Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Сидел в СИЗО, готовил Недосекова и Мирончик-Иванову, относил себя к оппозиции. Этого тренера МОК выгнал с Олимпиады за прессинг Тимановской

Сидел в СИЗО, готовил Недосекова и Мирончик-Иванову, относил себя к оппозиции. Этого тренера МОК выгнал с Олимпиады за прессинг Тимановской

Стоял у истоков карьеры Мирончик-Ивановой и Недосекова.

Автор — Алесь Коваль
7 августа 2021, 05:00
5
Сидел в СИЗО, готовил Недосекова и Мирончик-Иванову, относил себя к оппозиции. Этого тренера МОК выгнал с Олимпиады за прессинг Тимановской

Кто такой Юрий Моисевич.

Попытка принудительно (и досрочно) выслать спринтершу Кристину Тимановскую из Токио в Минск, не дав ей стартовать на 200-метровке, обернулась международным скандалом. О режиме Лукашенко вновь пишут ведущие мировые СМИ.

Международный олимпийский комитет проводит собственную проверку, первым результатом которой стало аннулирование аккредитаций членов беларусской делегации, которые оказывали психологическое давление на Тимановскую, понуждая ее как можно скорее вернуться на Родину. Эту миссию взяли на себя заместитель директора Республиканского центра олимпийской подготовки Артур Шумак и главный тренер беларусских легкоатлетов Юрий Моисевич. Оба спешно покинули олимпийскую деревню утром 6 августа – сразу после того, как МОК объявил о своем решении.

61-летний Моисевич наиболее активно воздействовал на Тимановскую, публично возмутившуюся тем, что из-за ошибки функционеров ее заставляют участвовать в непрофильной эстафете 4 по 400. Запись разговора тренера и легкоатлетки попала в сеть. Что известно о Моисевиче? Он знает многих звезд беларусской легкой атлетики еще с тех пор, как они были юниорами. Некоторых – тренировал сам. Вынужденно менял легкую атлетику на теннис. Вступался за соратника, который несколько месяцев отсидел под следствием, что вел КГБ. Да и сам Моисевич знает, что такое СИЗО, так как и к нему проявляли интерес правоохранители.

Получил диплом преподавателя физкультуры, 10 лет возглавлял СДЮШОР №2 «Динамо»

Моисевич давным-давно тренирует беларусских легкоатлетов, но сам он в этом виде в молодые годы был не особо активен. Да, бегал, прыгал, как и многие советские мальчишки, но чего-то существенного не добился и по пути профессионального спортсмена не пошел. Зато получил образование в этой сфере – в 1984 году уроженец Брестской области окончил Институт физической культуры (нынешний БГУФК) с диплом преподавателя. Через несколько месяцев Моисевич приступил к работе инструктором-методистом и тренером-преподавателем по легкой атлетике в минской СДЮШОР №2 «Динамо».

На протяжении 10 лет карьера Моисевича шла довольно ровно, без взлетов и падений. Развал СССР и строительство нового государства никак не повлияли на работу педагога. Но в 1994 году у специалиста случился карьерный скачок – он занял должность директора спортивной школы. Возглавлял СДЮШОР Моисевич последующие 10 лет, пока не получил предложение войти в тренерский штаб национальной команды по легкой атлетике, чтобы заняться там подготовкой резерва.

Был личным тренером Мирончик-Ивановой и Недосекова, участвовал в конкурсах тренерского мастерства

С молодыми легкоатлетами Моисевич работал с 2005 по 2012 годы. В зону ответственности тренера входили вопросы организации сборов и участия в различных, в том числе международных, детских и юношеских соревнованиях.

Когда специалист был старшим тренером нацкоманды по резерву, на международном уровне впервые заявила о себе бегунья Алина Талай. В 2008 году на чемпионате мира среди юниоров она стала четвертой в барьерном спринте, а на следующий год завоевала бронзу на молодежном чемпионате Европы. Спустя два года там же Талай стала уже первой.

Еще одна спортсменка, знакомая с Моисевичем еще с резервной команды, – Татьяна Холодович, которая совсем недавно завершила свое выступление на ОИ в Токио. Завершила неудачно: 30-летняя метательница копья, в 2016 году становившаяся чемпионкой Европы, а в 2019-м бравшая золото на Европейских играх, в Японии не смогла пробиться даже в пул финалистов. Подписантка прорежимного письма запустила копье на 60,78 м и заняла 13-е место.

В Токио выступала и также ничего не добилась спортсменка, с которой в середине «нулевых» Моисевич работал лично. Речь о прыгунье в длину Анастасии Мирончик-Ивановой. Моисевич отвечал за подготовку молодой спортсменки, а также ее будущего мужа Сергея Иванова, с которым Мирончик расписалась в 2008 году (он прыгал не только в длину, но и в высоту). Карьеры в паре сложились по-разному. Мирончик-Иванова 11 раз становилась чемпионкой Беларуси, а на чемпионате мира-2011 взяла бронзу. Лучшее достижение Сергея – шестое место на юниорском ЧМ-2002 в прыжках в высоту.

К Олимпиаде-2012 супруги готовились вместе, но поехала в Лондон только Анастасия, а Сергей не смог отобраться и в 2013-м завершил карьеру. Мирончик-Иванова на ОИ-2012 заняла седьмое место, но после ее результат был аннулирован – в ноябре 2016-го будущая певица получила двухлетнюю дисквалификацию за употребление допинга. После Игр сотрудничество Мирончик-Ивановой и Моисевича закончилось – девушка ушла в декретный отпуск.

После возвращения в спорт Анастасию начал тренировать супруг, и именно он готовил ее к ОИ в Токио. Но и Моисевич был рядом. Если бы не высокое место в мировом рейтинге, то в Японию прыгунья бы не попала – не выполнила норматив. Но в Токио Анастасия поехала и там откровенно провалилась.

Еще один спортсмен, в воспитании которого принял участие Моисевич, на этой Олимпиаде взял медаль. 23-летний прыгун в высоту Максим Недосеков стал «бронзовым» в своей дисциплине. Первым тренером подписанта за Лукашенко и участника его тайной инаугурации был Сергей Кохненко, а вот уже во время обучения в РГУОР Максим попал под крыло Моисевича. С ним тренер работал пару лет, после чего Недосеков начал сотрудничать с Татьяной Нарейко, ставшей его личным тренером.

Также Моисевич в свое время занимался с Дмитрием Дацюком. Спортсмен, специализировавшийся в тройном прыжке, на чемпионате Европы-2003 среди юниоров взял серебро. Еще один подопечный Моисевича – «тройник» Дмитрий Валюкевич – в 2003 году стал победителем чемпионата Европы среди спортсменов не старше 23 лет. А в 2004 году прыгун принял участие в Олимпиаде в Афинах, где занял итоговое 30-е место.

В 2011 году РЦОП по легкой атлетике и федерация легкой атлетики впервые проводили смотр-конкурс среди специализированных учебно-спортивных учреждений и средних школ-училищ. В номинации «Лучший тренер высшего звена подготовки» Моисевич занял четвертое место.

В том же году специалист был назначен на должность заместителя директора РЦОП по легкой атлетике (оставшись и тренером по резерву), где проработал год. Одной из причин, по которой Моисевич в итоге покинул должность, стала провальная для беларусской легкой атлетики Олимпиада в Лондоне – ни одной медали впервые в истории независимой Беларуси (вообще золото тогда взяла толкательница ядра Надежда Остапчук, но буквально через пару дней лишилась награды из-за положительной допинг-пробы).

Помог Волчкову выиграть юниорский «Уимблдон», отвечал за физическую подготовку Ивашко, Саснович, Морозовой

В одном из интервью Моисевич признавался, что после увольнения из РЦОР у него случился перерыв в работе, он «довольно долго лежал на диване и всерьез подумывал навсегда уходить из спорта». Однако в итоге специалист пришел в Национальную академию тенниса, где стал отвечать за общефизическую подготовку начинающих спортсменов.

В середине 2014 года тренеру поступило предложение войти в штаб сборной Беларуси по теннису и заняться ОФП уже профессиональных игроков. Должность главного тренера в тот момент занимал Владимир Волчков, а с Моисевичем один из лучших беларусских теннисистов был знаком очень близко.

– Это он готовил меня, когда я выигрывал юниорский «Уимблдон» [в 1996 году] и делал первые шаги до рейтинга топ-200. Мы с ним много работали, пока я не стал уезжать за границу. Это проверенный человек. Мои спортсмены занимаются под его руководством, и я не нарадуюсь на тот прогресс, который они совершили, – так отзывался о старте нового этапа сотрудничества с Моисевичем сам Волчков. – Не у всех еще есть результаты, но успех в становлении физических качеств просто налицо. Многие, наконец, сформировали мышечный корсет.

С теннисистами, причем как с мужчинами, так и девушками, Моисевич работал до 2018 года.

– Мы вместе с Вадимом Сашуриным (экс-биатлонист, ныне тренер по физподготовке в гандбольном СКА – Tribuna.com) налаживали системную работу по физподготовке теннисистов. Поработал и с Егором Герасимовым, и с Ильей Ивашко, и с другими ребятами. Два года готовил Сашу Саснович, с Лидией Морозовой до сих пор еще сотрудничаю. Еще одна моя подопечная – Юлия Готовко, – рассказывал в октябре 2018-го Моисевич.

Но любовь к легкой атлетике взяла свое, хотя, по признанию самого специалиста, уходить из тенниса ему было тяжело.

– За четыре года успел стать своим, с некоторыми спортсменами прощался со слезами на глазах. Но все же понял, что атлетика мне дороже, хотя теннисную кухню знаю хорошо, – говорил Моисевич.

На вопрос журналистов, какой же главный вывод сделал для себя тренер по итогам работы в теннисе, он ответил:

– Сугубо мое мнение: лучше советских специалистов в нашем спорте нет. Что конкретно до тенниса, то с приходом Владимира Волчкова и еще пары человек работа пошла в верном направлении.

Вернулся в легкую атлетику благодаря Девятовскому, планировал на ОИ-2020 3-4 медали

В сентябре 2018-го на отчетно-выборной конференции Беларусской федерации легкой атлетики тогдашний ее председатель Вадим Девятовский предложил Моисевича на должность главного тренера национальной команды. Участники конференции поддержали предложение Девятовского. Моисевич сменил на посту Игоря Сиводедова, возглавлявшего команду четыре года.

– Федерация очень признательна Сиводедову за проделанную работу, но к Олимпийским играм 2020 года в национальной сборной нам нужно подойти во всеоружии, – отмечал глава БФЛА.

Сам же Моисевич признавался, что предложение вернуться в легкую атлетику и занять пост главного тренера нацкоманды получил еще летом, и решение решение далось ему непросто.

– Это ответственный участок работы. Каждый человек должен понимать, сможет ли он его потянуть. Ведь есть своя специфика. Но со временем понял, что можно идти на этот шаг: разговаривал со спортсменами, с Вадимом Девятовским. Решил вернуться в тот вид спорта, которому отдал более 30 лет. Наверное, осталась недосказанность. Работая в теннисе, находился в курсе дел в нашей королеве спорта, – признавался в сентябре 2018-го Моисевич.

После назначения в эфире госТВ тренер обозначил свою философию, в которую после истории с Тимановской поверить сложно:

– Прежде всего я рассматриваю человека, его личность. Через это, через понимание человека, его взгляда на жизнь, можно больше понять, как можно с ним работать и что ему надо, чтобы он услышал. Все основывается на понимании людей, чем они занимаются, для чего и во имя чего. Думаю, что через это будем работать.

И, конечно, специалист, ныне являющийся еще и заместителем председателя БФЛА, говорил о планах относительно Олимпийских игр-2020.

– Сейчас усилия сборной должны быть сосредоточены на качественной подготовке к главным стартам четырехлетия в Токио, где будем планировать 3-4 медали. Конечно, не стоит забывать о резерве, который должен быть в белорусской легкой атлетике и после 2020 года.

К 6 августа в копилке беларусских легкоатлетов на Олимпийских играх всего одна медаль – бронза Недосекова. А в женской эстафете, куда из-за невнимательности руководителей нацкоманды пришлось заявлять барьеристку Эльвиру Герман, беларуски пробежали в квалификации с наихудшим среди всех участниц временем (3:33,00 с) и заняли 15-е место из 16 команд (сборная Багамских островов не финишировала вовсе).

Попадал в СИЗО

И до скандала с Тимановской у тренера случались неоднозначные эпизоды в карьере. Так, в начале 2010-х беларусские легкоатлеты из команды резерва отправились на сборы в Россию – на питание спортсменов и оплату жилья были выделены финансы из госказны. Ответственность за средства лежала на руководителе группы – Моисевиче.

По возвращении на Родину у силовиков возникли к тренеру вопросы – как раз по финансовой части. На трое суток он был помещен в СИЗО, пока проводилась проверка. По ее итогам Моисевича отпустили, но, как утверждают источники «Трибуны», некоторые траты за сборы коучу пришлось возвращать в бюджет.

Моисевич продолжил работать в своих должностях, но после провальной Олимпиады в Лондоне ему припомнили еще и этот инцидент – и в итоге уволили. Ну а затем своей должности лишился и главный тренер национальной команды Анатолий Бадуев, проходивший по уголовному делу в 2012 году. Правда, по двум статьям – принуждение к даче взятки за решение вопросов, связанных с допинг-контролем, и нецелевое использование спонсорских средств.

В отличие от Моисевича, Бадуев отсидел в тюрьме КГБ несколько месяцев (с мая по октябрь), но после был выпущен под подписку о невыезде.

Вместе с Тихоном пытался реабилитировать Бадуева

15 июля 2021 года Бадуев скончался в возрасте 69 лет. Безусловно, для Моисевича это большая утрата, ведь именно Бадуев фактически привел его в национальную команду. На протяжении 13 лет, с 1999-го по 2012-й, Бадуев являлся главным тренером нацкоманды, а в начале 2000-х стал еще и заместителем председателя БФЛА. Именно он в 2005-м пригласил Моисевича на должность старшего тренера национальной команды по резерву.

Оба специалиста долгие годы шли рука об руку, несмотря на перемены в руководстве федерации. С 2003-го по 2007-й БФЛА рулил чемпион БССР в беге на 400 метров с барьерами полковник милиции Леонид Михайловский. В ноябре 2007-го его сменил министр труда и соцзащиты Владимир Потупчик.

2012-й стал для беларусской легкой атлетики во многом переломным годом. События, приведшие к глобальным изменения в БФЛА и национальной команде, начали развиваться еще до Олимпиады в Лондоне. 29 мая того года Бадуев был задержан сотрудниками КГБ. По одной из версий, основанием для этого послужила статья в газете «Прессбол», в которой сообщалось, что в нацкоманде имеется человек, способный разрешить проблемы спортсменов по допинг-тестам за деньги. И вскоре именно Бадуева заподозрили в принуждении к даче взятки, а также в нецелевом использовании спонсорских средств. Функционер был помещен в тюрьму КГБ.

Вместе с Бадуевым несколько месяцев в «американке» отсидел и врач команды Павел Дриневский, который сейчас работает директором Центра спортивной реабилитации. Но оба вышли на свободу 1 октября 2012-го под подписку о невыезде. Дело до суда так и не дошло. Тем не менее, работа обоих в беларусской легкой атлетике на этом была закончена.

Лишь спустя год после громкого инцидента Бадуев решился высказаться о случившемся. Правда, заявление получилось коллективным. В редакцию портала TUT.BY помимо Бадуева пришли и те, кто готов был защищать и отставить интересы специалиста. Среди единомышленников оказались заслуженный тренер СССР Валерий Бунин, экс-директор НАДА Николай Кручинский, один из основателей школы метания молота в Беларуси Петр Зайцев, общавшийся по скайпу. А также Юрий Моисевич и Иван Тихон, отбывавший дисквалификацию из-за обнаруженного в организме перед Олимпиадой-2012 допинга.

Бадуев в своем выступлении доказывал, что интерес у КГБ к нему проявился лишь после того, как на него донес Александр Трощило, возглавивший впоследствии легкоатлетическую сборную. Активно защищали Бадуева и его сторонники, подчеркивая, какую прекрасную репутацию тренер имеет среди спортсменов. Моисевич тогда апеллировал к авторитету ныне неугодного режиму серебряного призера Пекина-2008 десятиборца Андрея Кравченко – якобы тот заявил, что с Бадуевым у руля легкоатлетическая сборная точно не осталась бы без медали в Лондоне.

Сторонники Бадуева старались реабилитировать специалиста, сделать так, чтобы он вернулся в нацкоманду. Возникали подозрения, что одна из основных целей такого лоббирования – получить возможность вернуться вместе с соратником. Но ни Бадуев, ни его пул новому руководству сборной оказались не нужны, что возмущало того же Моисевича.

– Сейчас не у дел оказались люди у станка, что называется. Отвлекаться на дрязги им некогда. Тот, кто созидает, он весь в работе. А вот доносчики объединяются четче, быстрее, организованней. И действуют целенаправленно. За три года к Играм в Рио можно подготовить прыгуна-международника. Но, похоже, не нужен специалист, способный показывать такие результаты. И все потому, что я – из «оппозиционной» когорты, – был уверен Моисевич.

Все эти нападки никак не повлияли на новое руководство сборной. Однако спустя несколько лет и Моисевич, и Тихон снова начали работать вместе: один – на должности главного тренера нацкоманды, второй – у руля БФЛА. И оба в конце 2020-го подписали письмо в поддержку режима Лукашенко.

Другие посты блога

Все посты