Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Менеджер компании, выбившей уступки шахтерам Солигорска, топит за права белорусов: футбольно пояснил репрессии, постит БЧБ, встречался с Тихановской

Менеджер компании, выбившей уступки шахтерам Солигорска, топит за права белорусов: футбольно пояснил репрессии, постит БЧБ, встречался с Тихановской

...

Автор — Алесь Коваль
23 января 2021, 15:00
1
Менеджер компании, выбившей уступки шахтерам Солигорска, топит за права белорусов: футбольно пояснил репрессии, постит БЧБ, встречался с Тихановской

20 января в Беларуси случилось небывалое: представители системы заявили о готовности откатить репрессии под влиянием европейцев – и даже без криков о «вмешательстве во внутренние дела страны». Заявление о возможности восстановления на работе уволенных ранее за выражение позиции и забастовки сотрудников «в случае подачи ими соответствующих заявлений» случилось на «Беларуськалии» – одном из ключевых предприятий и для белорусских властей, и для белспорта, ведь на калийные деньги спонсируются ряд соревнований, обеспечивается бюджет минского хоккейного «Динамо», а футбольный «Шахтер» благодаря влиянию руководства компании во главе с Иваном Головатым, входящим в набсоветы кучи клубов и федераций, может вырваться на заграничные сборы вопреки запретам от Минспорта.

Обещание уступок, которые белорусские власти явно считают проявлением недопустимой слабости, – событие выдающееся. Добилась этого норвежская компания Yara, крупный поставщик и производитель минеральных удобрений, закупающая у «Беларуськалия» около 1,5 млн тонн удобрений в год – экспорт за 11 месяцев прошлого года оценивается в 65 миллионов долларов. Yara старается уговорить партнеров уважать права рабочих давно и последовательно – а в сентябре и декабре делегация норвежцев даже прибывала в Беларусь на переговоры. Причем во второй раз приехал сам гендиректор компании Свейн Торе Холзетер, который до этого заявил, что диалог с «Беларуськалием» пока не привел к улучшению положения шахтеров, а необходимы «существенное улучшение условий и отношений с персоналом, прекращение репрессий, а также усиление безопасности труда» – ведь у Yara есть Кодекс поведения для деловых партнеров, которому в глазах норвежцев нужно соответствовать. После недавнего заявления «Беларуськалия» Yara напомнила, что поддерживает Верховного комиссара ООН по правам человека в осуждении нарушений прав человека в Беларуси, продолжает взаимодействовать в том числе со Светланой Тихановской, которую считают лидером белорусской демократической оппозиции, и внимательно следит за дальнейшими действиями «Беларуськалия».

Правда, есть мнение, что усилия Yara напрасны, а поможет белорусам аннулирование договора. Известный своей непримиримой позицией стачечный комитет работников «Беларуськалия» уже заявил, что заявление компании – ширма, на работу они могут вернуться только при выполнении своих требований (о честных выборах, освобождении политзаключенных и уголовных делах за насилие от силовиков), а попытки договориться с режимом сравнили со временами фашистской Германии. А колумнист tut.by Феликс Мирский считает, что попятная от «Беларуськалия» вызвана как раз тем, что отказ Yara от контракта может запустить цепочку разрывов отношений от зарубежных компаний «с потенциально тяжелыми последствиями для белорусских властей».

Кто точно считает, что надо не разрывать контракт, а его весом продавливать улучшение положения рабочих – так это член совета директоров Yara Гейр Сундбо. Это не удивляет, ведь на своей позиции норвежец как раз представляет интересы работников Yara – да, четверых из десятка членов совета там выбирают сами рабочие из своего состава. А Сундбо, оператор химических процессов, пришел в свою компанию еще в 1987-м и практически сразу стал профсоюзным активистом – в общем, человек уважаемый. В Норвегии профсоюзы – реальная сила: в него стремятся вступить и сами работники, так как это помогает увеличить выплаты от предприятия и защищенность рабочего места, забастовки при недовольстве – обычное дело, а власти бойкотируют компании, отказывающиеся от профсоюзных организаций. Логично для страны, где в парламенте уже много лет (и прямо сейчас тоже) наибольшим количеством мест обладают представители социалистической Рабочей партии, связанной с Центральной организацией профсоюзов Норвегии.

Гейр Сундбо первый слева

Сундбо в сентябре и декабре лично приезжал в Беларусь в составе делегаций Yarа и в целом сочувствует шахтерам, что подтверждал в нескольких интервью. Уже в конце августа управленец заявлял: «Сведения от [международного секретаря Белорусского независимого профсоюза] Лизаветы Мерляк вызывает беспокойство. Произвольные аресты и исчезновения профсоюзных активистов – это страшно. Забастовочные комитеты сталкиваются с угрозами со стороны властей. В Yara мы даем понять «Беларуськалию», что ожидаем мирного диалога с независимыми профсоюзами и работниками». В декабре Сундбо говорил: «За 33 года работы в Yara я многое повидал. Но ничего подобного, как в случае с Беларусью сейчас, не было. Я не могу игнорировать нарушение прав человека. У меня в Беларуси много друзей, и они чувствуют эту проблему каждый день. Они - мои герои! Весь мир заметил, что ситуация в Беларуси обострилась сразу после выборов, таким образом, кажется, выход из ситуации прост – новые выборы». Также менеджер заметил, что в Норвегии «руководство компании никогда не будет вмешиваться в политическую забастовку».

Норвежский управленец также с августа по сей день сделался в своем Twitter регулярным информатором о протестах в Беларуси – он репостит очень много новостей из англоязычных источников. Подписчики Сундбо знают и обо всех воскресных маршах, и об арестах активистов и неадекватных наказаниях от белорусских судов, о том, что уголовных дел по громким убийствам не существует, а БЧБ-флаг на окне в стране может быть легко признан запрещенным пикетом. У норвежца же с БЧБ никаких проблем нет – он постоянно постит соответствующие эмодзи в знак поддержки и именно с ними, например, поздравил свою аудиторию с Новым годом.

А вскоре после инаугурации нового президента США Джо Байдена Сундбо написал в твиттере, какие проблемы считает важными для всего мира: «У Трампа никогда не крали выборы, но Трамп украл внимание медиа у более серьезных проблем. Теперь слабоумный покинул Белый дом, надеюсь, мир сможет сосредоточиться на Беларуси: Тихановская / Лукашенко – и России: Навальный / Путин. Эти проблемы требуют нашего внимания в будущем».

С Тихановской Сундбо даже встречался – она приезжала в Yara и назвала компанию «чемпионом» за отстаивание прав рабочих в Беларуси.

Opposisjonens kandidat ved presidentvalget i Hviterussland i august, Sviatlana Tikhanovskaia ble tildelt Sakharov-prisen... Опубликовано  Суббота, 19 декабря 2020 г.

К слову о «чемпионах», спортивные новости также не чужды Сундбо. Например, он явно вполне доволен переносом хоккейного ЧМ-2021 из Минска – ретвитил новости о расследовании ИИХФ в отношении главы ФХБ Дмитрия Баскова в связи с гибелью Романа Бондаренко и о том, что его готовы бойкотировать некоторые хоккейные федерации, ну а уже после официальной смены места вот так отреагировал на видео, в котором белорусы радовались случившемуся.

Функционер Yara также следит и за футболом – иначе у него не родился бы простой способ объяснить подписчикам, что творится в Беларуси, по футболке амстердамского «Аякса». Она выполнена в бело-красно-белых цветах, и Сундбо по этому поводу заметил: «Если вы болеете за «Аякс» (или другую команду с похожими цветами) и наденете эту футболку, когда ваша команда сыграет на выезде против белорусской команды, вас арестуют за то, что вы носили ее на улицах Беларуси. Задумайтесь об этом на секунду».

Однако «Аякс» – не фаворит Сундбо в Европе. По его странице в Facebook очевидно, за кого он болеет – это «Ливерпуль». В конце 2018-го норвежец даже побывал на матче на «Энфилде». А в 2020-м после первого с 1990-х чемпионства «красных» написал фразу, которые многие белорусы тоже хотели бы запостить совсем по другому поводу: «Ожидание наконец окончено!»

А ведь любимый клуб управленца как раз бывал в Беларуси – в Гомеле в 2012-м. И цвета шарфов и баннеров на секторе явно также намекают на проблемы с их использованием в нынешней ситуации.

Однако нужно отметить, что у Сундбю остаются претензии к высказываниям белорусов протеста – причем самые разные. Тихановской, которую Сундбо в целом нередко репостит, от него прилетело за именование стачечного комитета «Беларуськалия» «новой формой профсоюза в Беларуси» – норвежец возмущенно ответил, что «стачечные комитеты не являются и никогда не будут новой формой профсоюзов в любой стране мира». Были претензии и непосредственно к стачкому – его заявление о том, что Yara «платит за пытки и убийства», Сундбо назвал «введением в заблуждение».

А в январе Сундбо закусился с баллотировавшимся в президенты 2010-м (и ставшим политзаключенным после этого) Андреем Санниковым – норвежец отреагировал как раз на его репост заявления стачкома и обвинил в игнорировании фактов, заявив: «На «Беларуськалии» «в независимом профсоюзе состоит около 2500 рабочих, а в стачкоме – около 135. Угадайте, кого мы считаем наиболее важной заинтересованной стороной?». А в продолжение оставил и прямое объяснение тому, почему не хочет разрыва своей компании с белорусским режимом: «Если Yara будет вынуждена покинуть Беларусь, то у «Беларуськалия» эти объемы выкупит другой покупатель. Деньги государство все равно получит. Единственная разница в том, что Yara будет заменена другой компанией, которая не заботится о рабочих и профсоюзах. Они просят нас не покидать Беларусь. Они опасаются мести со стороны властей, если Yara будет заменен клиентом, которому они не интересны».

Санникову такая позиция не зашла: «Смешно. Звучит как «Лучше за репрессии заплатим мы, потому что мы демонстрируем заботу, а с другими и этого не будет». Меня волнуют люди в Беларуси, а не прибыль какой бы то ни было компании. Когда мы победим, мы будем вести дела с теми, кто помогал». Сундбо тут отреагировал совсем уж неубедительно – вопросил, почему белорусы «атакуют» Yara, а не, например, Lufthansa, которая обслужила самолет Лукашенко. Санников в ответ призвал увидеть разницу между услугой, повлекшей расходы режима, и, наоборот, доходным контрактом, позволяющим «платить за головорезов на улицах», но на это Сундбо уже не среагировал.

А вообще в серии твитов Сундбо выяснилось его главное убеждение, которое многие белорусы назвали бы заблуждением: норвежец уверен, что Yara, переводя деньги «Беларуськалию», все еще не платит Лукашенко. В одном твите управленец прямо заявил, мол, есть разница между закупками у властей и у «Беларуськалия», в другом – утверждал, что «Yara никогда не имела дел с диктаторами». Не проняло менеджера даже от сообщения от русскоязычного фан-сайта его любимого «Ливерпуля». Месседж был предельно ясным: «Наш администратор сайта, израильтянин Алекс Фруман, был арестован в Минске, подвергся пыткам и сказал, что это было как в Холокосте. В Беларуси очень много поклонников «Ливерпуля», и они ждут правильного решения от Yara: аннулировать или расторгнуть договор с «Беларуськалием» до тех пор, пока не будет прекращено беззаконие. Не платите диктатору, он вкладывает деньги в жестокое подавление мирных протестов и репрессии против диссидентов». Но Сундбо не только продолжил гнуть свою линию, а еще и намекнул на поддержку других авторитарных режимов через покупки у их заводов: «Yara не платит диктатору. Пожалуйста, соберите факты перед следующим твитом. Кстати, есть ли у вас какие-нибудь вещи китайского производства?»

Какой же путь изберет Yara – продолжать фактически переводить деньги (даже если часть сумм реально уйдет на нужды шахтеров) режиму, выставляя требования, в честное выполнение которых верится с огромным трудом, или все же разорвать контакты и контракты?

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты