Tribuna/Биатлон/Блоги/О духе времени/В белфутболе провернули аферу, какой давно не было в Европе: молодой талант ушел в минор, чтобы играть за элитные клубы (дело, конечно, в деньгах)

В белфутболе провернули аферу, какой давно не было в Европе: молодой талант ушел в минор, чтобы играть за элитные клубы (дело, конечно, в деньгах)

За свои действия пострадали Роман Вегеря, его агент и ФК «Малорита».

Автор — Tribuna.com
2 сентября 2021, 14:19
9
В белфутболе провернули аферу, какой давно не было в Европе: молодой талант ушел в минор, чтобы играть за элитные клубы (дело, конечно, в деньгах)

Обдурить федерацию не удалось, при этом итог все равно очень странный.

30 августа на сайте АБФФ появилась новость о том, что в отношении ФК «Малорита», выступающего во второй лиги, защитника Романа Вегери и его агента Виталия Леденева принято решение о наложении штрафа за нарушение Регламента по статусу и переходам футболистов АБФФ. Якобы установлен факт, что молодой игрок заключал контракт с «Малоритой» совсем не с целью выступления за этот коллектив. Действительно, только подписав соглашение с клубом в сентябре 2020-го, Вегеря не сыграл за команду ни одного матча, а скитался по более статусным арендам: «Ислочь», «Рух», дзержинский «Арсенал».

АБФФ усмотрела в этом нарушение Регламента и оштрафовала «Малориту» на 29 тысяч рублей, Леденева – на полторы тысячи, а Вегере вынесла предупреждение.

Телеграм-проект «ЧестнОК» решил подробнее разобраться в этой ситуации и выяснил много интересных деталей, которые свидетельствуют о том, что АБФФ поступила абсолютно обоснованно.

Кто такой Роман Вегеря?

Уроженец Гродно свой футбольный путь начал в СДЮШОР «Неман». В середине 2010-х на несколько лет защитник отправился в Академию АБФФ, куда приглашались молодые и перспективные игроки, но уже в конце 2017-го Вегеря вернулся в Гродно и в следующем сезоне начал выступать за дубль «Немана». Быстро став одни из лидеров, Роман доказал, что он дорос до взрослого футбола. Однако руководство клуба сразу не дало шанс парню в первой команде «Немана» и отправило его в аренду в «Лиду». За коллектив из первой лиги защитник провел 11 матчей, в которых отметился одним голом.

После состоялось очередное возвращение в «Немана», но вот дебюта за первую команду гродненцев пришлось ждать аж до июня 2019-го. В матче против «Славии» Игорь Ковалевич выпустил 18-летнего защитника с первых минут. Роман в поединке мог как забить…

…так и привезти мяч в свои ворота.

Тем не менее Ковалевич не стал «чехлить» защитника, а все чаще находил для него место в основе. В итоге в сезоне-2019 Вегеря провел за «Неман» 10 матчей (6 – в страте), в которых запомнился двумя «горчичниками» и тем, что вывел из себя тогдашнего полузащитника брестского «Динамо» Артема Милевского.

Заряженность на борьбу нравилась не только штабу гродненцев, но и главному тренеру «националки» Михаилу Мархелю. В феврале 2020-го Роман, до этого игравший в юношеской, юниорской и молодежных сборных Беларуси, успел примерить футболку «националки» в товарищеском матче с болгарами. В начале чемпионата Вегеря более-менее регулярно появлялся на поле, но потом угодил в немилость тренеров «Немана». Все из-за того, что футболист вместе с агентом будто бы вели переговоры по трансферу в «Рух». Из-за этого Вегерю отправили работать с «молодежкой» гродненцев. Однако все это не мешало Роману оставаться одним из самых дорогих игроков ЧБ до 19 лет – трансферная стоимость защитника в июне 2020 года оценивалась в 100 тысяч долларов.

Осень 2020-го для Романа получилась насыщенной: в сентябре покинул «Неман» по окончании контракта, через несколько дней после этого перед матчем квалификации молодежного Евро с португальцами заразился коронавирусом. Ну а затем последовали изменения в карьерном плане: заключил контракт с второлиговым «Динамо-Брест-1960» (в апреле 2021 года клуб был реорганизован в «Малориту» и сейчас отношения к брестскому «Динамо» не имеет). Однако сразу после подписания соглашения отправился в аренду в высшелиговую «Ислочь». За основу «волков» игрок провел всего один матч (точнее, 67 минут, за которые успел заработать предупреждение) и в январе 2021-го уже направился на просмотр в «Рух», куда в итоге перешел также на правах аренды. Но, сыграв за несколько месяцев всего 11 минут, оказался в дзержинском «Арсенале» (снова в качестве арендованного игрока). С конца июля за перволиговый коллектив защитник провел уже семь матчей и заработал один «горчичник».

Ну а сейчас Роман напомнил о себе уже по-иному – получил предупреждение от АБФФ за нарушение статьи 5 (1) Регламента по статусу и трансферам.

О каком решении АБФФ говорится и кто еще наказан?

30 августа на сайте Федерации футбола Беларуси появилось сообщение, что Комитет по статусу и переходам футболистов АБФФ установил факт нарушения статьи 5 (1) Регламента по статусу и трансферам. Специалисты федерации заявили, что ОО «Футбольный клуб «Динамо-Брест» осуществил переход футболиста-профессионала Романа Вегеря «без цели его участия в официальных соревнованиях под эгидой АБФФ за вышеуказанный клуб».

Открыв регламент и, конкретно, статью 5 пункт 1, узнаем, в чем же конкретно федерация нашла нарушения.

– Клуб, желающий привлечь футболиста к выступлению в своем составе, должен зарегистрировать его в Ассоциации в соответствии с условиями определенными настоящим Регламентом. Футболисты, не зарегистрированные в АБФФ, к участию в соревнованиях не допускаются. Актом регистрации игрок обязуется выполнять уставные документы и регламенты ФИФА, УЕФА и АБФФ, – написано в пункте 1 статьи 5 Регламента по статусу и трансферам футболистов за редакцией 2018 года.

Кроме того, решением АБФФ наказанию подверглись ОО «Футбольный клуб «Динамо-Брест» (он же «Малорита») и агент игрока Виталий Леденев. Клуб оштрафован на тысячу базовых величин (29 тысяч рублей), а Леденев – на 50 базовых величин (1450 рублей).

Так в чем же конкретно АБФФ нашла нарушение?

Специально для телеграм-проекта «ЧестнОК» своим видением ситуации поделился глава профсоюза футболистов Беларуси Александр Сверчинский. Он объяснил, почему решение АБФФ полностью обоснованное, а также дал понять, что даже в случае, если игрок, его агент или клуб подадут апелляцию, то она ни к чему не приведет.

– Вегере еще нет 23 лет, и в таком случае, если трансфер игрока осуществляется между командами высшей лиги, а также между командами «вышки» и первой лиги, то школе, которая воспитала футболиста, положена компенсация. В первом случае, если задействованы только коллективы «вышки», то деньги, потраченные на игрока (зарплата, полученная за время выступления в его первом клубе), умножается на коэффициент 3, во втором случае действует коэффициент 2. А вот если игрок заключает контракт с командой второй лиги, то компенсация идет с коэффициентом 1, то есть клубу возвращаются те средства, которые были на игрока затрачены.

Ну а что случилось с Романом, сейчас расскажу, и все станет понятно. Изначально видеть этого футболиста у себя хотел «Рух». Но так как это представитель высшей лиги, то за защитника нужно было бы выложить большую сумму в виде компенсации. За время выступления за «Неман» Вегеря заработал 18 тысяч долларов. Соответственно, эти деньги умножались бы на коэффициент 3 (соответствующий командам «вышки»), и получалась бы сумма аж в 54 тысячи долларов. Руководители «Руха», а также агент игрока решили использовать схему, чтобы обойти эти выплаты. А именно: совершить трансфер Вегери в «Малориту», которая, будучи участником второй лиги, должна заплатить «Неману» компенсацию с коэффициентом 1, то есть, по сути, просто вернуть гродненцам те самые 18 тысяч долларов, и тут же отдать игрока в аренду в «Рух». Деньги были найдены, «Неман» компенсацию получил.

– Но Вегеря в итоге почему-то пошел в «Ислочь».

– Что-то пошло не так, здесь я точно не скажу, почему он оказался не в «Рухе». В «Ислочи» он тоже не заиграл, потом был просмотр в «Рухе», но там у него не получилось пробиться в основу, и сейчас защитник выступает за дзержинский «Арсенал».

В ФИФА уже встречались подобные инциденты, когда клуб из низшего дивизиона покупает игрока, а потом быстро отдает его в аренду в элитный дивизион. Но вот в практике беларусского футбола это первый такой случай. Тем не менее все предельно очевидно – осуществлен фиктивный трансфер, так называемый «bridge transfer» (притворный (промежуточный) трансфер).

– Такое понятие есть в регламенте ФИФА?

– Конечно. И оно скоро будет внесено в регламент АБФФ, пока же это все в виде поправок к уже существующему регламенту. Статья 51 поправок содержит следующие пункты:

1. Ни один футбольный клуб или игрок не должен принимать участие в «bridge transfer» (притворном (промежуточном) трансфере).

2. Предполагается, если не установлено иное, что, если в течение 30 недель происходят два последовательных трансфера (внутренних или международных) одного и того же игрока, то стороны (клубы и игрок), вовлеченные в данные два трансфера, приняли участие в «bridge transfer» (притворном (промежуточном) трансфере).

3. К любому лицу, которое было вовлечено в «bridge transfer» (притворный (промежуточный) трансфер), Комитет вправе применить дисциплинарные санкции в соответствии с Дисциплинарным кодексом АБФФ.

Получается, «Малорита» замешана, так как взяла к себе игрока, но не заиграла, а отдавала в аренду в клубы высшей лиги и первой. Соответственно, она нарушила регламент. Виталий Леденев также оштрафован, так как является агентом Вегери и был задействован в этих переходах. И, соответственно, сам игрок получил наказание.

И еще момент. «Малорита» заключила контракт с игроком, 4 сентября, а уже в конце месяца отправила его в аренду в «Ислочь». И осуществление трансфера в столь короткие сроки явно свидетельствует о том, что «Малорита» брала себе футболиста точно не с целью, чтобы он играл за коллектив. Соответственно, на лицо – «bridge transfer».

– Можно ли в данном деле подавать апелляцию?

– Конечно. Но я еще раз скажу, что АБФФ приняла абсолютно адекватное и верное решение. И какая-то апелляция, думаю, ни к чему не приведет. В любом случае и «Малорита» должна будет заплатить штраф, и Виталий Леденев.

– А чем в итоге может закончиться эта история?

– Вот это вообще самый интересный момент. Федерация футбола выписала «Малорите» штраф в 29 тысяч рублей, плюс Леденеву – еще 1,5 тысячи. И все эти деньги пойдут в казну АБФФ. Ты представляешь, как федерация заработала на этом кейсе?

После уплаты штрафов конфликт, по сути, будет разрешен. И если Вегеря захочет перейти в какой-нибудь другой клуб, то сделает это уже беспрепятственно.

– Сейчас Вегеря принадлежит «Малорите». Если до достижения игроком 23 лет его захочет выкупить «Арсенал», то дзержинцы тоже должны будут заплатить компенсацию?

– Да. Деньги, вложенные в игрока «Малоритой», помноженные на коэффициент лиги, в которой выступает клуб-покупатель.

Что говорят в «Малорите» и агент игрока?

Для того, узнать подробности ситуации, в течение дня мы пытались связаться с директором «Малориты» Игорем Астапчиком. Однако на телефонные звонки он не отвечал, а сообщения в мессенджерах оставались без ответа, хоть и были прочитаны.

Агент Романа Вегери Виталий Леденев заявил, что пока дело окончательно не разрешилось, отвечать на вопросы СМИ он не будет.

Что говорят в АБФФ?

Попытались мы детализировать и позицию федерации футбола. Однако там отметили, что вся необходимая информация размещена на официальном сайте – больше добавить нечего. Единственное, как отметили наши собеседники, схемы с такими трансферами даже в Европе не встречаются уже много лет. И в АБФФ многие удивились, что кто-то в Беларуси решился пойти таким путем.

– Но, в целом, ситуация предельно ясна и понятна. Как и сказано на сайте, Вегеря изначально переходил в «Малориту» без цели играть в этом клубе, что и было выяснено в ходе разбирательства. Вот поэтому федерация и вынесла такое решение, – на условиях анонимности добавил один из собеседников.

«Малорита» сможет найти такие деньги на штраф?

Судя по всему, «Малорите» ничего не останется, как оплачивать штраф. Но для коллектива, выступающего во второй лиге, 29 тысяч рублей (а это чуть более 11,5 тысячи долларов) – сумма немаленькая. Найдутся ли такие деньги?

Самому ФК не исполнилось пока и двух лет. В феврале 2020-го «Динамо-Брест» объявило о создании дочерней команды «Динамо-Брест-1960», которая должна играть и базироваться в Малорите. В первоначальный состав коллектива были привлечены футболисты из Бреста и Брестской области, которые покинули «Динамо» или «Рух», выступающие в «вышке». В сезоне-2020 коллектив занял седьмое место.

В апреле 2021-го было объявлено о проведении ребрендинга – клуб сменил название на «Малорита». Да и после смены собственника в брестском «Динамо» клубы прекратили сотрудничество.

Перед стартом текущего сезона руководители клуба не скрывали, что задача – выход в первую лигу. И пока все к этому идет: в зоне «Запад» Брестской области команда заняла первое место (всего одно поражение и одна ничья в 14 матчах), и в финальном этапе пока лидирует в своем квартете (победа и ничья в двух турах), что как раз позволяет рассчитывать на повышение. Вот только если по спортивным принципам «Малорита» пока действительно достойна выхода в Д2, то по финансам – тут все куда печальнее.

Основной принцип комплектования коллектива – это молодые игроки, находящиеся в статусе свободных агентов и не требующие больших зарплат. Потому что бюджет клуба сейчас находится на уровне 60-70 тысяч долларов. Для второй лиги это еще нормальные деньги, но для первой – совсем мало. А тут еще и штраф в 11,5 тысячи долларов.

Впрочем, как говорят в футбольных кругах, даже после того, как бизнесмен Александр Зайцев отошел от дел брестского «Динамо», о «Малорите» он не забыл, и периодически помогает деньгами. Например, ту же компенсацию за Вегерю в 18 тысяч долларов помог оплатить именно Зайцев. Но будет ли он гасить штраф, возникший в результате всех действий клуба, игрока и агента, еще вопрос.

А разве такого случая, как с Вегерей, в беларусском футболе раньше не было?

По словам Сверчинского, случай с Вегерей первый в практике АБФФ. Однако болельщики вправе задать вопрос, как это может быть, если совсем недавно, в начале 2020 года, практически идентичная история приключилась с другим футболистом – Ильей Шкуриным.

В декабре 2019-го «Энергетик-БГУ», за который феерил нападающий, достиг соглашения по трансферу 21-летнего форварда с брестским «Динамо». Сделка была оформлена 8 января 2020 года, и сумма трансфера составила 95 тысяч долларов. Однако уже на следующий день состоялся переход игрока в московский ЦСКА. Сумма трансфера составила 500 тысяч долларов.

Однако Сверчинский убежден, что в данном случае каких-либо нарушений регламента нет, – все прошло абсолютно законно.

– Понятие «bridge transfer» применяется только в случае, если игрок заключает контракт с одним клубом, а потом сразу же переходит в другой в аренду. Как и произошло в Вегерей. А в случае со Шкуриным имели место сделки по купле-продаже, никакой аренды. В 2019 году Илья заключил контракт с «Энергетиком-БГУ», отыграл в Минске год, а потом права на него выкупило «Динамо-Брест». Но не отдало в аренду в какой-нибудь другой коллектив, а продало в ЦСКА. И в данном случае о «bridge transfer» мы уже не говорим, – поясняет Сверчинский.

Другие посты блога

Все посты