Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/«Сан-Сиро» – образец брутализма (антибуржуазный стиль архитектуры). В Европе нет стадионов, похожих на него

«Сан-Сиро» – образец брутализма (антибуржуазный стиль архитектуры). В Европе нет стадионов, похожих на него

Объясняем архитектурную ценность арены, которую скоро снесут.

Автор — Carlitto
30 июня 2019, 23:13
1
«Сан-Сиро» – образец брутализма (антибуржуазный стиль архитектуры). В Европе нет стадионов, похожих на него

Объясняем архитектурную ценность арены, которую скоро снесут.

На днях «Милан» и «Интер» анонсировали снос знаменитого стадиона «Сан-Сиро»/»Джузеппе Меацца». Sports.ru уже писал о примечательных матчах, прошедших на миланской арене.

Теперь автор телеграм-канала «Архитектурные излишества» Роман Беднов рассказывает об архитектурной ценности стадиона.

«Сан-Сиро» – образец брутализма. Похожий стадион есть в Красноярске, но среди всемирно известных миланский такой один

«Сан-Сиро» – практически хрестоматийный образец интернационализма (ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х годов, выросшее из модернизма и функционализма; основная идея – отказ от этнических черт и акцент на искусственности строений). А обилие бетона и масштаб строения позволяют отнести стадион к ответвлению интернационального стиля – брутализму.

Нам этот стиль знаком по крупным административным зданиям на главных площадях.

Классические примеры – здания городских администраций в Туле и Владикавказе.

В XX веке произошел переход от павильонного модернизма с его легкими формами и множеством стекла, где железобетон и другие материалы служили для создания эффекта невесомости и космичности архитектуры.

Стеклянный модернистский павильон СССР на Всемирной выставке 1967, Монреаль

От всего этого перешли к тяжеловесным бруталистским зданиям-скульптурам, где бетон и другие материалы наоборот подчеркивали значительность сооружений. В этом стиле принято не скрывать строительные материалы, а гротескно выводить их на первый план.

Многие из архитекторов-сторонников брутализма придерживались взглядов, близких социал-реформаторству. Они выделяли среди достоинств брутальной архитектуры не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и безоговорочную антибуржуазность этого стиля. Брутализм старался противостоять обществу массового производства.

Брутализм ярко представлен в по всему миру:

В Бостоне в середине XX века снесли целый квартал в центре города (привет, Зарядье), чтобы построить комплекс брутальных правительственных зданий.

Вот клиника Эриха Линдеманна в Бостоне. Это кадр из фильма «Отступники» Мартина Скорсезе, в котором здание сыграло роль полицейского участка.

Чандигарх (целый город, построенный Ле Корбюзье с нуля в 1951-56-х годах) в Индии:

«Марсельский блок» (семнадцатиэтажный жилой комплекс на массивных опорах из 337 квартир 23 типов, Ле Корбюзье) во Франции:

Здание Верховного Суда Австралии в Канберре:

В странах бывшего СССР этот стиль распространен повсеместно.

Отлично сохранилось здание Сейма Литовской Республики, построенное по проекту архитекторов Альгимантаса и Витаутаса Насвитиса в 1976—1980 годах. Оно предназначалось для Верховного Совета Литовской ССР. После выхода Литвы из состава СССР здание заняла законодательная власть уже независимой республики.

ТЮЗ в Тирасполе:

Модернистские кварталы Ташкента:

Советский брутализм примечателен еще и тем, что не был зажат в рамки конкретной общественной функции. Он в целом характерен для застройки 1970-80-х, в том числе и жилой.

Брутальное жилое здание в Самаре, архитектор Александр Белоконь, фото Константина Антипина

«Сан-Сиро» – безусловно брутальный стадион, главное украшение которого – массивные, но одновременно изящные бетонные формы. В России нечто подобное можно наблюдать в Красноярске на Центральном стадионе училища олимпийского резерва.

Центральный стадион Красноярского училища олимпийского резерва Красноярск, Остров Отдыха, Архитектор Виталий Орехов, 1967, фото Валерия Маслова

Но брутальных стадионов такого же масштаба и известности, как «Сан-Сиро», в Европе нет.

Обратите внимание на конструкцию крыши миланского стадиона. Она состоит из выгнутых наружу (для водоотвода) листов, которые крепятся на красные металлические леса. Те в свою очередь держатся на 4 из 11 колонн. При взгляде сверху вся конструкция вызывает ассоциацию с 4 огромными шурупами, ввинченными в землю.

Крыша стадиона, возведенная к ЧМ-90

Эскиз проекта реконструкции стадиона, сделанный Джанкарло Рагацци

«Сан-Сиро» – не только брутализм. Есть элементы футуризма и метаболизма (объясняем, что это)

Последнее большое обновление «Сан-Сиро» было в конце 1980-х (именно тогда появились колонны, верхний ярус и крыша), когда повсеместная мода на брутализм в Западной Европе угасала, а архитектурный мир все больше вдохновлялся постмодернизмом, футуризмом и метаболизмом.

Скорее всего, архитектор обновления «Сан-Сиро» Джанкарло Рагацци (в 70-е спроектировал целый городской район Милан-2) тоже вдохновлялся именно этими стилями. Если внешний вид спиральных колонн – это скорее постмодернизм и дань футуристичным линиям на фасаде 1955-го года, то дизайн опор внутри стадиона явно отсылает нас к работам Курокавы (Кисё Курокава – японский архитектор, один из основателей метаболизма, впоследствии проектировал стадион на Крестовском острове и аэропорт Астаны). Основная идея метаболизма – постоянное изменение и приспособление уже построенных зданий под нужды среды, людей и времени, поэтому в данном случае сходство просто эстетическое.

Nakagin Capsule Tower в Токио, Кисё Курокава, самый знаменитый шедевр японского метаболизма

 

Колонна стадиона, вид изнутри

Знаменитые 11 футуристических спиральных колонн были пристроены к стадиону в конце 80-х, когда «Сан-Сиро» подвергся самой серьезной реконструкции в истории.

Футуризм как движение родился именно в Италии, когда Филиппо Томмазо Маринетти 5 февраля 1909 года в газете Gazzetta dell’Emilia в Болонье опубликовал «Обоснование и манифест футуризма», провозглашающий культ будущего и разрушение прошлого, восхваляющий движение вперед, стремление к скорости, бесстрашие. Колонны «Сан-Сиро» решают чисто функциональную задачу: доставить толпы болельщиков на верхние ярусы стадиона. В эпоху инстаграма они прославили стадион оптической иллюзией: из-за спиральной формы создается ощущение, что колонна крутится вокруг своей оси.

Будем надеяться, что эту историю отыграют на новом стадионе (или хотя бы в дизайне будущих форм «Интера» или «Милана»).

***

В 90-е и нулевые страсть к брутализму, футуризму и метаболизму немного угасла из-за появления новых строительных материалов и компьютерных технологий, уступив место увлечению изящными гнутыми линиями (например, небоскреб «Эволюция» в Москва-Сити или почти все здания Захи Хадид). В России одной из причин временного затмения стал общий тренд на отрицание всего советского и, как ни парадоксально, рыночная экономика, под нужды которой модернистские здания перестраивались, обвешивались кондиционерами, завешивались рекламой, а интерьер не расценивался как часть общего архитектурного ансамбля.

Ситуация стала немного лучше в 2013-14 годах. Брутализм и другие примеры модернизма стали востребованнее у широких масс из-за появления инстаграма, Tumblr и других соцсетей с красивыми фотографиями. Параллельно стали появляться более серьезные просветительские проекты вроде проекта Sovmod, создающего реестр зданий советского модернизма и пропагандирующего ценность стиля.

Футуристическая «Тарелка» или дом «Футуро» в Домбае (1969), фото Константина Антипина

Бонус: идеальный вид на город

Лучший вид на Милан открывается с верхотуры главного городского собора Дуомо: 100 метров над землей, круговая смотровая площадка, панорамный вид.

Вид на Милан со смотровой площадки Дуомо

Но мало кто знает, что «Сан-Сиро» – единственный достойный конкурент собора. С верхнего яруса западной трибуны открывается потрясающий вид в отверстие между трибуной напротив и крышей. Особенно красиво, когда время игры совпадает со временем заката.

Вид с верхнего яруса западной трибуны

Старые арены проще сносить, чем модернизировать

«Сан-Сиро» – один из величайших стадионов на планете, но в 2019 году стадион должен быть больше, чем просто местом для просмотра зрелища. Именно поэтому время так безжалостно к старым аренам. Яркое исключение – «Лужники», где авторам проекта удалось решить все поставленные задачи (кроме самоокупаемости, но вряд ли такая цель стояла), сохранив исторический фасад.

Встроить старый «Уэмбли», «Делле Альпи» или «Уайт Харт Лэйн» в современную экономику почти невозможно – как и наладить на этих стадионах современную транспортную доступность. Гораздо проще построить новый современный стадион, который будет приносить доход не только от спорта.

Так и с «Сан-Сиро». Он простоит еще минимум три года, успейте получить эмоции не только от футбола, но и от архитектуры.

Фото: Роман Беднов (1-3,10,11,19); РИА Новости/Эдуард Песов; imdb.com; en.wikipedia.org/duncid; globallookpress.com/Panoramic/fabrice Arfaras; en.wikipedia.org/Alex Proimos; commons.wikimedia.org/Marcin Białek; instagram.com/architecturas, sozgorod; Gettyimages.ru/Bongarts; commons.wikimedia.org/Jordy Theiller/meow.fr; globallookpress.com/Nicolò Campo/Pacific Press; instagram.com/p2beep; globallookpress.com/Masci Giuseppe/Tips Images; Gettyimages.ru/Marco Luzzani

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты