Tribuna/Гандбол/Блоги/О духе времени/«Была против, чтобы их вовлекать, они мало что понимают, но коль так случилось, поддерживаю их выбор». Как дети в Гродно подписались за власть

«Была против, чтобы их вовлекать, они мало что понимают, но коль так случилось, поддерживаю их выбор». Как дети в Гродно подписались за власть

Тренер тоже подписалась (за свою работу), хоть и осуждает репрессии (виновных надо наказать) и переживает из-за смерти Романа Бондаренко.

Автор — Tribuna.com
4 декабря 2020, 20:00
9
«Была против, чтобы их вовлекать, они мало что понимают, но коль так случилось, поддерживаю их выбор». Как дети в Гродно подписались за власть

Тренер тоже подписалась (за свою работу), хоть и осуждает репрессии (виновных надо наказать) и переживает из-за смерти Романа Бондаренко.

Среди спортсменов, подписавших письмо за действующую власть, можно найти как и очень титулованных персонажей, так и в прямом смысле слова детей. Несовершеннолетних. На стремление к количеству всеми возможными способами не все реагируют с одобрением. Насколько дети понимают происходящее в стране? Как преподносят ситуацию тренеры и руководители? По доброй ли воле выражают подростки свое мнение?

Масштабным детским «за стабильность» отметились в Гродно. Минимум 13 несовершеннолетних баскетболисток школы «Виктория» (возраст от 14 до 16 лет) поддержали провластное обращение. О том, как это произошло и насколько такое допустимо, «Трибуна» поговорила с тренером команды Викторией Дацун, которая много лет работает в белорусском баскетболе, трудилась в системе национальных сборных, была женой легендарного наставника Александра Шимковяка, ушедшего из жизни в 2018 году.

– Пошло очень много комментариев по поводу подписей нашим детям, какие-то личные сообщения пошли – мне это не очень нравится. Дети-то тут при чем?

- А вы можете прояснить ситуацию? Почему несовершеннолетние подписались под обращением?

– По поводу этого письма. Вы, наверное, его читали и хорошо ознакомлены с текстом. Можете сказать, какая цель его письма? Ваше видение?

- Если отталкиваться чисто от текста, то главная цель – защитить НОК Беларуси. Но это если не углубляться в контекст происходящего.

– Но вот скажите, что в этом плохого?

- Если смотреть в контексте, то оно написано в противовес письму SOS BY за честные выборы и отставку Лукашенко. И тогда это смотрится так, что вы подписываетесь за действующую власть, за ее насилие.

– Мы подписываемся именно за то, что написано в этом письме. Именно за то. Потому что мы с детства воспитываем патриотизм и любовь к Родине у наших людей. Они выходят под нашим флагом на чемпионаты Европы и там костьми ложатся для того, чтобы честно отработать деньги, вложенные в них государством. Мои дети любят баскетбол. Они учатся в государственном училище олимпийского резерва, которое их бесплатно содержит: кормит, обувает, одевает. Клуб их точно так же финансирует. Они до этого тренировались по пять лет в спортивной школе, которая их бесплатно учила и бесплатно возила на соревнования. И они видели, как их ровесницы из Литвы, Латвии, Эстонии – мы играем Европейскую лигу – приезжают за свой счет и не могут поселиться в гостинице, а живут в спортзале на матах. А мы живем в гостинице. Они все это видят. Они перед каждой игрой чемпионата Беларуси встают под гимн перед флагом Беларуси. Почему они должны стыдиться этого флага?

- Никто же не предлагает убрать флаг.

– Нет. Предлагают исключить флаг и поехать на Олимпиаду под белым флагом. Ребята, мы что, беженцы из Сирии или что?

- Но вы вообще понимаете тогда, почему МОК начал расследование в отношении НОК Беларуси?

– Я не знаю, начал МОК расследование или не начал. Честно сказать, я не читаю никаких ни порталов, ни комментариев. Я даже не знала, что мои дети подписали это письмо. Я была против того, чтобы вовлекать их во все эти взрослые разборки. Они на самом деле мало что понимают. Но коль уж так случилось и они каким-то образом подписали это письмо, то я поддерживаю их выбор. Мы сегодня 15 минут тренировки обсуждали, почему они подписали это письмо, и я спрашивала их мнение. И они сказали: «А мы хотим, чтобы наша команда поехала на Олимпиаду. Мы хотим сами принимать участие в чемпионате Европы. А посмотрите, какие майки нам выдала федерация и на ней герб Беларуси, и флаг Беларуси, и надпись Беларусь. И если мы такие принципиальные, то давайте все это снимем и откажемся от всего этого. И оплатим свое обучение в государственных учреждениях».

Мы тоже против насилия. Я им это объясняла. И за это насилие ответственны конкретные люди, которых должно государство преследовать по закону. А спортсменов в это дело втягивать... Ну, это я не знаю. Как могут спортсмены повлиять на то, чтобы Следственный комитет возбудил уголовное дело против убийц этого парня – Романа Бондаренко. Светлая ему память. Мы все это понимаем прекрасно, но подписывались именно под тем, что там конкретно написано. И я не оправдываюсь ни в коей мере. Было бы еще такое письмо, то я бы опять его подписала при всем уважении к тем спортсменам, которые составили альтернативное письмо. Я его, к сожалению, не читала. Я избегала всех этих опросов, мнений и так далее. Но это письмо конкретно я прочла, и я подписалась под ним, потому что считаю, что это правильное письмо. Мы не должны идти под белым флагом на Олимпиаде. И вообще не должны отказываться от участия в Олимпиаде. Мы столько сил тратим, чтобы туда попасть. И чтобы так легко взять и от всего этого отказаться...

 - Подождите, если вы не читаете порталов и первоисточников, то откуда вы узнали, что Свободное объединение спортсменов требует, чтобы наша сборная не поехала на Олимпиаду?

– Я не читаю этих порталов – это правда. Но об этом все говорят. Я же не в лесу живу. И я слышу, о чем говорят люди. И я знаю, что существует такое письмо. О том, что это альтернативное письмо – я не скажу, что я не знала. Я знала, что это альтернативное письмо, но в этом письме [за власть] ничего между строчек нет. Там только то, что там есть. И к власти это не имеет никакого отношения. Это только честь, наша гордость за нашу страну. Только и всего. И не надо сюда никакой политики, я так думаю.

- А как вам кажется – вы играете больше за герб и за флаг или за людей?

– Послушайте, я честно выполняю свою работу, я люблю эту работу, я люблю баскетбол, я играю за свою страну и работаю с честью за свою страну. И очень горжусь, когда нам удается победить, и очень сильно расстраиваюсь, когда мы проигрываем. Люди – они все разные. Я не могу подстроиться под каждого человека. Я искренне соболезную всем людям, которые как-то пострадали от репрессий. И я против этих репрессий. И все люди, которые учинили эти репрессии, они должны быть наказаны – это безусловно. Но при чем здесь спортсмены, при чем здесь спортивная деятельность?

- Глава федерации баскетбола Максим Рыженков находится в санкционных списка – получается, что европейцы часть вины за репрессии возлагают на него.

– В чем он виноват? Он что, отдавал приказы расстреливать людей? Да я просто не знаю, вы скажите. Он отдавал приказы репрессировать людей, их арестовывать? Мне кажется, что нет.

Я отношусь к председателю нашей федерации с уважением, потому что я знаю, какой заботой окружена моя команда, с которой я работаю. И это было всегда. И лично у меня к нему только доброе отношение.

Я против того, чтобы спорт как вид деятельности вмешивали политику. В спорте должны работать люди, которые любят свою страну. Мы не можем говорить им, что наша страна плохая. Тем более учить этому детей. Мы с рождения воспитываем в них патриотов и тут же сейчас, когда у них эта мысль начинает формироваться, мы начинаем вбивать им в голову: нет, вы что, наша страна отстой какой-то. Но это же неправильно.

Сейчас мои дети глубоко подавлены тем, что их оскорбляют в интернете, и я как педагог вынуждена сказать им: «Дети, вы поступили правильно!» Только для того, чтобы защитить своих детей и не ломать их тонкие души. Не надо их ломать и не надо их обсуждать в интернете. Они сделали свой выбор, они прочли письмо и захотели играть за страну на чемпионате Европы и в дальнейшем – на Олимпиаде. И в этом нет ничего плохого.

- А вы знаете, кто дал детям прочесть это письмо? Этот человек же должен был думать и понимать, что он делает. Это же несовершеннолетние.

– Я не знаю. Когда я подписывала это письмо, я всем сказала: «Пожалуйста, давайте не втягивать в эти дрязги детей». Мы все понимаем, что это письмо не такое однозначное, да, я тоже понимаю, не такая я уж там глупая. Но я подписалась за свою работу. За ту работу, которую я просто обожаю, которой посвятила всю свою жизнь. Я баскетболом занимаюсь с пятого класса. Мой муж в этой стезе отработал 50 лет. Мы всей душой и сердцем любим наш баскетбол и любим наших детей.

Почему мы должны наших детей заставлять сомневаться в том, что они любят свою страну? Это дело взрослых уже разбираться с политикой и так далее.

- Так зачем кто-то из руководства подсунул детям это письмо?

– Знаете что, я с этим разбираться не буду. И детям сказала: «Только не вздумайте никаких комментариев оставлять и не писать ничего в ответ, как бы обидно вам ни было! Понимаете, это сейчас есть, а потом пройдет и забудется. А вы оставите глубокий шрам в вашей детской душе». Поэтому сказала всем успокоиться и продолжать работать. Будем мы играть за нашу страну под любым предлогом и под нашим красно-зеленым флагом, и под нашим гербом. И будем с удовольствием петь наш гимн, обнявшись всей командой. А политика – это уже дело взрослых.

P.S. Если ваши дети без вашего ведома оказались в числе подписантов провластного письма и вы хотите на эту тему высказаться, связывайтесь с редакцией «Трибуны» через бота в Telegram @ByTribunaComBot.

 

Другие посты блога

Все посты