Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Функционер белспорта – видный бизнесмен: «Новая Боровая», «золотая» стройка после договора с «Динамо» и никакой политики, пока дети постят БЧБ

Функционер белспорта – видный бизнесмен: «Новая Боровая», «золотая» стройка после договора с «Динамо» и никакой политики, пока дети постят БЧБ

...

Автор — Алесь Коваль
22 ноября 2020, 16:00
Функционер белспорта – видный бизнесмен: «Новая Боровая», «золотая» стройка после договора с «Динамо» и никакой политики, пока дети постят БЧБ

Александр Центер – один из крупнейших белорусских бизнесменов (11 место в традиционном рейтинге «Ежедневника» за 2019 год). А еще он возглавляет Белорусскую федерацию авиационного спорта (от души любит небо), продвигает велодвижение, играет в гольф. Есть и другое пересечение со спортом – с июля группа компаний Центера «А-100» запартнерилась с хоккейным «Динамо». От политики же предприниматель дистанцируется как может – хотя его имя связывали с ней сразу после выборов.

Совсем недавно в застроенной его компании «Новой Боровой» люди на трое суток остались без воды – белорусы в очередной раз показали невероятную солидарность и помощь, а жилой комплекс вернулся к нормальной жизни. Мы возьмем эту странную историю за повод рассказать подробнее, что известно о жизни, бизнесе и спорте Центера.

Сделал бизнес на топливе – на первый бензовоз одолжил у мамы

Выходец из Заводского района Минска Центер первую пробу в бизнесе сделал во времена позднего СССР, когда был студентом – нашел баллон с гелием и шары и на 1 мая отправился продавать их в минском парке. А уже в 1990-х, получив диплом инженера и год отработав в конструкторском бюро, занялся делом, которое и принесло состояние – продажу топлива. Начал с покупки собственного бензовоза ГАЗ-53, который стоил 450 долларов: 300 у начинающего предпринимателя уже были, а еще 150 он одолжил у мамы. Дело пошло, но много прибыли не приносило – Центер вспоминал, что партнеры уговаривали его переключиться на какую-нибудь другую сферу: «Знакомые, торговавшие сникерсами, богатели на глазах, покупали новые дорогие машины. А у нас – гайки, смазки, копейки». Но бизнесмен ничего менять не стал – и не ошибся. За 25 лет сеть заправок А-100 (говорили, что Центер так обыграл меру веса, созвучную с его фамилией, но сам он объяснял, что назвал так компанию в честь идеального бензина) расширилась до 36 АЗС, в 2010-х Центера стали называть «бензиновым королем». А тот ГАЗ-53, с которого все начиналось, сохранен в музее компании.

Обожает авиацию – много пилотирует сам и возглавляет профильную федерацию

Есть мнение, что успех Центера на топливном рынке был бы невозможен без плотного сотрудничества с российским «Лукойлом» – главным образом через главу белорусской «дочки» этой компании Валерия Яляева. Его страстью была авиация – первый полет совершил еще в 1966-м и с тех пор не остывал к небу. Говорят, что именно по примеру бизнес-партнера Центер решил попробовать сесть за штурвал – сам Александр признавался только, что с детства видел в полетах «ореол романтизма». Как бы там ни было, Центера явно затянуло – он освоил как вертолет, так и легкомоторный самолет. В 2013-м бизнесмен перенял у Яляева должность главы Белорусской федерации авиаспорта – уже через пять лет в Беларуси прошел чемпионат мира, в котором поучаствовал и сам Центер. В его бизнесе в 2014-м выделилась компания «АвиА-100» – вертолетный клуб, обучающий пилотированию новых желающих, для которого предприниматель вложился в аэродром «Липки» под Минском. Александр, по собственному признанию, старается летать минимум раз в неделю – а есть в его коллекции и уникальные для белорусов перелеты, включая «кругосветку», но об этом мы уже писали подробно.

Любит велосипеды – уделывал на маршруте журналиста на 17 лет младше

Может показаться странным, но «бензиновый король» Центер давно признавался, что на работу ездит на велосипеде – и прямо называл этот двухколесный транспорт своим увлечением наряду с авиацией. А его сеть заправок продвигала велопрокаты, когда это еще не было мейнстримом – причем некоторое время все было бесплатно, только что оставлять транспорт надо было в определенных точках (сейчас их четыре и надо платить, да и конкуренты появились).

А в 2014-м году Центер согласился на интервью tut.by – началось оно со стандартной для бизнесмена поездки на велосипеде от дома до офиса, которой ему удалось впечатлить сопровождающих. «В свои сорок восемь Александр Центер в прекрасной форме – на некоторых участках пути с трудом успевал за ним», – указывал автор Виталий Волянюк, которому на тот момент, если верить соцсетям, был 31 год.

Застроил «Новую Боровую» – формально именно компания группы Центера три дня держала квартал без воды

Второе главное направление бизнеса Центера, помимо заправок, – недвижимость, в основном жилая. Правда, все ЖК, пока что построенные «А-100-Девелопмент» (надо отметить, по нетиповым для страны и оттого привлекательным проектам), находятся вне пределов Минска – «Зеленый Бор», «Зеленая Гавань», «Пирс» и «Новая Боровая» (там все именные улицы названы в честь людей, как-либо связанных с полетами, а еще есть Авиационная и Небесная). Именно «Новая Боровая», квартал, находящийся у самой границы столицы и уже плотно с ней связанный, стал одним из центров протестного движения. И это неудивительно – на местных избирательных участках попались честно считавшие голоса участковые комиссии, в результате чего Светлана Тихановская там просто разгромила всех конкурентов без вариантов. После выборов же в комплексе постоянно появлялась национальная символика, плакаты, проводились дворовые гуляния – к сожалению, в это все регулярно грубо вмешивались силовики.

Одним из заметных мест стали и спортплощадки «Новой Боровой». Именно там состоялся баскетбольный матч Свободного объединения спортсменов и канала «ЧестнОК» в поддержку арестованной Елены Левченко.

А еще там же люди вывесили плакат с сюрпризом для силовиков.

15 ноября в комплексе случилась большая проблема – пропала вся вода. Так как за обслуживание комплекса отвечает еще одна компания портфеля Центера, «А-100 Комфорт», именно она добивалась приезда аварийной службы «Минскводоканала» – только это не помогло. 16 ноября инженеры «А-100 Комфорт» установили, что кто-то перекрыл воду в неохраняемом колодце и при этом срезал вентиль. Опрошенные журналистами специалисты оставили два главных комментария по ситуации: такое было сложно сделать непрофессионалу (нужно было знать, какой именно вентиль ключевой, и работать приличным оборудованием), а на устранение поломки другим профессионалам понадобилось бы несколько часов.

Однако вода в «Новой Боровой» появилась только через трое суток после пропажи. Все это время белорусы показывали очередной пример солидарности, практически без остановки, несмотря на погоду, подвозя воду жильцам комплекса.

Среди жильцов господствует мнение, что лишение квартала воды – это месть за выражение своей гражданской позиции. Но формально все выглядит так, что «А-100 Комфорт» просто потратила трое суток на устранение поломки, требовавшей трех часов работы – а ведь 17 ноября в ЖК еще и на несколько часов пропадало отопление. Журналист Александр Федута отметил это и помянул лично Центера: «Почем мы знаем – а вдруг и Александр Центер – чисто теоретически – похищен? Быть может, он ездит сегодня в одном из бусов с затемненными стеклами, выступая немым свидетелем при похищениях и избиениях одних неравнодушных граждан другими, находящимися под крышей тех, кто считает себя властью? Ведь все может быть. Если уж отключаешь отопление детям – все может быть».

Первую элитную стройку не могли начать пару лет – процесс пошел после контракта с «Динамо»

В 2017-м Центер наконец получил право застройки в Минске. И не просто в черте города, а сразу в самом его сердце – на месте старого троллейбусного депо прямо у площади Победы. Сделка оценивалась более чем в 8,8 миллиона долларов – но сразу на 29 домов (правда, не выше шести этажей). Снос зданий депо и реконструкция школы, административных зданий и бывших корпусов завода «Горизонт», пришедшие в качестве госнагрузки, не смущали – территорию журналисты называли не иначе как «золотой». Вот только представленный в 2019-м проект застройки год не двигался с места – никаких работ по будущему ЖК «Депо» не наблюдалось.

Ситуация изменилась летом 2020-го, причем не без интересного совпадения. 10 июля хоккейное «Динамо» объявило, что «А-100» стала генеральным партнером клуба – Центер, не бывший до этого замеченным в поддержке хоккея, при этом выдал осторожную оговорку: «Мы начали сотрудничать с, насколько я понимаю, лучшей командой нашей страны». Болельщики «Динамо» не особо понимали, откуда у нового партнера взялся внезапный интерес к клубу.

Но если верить в связи тогдашнего гендира «Динамо» Дмитрия Баскова в высших эшелонах власти, можно заподозрить связь данного события со следующим. Мы просто назовем его как факт: уже 24 июля на «замороженной» стройке ЖК «Депо» начались работы. Квартиры, по предварительной информации, будут стоить около 3,5 тысяч долларов за квадратный метр.

От местных жителей на застройщика Центера прилетали претензии – но результата видно не было

Конфликты интересов при застройке районов – привычная история для Беларуси. Не обошла она и проекты Центера. Вот только достаточно громкие жалобы, если верить информации в СМИ, ничего кардинально в проектах «А-100-Девелопмент» не меняли.

В 2018-м свою историю в медиа рассказала жительница деревни Копище Татьяна Варгина – она продала многое, чтобы купить дом в тихом месте под Минском, но потом туда пришли застройщики. Сначала только построенный дом Варгиной, как и другие, вообще хотели снести – это решение удалось изменить жалобой в Комитет госконтроля объединившихся местных, но при этом несколько домов «Новой Боровой» начали строить практически вплотную к деревенским. Жители смирились с самим фактом стройки, но требовали ограничить этажность – по их словам, «А-100-Девелопмент» долго скрывал, что ближние к деревенским дома будут в целых 10 этажей, когда дом в глубине квартала будет содержать всего 8. Но представитель застройщика Надежда Матвеенок ответила через СМИ, что компания ничего не нарушила, более того, уже и так предусмотрела увеличение зеленой зоны между высотными домами и деревенскими. «На самом деле, не надо было деревню оставлять: она ужасная, там катастрофа внутри. Деревня осталась, но нас победить ей не удалось. Это было бы слишком незаконно и неправильно, если б кто-то пошел на поводу одной жительницы», – заключила Матвеенок. В домах осталось по 10 этажей.

ЖК «Депо» тоже получил свою порцию претензий. В марте 2019-го на общественном обсуждении местные жители заявили, что в фактических 130 местах для парковки машин проектировщики насчитали 300. «Надо пересматривать количество машиномест в сторону увеличения. Иначе получится коллапс. Идея с паркингами не сработает, там места в среднем стоят 15−20 тыс. долларов. В результате паркинги будут стоять пустыми, а дворы забиты автомобилями», – сказал один из местных и добавил: «Проект в принципе провальный. Застройщик собирается реализовать здесь концепцию «спальник в центре города», эта идея совершенно не жизнеспособна». Что ж, при представлении в октябре 2019-го проекта детального планирования было заявлено, что личный транспорт вообще не будут допускать на дворовую территорию. Но при этом места для машин все равно планируют организовать в духе подземного паркинга (про стоимость не сообщали), а в официальном документе никуда не делось упоминание «наземных стоянок и парковок» – парадокс.

А еще одна претензия по ЖК «Депо» громыхнула совсем недавно – 11 ноября в Минске заметили баннер «Застройщик А-100 рейдерски захватывает нашу собственность». Журналисты выяснили, в чем суть проблемы: на дворовой территории, которую «А-100-Девеломпент» хотел расчистить, были гаражи, в том числе Сергея Дяткова, у которого есть соответствующие документы. Однако недавно Дяткову позвонили и сообщили, что вступившим в силу решением суда его гараж был признан незаконной постройкой – по словам мужчины, до этого ему никто не звонил и не писал ни по поводу судебного заседания, ни по поводу вынесения решения. Дятков недоумевает, как суд мог действовать без его уведомления, и хочет продолжить разбирательства. «А-100-Девелопмент» в ответ заявил, что принял решение «действовать на основании действующего законодательства». И, судя по предыдущим кейсам, гараж будет снесен.

Был представлен членом Координационного совета Тихановской – но быстро открестился, а потом заявил про «вне политики»

После президентских выборов-2020 фамилия Центера засветилась в довольно неожиданном месте – 17 августа ее вписали в состав Координационного совета, созданного Светланой Тихановской. Сайт «А-100» отреагировал очень быстро – в тот же день выпустил заявление с призывом «сказать «нет» насилию со всех сторон» и «не становиться участниками провокаций» и интересной формулировкой, что включение Центера в КС компания «не подтверждает».

Впоследствии имя бизнесмена действительно исчезло из списков помощников Тихановской. Почему так произошло, он не комментировал. Мнения есть разные: цитируемый госСМИ активист за интеграцию Сергей Лущ заявлял, что Центер разглядел якобы националистский уклон движения, а член президиума КС Максим Знак без имен говорил, что на «готовность людей брать на себя риски участия в совете» сильно повлияло заявление Александра Лукашенко, пригрозившего организации «адекватными мерами». О них мы узнали позже – уголовные дела, вывоз из страны и так далее. Видимо, для Центера сохранение благополучия для себя и своей семьи при режиме Лукашенко осталось приоритетным. Сам бизнесмен только добавил в сентябре: «Нас призывали к участию в разных общественных организациях. Хочу сказать, мы делаем свое дело, оставаясь вне политики. Вне Координационных Советов, партий и прочего».

Дочь – YouTube-блогер с аудиторией под 300 тысяч, они с сестрой не стесняются БЧБ

У Центера многодетная семья – сын Ян уже помогал отцу пилотировать самолет, а из трех дочерей самая заметная средняя, 23-летняя Дарья. В 2017-м году ее представляли так: «У YouTube-канала Даши Центер больше 165 тысяч подписчиков. За 2,5 года 20-летняя минчанка стала одним из самых известных видеоблогеров и даже вошла в топ-5 тех, кто вскоре сможет заменить Соню Есьман, у которой более 1,8 млн подписчиков, по версии российского журнала «Селфи». Если судить по цифрам, не угадали – лайфстайл-блогер Есьман остается со своим 1,8 млн подписчиков, а у Центер их стало 290 тысяч. Но она вряд ли об этом грустит – у девушки насыщенная жизнь. После 9 классов в Беларуси она уехала в Англию, где после еще двух лет учебы поступила в университет Нью-Йорка – там сначала планировала стать экономистом, но в процессе перешла в программисты. Сейчас Дарья живет в Сан-Франциско, являясь веб-раз­ра­бот­чи­ком в небольшом стар­тапе Крем­ни­е­вой До­ли­ны. При этом самое свежее видео на ее канале – из Беларуси, в нем показана вся семья. Но, похоже, снимались эти кадры довольно давно.

Дети отреагировали на события в Беларуси отличным от отца образом – они не чураются БЧБ и лозунга «Жыве Беларусь». Вот высказывание Дарьи вскоре после выборов на 102 тысячи подписчиков в Instagram.

А вот что думает ее сестра Александра, которая тоже учится в Америке.

Есть и вот такой ее пост из конца августа.

А ее брат Ян после выборов призвал помочь старшему поколению получить достоверную информацию, что тоже было весьма актуально.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты