Tribuna/Гандбол/Блоги/О духе времени/«Однозначно противоречащие Конституции положения». Адвокат – о приказе министра спорта выучить гимн и отмене права на забастовку

«Однозначно противоречащие Конституции положения». Адвокат – о приказе министра спорта выучить гимн и отмене права на забастовку

Придется делать выбор.

Автор — Алесь Коваль
25 сентября 2020, 15:59
1
«Однозначно противоречащие Конституции положения». Адвокат – о приказе министра спорта выучить гимн и отмене права на забастовку

Придется делать выбор.

18 сентября министр спорта и туризма Сергей Ковальчук подписал изменения в приказе “О контрактах”, которые получили большую огласку в белспорте. Главный спортфункционер страны, которые до этого работал в службе безопасности президента, на двух страницах документа предписал внести изменения в контракты спортсменов с любопытными пунктами. К примеру, необходимо знать текст гимна Беларуси и использовать во время соревнований исключительно государственную символику – конечно, в нее не входит БЧБ-флаг. Кроме этого спортсмены не смогут выступать на страницах СМИ без согласия нанимателя, а также из контрактов вычеркнут пункт о праве на забастовку, которое гарантирует статья 41 Конституции.

Ответственным за исполнение приказа назначен заместитель Ковальчука Александр Барауля. Именно он участвовал в августовской встрече со спортсменами и тренерами в РЦОП по легкой атлетике. Во время беседы Барауля заверял, что не будет никаких санкций для тех, кто подписал открытое письмо против насилия и за честные выборы.

«Трибуна» оперативно постаралась разобраться в вопросе. Спортсмены говорили, что искусственная попытка навязать любовь к Родине вызывает только отторжение, а юрист Мария Королева рассказала, что подписывать допсоглашения не обязательно.

Насколько законны пункты, прописанные в свежем приказе министра? Имеет ли право спортсмен не подписывать дополнительное соглашение к контракту и какие последствия ожидают при отказе? За ответами мы обратились к адвокату, кандидату юридических наук Александру Данилевичу.

– Большой резонанс в прессе получили опубликованные изменения в приказ Министерства спорта и туризма от 22 января 2020 г. №20 “О контрактах”. Вкратце все изменения можно сгруппировать в следующие четыре тематические группы:

  • Медицина и антидопинг;
  • Государственная символика;
  • Публикации в СМИ;
  • Право на забастовку.

Если с медосмотрами и борьбой с допингом все просто и понятно, это требования, соответствующие Всемирному антидопинговому кодексу ВАДА, то к темам 2-4, мягко говоря, есть вопросы.

Ограничения по государственной символике. Начать можно с того, что с юридической точки зрения “музыкальная редакция” гимна – это ноты (часть 4 статьи 3 Закона «О государственных символах»), соответственно, спортсмен, подписавший контракт с таким пунктом, должен будет знать нотную грамоту. Полагаю, что данная формулировка приказа просто неудачна и вряд ли исполнима. В любом случае, факт того, что спортсмен поет гимн фальшиво, как основание для расторжения контракта, по-видимому, придется подтверждать эксперту или специалисту по музыке и пению.

Время возникновения и характер требований по использованию государственной символики неудивительны. Необходимо заметить, что данное требование по символике распространяется лишь на время проведения соревнований. Соответственно, необходимо четко понимать, когда соревнование считается начатым и законченным. Как правило, это утверждается положением о соревновании и часто формализуется церемониями открытия и закрытия соревнований. Соответственно, лететь в самолете к месту соревнований, обернувшись в флаг ВДВ, не будет нарушением контракта. Хочется также надеяться, что к обуви с логотипом известного бренда у нанимателя спортсмена также не будет претензий. А ведь известный спортсмен может иметь контракт и с производителем экипировки. Формально использование коммерческой символики во время соревнований тоже будет являться нарушением контракта спортсмена с белорусским спортивным учреждением – нанимателем.

Ограничение права на общение со СМИ. Здесь все понятно – это противоречит статье 33 Конституции Беларуси, где говорится: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них». Сложно себе представить, что финишировавший спортсмен или игрок, идущий в раздевалку после матча, отказывается давать интервью журналисту, поскольку он должен получить согласие на это в РЦОП. Более того, правила соревнований и положения международных федераций могут непосредственно предписывать спортсменам давать интервью, поскольку это формирует имидж вида спорта и повышает к нему интерес у болельщиков. Как быть с этим?

Ограничение права на забастовку. Согласно части 3 статьи 41 Конституции граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Конституция не делает исключений для спортсменов, равно как и закон о физкультуре и спорте. Основа для исключений предусмотрена статьей 388 Трудового кодекса, где говорится, что законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Например, подпункт 1.4 пункта 1 статьи 22 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» устанавливает запрет на участие в забастовках для государственных служащих.

Замечу, что пункты 10 и 11 Инструкции о порядке и условиях заключения контрактов со спортсменами-инструкторами и тренерами национальной команды Республики Беларусь по виду спорта, утвержденной Постановлением Министерства спорта и туризма и Министерства труда и социальной защиты 28.11.2014 №73/102, не предусматривают таких оснований для досрочного расторжения контракта, как незнание текста государственного гимна, использование негосударственной символики на соревновании или общение со СМИ без санкции нанимателя, не говоря уже о забастовке, организованной согласно закону.

Обязательно ли подписывать допсоглашения? Какими могут быть последствия? Ответ очень простой. Вообще нет обязательных к подписанию трудовых контрактов по природе своей. Трудовой договор обязательным быть не может. Здесь все лежит в плоскости договоренности между сторонами. Если какой-то стороне не принципиальны эти изменения, то соглашение будет подписано. Однако юридически нет обязанности подписывать никакой контракт. Это не служба в армии, которая является обязательной с ответственностью за уклонение. Это трудовые отношения.

Если контракт не будет подписан, соответственно, человек не будет получать зарплату в качестве спортсмена-инструктора национальной сборной. Вот и все. То, что людей увольняют и не принимают на работу из-за их взглядов, одежды, высказываний и так далее – это было, есть и будет во всем мире.

Если человек не хочет подписывать контракт на каких-то условиях, то его не подписывают. Если этот человек – надежда сборной по какому-то виду спорта, звезда, и никто, кроме него, не получит золотую медаль, то, наверное, он сможет поторговаться. Если он просто один из членов сборной в командном виде и без него могут легко обойтись, а министр скажет, что ему дороже кресло, нежели медаль, значит, контракт не подпишут.

Имеет ли Минспорта юридическое право вставлять вот такие пункты в обновленные контракты? Оно имеет право издавать приказы. Приказ – это не тот акт, который регистрируется в реестре нормативно-правовых актов, это более «простой» документ. На мой взгляд, там незаконные положения по вопросам забастовки и интервью. Это однозначно противоречащие Конституции положения, которые ограничивают права граждан. Могут написать все что угодно, а я могу перейти дорогу на красный свет, но ведь это же незаконно, верно?

В отношении допинга и медицинских проверок проблем нет. Могли бы не включать, это и так есть во Всемирном антидопинговом кодексе. Думаю, что просто добавили, чтобы несколько разбавить политическую направленность всего приказа.

Да, выдали такой приказ, но он противоречит закону. Это мое личное мнение.

Что делать спортсменам, которые не подпишут допсоглашения, когда у них закончится контракт? Вероятно, что соглашение предложат на новых условиях. Необходимо делать выбор – играть по их условиям или не играть. Это выбор, который делает каждый из нас каждый день – пить чай или кофе с утра, выйти в защиту своих прав и свобод или не выйти. Спортсмен должен определиться с тем, хочет он подписаться и  молчать потом, но выступать за сборную, либо не молчать, но не выступать за сборную.

Понятно, что через Минспорта из бюджета финансирубт многие виды спорта. Здесь вопрос: «Сколько стоит твоя совесть?». И каждый для себя решает сам. Напомню, что санкций за неподписание контракта быть не может. Это трудовые правоотношения. Если, к примеру, спортсмен хочет попасть на Олимпиаду, тренируется много, а ему подсовывают контракт с теми пунктами, которые он выполнять не хочет, тогда нужно решать, что для него важнее. Для кого-то это непринципиально, кто-то поддерживает, подпишет и поедет на Олимпиаду, а кто-то сделает иной выбор. Вопрос личного характера для каждого.

Фото: TUT.BYjurcatalog.by

Другие посты блога

Все посты