Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Изучили, как пропаганда атакует Тимановскую (угар!): гнобят обычный результат на 100м, жалоба = «вытерла ноги о страну», тренер винит в уединении

Изучили, как пропаганда атакует Тимановскую (угар!): гнобят обычный результат на 100м, жалоба = «вытерла ноги о страну», тренер винит в уединении

...

Автор — Алесь Коваль
3 августа 2021, 05:42
14
Изучили, как пропаганда атакует Тимановскую (угар!): гнобят обычный результат на 100м, жалоба = «вытерла ноги о страну», тренер винит в уединении

Главная тема начала августа – принудительное снятие с ОИ беларусской бегуньи Кристины Тимановской с попыткой вывезти ее из Токио. Все началось с возмущения Тимановской неким «начальством», которое не сообщило специализирующейся на 100 и 200 метрах спортсменке, что заявляет ее и в развалившуюся из-за косяков со сроками проведения допинг-тестов эстафету 4 по 400 метров.

В итоге для тех, кто не уследил за необходимыми процедурами и лишил трех спортсменок возможности участвовать в ОИ, ни о каких наказаниях не слышно и близко. А вот Тимановской тренеры сборной (есть аудиозапись) стали доказывать, что своим возмущением она подставила команду, могла сломать судьбы тех, на кого пожаловалась (получается, виноват не тот, кто облажался, а тот, кто это заметил – блестящая логика), и стали давить на спортсменку – уговаривать изобразить травму и немедленно покинуть ОИ. Бегунья отказалась – тогда ей все равно приказали собирать вещи и с ними вывезли в аэропорт, где она смогла обратиться в полицию и все же никуда не улететь. Правда, старт на 200 метров, запланированный на 2 августа, девушка в итоге пропустила, и его уже никто не вернет.

Еще до этой истории в прорежимных телеграм-каналах и на госТВ стали выходить сюжеты с разносом Тимановской – например, заявили, что она «поплыла» до старта, а возмущение тем, что ее не предупредили о дополнительной дистанции – это «несдержанная выходка». Ну а уж после того, как спортсменка посмела не вернуться в Беларусь, пропаганда расчехлила свои орудия на полную, взяв в союзники прорежимных спортсменов. Вот только, как это часто бывает у госТВ, в избытке были заявления о том, что Тимановская должна была с гордостью пробежать то, что ей «доверили» (то, что на 200 м и 400 м разная подготовка, которые, конечно, возможно совместить, но не за пару дней, не упоминалось) – а вот уровень аргументации оказался весьма невнятным.

На что напирали на всех возможных каналах – так это на результат Тимановской на 100-метровке, где она успела выступить, но не попала в полуфинал. «Ничего не показала на дорожке», «100-метровку бегунья провалила», «показала себя абсолютно не готовой» – вот что заявили на госТВ. Правда ли это? Давайте просто посмотрим на статистику. Тимановская не выполнила квалификационный норматив на стометровке – получила право участвовать в забегах на ОИ благодаря 67-му месту в мировом рейтинге. Зато в июне с запасом выиграла чемпионат Беларуси – в финале показала время 11,41 секунды. Это в сезоне-2021 – результат на вторую сотню спортсменок мира (правда, из-за ограничения в три бегуньи от страны далеко не все едут в Токио), но лучше в нашей стране нет. Что делает тренерский штаб, которому теперь пропагандисты приписывают некую абсолютную власть? Да-да, заявляют Тимановскую на стометровку. Там она показала 11,47 – совсем немного хуже, чем на ЧБ. Худшее время, с которым удалось пройти в полуфинал – 11,35, так что и минский результат не помог бы. Дальше вопросы могут быть лишь к системе подготовки – почему в стране с золотом ОИ-2004 на стометровке лучшая спринтер теперь далеко от топа, а остальные еще хуже (второе место ЧБ было с результатом 11,81)? И, кстати, если невыход в полуфинал – это показатель того, что Тимановская не в форме, с какой целью ее тогда заявляли на эстафету?

Другие формулировки тоже вызывали множество вопросов. Вот, например, пропагандист Юрий Гроеров стал утверждать, что Тимановская якобы заявляла о своей депортации, что назвал ложью – но спортсменка не употребляла этого слова, а говорила о попытке насильственного вывоза из страны.

А вот какое Гроеров нашел объяснение тому, что Тимановскую сняли с 200 метров: «Допускать к старту спортсменку, которая на весь мир позволяет себе фактически вытирать ноги о спорт, сборную и страну, было бы неправильно, поэтому тренерский штаб принял такое решение». Во-первых, замечательная логика: отреагировать на то, что на тебя без предупреждения повесили проблемы, которые вообще не должны были тебя касаться, то есть, выражаясь риторикой с экрана, фактически не дать вытереть ноги о себя – кощунство! Во-вторых, в Instagram Тимановской, где было опубликовано ее возмущение, чуть больше 20 тысяч подписчиков – маленький какой-то у Гроерова «весь мир», да и не могла локальная проблема с нехваткой спортсменок попасть на первые полосы мировых СМИ, в отличие от принудительных действий с Кристиной после того. Ну и, в-третьих, недовольство спортсмена само по себе – странный повод не допускать к старту. Далеко за примером ходить не надо – российская прыгунья в высоту Мария Ласицкене не раз и без оглядки на авторитеты разносила Всероссийскую федерацию легкой атлетики за ее недальновидные решения, призвала к отставке руководства и называла происходящее беспределом, но все равно попала в крайне узкий из-за допинговых скандалов прошлого состав своей сборной на ОИ, потому что лучшая в своей стране в дисциплине.

На другом канале сперва укорили Тимановскую употреблением в ее видео оборота «какого хера», ведь, оказывается, их «человек, который представляет страну, публично произнес то, что в эфире использовать не принято». В это же время по предыдущему каналу без проблем (ладно еще, с запикиванием) озвучили фразу прорежимного блогера, который убеждает, что спортсмен должен «завалить ##### [лицо] и делать то, за что платят» (сильно сомневаемся, что Тимановской собирались платить за непрофильную дистанцию). Но вернемся к каналу, который грубых слов не приемлет – там выдали гениальное: решили узнать, в чем накосячило «начальство», у него самого. Естественно, оказалось, что виновато не оно, а то, что «молодые спортсмены не представляют интереса, и в пул [допинг-тестирования] их не берут». В общем, сами виноваты – могли, видимо, раньше постареть или кого-то заинтересовать. Ну а дальше – еще круче: главный тренер сборной Юрий Моисевич говорит, что эстафета 4 по 400 пробилась на ОИ в последний момент, «сотворив чудо», а через полминуты ведущая Алена Сырова заявляет: «У страны есть лицензия на участие в эстафете, Беларусь в числе сильнейших команд мира, но по объективным причинам у нас не хватает спортсменов». Ну вот как можно было сделать такой вывод и назвать то, что никто не верил в возможность квалификации на ОИ, «объективными причинами»?

Моисевич вообще много наговорил в эфирах разных каналов – естественно, никто не упоминал про запись того, как он с помощником Артуром Шумаком давили на Тимановскую с помощью перекладывания вины с тех, кто не проследил за тестами, на нее, потому что она посмела опубличить критику (это емко называется английским словом «виктимблейминг»), и угроз «войти в историю той, с которой началась смена руководства», а после этого еще пытались убедить спортсменку, что переживают именно за нее, а никак не за себя. В интервью госТВ же Моисевич заявил о том, что поведение Тимановской было странным – потому что она «уединялась и не хотела ни с кем общаться». Вопрос: и что? Люди, принимавшие участие в ОИ, свидетельствуют о том, что каждый спортсмен ведет себя в силу своего характера – кто-то ищет общения с коллегами, а кто-то держится одиночкой (например, стрелок-чемпион Сергей Мартынов). А сейчас вообще пандемия – если не минимизировать контакты, можно уйти на карантин всей сборной, как австралийцы. И еще один немаловажный факт: Тимановская в августе выступила против насилия и за справедливое наказание для тех, кто его допустил, а в легкоатлетической команде больше десятка подписантов за режим Лукашенко, считающий насилие допустимым методом – много ли хочется пересекаться с такими людьми, которые потом еще и прямо говорят, что ты им неприятна?

Наконец, самое странное предположение из эфиров – что Тимановская будто бы заранее готовилась к случившемуся (на это как могут намекают и прорежимные спортсмены). А теперь представим, что нужно было бы сделать Кристине для этого:

  • убедить эстафету 4 по 400 метров квалифицироваться на ОИ, но в последний момент – чтобы с пробами не успели;
  • договориться, чтобы у двух бегуний из эстафетной команды не брали пробы даже на всякий случай;
  • уговорить поставить себя на замену на одно из освободившихся мест;
  • предъявить фейковые в таком раскладе претензии;
  • договориться с «высшим начальством», чтобы за это у нее потребовали немедленно улететь в Беларусь;
  • и все это – ради получения польской национальной визы!

Если все это правда, остается вопрос – сколько же сотрудников госсистемы помогли Тимановской устроить такую диверсию? При таком раскладе остается ждать тотальных наказаний. Но в настолько сложную схему ради такой доступной гораздо более простыми способами цели, да еще с потерей мечты о забеге на 200 метров, у нас поверить не получается.

В конце сюжетов Тимановскую поспешили списать: говорили, что это ее финиш, а то и вовсе «позорный конец карьеры» (это доверили сказать самому санкционному главе БТРК Ивану Эйсмонту).

Но, кажется, для Тимановской это лишь начало нового этапа – в другой системе, которая способна прислушиваться к критике и говорить с атлетами, а не только ими повелевать.

Другие посты блога

Все посты