Вся работа компании ориентирована в основном на продажу своих боев на телевидение.

– Мы подписались с одним нехорошим менеджером, который сам был родом из России, но давно жил в США и занимался промоушеном. За 8-10 месяцев, что я был в Bellator, провел всего один бой, хотя обещали больше. Я два раза летал в США. Первый раз в ноябре 2012 года. Пробыл 10 дней, мне поменяли трех соперников, а потом вообще отменили бой. Улетел домой. И буквально через три недели подтвердили, что будет еще один поединок. Готовились под определенного бойца, прилетели с тренером за две недели до боя и тренировались. Но за это время мне поменяли шестерых соперников. Каждые два дня звонил менеджер и менял бойцов. В итоге мы просто не знали, под кого готовиться.

За три дня до боя соперник все-таки определился – им стал Майк Уэссел. Американский тяжеловес весом 130 кг, базовый борец. Понятно, что хорошо подготовиться возможности не было, но и без боя домой не улетишь. Поединок закончился победой американца со счетом 29:28.

– Они хотели дать мне еще один бой, но мы понимали: чтобы выступать в Bellator, нужно там полгода-год пробыть и в той каше повариться. Там немного другой менталитет, немного другая подготовка, плюс акклиматизация, питание. Еще много странных ограничений: личного секунданта к сетке не подпускают, пить только из этих бутылочек, из других нельзя, без разрешения никуда не отойдешь. Это все сказывается.

После всего этого желание сотрудничать с Bellator у белорусской стороны пропало.

– Я сам туда не хочу. Bellator хоть и занимает второе место в мире, но это конторка. Вот просто конторка. Да и мне надо еще здесь на постсоветском пространстве обкататься немного с тяжеловесами. Мы же раскрываемся позже. Если легковес к 30 уже заканчивает, то тяжи в 30 начинают (Кудину 31 год – Tribuna.com). Я только сейчас начал в себе силу какую-то ощущать. Появились мозги, мышление другое, видишь все, как со стороны. Это раньше бои на эмоциях проходили, а сейчас все более уравновешенно.

Артем Дамковский и М-1

В 1997 года Вадим Финкельштейн создал организацию под названием М-1 Global, которая на сегодняшний день является сильнейшим российским промоушеном в мире смешанных единоборств. В 2010 году компания запустила проект под названием М-1 Selection, разделив его на две части: М-1 Selection Восточная Европа и М-1 Selection Западная Европа. Победители этих турниров должны были побороться за титул чемпиона M-1 в легком весе, который впервые разыгрывался в рамках этого промоушена.  

Среди участников турнира М-1 Selection Eastern Europe был белорус Артем Дамковский.

– Единоборствами стал заниматься в родном Бобруйске. Начинал с рукопашного боя. Затем армия. Потом случайно познакомился с Алексеем Анцыповичем, который в 2006 году предложил мне бой в Москве против Александра Шелудченко. Так все и завертелось.

Фото: mixfight.ru

Свой первый бой на М-1 Selection Дамковский проводил в феврале 2010 года в Санкт-Петербурге против россиянина Шамиля Абдулкеримова. Очень тяжелый плотный поединок закончился для Артема победой единогласным решением судей. Через три месяца в Киеве следующий отборочный турнир и следующий соперникроссиянин Арсен Убайдулаев. И снова победа осталась за Артемом. В июле в финале M-1 Selection Eastern Europe Дамковский должен был встречаться с Александром Сарнавским, но россиянин получил травму и организаторы снова выставили против белоруса Убайдулаева

– Во второй раз победу отдали Арсену. Мы посмотрели видео – в принципе, выиграл я. Хотя сразу после боя мне казалось, что проиграл. Подали официальный протест. Это был, наверное, первый случай был в истории М-1, чтобы кто-то подал апелляцию, а ее еще и удовлетворили. Так я стал чемпионом M-1 Selection Eastern Europe. Мне еще как чемпиону перстень специальный подарили. Фортануло нормально.

 

Фото: mixfight.ru

Эта победа вывела белоруса на бой за пояс чемпиона мира в легком весе, где он в очном споре с победителем M-1 Selection Western Europe австрийцем Маирбеком Тайсумовым должен был решить, кто станет первым обладателем титула. 

Бой состоялся 28 октября на турнире M-1 Challenge 21 в Санкт-Петербурге. Если первый раунд был практически равным, то во втором австриец смог перевести бой в партер, где базовому ударнику Дамковскому пришлось очень непросто. Но белорус сумел перетерпеть три минуты пропущенных ударов и две попытки болевых приемов, и в конце раунда едва сам не вытянул Тайсумова на болевой. Этот момент полностью переломил ход боя и в третьем раунде Дамковский просто избивал своего соперника. Там было все: и коронные Артемины лоу-кики, и спиннинг бэк-кик, и удар коленом в голову. Но закончилось все не так красиво – за две минуты до конца раунда Артем попал сопернику пальцем в глаз.

– Был тычок в глаз, я не отрицаю. Попал 100 %, но это было не специально. Да и мне показалось, что это было не так смертельно, как демонстрировал Тайсумов.

В итоге угол австрийца отказался от продолжения боя, и Артем стал обладателем титула чемпиона мира в легком весе по версии М-1 – первым в истории данного промоушена и пока единственным чемпионом из Беларуси. Правда, владел титулом Артем недолго – через полгода он проиграл его в своем следующем поединке техническим нокаутом американцу Хосе Фигуэро.

– После потери пояса мы продолжали работать с М-1. Я им понравился, и они мне периодически делали бои – два-три раза в год. Где-то проигрывал, где-то выигрывал, но как-то опять дошел до чемпионского пояса.

Вторая попытка Дамковского завоевать пояс была назначена организаторами на март текущего года, но несколько раз переносилась, и в итоге бой состоялся только 4 июня в Баку. Соперником Артема стал россиянин Александр Бутенко.

Дамковский бой проиграл, но зрительские эмоции и аплодисменты после окончания поединка – в основном его заслуга: за 25 минут боя Артем методично проверял ударами соперника на прочность, отбивал Бутенко переднюю ногу и как мог уходил от попыток соперника перевести бой в партер. А в конце второго раунда и вовсе заработал сильное рассечение над правым глазом.

Фото: vk.com

Россиянин, напротив, атаковал довольно однообразно: вся суть сводилась к тому, чтобы перевести бой вниз и доработать соперника там. Но за счет того, что почти все попытки тейкдаунов ему удавались, и поединок проходил в партере, где Артем мало что мог сделать, судьи отдали победу Бутенко.

Еще до боя белорусский боец сказал, что, если выиграет, возможно, завяжет с карьерой, а если проиграет, может, наоборот, разозлится и попытается завоевать пояс в другой раз. Будем жать другого раза.

***

Безусловно, пока уровень развития смешанных единоборств в нашей стране отстает от мирового. Но, учитывая то, что по-настоящему развиваться они в Беларуси начали, когда Федор Емельяненко уже был чемпионом Pride, становится понятно, что у наших бойцов еще все впереди. Сегодня молодых и перспективных спортсменов в стране хватает – их побед остается только немного подождать.  

Другие посты блога

Все посты