Tribuna/Лыжные виды/Блоги/О духе времени/Рюкзак-путешественник стал одним из героев Олимпиады. Почему эта вещь очень дорога главному фристайлисту Беларуси

Рюкзак-путешественник стал одним из героев Олимпиады. Почему эта вещь очень дорога главному фристайлисту Беларуси

История культовой вещи.

12 марта 2018, 22:18
2
Рюкзак-путешественник стал одним из героев Олимпиады. Почему эта вещь очень дорога главному фристайлисту Беларуси

 

Цена, которую Николай Козеко лично заплатил за олимпийское золото.

На зимних Играх в Пхенчхане фристайлистка Анна Гуськова выиграла золотую медаль в акробатике. Победе предшествовало пари спортсменки с тренером Николаем Козеко. Согласно спору Козеко должен был отдать Гуськовой в обмен на чемпионство...свой рюкзак. Он не инкрустирован золотыми пластинами и стразами Swarovski, его не покупали в бутике Louis Vuitton. Это обычный рюкзак из пестрой ткани, уже далеко не новый. Просто у него есть история. Рюкзак принадлежит Николаю Козеко больше четверти века и вместе с хозяином побывал на большинстве континентов. Он видел невероятные прыжки и драматичные падения, был свидетелем олимпийских триумфов и наблюдал за тем, как судьи творили беззаконие. Рюкзак настолько «прилип» к тренерской спине, что Козеко некоторые из коллег вот так и узнают – по заплечной сумке. О своем друге, с которым вот-вот придется распрощаться, наставник рассказал Андрею Масловскому.

Пари

– Вообще, я не очень азартный человек. Соглашаясь на Анино предложение, просто поддерживал ее внутреннее состояние. Видел, как серьезно она настраивалась. Прокручивала все в голове. Нужно было чем-то обозначить, что все будет хорошо, и подкрепить ее уверенность. И таким жестом, как подарок рюкзака, это будет сделать легко и просто. Аня – единственная спортсменка, которая за 26 лет заговорила о подобном. И, кажется, с ее стороны это тоже было чисто символически. Проверяла, готов ли я расстаться с самым неизменным атрибутом.

Спор состоялся в Японии за пару дней до отлета в Корею. Ребята занимались в тренажерном зале, а я расхаживал мимо них с рюкзачком. Ну и во время какой-то паузы заговорили с Аней о пари. Знаете, есть хорошая поговорка: «Победа – это не главное. Победа – это все». И перспектива остаться без рюкзака благодаря золотой медали – это мелочь :). Безусловно, он мне дорог, но, думаю, свою миссию выполнил.

Мы сделали все по серьезному. Скрепили спор рукопожатиями при свидетелях – на тренировке были все наши ребята, – а [тренер] Миша Курлович «разбил» наши руки.

После «золота» свое слово сдержал, однако решили выставить рюкзак на благотворительный аукцион. Почему деньги пойдут на помощь животным? Не надо искать какой-то смысл. Было предложение, согласился. Да и создание приюта хорошее дело.

«Рождение» легенды

– Весной 1992 года со сборной по фристайлу были на тренировочном сборе в Австрии. А если точнее – в Вене на водном трамплине. На одну из тренировок заехали представители фирмы Tyrolia, с которой наша федерация заключила договор о спонсорской поддержке, и привезли небольшие презенты, в том числе рюкзачки. Этот мне приглянулся сразу. В первую очередь расцветкой. Хотя, если очень честно, выбора особого и не было. В те времена мы не были избалованы спортивным инвентарем. Так что рюкзаки понравились всем. Вся команда с удовольствием их носила. Просто так получилось, что сохранился рюкзак только у меня.

Несессер

– Рюкзак сшит из очень качественной ткани. Он очень крепкий. За 26 лет я его ни разу его не штопал и не менял молнии. Я не изучал специально, но, может быть, нитки какие-то необычные. Конечно, по нему видно, что это не новая вещь, но без дефектов. Стирку в машине переносит нормально.

Возможно, на хорошую сохранность повлияло то, что рюкзак был не повседневного, а соревновательного использования. Я брал его только на выездные сборы и соревнования. По Беларуси не особо таскал. Все же под рукой. Иногда, очень редко, брал с собой в баню. Хранился он дома в обычном шкафу вместе с другими сумками. Никакого особенного отношения к рюкзаку не было. Я не заморачивался. Относился к нему как к атрибуту, который необходим на тренировках и соревнованиях. Это как несессер (специальный контейнер для мелких предметов – Tribuna.com), где в одном уголке всегда лежит отвертка, в другом шурупчики и так далее. Так и рюкзачок. Там все что нужно на склоне. Вышел, поставил на снег – работаем.

Утюжок на батарейках

– Рюкзак не очень вместительный. Скорее даже компактный и небольшой. Но места, чтобы положить все необходимое, хватает. Собираясь на склон, я всегда изучаю погоду. Если на улице морозно или переменчиво, складываю плащ или что-то теплое – куртку, байку. Обязательно беру чай или кофе и несколько бутербродов. На холоде провожу много времени. Поэтому часто хочется глотнуть чего-то тепленького и перекусить.

Есть свое место и у принадлежностей для экстренной помощи инвентарю: цикля, отвертки, утюжок на батарейках для лыж. Я же не просто раздаю указания, а провожу тренировочный процесс, помогаю. Легко могу зачистить спортсменам лыжи, особенно девочкам. У них не всегда хватает силенок на морозе открутить крепления. Часто нужно мое экстренное участие. Правда, сейчас есть тренер, который следит за этим. Но раньше помогал. 

Кроме того в последнее время добавляю таблетки: лекарства, успокоительные препараты, сердечные капли. Возраст заставляет быть начеку :). Это не значит, что я обязательно все это принимаю. Просто всякое может случиться.

Я очень волнуюсь, когда идет разучивание новых прыжков. Это всегда экстремальная ситуация как для спортсмена, так и для тренера. Обучение прыжку очень долгий процесс. Добавлять новый элемент в уже отшлифованный прыжок можно годами. Например, с Максимом Густиком уже четыре года не можем выйти на освоение нового прыжка из-за технических огрехов. А Стасу Гладченко хватило месяца, чтобы хорошо выполнить прыжок высшей категории сложности.

Злость после падений спортсменов на рюкзаке не вымещал и вообще никогда не вымещаю ни на вещах, ни на людях. Эмоции держу в себе. Занимаюсь приличным таким самоедством. Это не всегда правильно, но такой я. Стараюсь ходить в тренажерный зал и выплескивать эмоции там.

Самые странные вещи, которые бывали в рюкзаке? Ну вот недавно моя собачка Капуша забралась. Наверное, первый раз за все время разрешил. Но это фото постановочное.

Мыс доброй надежды

– Рюкзак чисто спортивный, поэтому и путешествовал со мной по соревнованиям. Побывал почти везде: в Австралии, Новой Зеландии, даже в Южной Африке побывал! Был везде, кроме Южной Америки. Да и то только потому, что там нет соревнований.

В ЮАР проходил международный конгресс лыжной федерации. Было интересно. С огромным удовольствием побывал на Мысе доброй надежды и посмотрел, где сходятся два океана. Особо не видно и непонятно ничего, но можно представить, что сходятся.

Самое необычное место, где рюкзак бывал? В Израиле на рынок ходил и складывал в него фрукты: грейпфруты, апельсины, авокадо. В сезоне у нас два восстановительных сбора. Один проходит после окончания сезона, а второй в октябре – перед началом зимней подготовки. Его мы всегда проводим в Израиле, в Тель-Авиве. Заезжаем на 10 дней. Живем прямо в городе рядом с пляжем. Море теплое, а место тихое. Иногда попадали на период обострения военных конфликтов Израиля, но на нас это не сказывалось – занимались своими делами. Мне в Израиле нравится: тепло, море, фрукты. Единственное, что не по душе, – дороговизна. Приходится или в чем-то себе отказывать, или брать чуть больше денег.

Если говорить о туристических поездках, то любим с женой кататься по Европе. Особенно по Венгрии. Каждый год ездим отдыхать на лечебные термальные воды. Там очень хорошо. Отдыхаю всегда активно. Я не пользуюсь транспортом. От гостиницы до лечебницы хожу пешком. Километров 8-10 в день наматываю. Лежание у бассейна или на пляже – не мое. Вот в ванне, на процедурах, – другое дело. А у воды я больше часа не выдерживаю. Тянет пойти на достопримечательности взглянуть. И мы с женой находим интересные места: пещеры, храмы, памятники.

Из поездок домой привожу значки, посвященные мероприятиям, на которых нахожусь, другие штуки с местным колоритом. Из Кореи, например, привез фигурки талисманов Игр и коллекцию марок. Спешу упредить разговоры: с 1985 года я неактивный коллекционер. Забыли про это! Начнут звонить коллекционеры и все такое. Марками надо заниматься очень обстоятельно, а у меня нет времени.

Тройное сальто с пятью пируэтами

– Рюкзак был со мной на всех Олимпиадах, начиная с Лиллехаммера, и видел огромное количество прыжков и падений. Самый сложный прыжок – тройное сальто с пятью пируэтами. Тот самый, который Стас Гладченко прыгал в Суперфинале.

Если же делиться воспоминаниями об Играх, то в 1994-м была очень спокойная Олимпиада. Лиллехаммер – небольшой, аккуратненький и чистенький городок. И очень морозный. Было очень холодно – до минус 20 градусов. Вспомнил еще одну морозную поездку – еще при СССР – в горнодобывающий поселок Шерегеш посреди тайги. Вокруг много зон, шахт и лесопилок. При Союзе там была отличная горнолыжная база. Снега было много, и выпадал он рано. Вот сборная страны и уезжала туда готовиться. Одна из поездок запомнилась навсегда. Из леса на автобусную остановку вышел медведь-шатун и задрал людей. Погибло два или три человека. Его потом изловили, но представьте наше состояние.

Самые яркие олимпийские впечатления получил в Ванкувере и Сочи. И не только из-за золотых медалей. В Канаде жили прямо в городе. Меня поразили маленькие ярмарочки, где можно обмениваться сувенирами и значками. Еще «Русский дом» рядом, где были и кино, и дискотека, и русская еда. А в Сочи вообще все такое родное. Про Нагано отмечу гостеприимство и улыбчивость японцев. Кажется, у них в крови желание сделать больше, чем могут. Но вообще во время соревнований сложно оценить красоты городов. На это нет времени.

Воровство

– Несчетное количество раз забывал рюкзак на склоне. Когда такое случалось, чувствовал себя некомфортно. Но у нас во фристайле дружные ребята – не воруют. Или привозили мне в отель, или оставляли в комнатке, где тренеры складывали инвентарь по подготовке склона – лопаты и грабли. Кстати, чаще всего у каждого тренера свои собственные лопата и грабли. Было время, я из Минска возил специально заточенную лопату, чтобы было удобнее подрезать снег на склоне.

Безусловно, воровство на соревнованиях случается. В Канаде как-то была история. Мы жили в одном мотеле с китаянками, у которых украли приличную сумму денег. Полиция опрашивала всех, в том числе нас. Спрашивали, видели ли мы что-то, заметили ли и так далее. Даже собаку приводили. Насколько знаю, воров не нашли. Рядом с нами проездом останавливались индусы. Вроде как на них пало подозрение.

В нашей команде мой рюкзачок любят и чтут. Никогда от меня его не прятали, чтобы я бегал и искал. Если честно, я до спора с Аней не задумывался о том, что рюкзак приковывает к себе такое внимание. И только потом заметил, что меня с ним ассоциируют. Еду по склону вниз на лыжах. Догоняет коллега: «Увидел твой рюкзак и поехал за тобой». Собираемся куда-то, ребята подходят: «Николай Иванович, вы рюкзак оставили. Мы захватили».

Замена

– Не могу сказать, что мне жалко расставаться с рюкзаком, но легкая грустинка есть. Новый рюкзак пока не искал, но надо бы. Вот в Пхенчхане выдали неплохой. Небольшой, легкий. Правда, объем чуть меньше старого. Видимо, что-то придется не брать с собой на склон. Но бутерброды точно поместятся.

Фото:noc.by, TUT.by

Другие посты блога

Все посты