Tribuna/Гандбол/Блоги/О духе времени/Романовская – тотально неправильная спортсменка для Беларуси. Вот кто нужен системе Лукашенко

Романовская – тотально неправильная спортсменка для Беларуси. Вот кто нужен системе Лукашенко

...

Автор — Алесь Коваль
10 октября 2020, 07:12
6
Романовская – тотально неправильная спортсменка для Беларуси. Вот кто нужен системе Лукашенко

Утром 6 октября белорусской нацкоманде по фристайлу сообщили, что чемпионку мира Александру Романовскую с 16 октября увольняют из Республиканского центра олимпийской подготовки, которому Минспорта передало руководящие полномочия в этом направлении. Официальная причина – прогул. Возмущающих момента даже в таком раскладе сразу два. Первый – Романовская восстанавливается от травмы и начала занятия даже раньше рекомендуемого срока, чтобы быстрее вернуться на трамплин. Второй – пропустила тренировку она не просто так, а из-за того, что у отца случился инсульт, и его нужно было отвезти в больницу.

Но в команде никто не сомневается, что предлог для увольнения формальный. Реальную причину видят в подписи Романовской письма за честные выборы и против насилия, а также во вступлении в Свободное общество спортсменов Беларуси, представительница которого баскетболистка Елена Левченко сейчас отбывает арест в 15 суток. До этого легендарного тренера Николая Козеко лишили стипендии по также весьма неожиданному поводу – из-за нарушения ПДД (вряд ли оно способно было повлиять на работу тренера), а прямо сейчас, по словам самого Козеко, его собираются убрать с поста, чтобы поставить вместо знаковую фигуру.

Журналисту-коллеге Тарасу Щирому кейс Романовской снова показал, какие спортсмены нужны этой власти. Какие не нужны – в принципе, очевидно, да и всегда было очевидно. Никогда не были нужны, в первую очередь, люди с острым ощущением происходящей несправедливости. Самое время рассказать небольшую историю, не позволившую удивиться нынешнему поведению фристайлистки. Когда в марте-2019 Александра в командных соревнованиях Универсиады в своем прыжке обогнала соперниц на огромное количество баллов, и только поэтому (и то с везением в виде неудач соперников) провальная попытка ее напарника не забрала у Беларуси золото, на «Трибуне» вышел об этом материал с соответствующим заголовком. Буквально через пару часов в директе Instagram появилось сообщение от чемпионки – если коротко, смысл был таким: «Не оскорбляйте моего коллегу, не принижайте его вклад в нашу медаль». Эх, Артем Башлаков, всем бы таких напарниц в тяжелые моменты нашей жизни...

Еще одно явное прегрешение Романовской в глазах системы – самовыражение. И это не только про ее пирсинг и забитый «рукав», а и про то, что ее мнение имеет ценность в небольшом, но крепком мире белорусского фристайла. В стране ведь выстроена вертикаль: на тебя кричит старший по званию по должности – значит, ты должен молчать и слушать, на худой конец кивая головой в духе автомобильных игрушек-болванчиков. Какое еще «к ней прислушиваются не только спортсмены, но и тренеры, руководители», сказанное об Александре Николаем Козеко? Система от такого в шоке по умолчанию. Она кричит всем своим нутром: алло, что эта 24-летняя может кому посоветовать, она же пороху не нюхала жизни не видела! Тренер, тебе (ну а когда «вы» звучало с той стороны?) 70, ты должен этой девочкой командовать! А у Козеко, на самом деле, дисциплина всегда была на уровне. Только достигает он этого так, что люди подчиняются не тупо, а по собственной воле, да еще и с обсуждением нюансов. И это главное, чего не хватает в нынешней ситуации тем, кто на другой стороне. Хотя они не видят в этом смысла, уверенные уже даже не в том, что незаменимых нет, а в том, что «кто-нибудь да останется». И так хочется, чтобы хотя бы фристайл обломал эту уверенность – сделал то, что не смогли уходившие силовики и бастовавшие работники заводов. Можно ведь даже не менять гражданство, а выбить у МОК статус независимого атлета. Хотя такое пожелание значит, что к 2022-му система не изменится... Брр, давайте о другом. А именно о том, кто же все-таки нужен нынешнему государству.

Ограниченные

Только не надо сразу в штыки: кругозор абсолютно любого человека чем-то ограничен, потому как информации в мире на данный момент существует гораздо больше, чем можно успеть постичь за жизнь. Но когда у человека нет представления о той области сведений, которые в итоге касаются каждого, это кажется грустным фактом. Грустнее может быть только признание этого факта коротким: «Что мне о происходящем говорить? Я в ситуации не разбираюсь», – что заодно означает добровольный отказ от попытки выяснить хоть что-нибудь. Правда, иногда получается еще интереснее – спортсмен все-таки отвлекается от снарядов и секундомеров, изучает что-то по теме, но для более глубокого погружения ждет действий извне. «Кто-то что-то недоговаривает, где-то что-то скрывает. Но если знать всю правду, то, может, я бы свое мнение и поменял относительно всех событий», – это поддерживающий власть и понимающий силовиков легкоатлет Максим Недосеков, ограничивший себя некоей частью правды (по его мнению, по крайней мере). Вот только избиения лежачих и прыжка ногами сзади во вставшего на колени безоружного не должно было быть, что бы они до этого ни сделали вне кадра. А «всю правду» можно узнать только в случае диалога сторон, у каждой из которых правда своя – но пока одна из этих сторон упирается как может. Что ж, у нее есть люди, которые сосредоточенно делают вид, что за пределами спорта их жизнь кончается – хоть ты помирай в 40 или когда там стопорнет твою карьеру.

Запуганные

Люди, которых трудно осуждать – в первую очередь потому, что сам не уверен, хватило бы тебе сил повести себя по-другому в их ситуации. Хотелось бы, конечно, верить, что хватило бы, но ведь бывает, когда закладываешь в себя один настрой разговора, а он в итоге получается совсем иным. Сложно не понять бойца Алексея Кудина, если ему пообещали, что произнесенное на камеру признание себя виновным в якобы нанесении повреждений силовикам поможет смягчить срок или вовсе избежать его. Но угрозы бывают разными – так, по словам представителя SOS BY от волейбола Артура Удриса, его коллегам из «Строителя» хватило заявления официальных лиц о том, что из-за игроков клуб получит штраф, а может, и что похуже в финансовом плане. Тут можно опять завести разговор о кредитах, но остается непонятным, на кой черт было их брать в стране, где зарплаты спортсменам и без политических потрясений могут не платить месяцами. Ну да не будем читать морали – лучше выразим огромнейший респект тем, кого не сломало гораздо большее, такое, как визиты «бригады Портного» и даже намеки на меры в отношении детей (те, кто эти намеки делают, потом еще и поднимают крик, что в опасности их собственные дети, но в какой – остается загадкой). Жаль, что способов давления у той стороны еще много – «сутки» они уже применили.

Податливые

Но есть и те, кого лично пугать не надо. Они посмотрят на других и воспримут ситуацию ровно так, как и задумывали ее организаторы – то есть как повод для немедленной паники. Тут остается ласково намекнуть, что стоит только замолчать – и все вернется на круги своя. А продолжишь говорить – ну что ж, нам не очень-то и хочется тебя репрессировать, но мы ведь предупреждали... Так появился кейс Марины Арзамасовой, которой «под давлением пришлось осознанно принять решение»: сначала она проверяла, закрыта ли дверь жилища по ночам (систему это, конечно, всегда останавливало), потом успокоилась после обещания замминистра, что ее никто не тронет (система, конечно, никогда не лгала), и приняла нейтралитет (который в данной ситуации – самое паршивое из возможного, о чем прекрасно сказал непокорный хоккейный тренер Александр Руммо). В итоге главной и самой честной фразой легкоатлетки вышла не «больше бояться не хочу и не могу», а «на эмоциях я не совсем поняла, какие могут быть последствия» – Арзамасова благополучно вспомнила, что зарплату формально получает от Вооруженных сил Беларуси, и решила ее не терять. Ее коллега Андрей Кравченко в подобной ситуации из КГБ уволился, плюнув на потерю зарплаты и стажа, но тут что кому дороже, конечно.

Чужие

А если надавить до конца все-таки не получается, потому что на местах еще не все запуганы и податливы? Значит, надо внедрить туда кого-то извне! Не зря ведь по Беларуси ходят слухи, что даже силовики работают не в своих родных регионах, а Леонид Ковель вообще не верил, что под шлемами скрываются белорусы – людям вообще сложно осознать, что кто-то, хоть немного повязанный категорией «свой», может быть способен на то, что мы увидели. Вот и во фристайле репрессии начались не сразу – их тормозил директор профильного РЦОП Вадим Кривошеев, не видевший ничего крамольного в желании честных выборов.

В итоге его сняли с должности приказом министра спорта, а назначили на замену человека со стороны – Сергея Марченко, работавшего в водных лыжах, вотчине первого замминистра Вячеслава Дурнова. Уже Марченко довел до Козеко приказ о лишении стипендии, а Романовскую постановил уволить. Небось, ничего даже не кольнуло.

Искренне благодарные

Не только нужные, но и нежно любимые. Лозунг «Не предавать!», не раз звучавший из высоких уст, подразумевает именно ее – благодарность. Легкоатлетки-тезки Анастасии Прокопенко и Мирончик-Иванова «очень-очень благодарны» за то, что живут в Минске, родившись в Слуцке (без благодарностей такого достичь было, видимо, решительно невозможно). По такому поводу можно и на провластном женском форуме выступить – раскрыть «истинный смысл» госфлага, запретить письма и, конечно, снова поблагодарить – теперь за «созданные условия». Благодарен хоккеист Илья Литвинов, которого в первые послевыборные дни во время возвращения с тренировки избили силовики в Молодечно – благодарен за то, что большие начальники, в числе которых Дмитрий Басков, быстро вытащили из-за решетки, и, наверное, за то, что еще не сильно побили.

 

А сколько еще таких лично благодарных – ух! Осталось провести физкультурный парад с соответствующим лозунгом. Государство показывает им взаимность своими способами – например, зовет на инаугурацию. Идиллия!

Думающие о себе

Фактически самый распространенный класс среди спортсменов, да и, наверное, всех нереагирующих на ситуацию в стране жителей. Их не пугали и на них не давили, потому что в этом просто не было необходимости. Нет, они не испытывают пиетета перед властью, а за глаза могут даже раскритиковать. Но они понимают, что в случае глобальных перемен спорт не останется в стороне. И, вполне возможно, ведущие счет на тысячи долларов зарплаты в футболе и (особенно) в хоккее останутся лишь в воспоминаниях, потому как клубам будет предложено перейти на коммерческую деятельность вместо бюджетной. И, вполне возможно, большие, а иногда и огромные призовые за разного рода достижения, о которых говорят лишь госпланы, но не медийное общество, уйдут в небытие. А тогда, вполне возможно, этим ребятам придется искать работу или в других странах (а многих ли возьмут?), или – о ужас! – в других сферах, как в ряде стран того самого Запада, где совмещать спортивную карьеру с основной работой абсолютно нормально. И вот этого допустить такие спортсмены никак не готовы. Плевать, что там на улицах, как действуют силовики и сколько лет предстоит сидеть объявленным системой лидерами безлидерного протеста, если ничего не изменится. Когда идет покушение на их конкретное и понятное благополучие, они думают о себе. А высказываться сейчас – верный способ потерять и те деньги, которые пока что платят. Нашли дураков!

И нет, не будем желать нынешним «удобным» каких-то проблем или общественного порицания при смене режима. Можно даже сойтись на том, чтобы добавить спортсменов к кучерам и артистам в известной фразе – о том, тех, кто служит любой власти.

Но те, кто не смолкли сейчас, точно должны будут получить официальное признание по высшему разряду.

Другие посты блога

Все посты