Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/На ОИ-1980 была допинг-система, ковид – «фейковая пандемия», ОМОН бьет в ответ. Что за российский прыгун хвалит Лукашенко и хочет гражданство себе и сыну

На ОИ-1980 была допинг-система, ковид – «фейковая пандемия», ОМОН бьет в ответ. Что за российский прыгун хвалит Лукашенко и хочет гражданство себе и сыну

...

Автор — Алесь Коваль
4 марта 2021, 10:26
2
На ОИ-1980 была допинг-система, ковид – «фейковая пандемия», ОМОН бьет в ответ. Что за российский прыгун хвалит Лукашенко и хочет гражданство себе и сыну

Константин Волков и его особое мнение.

На днях ярким высказыванием в поддержку Александра Лукашенко отметился российский серебряный призер ОИ-1980 в прыжках с шестом Константин Волков. Он заявил, что слова Лукашенко о коронавирусе «время подтвердило» (какие – баня? трактор? психоз? – неясно), а «Лукашенко не дал рухнуть стране и в то же время поддержал спортсменов», пока в других государствах «соревновались в ужесточении мер против населения, экономики, здравого смысла». Заодно Волков напомнил, что они вместе с сыном Матвеем ждут получения белорусского гражданства, которое Лукашенко мог бы ускорить указом.

16-летний Матвей Волков – очень перспективный прыгун с шестом, который в феврале побил юношеский рекорд мира, прыгнув на 5,60 метра (и еще больше года на его улучшение). Чтобы бороться за медали крупнейших мировых турниров, остается добавить не так уж много. С Беларусью парня и его семью не связывает какая-то история – Константин Волков просто увез сына из России, потому что с местным гражданством ему если бы и довелось выступать на ОИ, то под нейтральным флагом. Новую страну отец выбрал именно под впечатлением от речи Лукашенко на параде 9 мая (их высказывания о коронавирусе удивительно похожи по пренебрежительной тональности), а сына в Минск перевез в разгар протестов, которые предпочел не заметить. И это далеко не все, что можно рассказать о депутате времен РСФСР и бывшем подчиненном нынешнего посла России в Беларуси.

Взял медаль ОИ при тренировавшем сборную отце, спустя годы заявил о госсистеме допинга

Константин Волков родился в 1960-м в семье Юрия и Зои Волковых – оба были тренерами по прыжкам с шестом. Юрий родился в Иркутске и в детстве увлекся фильмом «Тарзан», где герой преодолевал огромные расстояния на лианах – что-то похожее смог дать юнцу диковинный для его широт вид спорта. Волков-старший был замечен на соревнованиях и приглашен в украинский Донецк – настоящий центр прыжков с шестом в СССР. Там Юрий провел спортивную карьеру и начал тренерскую – а в 1974-м в Иркутске решили делать свою базу и позвали земляка обратно. Он вернулся – и был так хорош в работе, что в 1979-м стал старшим тренером сборной Союза.

Главным воспитанником отца стал сын – Константин с детства смотрел на тренировки отца, в семь лет сделал первую попытку с планкой, детским заменителем шеста, а, начав карьеру всерьез, обновил ряд юношеских рекордов СССР. В 1979-м в возрасте 19 лет Волков внезапно обошел всех фаворитов и выиграл Спартакиаду народов СССР, став рассматриваться реальным претендентом на медаль ОИ-1980 в Москве. И не обманул ожидания – недосягаемым был лишь Владислав Козакевич из Польши, с 5,78 обновивший тогдашний мировой рекорд. Волков же в последней попытке на 5,65 все же взял эту высоту, таким образом разделив «серебро» с еще одним поляком Тадеушем Слюсарским. «Помню, мы вышли на соревнования рано утром. А стадион полный! Прямо гудит. Запустили пионеров с утречка. А на меня полные трибуны хорошо действуют», – вспоминал Волков о методах наполнения стадиона.

Через много лет шестовик заявит, что на тех ОИ работала государственная программа по применению атлетами допинга. Правда, как заведено в таких историях, Волков с отцом принимать запрещенные вещества отказались – мол, в прыжках с шестом они и не помогают из-за «высокотехнологичности» вида. Чиновники после такого якобы пригрозили спортсмену и тренеру суровыми последствиями в случае пролета мимо медали, но его не случилось. Еще интереснее Волков описал допинг-контроль на московской Олимпиаде – она, к слову, остается единственной, на которой ни у одного призера не отобрали награды из-за вскрытия проб. И, судя по словам прыгуна, по-другому и быть не могло: «На допинг-контроле были наши сотрудники, с погонами, видимо. Пришел сдавать мочу, баночку отдаю, мне сотрудник говорит – нет, вот эту сдавай. Я говорю: «Так у меня ничего нет, мне не страшно». Он: «Нам случайности не нужны, вот иди эту сдавай». Я говорю: «Так и у моих соперников?» Да, говорит, у всех без исключения». Ныне Волков уверяет, что чистых от допинга спортсменов не осталось вообще (неужели и в не требующих допинга, по его же словам, прыжках с шестом, где выступает сын, тоже?)

Обошел Бубку вместо победы на ОИ, которые СССР бойкотировал

На серебре ОИ-1980 успехи Волкова не кончились – в следующем четырехлетнем цикле атлет выиграл Кубок мира и две Универсиады и готовился к олимпийскому старту 1984 года – однако чиновники СССР решили объявить бойкот Играм в американском Лос-Анджелесе. К легкоатлетам на сбор в Сочи приехал глава Госкомспорта СССР Марат Грамов и заявил, что спецслужбы перехватили планы по массовому отравлению советских спортсменов в США, поэтому от ОИ решено отказаться (Волков считает, что чиновники боялись проиграть Западу в общем медальном зачете). По признанию Волкова, от такой новости они с товарищами «дня три в ресторане «отмечали» пропуск Олимпиады».

Для атлетов стран соцблока устроили заменяющие ОИ соревнования – турнир «Дружба». Шестовики в его рамках выступали в Москве 18 августа 1984-го – фаворитом выглядел 20-летний Сергей Бубка, за месяц до того установивший один из множества своих мировых рекордов (5,90; Волков, правда, утверждал, что на тренировках тогда прыгал выше). Однако неожиданно для всех на «Дружбе» Бубка трижды сбил планку на высоте 5,80 – а вот Волков с третьей попытки взял высоту и титул. За него дали олимпийские призовые – позже чемпион купил на них «Ниву».

За 10 дней до «Дружбы» на ОИ ставший чемпионом француз Пьер Кинон показал лишь 5,75, все три попытки на 5,80 завалив – так что Волков до сих пор уверен, что лишился верной олимпийской награды. «Истории, подобные отказу от участия в Олимпиаде в Лос-Анджелесе, мозги мгновенно прочищают. Помню, люди были патриотами, в страну свою верили, и вмиг на 90% стали антисоветчиками. Многие потом уехали на Запад и с этой системой ничего общего больше не имели», – говорил о результатах бойкота россиянин.

На 22 года забыл о тренерстве – вернулся ради сына

Вскоре после той истории, в возрасте 26 лет, Волков решил завершить карьеру – травма наложилась на некую не понравившуюся тренерам историю. Далее его биография подробностями нас не балует – местные источники сообщают, что с 1986-го по 1991-й он был тренером в родном Иркутске, а в период развала СССР и расцвета предпринимательства подался в бизнес, но известны только должности из 2000-х: гендиректор ООО «Транссибирская грузовая компания», замгендира в ООО «Сибирская металлургическая компания», замуправляющего компании «Монолитстрой-Иркутск». Также бывший прыгун в начале века возглавлял федерацию парусного спорта Иркутской области (отметился тем, что официально зарезервировал за этим видом популярное название «Кубок Байкала» и грозил судом всем остальным его использовавшим). Были в жизни Волкова также политические страницы, о которых ниже.

Однако в 2010-х Волков вернулся на тренерскую стезю – по его собственным подсчетам, перерыв составил 22 года. Главной причиной коуч назвал как раз сына Матвея, который в возрасте шести лет узнал о спортивных достижениях уже 50-летнего отца и «буквально за руку притащил на стадион и заставил учить прыгать» – а Константину стало интересно вспомнить былое с родным человеком. Со временем появились у Волкова и другие воспитанники – по его рассказам, у всех после встречи с призером ОИ резко повышались результаты (было даже якобы улучшение на 20 см за одну тренировку). Волков заявлял, что ему интересно работать с теми, в ком он видит перспективы «экстра-класса» – в ином случае тренер тоже был открыт к сотрудничеству с четкой таксой в 800 российских рублей в час (на тот момент чуть больше 12 долларов).

В интервью 2016-го Волков также рассказывал, что сына мотивирует денежно – определенные суммы Матвей получал за успехи в учебе в школе, а в плане спортивных результатов была установлена планка в 2 тысячи российских рублей (около 30 долларов) за каждый сантиметр улучшения личного рекорда. При этом тогда отец заявил, что жизненная цель сына – не карьера прыгуна, а профессия нейрохирурга.

Пытался стать депутатом Госдумы от оппозиционной партии – прочувствовал на себе знакомые белорусам методы

В 20 лет Константин как отличившийся студент института инженеров железнодорожного транспорта на некоторое время был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. В 2003-м, уже в России с президентом Владимиром Путиным, Волков снова баллотировался – на этот раз в Госдуму. Поддерживала иркутского кандидата оппозиционная партия «Союз правых сил» – сопредседателями ее на тот момент были известные российские политики Борис Немцов, Ирина Хакамада, Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. Ну а фаворитом была уже оформившаяся к тому моменту «партия власти» «Единая Россия», которой Путин открыто пожелал успехов.

Выборы проходили 7 декабря – а в самом начале месяца Волков созвал пресс-конференцию, на которой заявил о прессе с целью снятия своей кандидатуры. Экс-легкоатлет заявил, что его надежды на «честное идеологическое соперничество в рамках существующих законов» не оправдались – мол, губернатор Иркутской области Борис Говорин считает недопустимым, что у его зама, поддерживаемого «Единой Россией» экс-секретаря иркутского горкома комсомола Сергея Дубровина, могут оттянуть электорат, потому включает давление. Методы, которые описал Волков, покажутся знакомыми любому, кто следил за белорусскими выборами – сначала губернатор передавал намеки через третьих лиц, потом на личной встрече спросил, «чего ты полез в политику», и прямо заявил, что победить может и должен исключительно кандидат Дубровин, потому что «большой политикой могут заниматься только люди очень опытные», а когда Волков отказался, Говорин якобы пригрозил ему «заблокировать все в бизнесе». Ну а еще Волков заявил о планах снять с выборов «любым, пусть даже незаконным, путем» сильного кандидата-коммуниста Сергея Левченко – в общем, сходство с белорусским 2020-м неподдельное.

Экс-спортсмен бодро заявлял, что судьбу выборов должен «решить народ, а не губернатор и даже не президент, ведь демократия закреплена Конституцией». Но уже 5 декабря местные СМИ сообщили, что Волкова убирают с поста гендира «Транссибирской грузовой компании». А 7 декабря нужный власти Дубровин, пусть и с 22,52% голосов, выиграл выборы и стал депутатом.

Был локальным министром, подчиняясь нынешнему послу России в Беларуси, – не понравилось

Однако в августе 2009-го Волков все же полноценно пришел в политику – стал не депутатом, а министром! Правда, на локальном уровне – в России министры есть у областей и краев. Волков занял самый логичный для себя пост министра по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области. В интервью по случаю назначения экс-спортсмен заявил, что ведомство пришло в такое плачевное состояние, что «нужно было срочно брать ситуацию в свои руки и исправлять», и при его управлении «будет меньше цветов и фейерверков, а больше реальной работы». Цели работы Волков описывал обычно для чиновника своего ранга: «Можно вложить деньги, пригласить спортсменов и тренеров из других регионов и получить сиюминутный результат. Мне видится другой путь – работать системно: реорганизовать спортивные школы, повысить их эффективность, чтобы тот, кто работает хорошо и много, и зарабатывал достойно. Необходимо оценивать труд спортсмена и тренера по результатам, это стимул, который реально действует». Интересно также, что задачи министерству и Волкову ставил тогдашний губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, ныне занимающий должность посла России в Беларуси.

Министром экс-прыгун отработал год – и после признался, что ему не понравилось. «Там система сложившаяся. Я чувствовал себя белой вороной. Мне говорили: «Делай как все», – а мне хотелось сделать как надо», – говорил Волков и заявлял, что на него Мезенцеву жаловался сам министр спорта России Виталий Мутко. Бывший легкоатлет утверждал, что немилость власть имущих обрушилась на него за предотвращение «распила» на постройке «Байкал-Арены», которая являлась федеральным объектом – то есть выше уровня иркутского министра. Однако однозначно правду в этой ситуации определить вряд ли возможно.

Ковид-диссидентствует: зовет вирус «легкой простудой», а пандемию «фейковой»

В 2020-м Волков ярко напомнил о себе, дав интервью со своим мнением о коронавирусе – в начале печатной версии разговора даже на всякий случай дописали, что не призывают ему безоговорочно верить. Константин показал себя почти что ковид-диссидентом – заявил, что «бороться с вирусами бессмысленно, как с дождем», но единственный способ все-таки противостоять инфекции – «не лекарство, а иммунитет», а его надо укреплять на свежем воздухе, в то время как людей запирают в квартирах. Запреты на занятия спортом на улицах, из-за которых тренер нелегально тренировал сына в иркутском парке, Волков назвал «геноцидом», а карантин – не приносящим реальной пользы средством обрушения экономики.

Были заявления и похлеще – Италию, крайне сильно пострадавшую от ковида в первую волну, экс-прыгун обвинил в попытке нажиться на финансовой помощи стране, ведь в ней, по убеждению Волкова, «пачками умирали старики, попутно разгружая бюджеты», а сам вирус, как верит бывший спортсмен, создан искусственно – причем не только китайцами, но и американцами с россиянами. В общем, чего удивляться, что Волкову понравилась риторика Лукашенко о ковиде? Единственная мысль экс-атлета, которую политик вряд ли похвалил бы, – это ответ на вопрос, не страшно ли критиковать мэра Москвы Сергея Собянина: «Если все будем бояться - превратимся в концлагерь. А властям это удобно. Концлагерем проще управлять, чем стадом умных людей».

Никак не изменило мнение Волкова (который однажды написал про «фейковую пандемию») о заразе и собственное заболевание. 21 января Константин выложил в инстаграме положительный тест на антитела, заявил, что недомогание было небольшим, с температурой 37°С на два дня, а никаких лекарств при возникновении симптомов он не принимал – просто (в нарушение всех врачебных рекомендаций о самоизоляции в подобной ситуации) ежедневно час-полтора гулял. «И вот из-за этой легкой простуды весь мир стоит год на ушах! Очнитесь, люди!» – воззвал Волков. В комментариях ему попытались объяснить, что течение болезни бывает разным, однако на это экс-прыгун не отреагировал.

Решил перевезти сына в Беларусь, впечатлившись проведением парада 9 мая и речью Лукашенко

Пока в мире наступила коронавирусная пауза в соревнованиях, Волков-отец задумался о перспективах сына. Дело в том, что российские легкоатлеты давно находятся в подвешенной ситуации – их федерация отстранена из-за прегрешений, коллекция которых умудряется пополняться, поэтому о смене гражданства ходили слухи даже в отношении самых топовых спортсменов.

Однако Константин твердо решил перевезти Матвея в другую страну, а после раздражения ковидными ограничениями обратил внимание на самые известные примеры отсутствия тотальных карантинов: Швецию и Беларусь. Правда, у скандинавов в сборной есть новый рекордсмен мира Арман Дюплантис, но, может быть, они бы рассмотрели и вариант с Волковым-младшим. Однако отец решил, что путь семьи лежит в Беларусь – и объяснил это просто феерично: «Вы знаете, что в Беларуси парад проводился, как и положено, 9 мая, и я решил посмотреть прямую трансляцию из Минска. Если сказать, что речь Александра Лукашенко меня впечатлила, это ничего не сказать! И сразу стало понятно, куда нам надо переезжать».

По словам Волкова, он тут же позвонил в Беларусь знакомому в легкоатлетической сфере с просьбой сообщить руководству белорусской легкой атлетики о серьезности намерения переезда в Беларусь. Тогдашний глава БФЛА Вадим Девятовский был только рад – неудивительно, когда последним белорусским шестовиком, способным прыгнуть под 6 метров, был уехавший на стыке веков в Австралию Дмитрий Марков.

В начале июля Волков с супругой съездили в Минск на осмотр условий и окончательно условились о переезде. Тогда Константин вряд ли думал, что везет своего сына от одной перспективы выступать под олимпийским флагом к другой – после санкций МОК и недавней смене Лукашенко на Лукашенко во главе НОК Беларуси такой сценарий является вполне возможным. Будет ли в подобном случае Волков-младший прыгать на ОИ – непонятно, ведь его отец говорил: «Я еще раз хочу подчеркнуть, что ни в каком нейтральном статусе Матвей выступать не будет, и подавать прошение на выдачу этого статуса мы никогда не будем».

С 12 августа живет в Минске – не заметил масштаба протестов и говорил о «профессиональной деятельности» омоновцев

Волков с сыном, женой и двумя котами выехал в Минск из Иркутска на авто – путешествие заняло неделю с лишним, но все не напрасно, ведь в белорусской столице «уже ждала четырехкомнатная квартира в хорошем месте, на проспекте Независимости». Пост о заселении экс-прыгун выложил 12 августа – в день, когда градус насилия только-только начал немного спадать, а на улицы вышли женщины в белом и медики, выступавшие против зверств силовиков. Но в интервью, вышедшем 26 августа, Волков описал Минск как «чистый, ухоженный город, в котором живут спокойные люди, чего, например, сейчас не скажешь о Париже». Кажется, удивился даже интервьюер – и прямо спросил, не боится ли Волков избиения омоновцами. Однако бывший прыгун в ответ описал свое видение ситуации в Беларуси – и снова отличился особым взглядом: под окнами видел «пару сотен протестующих граждан», которых «далеко не все автомобили подбадривали сигналами», при прогулке по центру Минска омоновцев не заметил, а вообще протесты «переместились в центр и проходят только по выходным», а «количество протестующих и накал страстей зачастую несколько преувеличены». Как мимо Волкова прошли все многотысячные акции, которые в августе проходили каждый день в абсолютно разных районах города (да даже стечение людей колоннами в центр города было само по себе заметным уже от спальных районов), остается неразрешимой загадкой.

В другом интервью из конца августа Волков продолжил гнуть свою линию – не нашел вопросов к безопасности и заявил, что на самом массовом выступлении 16 августа, по его мнению, было «тысяч 40-50 максимум». Когда же его спросили об отношении к запечатленным на видео зверствам омоновцев, экс-прыгун нашел слова в их защиту – похоже, в выделенной его семье квартире отлично принимало госТВ: «Если посмотреть видео стычек, все начинается с того, что группа явно подготовленных ребят начинает кидаться в ОМОН камнями, брызгать непонятными веществами и так далее. Понятно, что после этого ОМОН начинает заниматься своей профессиональной деятельностью».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты