Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Волейболист из стачки «Беларуськалия» – о годе с выхода шахтеров на улицы: видел в забастовках ключ к победе, не понимает Yara, помогает семье друга с «уголовкой» за акцию

Волейболист из стачки «Беларуськалия» – о годе с выхода шахтеров на улицы: видел в забастовках ключ к победе, не понимает Yara, помогает семье друга с «уголовкой» за акцию

«Сплю тревожно, но не потому, что гложет совесть».

Автор — Tribuna.com
19 августа 2021, 06:59
4
Волейболист из стачки «Беларуськалия» – о годе с выхода шахтеров на улицы: видел в забастовках ключ к победе, не понимает Yara, помогает семье друга с «уголовкой» за акцию

«Знаю, что поступил правильно, моя совесть чиста».

Откровенная фальсификация на прошлогодних выборах и последовавшая жестокость силовиков мотивировала беларусов во весь голос выразить свою гражданскую позицию – выступить против системного беспредела. Выходили на улицы и исторически главные действующие лица в подобных ситуациях – рабочий класс: по крупнейшим беларусским заводам пошли акции протеста, а производстве колесных тягачей Александр Лукашенко услышал «Уходи».

Не стали молчать и шахтеры в Солигорске – даже несмотря на то, что за проявление позиции люди могли потерять свои высокооплачиваемые по беларусским меркам работы. Несколько дней горняки собирались на центральнойю площади, объявляли забастовки до смены власти в стране, пытались найти общий язык с генеральным директором «Беларуськалия» Иваном Головатым. Однако руководители в ответ просто начали репрессии – всех несогласных ждало увольнение. Многие шахтеры испугались и вернулись на рабочие места – какое-то время устраивали там «итальянскую забастовку», но со временем даже такая форма протеста стихла.

Тверды остались немногие, но тем ценнее их позиция.17 августа 2020-го был образован стачечный комитет «Беларуськалия», который активно помогал рабочим, пострадавшим в борьбе за правду, в отстаивании своих прав, решении юридических вопросов и поисках новых мест работы. Сейчас в комитете состоит 139 смелых – за год бастующим в сумме присудили больше тысячи суток ареста.

В августе-2020 участником стачки шахтеров стал профессиональный волейболист Сергей Тарас. В свое время Сергей играл за гродненский «Коммунальник», гомельский ГВК, жлобинский «Металлург», побыл легионером в Эстонии и даже съездил со сборной Беларуси на Универсиаду. Завершив карьеру, устроился на «Беларуськалий» бригадиром крепильщиков на шахтах – но в прошлом году, выступив за народ, вынужденно покинул предприятие, потеряв стабильную зарплату в районе двух тысяч рублей.

По случаю годовщины образования стачкома телеграм-канал «ЧестнОК» связался с экс-горняком и узнал, как изменилась его жизнь за год, не жалеет ли он о своем поступке, чем сейчас занимается стачком, Telegram-канал которого недавно признали экстремистским, а также могли ли забастовки на крупных предприятиях привести к смене власти еще в 2020-м.

– Для вас годовщина образования стачкома «Беларуськалия» – это какой-то особенный день?

– Не сказал бы. Такой же, как и все предыдущие. Занимаюсь сейчас стройкой дома, особо не отвлекался. Хотя, конечно, видел, что в Telegram-канале стачкома появлялись посты, видео, посвященные годовщине. Никто не забыл, и это хорошо. С другой стороны, сейчас это только память, ничего более.

– Расскажите, как ваша жизнь изменилась за этот год.

– После того как меня уволили с «Беларуськалия», нигде так и не работаю. Нет никакого желания работать на государство. Сейчас я полностью сконцентрирован на строительстве дома, занимаюсь потихоньку им, а работает жена. Вот так и живем. Взятый на строительство кредит потихоньку платим. Заставляет ли жена искать работу? Нет. Она на моей стороне, прекрасно понимает, почему я сейчас без работы. Вопросов по этому поводу нет.

– Выходит, вы по-прежнему живете в Солигорске?

– Да. Хотя, если честно, постоянно посещают мысли о том, что нужно уехать, и не только из Солигорска, но и из Беларуси. Особенно когда читаю новости о событиях в стране. Понимаю, что, возможно, такое и будет. Но точно не сейчас. С женой на эту тему разговариваем, и она тоже считает, что пока нужно побыть здесь, посмотреть, как события будут развиваться дальше.

Что держит в Беларуси? Во-первых, у меня тут родители-пенсионеры. Понимаю, что скоро за ними нужно будет ухаживать. Во-вторых, здесь много друзей, которые всегда рядом и, если что, смогут помочь и выручить. Я для них сделаю то же самое. У меня один друг проходит по брестскому «хороводному делу» (массовый уголовный процесс над участниками «Марша героев» 13 сентября 2020 года в Бресте за то, что люди водили хоровод на проезжей части – прим.), суд над ним только начался. У него жена, дочке шесть месяцев. Стараюсь каким-то образом помогать им, пока друга судят. 

– Вы еще являетесь участником стачки «Беларуськалия»?

– Да, но активного участия в деятельности того же стачкома не принимаю. Да и не знаю, что сейчас можно для него делать. Если раньше стачком решал какие-то вопросы рабочих, что-то пробивал, помогал, то сейчас, по сути, деятельность ограничивается какими-то постами в соцсетях, репостами новостей. Да и то я думаю, что это делают люди, которые находятся за границей в безопасности.

Ну а участники стачки в своем большинстве живут сейчас обычной жизнью, пытаются заработать. Всех же, кто в свое время присоединился к стачке, уволили с предприятия, а жить на что-то надо. Кто-то уезжает из страны, кто-то подумывает об этом. Хотя я уже давно ни с кем из них не общался, если честно.

– Новые люди в стачке появляются?

– Нет. Закончился процесс пополнения где-то в конце осени или начале зимы. Меня это, кстати, совсем не удивило. Те, кто захотел прийти, тот сделал свой выбор сразу. Может, к нам присоединились бы еще люди, но, думаю, они боятся за себя и за свою работу.

– Вы говорите, что стачком уже, по сути, ничего не делает, но почему-то его Telegram-канал признали экстремистским, а лидеров все равно арестовывают.

– Не знаю, у силовиков, может, свои планы и задачи. Хотят найти всех и наказать каждого, независимо от срока давности правонарушений. Вот, во вторник, например, задержали еще одного члена стачки Олега Кудёлку когда он просто поехал в ГАИ менять водительское удостоверение. Почему, за что – непонятно. И что ему вменяют, тоже неизвестно (в сентябре 2020 года Кудёлка в знак протеста отказывался подниматься из шахты, сейчас ему присудили 10 суток ареста, причина пока не сообщается – прим.).

То, что стачком, по сути, не работает, но людей все равно почему-то задерживают – это странная ситуация какая-то. Хотя, мне кажется, сейчас силовики занимаются независимыми СМИ, а когда они закончатся, начнут задерживать таких, как Кудёлка, Бокун (Анатолий Бокун, сопредседатель стачкома, в мае-июне отбыл 45 суток ареста – прим). Как говорится, очередь дойдет до каждого.

– А у вас опасений за себя и семью нет? 

– Честно, каждый день об этом думаю, в голове постоянно крутятся мысли, что сегодня-завтра могут и за мной прийти. Но что ж поделать – это беларусская реальность. В стране от этого никто не застрахован. Виновен ты или не виновен, был ты на какой-то акции или нет, делал вообще что-то или нет – это уже не важно. Вариант один – уехать за границу. Но пока, как уже сказал, не планирую. В общем, будет, как будет.

***

– Сергей, если отмотать время на год назад, вы бы вошли в стачку «Беларуськалия»?

– Да, говорю это уверенно. Меня об этом спрашивали уже не один раз и не один человек. И ответ один и тот же – сделал бы то же самое. Знаю, что поступил правильно, моя совесть чиста. Может, ночью я сплю не очень спокойно, но это точно не из-за того, что меня гложет совесть.

– Вы общаетесь со своими бывшими коллегами, которые работают на предприятии?

– Скажем так, я общаюсь с теми, кто хочет поддерживать контакт со мной. Люди есть, но их немного. Честно скажу, мы стараемся не поднимать тему событий в стране, общаемся больше на нейтральные темы. Хотя, когда заходит разговор о том, что кто-то остался на предприятии, несмотря на всю жесть в Беларуси, а кто-то ушел, то некоторые из бывших коллег смотрят в глаза и будто говорят: «Ну вы же всё сами понимаете». Я их не осуждаю, каждый поступил по своей совести.

– Как считаете, долгим ли оказался срок, который бастовали шахтеры?

– Активная забастовка продлилась не больше недели. Потом были итальянские забастовки, а после все вернулось на круги своя. Но я еще осенью говорил: был удивлен, что люди вообще вышли. Много или мало – это не важно. Я не ожидал, что шахтеры в принципе попытаются организовать забастовку, высказать свое мнение. Я был уверен, что этого не получится, никто не решится сделать такой шаг. 

– Вы по-прежнему уверены, что люди вернулись к работе из-за финансовых обязательств?

– Это один из пунктов, почему прекратилась забастовка. А другой – на «Беларуськалий» есть идеологи, которые сделали свое дело. Они постоянно вводили людей в заблуждение. Одним, кто еще хотел бастовать, говорили, что они занимаются ерундой, а их коллеги уже давно вернулись к работе. Потом приходили к тем, кто якобы вернулся к работе, и говорили то же самое. К сожалению, между сотрудниками предприятия не было должного обмена информацией, поэтому люди верили идеологам. А они, по сути, таким образом успокоили людей.

– Спустя год после забастовок на крупнейших предприятиях Беларуси можно услышать мнение, что если бы заводчане продолжили свои стачки и производство остановилось, то власть бы поменялась. Как думаете?

– Скорее да, чем нет. Это очень серьезно ударило бы по кошельку Лукашенко. Плюс, если бы заводчане продолжили бастовать, то к ним, уверен, со временем бы присоединились другие работники – те же водители общественного транспорта, продавцы, еще кто-то. В тот момент многие смотрели именно на заводчан, на то, что они делают. Частники тоже бастовали, но все-таки основной движущей силой, такой мотивацией к дальнейшим действиям были крупные предприятия. Уверен, если бы забастовки продолжились, то остальные беларусы тоже бы последовали примеру заводчан.

– Можно сказать, что после того как работники крупных предприятий успокоились, протест пошел на спад?

– Нет, не говорил бы так. Зима все-таки «заморозила» людей, плюс силовики жестили на улицах. Думаю, народ остановило это. Зимой люди посидели дома, подумали, что так спокойнее. И, наверное, предполагали, что если кто-то весной выйдет, то тогда и они пойдут. Но снова вывести народ не получилось.

– Но те, кто сидели дома и думали, что там спокойнее, сейчас видят, что могут задержать и в квартире.

– Конечно. Более того, забирают людей за то, что они участвовали в акциях прошлой весной. Вроде бы срок давности по административным делам по закону всего два месяца, но в Беларуси же «иногда не до законов», так что чему тут удивляться.

***

– Вы говорите, что общаетесь со своими бывшими коллегами, которые работают на предприятии. Они рассказывают, как и чем сейчас живет «Беларуськалий»?

– Мы с ними рабочие моменты стараемся не затрагивать. Если сами заводят эту тему, то что-то рассказывают. По словам знакомых, на предприятии никаких глобальных перемен не произошло. По крайней мере у тех, с кем я общаюсь, ничего не поменялось, все по-прежнему: планы, выполнение и так далее.

– А что-нибудь они говорят о санкциях, которые ввели Евросоюз и США?

– Да ничего, по сути. Все ждут декабря, когда эти санкции начнут действовать. Пока же люди живут нынешним днем, о том, что будет завтра, не задумываются. Для них главное, что сегодня на карточку деньги упали, а что будет потом – к этому относятся с шутками. Людей тревожит только то, на что они будут жить.

– Вы разочаровались в бывших коллегах?

– Наверное, да, но не так сильно, как можно было подумать. Просто я работал с этими людьми и понимал, чего от них ждать. Поэтому сейчас их поведение и принципы не удивляют. Всё было ожидаемо.

– Как думаете, к чему приведут эти санкции?

–Уверен, что это ударит по экономике Беларуси, но каким образом и насколько сильно – не знаю. Думаю, об этом нужно будет говорить в декабре, когда санкции начнут действовать, и та же Литва прекратит транзит продукции «Беларуськалия» через свою территорию.

– С другой стороны, норвежская компания Yara не прекращает сотрудничество с «Беларуськалием», хотя тот же стачком, Светлана Тихановская активно призывали прекратить совместную работу из-за нарушения прав рабочих.

– Я даже не знаю, почему так произошло. Видимо, наверху у чиновников свои договоренности, они находят общий язык. И не всегда для них важно то, что люди страдали и продолжают страдать. Деньги важнее жизни простых рабочих.

– Если бы Yara прекратила сотрудничество, это стало бы ударом по «Беларуськалию»?

– Скорее, это стало бы началом конца всей экономики Беларуси.

– Насколько слышал, сейчас на «Беларуськалий» перестали приглашать новых сотрудников.

– Да, ребята говорили об этом. Плюс составляются какие-то списки, кого из рабочих с декабря, когда начнут действовать санкции, переводить на 2/3 оклада. А кого-то будут отправлять в отпуск за свой счет. Возможно, начнутся проблемы с поставками, «Беларуськалий» к этому готовится. Сейчас у предприятия деньги есть, и немало, но как они распределяются, куда идут, этого я уже не знаю.

***

– Какие у вас дальнейшие планы?

– Я жене в шутку говорю: «Мне главное – успеть пол положить, а дальше уже справишься сама» :). Стараюсь с юмором жить. А если серьезно, живу сегодня, стараюсь наперед ничего не планировать.

– Вы за прошедший год сами поменялись?

– Конечно. Хотя определенные изменения произошли во мне, когда еще был профессиональным спортсменом. Поездил по разным странам, посмотрел, как живут люди, увидел, что можно жить по-другому, не как в Беларуси – с запретами и барьерами. Сейчас это особенно тяжело принимать. А что во мне поменялось конкретно? Стал больше оглядываться :).

– Вера в победу сохранилась?

– Безусловно. Люди страдают просто так, ни за что получают большие сроки, но я не верю, что этот беспредел может длиться вечно. Это рано или поздно закончится – в это я верю. Просто наша борьба перешла немного в другое русло. Мы пошли медленным путем. Думаю, возможность победить была осенью, но просто никто не понимал, как нужно действовать. И если бы мирные забастовки на тех же предприятиях продолжились, то все бы получилось, мы бы победили. Но… Значит, будем сейчас потихонечку катиться в яму, чтобы потом из нее выбираться.

Фото: из личного архива Сергея Тараса, tass.ru

Другие посты блога

Все посты