Tribuna/Бокс/Блоги/О духе времени/ИИХФ не спешит с расследованием по Баскову – ждет помощи от прокуратуры, пока же «делом Бондаренко» стал суд над журналистом и врачом

ИИХФ не спешит с расследованием по Баскову – ждет помощи от прокуратуры, пока же «делом Бондаренко» стал суд над журналистом и врачом

За правду в этом деле могут сесть журналист и врач.

Автор — Алесь Коваль
27 февраля 2021, 15:00
3
ИИХФ не спешит с расследованием по Баскову – ждет помощи от прокуратуры, пока же «делом Бондаренко» стал суд над журналистом и врачом

Фонд спортивной солидарности написал в МОК.

 

В конце декабря 2020 года президент ИИХФ Рене Фазель рассказал, что международная федерация начала расследование в отношении главы ФХБ Дмитрия Баскова, который ранее угодил под санкции МОК как член исполкома НОК Беларуси. До того функционер не раз участвовал в агитационных акциях в поддержку Александра Лукашенко, пил из горла водочной бутылки, а как глава федерации повлиял на потерю должностей тренером Александром Руммо и функционером Евгением Мазуро, подписавшихся за честные выборы. Но самое главное – возможное присутствие Баскова на площади Перемен в вечер избиения погибшего Романа Бондаренко. Об этом заставляют сильно задуматься как видео с места происшествия, так и расследование бывших сотрудников белорусских правоохранительных органов из инициативы BYPOL по событиям 11 ноября

Однако ИИХФ явно особо не торопится с делом Баскова, переизбранного в исполком белорусского НОК.

Как проходит расследование

Одним из инициаторов расследования международной федерации против Баскова стал Белорусский фонд спортивной солидарности. Организация первой призвала ИИХФ рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности главу ФХБ в связи с действиями, грубо порочащими репутацию хоккея как вида спорта. БФСС и ИИХФ по этому поводу даже должны были провести встречу в первых числах января, но в последний момент федерация ее отменила. А неделю спустя Фазель прилетел в Минск, где обнимался с Лукашенко и сфотографировался с Басковым.

Вскоре ИИХФ перенесла из Минска белорусскую часть ЧМ-2021, однако по-прежнему молчит с ответом по ходу расследования. При этом БФСС предоставил международной федерации различные материалы, в том числе журналистские расследования, видеозаписи, снятые многочисленными очевидцами, записи телефонных разговоров, фотографии и, конечно же, результаты независимого расследования BYPOL. Однако никакой реакции в фонд от ИИХФ до сих пор не последовало.

Белорусский оргкомитет ЧМ-2021 еще до переноса турнира заявлял о готовности организовать встречу ИИХФ с генпрокурором. Некоторых возмутила формулировка заявления, где говорилось, что это делается «в качестве жеста доброй воли».

В это же время прокуратура отказывала в ознакомлении с материалами проверки матери Романа Елене Бондаренко. Из-за этого женщина решила записать видеообращение к Фазелю и дисциплинарному комитету ИИХФ с просьбой пригласить ее и адвоката на встречу с генпрокурором для изучения результатов расследования. Чтобы слова Бондаренко дошли до главы федерации, пришлось подключать белорусскую диаспору в Швейцарии, где расположена штаб-квартира ИИХФ. Однако, похоже, никакой встречи так и не состоялось.

Чтобы вновь привлечь внимание международной общественности к проблеме, БФСС направил письма в 37 национальных хоккейных федераций с просьбой обратиться в ИИХФ с запросом обновленной информации по делу Баскова. В разосланных документах указывалось, что международная федерация пока предпочитает оставаться в стороне. В ИИХФ с запросом обратилась и Tribuna.com, однако нам также не удалось получить ответ.

Достучаться до главных хоккейных чиновников удалось Deutsche Welle. Пресс-служба ИИХФ рассказала немецкой телерадиокомпании, что там ожидают информацию от генерального прокурора Беларуси для помощи в расследовании, поэтому не могут огласить дату оглашения вердикта по Баскову.

«Беларусь согласилась сотрудничать с ИИХФ и оценивать все соответствующие свидетельские показания, видео и другие доказательства в поддержку расследования ИИХФ. Там признали серьезность этих обвинений и пообещали собрать все возможные факты», – рапортовали в пресс-службе ИИХФ.

На вопрос DW, почему Баскова не отстранили до обнародования результатов расследования, в международной федерации ответили, что ее кодекс поведения требует временного отстранения только в случае предполагаемой причастности к договорным матчам.

Можно ли доверять расследованию ИИХФ?

На этот вопрос в БФСС отвечают отрицательно. В четверг фонд опубликовал заявление, в котором выразил недоверие ИИХФ в плане расследования по делу Баскова. По мнению БФСС, информация от генерального прокурора и следователей не может быть достоверной ввиду полного правового дефолта в Беларуси и тесной связи главы ФХБ с Лукашенко.

Тем временем после трех месяцев проверок (и через три недели после опубликования расследования BYPOL) 18 февраля прокуратура наконец-то заявила, что возбудила уголовное дело по гибели Бондаренко. Вот только об убийстве речи не зашло – сообщили о части 3 статьи 147 УК РБ «Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего». При этом прокуратура не установила причастности к эпизоду силовиков (и кто же тогда доставлял Бондаренко в РУВД?).

Подсуммировав всю информацию, БФСС отправил письмо с подробным объяснением сложившейся ситуации главе МОК Томасу Баху.

По «делу Бондаренко» уже начался суд, но судят не тех, о ком вы могли подумать

Правда, самого убийства белоруса он не касается. На следующий день после возбуждения «уголовки» по гибели на площади Перемен на скамье подсудимых по другому делу оказались журналист TUT.BY Катерина Борисевич и врач БСМП Артем Сорокин, четвертый месяц находящиеся в СИЗО. Их обвиняют по части 3 статьи 178 УК РБ «Разглашение врачебной тайны, повлекшее тяжкие последствия». Обоим светит до трех лет лишения свободы со штрафом и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Вина Борисевич и Сорокина заключается в обнародовании информации о том, что в момент поступления в больницу Бондаренко был трезв. При этом родные Романа дали разрешение на публикацию сведений о состоянии здоровья парня, однако репрессивную машину это не устроило. Во время первого заседания, на которое пришло около сотни человек, включая послов зарубежных государств, прокурор Людмила Иваненко ходатайствовала о переносе рассмотрения дела в закрытый режим. Судья Светлана Бондаренко поддержала предложение стороны обвинения – людям пришлось покидать зал.

За неделю заседаний суд выслушал свидетелей и обвиняемых – правда, о чем они говорили, мы не узнаем, потому что на выступающих накладывают обязательство о неразглашении информации. Впереди прения сторон, после чего мы узнаем, когда Борисевич и Сорокину вынесут приговор.

Что говорят родные Бондаренко

Двоюродная сестра Бондаренко Ольга Кучеренко возмущена действиями прокуратуры, которая не знакомила родных погибшего с ходом проверки и результатами экспертиз. Что касается Баскова, то к нему Ольга ненависти не испытывает, но считает, что если он действительно причастен к происшествию, то должен понести наказание. Сам Басков и боец Дмитрий Шакута, который тоже предположительно находился в злополучный вечер на площади Перемен, не связывались с родными Бондаренко.

По словами Ольги, матери Романа психологически становится все тяжелее. На женщину взвалилось много юридических вопросов, она рассказывала о систематической слежке за собой. На днях Елена Бондаренко дала интервью DW, в котором поделилась, что ожидает честности и справедливости от судебного процесса по делу о гибели сына и надеется, что виновные понесут заслуженное наказание. Также женщину восхищают белорусы, которые по-прежнему стараются поддержать ее в горе, и смелость Борисевич и Сорокина, не ставших скрывать правду о ее сыне.

Другие посты блога

Все посты