Tribuna/Баскетбол/Блоги/О духе времени/Немецкие ультрас требуют освободить гродненского панка – автора трека для фанов МТЗ-РИПО: он уже 8-й день не ест и не пьет (это смертельно опасно)

Немецкие ультрас требуют освободить гродненского панка – автора трека для фанов МТЗ-РИПО: он уже 8-й день не ест и не пьет (это смертельно опасно)

...

Автор — Алесь Коваль
10 марта 2021, 10:00
1
Немецкие ультрас требуют освободить гродненского панка – автора трека для фанов МТЗ-РИПО: он уже 8-й день не ест и не пьет (это смертельно опасно)

Милиционер будто бы увидел его член.

В Гродно в начале марта судят Игоря Банцера – легенду местного андерграунда, станцевавшего якобы с голым пахом перед милицейской машиной. За такое вот правонарушение Банцер уже четыре с лишним месяца за решеткой, из-за которой может не выйти еще дольше. Близкие музыканта связывают ситуацию с его гражданской активностью – переживший множество арестов в 2000-х и 2010-х, после президентских выборов мужчина не раз выходил на акции протеста в Гродно и даже устраивал яркий одиночный пикет возле местного суда.

3 марта Банцер объявил сухую голодовку – отказался и есть, и пить. Держит ее мужчина уже восьмой день. Его жена признается, что очень переживает за здоровье супруга – ведь он человек слова, который «готов идти до конца».

Банцера в заключении поддерживают футбольные фанаты, причем даже из-за рубежа. Это неудивительно – ведь «БанЧар», как еще называют музыканта, сам был близок движению ультрас благодаря своим антифашистским взглядам и записал трек для фанов МТЗ-РИПО, которые помнят строки Банцера и в наше время. Расскажем подробнее о яркой биографии мужчины и его связи с белорусским околофутболом.

В жизни Банцера было столько разных историй и приключений, что все в один пост точно не вместить. Родившийся в 1980-м в Минске в семье офицера милиции мальчик в 6 лет переехал в Гродно, а по окончании местной школы уехал изучать международные отношения в Польшу. К началу 2000-х у Банцера сложились жизненные убеждения, которым он следует по сей день, и если описать их в двух словах – это панк и антифашизм.

Следуя первому из названных идеалов, в 2002-м парень решил создать свою группу, которую назвал Mister X – название объяснил тем, что долго не мог собрать устойчивый состав для коллектива, поэтому одолжил никнейм у опереточного таинственного героя, «а то сегодня один человек – завтра другой, и просто ######### [очень устанешь] менять названия, а так ничего не понятно». За почти 20-летнюю историю группа, выпускавшая треки на нескольких языках, объездила с концертами клубы многих европейских стран, а поддерживал имидж коллектива, как заведено у отвязных парней, самый разный трэш – как емко выразился сам Банцер: «Напились – сделали ##### [ерунду], наклейки, граффити, листовки, ########## [жесткие драки] с нацистами и не только – подпадает под понятие «афишировать себя»?»

Интернет помнит, что участники коллектива дрались между собой, барабанщика экстренно везли за 1000 с лишним километров в военкомат, а уж о количестве выпитого ходили настоящие легенды.

Впрочем, от попоек Банцер в определенный момент отказался, хотя это ничуть не умерило его любовь к акциям – достаточно сказать, что в 2015-м группа его группа провела концерт под названием Missis Y, а в начале 2020-го в Гродно все участники коллектива отыграли сет практически голышом, а сам Банцер с замком на шее обмазался некой субстанцией, которую называл баклажанной икрой. Также зрителям открылся отличный вид на многочисленные татуировки музыканта – особенно интересной выглядит сердечко с вполне однозначно ассоциируемым именем Кастусь на груди. «Если бы я жил в западном мире, мой внешний вид вызывал бы улыбки людей, а в Беларуси на меня смотрят как на безмозглого городского сумасшедшего. Очень сложно объяснять год за годом, что ты не идиот», – сетовал Банцер.

Вместо частого употребления спиртного Банцер выбрал спорт. «Я много пил в свое время, но когда меня бросила моя первая жена с ребенком, у меня было две альтернативы — пить или заниматься спортом. Я выбрал второе и теперь сам – лучший пример того, что человек может подыматься над своими слабостями», – объяснял музыкант в 2013-м. К тому моменту он начал организовывать в Гродно локальные турниры по смешанным единоборствам с названием «Antifascist Impact», где главным требованием к участникам было разделение ими антифашистских взглядов. Позже Банцер создал свою любительскую футбольную команду и тоже устраивал небольшие товарищеские соревнования.

В футбольной среде под прозвищем «БанЧар» музыкант был известен задолго до того – ведь более активных антифашистов, чем в среде футбольных фанатов, трудно найти во всем мире, так что мимо движения Игорь со своей группой пройти просто не могли. В Гродно участники Mister X входили в объединение Antifa Grodno Fans Crew, но еще более тесные связи имели с ультрас МТЗ-РИПО – пожалуй, главных антифа в белорусской среде. Группа даже записала для «рипатых» трек «О. У. К. Б.», в котором прямо заявлялось, что свастика – «ненужное дерьмо», а нацистам «никогда не остановить нас». Еще одним хитом фан-сектора клуба стала композиция «Улица моя» с такими строками: «Таких, как мы, сотни на улицах серых городов / И каждый на мокром асфальте умереть готов / Но нам некуда торопиться – еще рано умирать / И пока горят огни неонов, мы будем здесь гулять!». Вспомнили легендарный в своих кругах трек ультрас умершего клуба и в 2020-м, когда встретились на минских улицах во время августовских акций протеста – в контексте заряд был еще ярче.

Банцер с самого начала карьеры и по сей день заявляет, что он вне политики – даже в «О. У. К. Б.» вписана строчка «Мы болеем за футбол и команду, на политику нам накласть!». Однако с кознями режима Александра Лукашенко музыкант знаком давным-давно – и не только потому, что такие группы, как Mister X, система всегда норовила прижать, о чем Банцер шесть лет назад говорил: «Мало выступлений? 2015 год, Республика Беларусь, Лукашенко у власти уже более 20 лет… Какие, нахер, панк-концерты, ребята? Скажите спасибо, что и так что-то получается иногда сделать, а скоро вообще хана всему придет, я так чувствую». Просто активность Игоря много лет музыкой и спортом не ограничивалась – он еще в 1997-м вступил в «Молодой фронт» и стал делать фото для оппозиционной газеты «Пагоня», во время учебы в Польше сотрудничал с правозащитниками из Хельсинского комитета, а после возвращения в Гродно стал заметным лицом в Союзе поляков в Беларуси, который в 2005-м под прессом белорусских властей с уголовными делами ушел в подполье, был главредом польскоязычных гродненских изданий Magazyn Polski и Głos znad Niemna, где не боялись печатать истории из личной жизни Лукашенко, а также вел правозащитную деятельность. В ответ на репрессии Банцер тоже поддерживал акции – участвовал в пресс-конференции в балаклавах, шел с «гробом свободы слова», пикетировал областной суд.

В ответ на это Банцера не раз и не два судили – и по ставшей в 2020-м «народной» статье 23.34, и по другим сомнительным поводам. Вот только несколько сохранившихся в медиа приговоров: 2007-й – 10 суток за якобы мат в общественном месте, 2010-й – 5 суток за «организацию несанкционированного митинга», 2011-й – 10 суток после акции протеста 3 июля, 2012-й – 13 суток за несанкционированную акцию и «неповиновение» милиции. За решеткой Банцер регулярно держал голодовки – однажды потерял на этом 8 килограммов. Однако с 2014-го Игорь от подобных активностей отошел, перейдя, по собственным словам, на «низовой активизм» – поддерживал темы лайфстайла и защиты экологии, а около года назад создал «Гродненский рок-клуб».

Однако околовыборные события не оставили Банцера равнодушным. Он раскритиковал бывших единомышленников, которые «пели «Выйдем на улицу», а теперь у них дети и нужно коттедж построить», и заявил, что, хоть и отрицает политику, «когда политика приходит к тебе, нельзя сидеть дома или говорить, что пойдешь в новую модную кофейню». Также музыкант напомнил, что 18 лет поет с «Мистер Х» «про то, что хочу идти по улице с достоинством, не оглядываться по сторонам, как какая-то гиена», и попытка отсидеться дома стала бы предательством собственных идеалов.

Свои слова Банцер подкрепил выходами на улицу – и снова попал в череду задержаний. Уже 10 августа музыканта жестко задержали, а позднее, по его словам, дважды избили, однако в итоге выпустили со штрафом в 20 базовых. 22 августа Игоря среди других протестующих затолкали в бус люди без формы – музыкант получил 10 суток. На оба приговора Банцер подал жалобы (естественно, отклоненные) – на рассмотрение первой пришел во всем черном, включая маску, объяснив, что отображает собой «суд, который уже превратился в цирк», а на заседание по второй надел розовую майку с короткими шортами. Когда милиция не пропустила его в здание, Банцер просто завел у крыльца музыку на колонке, достал розовый флаг и начал танцевать – через считанные минуты акциониста задержали семеро омоновцев. Число проведенных за решеткой суток в результате достигло 18.

23 сентября Банцер в своих соцсетях написал, что в ИВС к нему пришли сотрудники КГБ, после чего музыкант увидел за собой открытую слежку от силовиков, поэтому захотел съехать от жены и двоих несовершеннолетних детей ради их безопасности, а также признался в задолженности перед госучреждением за аренду студии для записи треков андерграундных групп, и публично обратился за денежной помощью ко «всем своим друзьям/товарищам/знакомым/приятелям/фанам во всем мире». А через месяц, 20 октября, так и не успевшего сменить место жительства Банцера забрали прямо из квартиры – обвинили в хулиганстве по уголовной статье за то, что 5 сентября музыкант, сняв шорты, потанцевал у милицейской машины.

Судебные слушания по делу начались только 3 марта – все время до этого Банцер провел за решеткой с перерывом на психиатрическое освидетельствование в минских Новинках (музыканта признали адекватным), его содержали в одиночной камере и даже отправляли в карцер. Но бодрости духа от этого Банцер, в очередной раз объявивший голодовку, не потерял и добавил в суд над собой нотки шоу даже круче, чем умеет Алексей Навальный. Уже в начале процесса музыкант, держа в руках плакат с надписью «Справедливости нет», падал на пол, изображая обморок, во время самого заседания танцевал (на замечание судьи ответил, что его за это и судят, а отказ на прямое требование сесть мотивировал болью в анусе), заявил, что родился в СССР, а проживает на планете Земля, требовал вести заседание строго по-белорусски (суд не одобрил) и отказался от адвоката со словами: «Конституция меня защитит».

Продолжал отжигать Банцер и дальше. У милиционера Сергея Богдевича – единственного, кто видел якобы «голого мужика» перед машиной – подсудимый выудил слово «член» в описании ситуации, потом спросил, где же тогда была его поясная сумка, а получив ответ, что силовик на нее не смотрел, резюмировал: «То есть ваше внимание было сконцентировано на моем члене». Также Банцер удивился, что при таком раскладе милиционер не увидел интимные татуировки, и предложил показать их снова. А когда милиционер заявил, что уверен в нахождении Банцера в алкогольном опьянении в вечер танца по той причине, что в ином состоянии на такую выходку человек не пойдет (как же мало он осведомлен об акционизме!), музыкант начал выяснять, почему силовик подумал об алкоголе, а не о наркотиках. При своих же показаниях Банцер заявил, что давно не пьет, вовсе не был голым – просто снял шорты, но остался в стрингах, плюс пах прикрывала та самая поясная сумка, и назвал свой танец «постмодернистским арт-перфомансом».

Тем временем о Банцере не забывает фанатское движение. Причем и за пределами Беларуси – полностью совпадающие с ним во взглядах фанаты немецкого «Санкт-Паули» даже вывесили тематический баннер на трибуне в матче Бундеслиги 2.

Сам же Банцер полностью готов к реальному сроку и даже нашел в таком возможном приговоре позитив – на свободе он не находил времени на дописывание целых трех книг.

Дата вынесения вердикта пока неизвестна.

Другие посты блога

Все посты