Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Козеко и его фристайлисты рискуют – и этим они очень не похожи на типичных белорусов

Козеко и его фристайлисты рискуют – и этим они очень не похожи на типичных белорусов

Сумасшедший прыжок мог принести золото.

Автор — Вадим Кнырко
19 февраля 2018, 07:00
20
Козеко и его фристайлисты рискуют – и этим они очень не похожи на типичных белорусов

Умеют замахнуться на большее, при этом – никакого авантюризма.

В решающей попытке Станислав Гладченко единственный из финалистов выбрал прыжок экстракласса – тройное сальто с пятью винтами.

– Выбрал такой вариант, потому что ничего другого не оставалось. Решили рисковать.

Так сказал Гладченко после суперфинала в акробатике. Хотя, конечно, тут наш 23-летний фристайлист чуть-чуть слукавил. Один вариант попроще оставался – можно было прыгнуть «три с четырьмя», который в итоге в решающей попытке исполнили все три призера (фул-фул-дабл фул). Но для чего? Ошибка на этом прыжке точно оставляла бы Гладченко за пределами призеров. Да и идеальное исполнение – далеко не гарантия успеха, в чем мы успели убедиться во время субботней квалификации.

По мнению специалистов и болельщиков, Антон Кушнир делал «три с четырьмя» почти идеально, но в итоге остался без финала и возможности защитить свой титул. К судьям были вопросы. И такие же вопросы могли возникнуть, если бы Гладченко исполнил «три с четырьмя» – все-таки бригада арбитров не менялась. И в ней по-прежнему сидели потенциально заинтересованные в результатах своих спортсменов китаец, россиянин и канадец. 

Еще утром Гладченко и главный тренер сборной Беларуси Николай Козеко решили, что в случае выхода в суперфинал будут прыгать «три с пятью». Собственно, такое развитие событий предполагали и мы, и наш эксперт Дмитрий Дащинский. Гладченко шел на сумасшедший прыжок, когда за четыре секунды нужно успеть в трех сальто сделать пять вращений тела вокруг продольной оси. Это и на словах звучит очень сложно, а на деле – что-то на уровне фантастики. 

Как признался сам Станислав, на снег он исполнял этот прыжок всего три раза во внесоревновательные периоды плюс еще с десяток раз на воду. Не всегда получалось идеально, но и хорошие попытки были. Сделай он в Пхенчхане чисто приземление (ну или хотя бы приземление в ноги и скатывание на спине) – вполне возможно, это была бы медаль. Может, даже золотая.

Но получилось как получилось. Гладченко полетел кубарем после приземления. Николай Козеко признал, что имела место ошибка стартера, мол, Станиславу нужно было скорректировать точку разгона – сделать его длиннее. Стартер этого не сделал. Как итог белорус хорошо все выполнил в воздухе, но рухнул на снег после приземления.

Гладченко и Козеко рисковали. Пан или пропал. Все или ничего. До Станислава на Олимпиадах «три с пятью» прыгали всего пять спортсменов. И не всегда эта авантюра заканчивалась успешно.

• Впервые «три с пятью» исполнил чех Алеш Валента в Солт-Лейк-Сити. После первой попытки он делил с Дмитрием Дащинским пятое место. Но элемент «ультра-си» во второй попытке (тогда в финале прыгали в два захода, а победитель определялся по сумме) позволил Алешу выиграть золото. Через четыре года в Турине Валента не прошел квалификацию, а через год завершил карьеру из-за надоевших травм. Сейчас выступает в качестве эксперта на чешском телевидении и владеет собственным акробатическим центром;

• Американец Джерет Петерсон – единственный фристайлист в истории, кто пытался прыгать на Олимпиадах «три с пятью» два раза. В Турине «Спиди» рисковал очень сильно: после первой попытки шел третьим, но после падения с «пятерки» опустился на седьмое место. В Ванкувере сделал чище, вытащил себя с пятого места на второе. Но даже «три с пятью» не помогли ему обойти Алексея Гришина. Через полтора года покончил с жизнью выстрелом из дробовика в голову после продолжительной депрессии;

• На Олимпиаде в Сочи сразу трое спортсменов пытались прыгать «три с пятью» в суперфинале. Удачно получилось только у Антона Кушнира, который за свой прыжок получил рекордные оценки. Китайцы Цзя Цзонян и Ци Гуаньпу упали. Но Цзя повезло чуть больше – ему досталась бронза. Через четыре года в Корее он разменял эту медаль на серебряную – победителю из Украины Александру Абраменко китаец проиграл меньше полубалла. На этот раз Цзя Цзонян не решился прыгать «три с пятью».

Гладченко рискнул. Прогорел. Его золото на этой Олимпиаде при любом сценарии походило бы на чудо, а если бы на вершине удалось оказаться после такого прыжка – это было бы нечто суперфантастическое, сумасшедшее и сверхэмоциональное. Не получилось. 

Риск – это совсем не белорусский подход. Мы как-то привыкли везде действовать аккуратно, от оборонки. И практически ни в одном виде спорта белорусы не атакуют, не рвут. Очень сложно представить, что наши футболисты выйдут играть против Франции по схеме 4-3-3. Да ладно против Франции. Мы и против Люксембурга можем сыграть в пять защитников. Во фристайле ситуация иная – эти ребята выделяются из общей массы. 

Козеко и его подопечные не боятся рисковать и, тем не менее, часто «пьют шампанское». В Сочи Алла Цупер в финале второй раз в карьере исполнила во время соревнований тройное сальто с тремя винтами – и выиграла. Там же Антон Кушнир крутил «три с пятью» – и выиграл. Анна Гуськова в Пхенчхане призналась, что до Олимпиады всего пару раз делала на снег чемпионский «лэй-фул-фул» – и выиграла. И Гладченко тоже шел по этому пути. То есть очевидно, что Козеко – человек рисковый, но не авантюрист. Все отчаянные шаги обкатаны и подготовлены.

Сейчас можно говорить что угодно. Риск белорусской стороны оценивают по-разному, мол, на фига было вставлять эти «три с пятью». Но задним умом все мы сильны. Козеко и Гладченко в конкретной ситуации подумали так, как подумали. И есть ощущение, что у нас в воскресенье все так и было бы – либо золото, либо ничего. В любом случае, проиграть после атаки первого места наверняка приятнее, чем по-будничному слиться.

ОИ-2018

Пхенчхан, Южная Корея

Фристайл

Лыжная акробатика

Мужчины

1. Александр Абраменко (Украина) – 128,512. Цзя Цзунян (Китай) – 128,053. Илья Буров (Россия) – 122,174. Павел Кротов (Россия) – 103,175. Оливье Рошо (Канада) – 98,116. Станислав Гладченко (Беларусь) – 92,61

Фото: Gettyimages.ru/Mike Blake, Dylan Martinez

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты