Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Окончательное расследование BYPOL по избиению Бондаренко: в разговорах все вешали на Шакуту, но, похоже, ключевую травму нанес другой боец-силовик

Окончательное расследование BYPOL по избиению Бондаренко: в разговорах все вешали на Шакуту, но, похоже, ключевую травму нанес другой боец-силовик

...

Автор — Tribuna.com
25 сентября 2021, 12:00
10
Окончательное расследование BYPOL по избиению Бондаренко: в разговорах все вешали на Шакуту, но, похоже, ключевую травму нанес другой боец-силовик

16 сентября беларусская Генпрокуратура заявила о приостановке уголовного дела по факту смерти Романа Бондаренко. Возбуждено оно было в феврале по статье УК об умышленном причинении тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть по неосторожности. Приостановку же ведомство мотивировало собственным бессилием: за три месяца предварительной проверки и семь – следствия там так и не смогли установить «лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого». Про этом в своем сообщении Генпрокуратура заверила, что меры по определению этого самого лица будут предприниматься и после приостановления производства по делу.

А значит, ее сотрудникам стоит присмотреться к финальному расследованию от бывших коллег из BYPOL, опубликованному 24 сентября – в нем проясняется последнее темное пятно трагического вечера, заявляется о ложном свидетельстве и называются наиболее вероятные подозреваемые в нанесении Бондаренко травм, несовместимых с жизнью (спойлер: среди них люди спорта, и это не только Дмитрий Шакута).

Инициатива, объединяющая силовиков, не пожелавших работать на Лукашенко, еще в конце января публиковала результаты своей предварительной проверки. Она в целом подтвердила выводы, сделанные до того беларусскими медиа насчет предполагаемых участников компании, срезавшей ленточки на Площади Перемен вечером 11 ноября. BYPOL с помощью карты геолокации и биллингов установил нахождение в районе Площади Перемен 11 ноября в промежуток с 21:48 до 22:53 телефонов, подававших сигналы на ближайшие станции, еще нескольких заметных лиц:

  • Дмитрия Баскова – тогда главы ФХБ, ныне члена парламента;
  • Дмитрия Шакуты – многократного чемпиона мира по муай-тай, инструктора по боевой подготовке СОБР;
  • Натальи Эйсмонт – пресс-секретаря Лукашенко;
  • Анны Эйсмонт – ведущей спортивных новостей и сестры мужа Натальи Эйсмонт Ивана, возглавляющего БТРК;
  • Павла Волчека – экс-хоккеиста «Юности», ныне выступающего в любительской команде Лукашенко под руководством Баскова;
  • Жанетты Волчек – супруги Павла Волчека, которая видит новую мировую войну и пользу в запрете интернета.

По данным BYPOL, на подстраховке было сразу два отряда силовиков – из СОБР и ОМОН. В непосредственной близости от места были при этом были сотрудники специального отряда быстрого реагирования из минской военной части 3032. Именно в их микроавтобус в 22:18 погрузили Бондаренко. В 22:58 (то есть через сорок минут, хотя на машине нужное расстояние можно преодолеть за три-пять) Романа доставили в РУВД Центрального района уже сотрудники ОМОНа. Они занесли его в здание, держа за руки и за ноги, и положили под смотровое окно оперативного дежурного, сообщили, что доставлен находящийся в состоянии сильного алкогольного опьянения мужчина, и быстро ушли.

В РУВД состояние Бондаренко сразу не проверили и через несколько минут вызвали ему скорую на основании чужих слов об опьянении. Однако затем милиционеры попытались привести Романа в сознание, чтобы заполнить анкету. Тогда они обратили внимание на то, что от него не пахнет алкоголем. Это встревожило сотрудников РУВД, которые перезвонили в скорую и уточнили данные, попросив приехать экстренно.

Предварительная проверка BYPOL зафиксировала, что с травмами, которые нанесли Бондаренко, выжить было практически невозможно, а сам он при этом был трезв. В свидетельстве, которое выдали родственникам Романа, в качестве причины смерти было указано «травматическое субдуральное кровоизлияние» (при этом инициатива отмечала, что термин «травматическое» с точки зрения уголовно-правовой оценки факта смерти прямо указывает на ее насильственный характер). Также BYPOL тогда назвал имена сотрудников ОМОНа и СОБРа, в чьих микроавтобусах в трагический вечер возили Романа Бондаренко. Среди них были и спортсмены – представители единоборств Евгений Тимановский, Олег Буйкевич и Роман Савенко.

***

Все эти месяцы оставался без ответа ключевой вопрос: что происходило с Бондаренко между тем, как его погрузили в микроавтобус СОБРа после нападения со стороны Шакуты, и тем, как ОМОН доставил уже смертельно избитого мужчину в РУВД? То, что Роман в роковой вечер побывал в машинах двух разных подразделений, оставляло простор для вброса дезинформации. Однако в окончательном расследовании BYPOL утверждает, что бойцам ОМОН Бондаренко передал непосредственно специальный отряд быстрого реагирования.

Для начала обращаем внимание на тайминг. По данным BYPOL, после того, как Бондаренко уже поместили внутрь, предварительно ударив головой об асфальт, бус СОБРа пробыл на «Площади Перемен» еще треть часа – до 22:40. После этого автомобиль уехал, но вернулся уже через несколько минут. Именно тогда Романа передали ОМОН. На месте событий СОБР пробыл до 22:55, после чего уехал вслед за срезавшими ленточки (которые, как оказалось, свой рейд продолжали в других точках Минска еще несколько часов).

То, что СОБР передал Бондаренко сотрудникам отряда милиции особого назначения, следует из слива записей телефонных разговоров между голосами, похожими на голоса командира всего минского ОМОНа Дмитрия Балабы и главы взвода омоновцев Руслана Кулешова. За несколько минут до того, как на Площади Перемен завязалась драка, голос, похожий на голос Кулешова, доложил, что «девчонки пошли резать», а на мурале «вроде тишина» – только «что-то там гавкают с Шоком» (это давнее прозвище Шакуты). В 23:32 тот же голос отчитался, что Бондаренко после задержания им передал СОБР, а омоновцы только доставили его в РУВД. При этом Кулешов упоминает, что схватили мужчину, потому что «он там бухой на них кидался» и «волтузился» с Шакутой, а «пока везли его [Бондаренко], он заснул». Однако, как известно из данных, обнародованных врачом Артемом Сорокиным и журналисткой Екатериной Борисевич (оба за это были осуждены по уголовному делу), Роман в тот вечер был абсолютно трезв. В состоянии, внешне похожем на опьянение, он мог быть только из-за полученных травм.

Утром 12 ноября состоялся разговор голосов, похожих на голоса Балабы и еще одного омоновца Геннадия Молоша, который, как утверждается, в тот день был оперативным дежурным. Голос, похожий на голос Молоша, рассказал о тяжести травм Бондаренко и отчитался о прежней версии событий: мужчину забрали из буса СОБРа и доставили в Центральный РУВД. При этом по дороге Роман жаловался на травмы, однако омоновцы думали, что он «в пьяном состоянии». Также оказалось, что «звонила дежурка ГУВД» и попросила, чтобы Балаба набрал «генерала». 

Уже через две минуты был зафиксирован разговор голосов, похожих на голоса Балабы и главы минской милиции генерал-майора Михаила Гриба. Голос, похожий на голос Балабы, доложил всю ту же информацию: отряд ОМОН забрал Бондаренко из буса СОБРа и доставил в Центральный РУВД, будучи в полной уверенности в том, что задержанный пьян. Также он сообщил, что омоновцы Романа не били, а травмы мог нанести Шакута: «Именно там была и драка, и... Есть там видео там... Ну, я так предполагаю, что это Шакута там где-то приложился. Уже несколько видюшек есть в интернете. Наши пальцем не трогали этого человека».

Исходя из всей этой информации, Дмитрия Шакуту BYPOL обвиняет в том, что он первым применил к Роману физическое насилие вечером 11 ноября. В остальном инициатива делает вывод, что тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть, Бондаренко нанесли бойцы СОБРа, личности которых были названы ранее благодаря биллингу мобильных телефонов. 

В частности, BYPOL предполагает, что старший прапорщик СОБРа Евгений Тимановский, боец-тяжеловес смешанного стиля, имеющий звание мастера спорта по боксу, перед погрузкой в бус умышленно ударил Бондаренко головой об асфальт, что могло привести к необратимым последствиям.

Дмитрий Шакута и Евгений Тимановский в 2019-м

Тимановский давно работает с Шакутой: еще в 2011-м был назван им бойцом клуба «Шок», служил в в/ч внутренних войск 3214, где Дмитрий тоже был инструктором, а в СОБРе готовился к соревнованиям под его руководством. Кроме того, намек на участие Тимановского в действе на «Площади Перемен» уже был – в слитой записи голосов Шакуты и Баскова, достоверность которой TUT.BY подтвердил экспертизой. Там голос Шакуты произнес: «Когда телефон отдавали, Тяж говорит, я видел, там фонариком ему подсвечивали – подмолаживали» (что на языке силовиков значит избиение). Несколько источников TUT.BY подтвердили, что Тяж – это давняя кличка бойца.

В круг подозреваемых BYPOL вносит и других сотрудников СОБРа – командира группы Сергея Сармана, а также бойцов Сергея Антюфеева, Олега Буйкевича и Романа Савенко. Двое последних также имеют отношению к спорту. Буйкевич – МС по рукопашному бою. В 2012-м он даже встречался с Тимановским на ринге – выиграл второй. Савенко же в 2019-м упоминался как боец, представляющий СОБР. А в 2010-м, когда будущему силовику было всего 16, он был стабильным игроком в команде «Дружба-Барановичи» – по сути, фарм-клубе «Барановичей», выступавшем в чемпионате Брестской области. Однако профессионалом Савенко не стал – перепрофилировался и сделал карьеру в военной системе.

Выставил BYPOL и еще одно обвинение: старший группы ОМОН, доставлявшей Бондаренко в РУВД, дал следствию заведомо ложные показания. Предшествовал этому 12 ноября разговор голосов, похожих на голоса Балабы и Кулешова. Голос, похожий на голос Балабы, проинструктировал, что рассказывтать нужно такую версию событий: мол, группа получила вызов о драке на Площади Перемен, приехала на место, обнаружила Бондаренко в районе остановочного пункта в невменяемом состоянии, решила, что он пьян, передала его в РУВД и отбыла нести службу дальше. При этом скрывались сведения и о группе срезавших ленточки, и об отряде СОБРа, от которого омоновцы и получили задержанного.

Вечером 12 ноября все те же голоса созвонились снова. Голос, похожий на голос Кулешова, отчитался о том, что дал показания по инструкции – и следователю, и представителю Главного управления собственной безопасности Андрею Бизюку.

На этом расследование BYPOL заканчивается. Однако остается вопрос: если омоновцы могли ввести в заблуждение следствие, не могли ли о чем-либо умолчать и перед собственным начальником? Ведь ранее в сливе еще одного разговора голос Шакуты (что подтверждено соответственной экспертизой) говорил: «Ты же видел, даже на видео есть, что [Бондаренко был еще] в сознании. Взяли за руки и ноги и потянули. Передали ОМОН. Что с ним могли сделать, что он такой тяжелый? Не знаю. В машине все что угодно можно». Также голос Шакуты переживал, что «ребята из ОМОН хотят на нас скинуть какую-то ##### [ерунду]». И вот теперь оказывается, что голос, похожий на голос Балабы, примерно так и представлял события – в максимально невыгодном для Шакуты свете.

В общем, следствию еще есть над чем работать – если оно, конечно, будет всерьез в этом заинтересовано.

Полное видео

Другие посты блога

Все посты