Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/«Никогда не боялся высказывать свое мнение». Коллеги – о Герасимце, который точно останется в истории белфутбола

«Никогда не боялся высказывать свое мнение». Коллеги – о Герасимце, который точно останется в истории белфутбола

Качуро, Жута и Вергеенко – об ушедшем из жизни Герасимце.

Автор — Tribuna.com
28 сентября 2021, 05:14
1
«Никогда не боялся высказывать свое мнение». Коллеги – о Герасимце, который точно останется в истории белфутбола

Качуро, Жута и Вергеенко – об ушедшей из жизни легенде.

26 сентября на 56-м году жизни скончался легендарный беларусский футболист и тренер Сергей Герасимец. Тот самый, который вошел в историю нашего футбола как автор гола в ворота сборной Нидерландов в июне 1995 года – благодаря тому удару сборная, руководимая Сергеем Боровским, сумела обыграть «оранжевых», что по сей день остается одним из лучших моментов в ее истории.

Уважение Герасимец у беларусов заслужил не только своими футбольными достижениями. Несмотря на то, что родился он в Киеве, а после окончания футбольной карьеры долгое время работал в России, все равно следил за событиями в Беларуси, где в свое время отыграл в минских «Динамо» и «Торпедо», и поддерживал стремление людей к справедливости и правде. Свое мнение специалист высказывал откровенно и довольно жестко.

Украинская «Трибуна» пообщалась с теми, с кем Герасимец пересекался на футбольном поле, и узнала, каким он остался в памяти коллег. С разрешения коллег мы публикуем этот материал.

«Я брал с него пример в плане работоспособности»

Петр Качуро, экс-партнер по сборной Беларуси, ныне тренер в «Энергетике-БГУ»

– Конечно, первое и основное воспоминание о Сергее Герасимце – это игра с Нидерландами в 1995 году, когда он забил очень важный мяч. Так получилось, что я отдал ему голевую передачу. Помню, атака тогда получилась очень серьезная: мы с Сергеем вывалились вдвоем против восьми полевых футболистов сборной Нидерландов и голкипера. От меня пошла проникающая передача, а Сергей принял очень неожиданное для всех решение – вторым касанием пробил по воротам. Благодаря тому мячу Беларусь победила, мы удивили весь футбольный мир и порадовали болельщиков, которые собрались в тот вечер на стадионе. Очень приятно вспоминать тот момент.

Я, кстати, помню, что после того гола у Сергея даже чего-то похожего на звездную болезнь не было. Да и вообще он этим не страдал. Сергей был таким компанейским парнем, на поле всегда отдавал всего себя. Он реально отличался хорошей работоспособностью. Единственное, в шутку скажу, Сергей был таким эгоистом в матчах, брал игру на себя, часто не отдавал пасы. Впрочем, как я потом сам на себе ощутил, в большом футболе нападающий все-таки должен быть немного эгоистом и нацеленным на ворота.

Ответственность и огромная работоспособность помогали Сергею в карьере, тренеры его ценили и уважали. Есть такие нападающие, которых можно назвать в какой-то степени ленивыми. То есть в атаку идти и голы забивать могут, а если нужно отработать в обороне, то этого не делают. Такого о Сергее сказать точно нельзя. Это действительно командный игрок, выполнял огромный объем работы. И за это тренерам он очень нравился.

Когда меня стали вызывать в сборную Беларуси, Сергей уже за нее играл, он же был постарше меня. И, честно признаюсь, я брал с него пример в плане работоспособности, видел, что нужно на футбольном поле отдавать всего себя. Через труд, через работу и терпение можно добиться успеха. Это доказывал и Сергей. Конечно, я вспоминал, как он брал игру на себя, чего мне не хватало.

Что касается жизни вне поля, то Сергей мне запомнился тем, что всегда оставался компанейским человеком с прекрасным чувством юмора. Да, он не отличался сильной разговорчивостью, но если вливался в беседу, то всегда юморил остро и в точку.

Ну а новость о том, что Сергея не стало… Я на себе понимаю, что такое тренерская работа, как она сказывается на здоровье. Если жена сказала, что он пришел домой и просто упал, то, я так понимаю, у него не выдержало сердце. Да, нужно учиться воспринимать все более спокойно, более профессионально, анализировать, но когда человек полностью отдается своему любимому делу, то не всегда удается держать свои эмоции и не переживать. Сергей никогда не отбывал номер, а был настоящим профессионалом, чего не хватает нынешнему поколению тренеров. Только через адский труд можно достичь серьезных результатов. У него была огромная работоспособность как в карьере игрока, так и на тренерском этапе.

«Мы с Герой шли с мешками какими-то, потому что приехали продавать все, что закупили в Беларуси»

Аудрюс Жута, экс-одноклубник в минском «Динамо», ныне инспектор в чемпионате Литвы, директор футбольной школы в Клайпеде

– Когда узнал трагическую новость о Сергее, был, конечно, шокирован. Я всегда помнил его как крепкого человека с хорошим здоровьем. Наверное, не выдержало сердце. Прямо перед этим его команда, ФК «Ядро» из Санкт-Петербурга, выиграла чемпионат Северо-Западного федерального округа, и, наверное, Сергей просто не выдержал эмоциональных нагрузок после этого. Конечно, я шокирован. Тем более возраст сравнительно молодой – 55 лет.

Пусть мы с ним давно не общались, но воспоминания о нем остались просто великолепные. Сергей был максимально упертым человеком, всегда шел к цели до конца. И еще очень не любил проигрывать – неважно, футбол это, карточная игра или теннисбол. Если проигрывал, то несколько дней ходил в плохом настроении.

Сергей – очень начитанный и интересный человек, профессионал своего дела. Он же, еще будучи игроком, активно интересовался тренерской деятельностью. Я, например, не задумывался на тренировках, а выполнял то, что говорили тренеры, а Сергей, наоборот, все анализировал, в гостинице размышлял, разбирался во всем – для чего те или иные упражнения, нагрузки. У меня уже тогда не было сомнений, что он станет тренером. Так и получилось. Единственное, жалко, что он так и не поработал с командами из высшей лиги Беларуси.

Что касается жизни вне футбольного поля, то вспоминаю, как в начале 1990-х мы с минским «Динамо» поехали на сборы в Италию. Все были люди как люди, а мы с Герой накупили в Беларуси по 20 банок икры, понабирали по штук 15 командирских часов, взяли бинокли, фотоаппараты «Зенит». Ехали в Италию не только на сборы, а думали и о коммерческой выгоде поездки. После тренировок в свободное время игроки или тренеры спускались в холл гостиницы, чтобы пообщаться или поиграть в карты, а мы с Герой шли с мешками какими-то, потому что приехали продавать все, что закупили в Беларуси. И своей цели мы достигали – все продавали.

А еще Сергей мне запомнился очень честолюбивым человеком. Понятно, что нас, игроков «Динамо», на улице многие узнавали, и это было приятно футболистам. Однажды мы с Герой решили съездить на машине в Вильнюс. Едем в выходной по Беларуси, впереди – знак «Движение запрещено». Я Сергею предложил поехать в объезд, на что он мне просто ответил: «Да ладно, меня тут все знают, поехали». Через пару метров нас останавливает ГАИ. Гера говорит: «Я футболист минского «Динамо», что ж вы меня останавливаете?» Гаишник спрашивает: «А как ваша фамилия?». – «Герасимец» – «А я такого игрока «Динамо» не знаю». Тут вступаю в диалог я: «А меня зовут Аудрюс Жута». Гаишник такой: «Жуту знаю, Вергеенко знаю, Курбыко тоже. А вот Герасимца не знаю». После этого Гера был настолько злым! Два дня ходил без настроения, я его даже трогать не хотел. К сожалению, такие истории теперь только в памяти.

Знаете, несмотря на то, что Сергей родился в Киеве, долгое время после окончания карьеры жил в России, я все равно его воспринимал именно как беларусского футболиста. Он был одним из ведущих игроков того времени. Плюс, переехав в Россию, знаю, что поддерживал беларусский народ, переживал за людей из-за того, что творится в стране.

«Никогда не боялся высказывать свое мнение, опиравшееся на собственное восприятие жизни»

Михаил Вергеенко, экс-главный тренер сборной Беларуси, ныне заместитель председателя АБФФ

– Я с Сергеем работал еще в минском «Динамо». И был о нем высочайшего мнения как о мужчине, спортсмене, гражданине, поэтому и дал ему шанс дебютировать за сборную Беларуси. За какую бы команду Сергей ни играл, всегда полностью отдавался спорту. Действительно профессионал своего дела. Сергей был мобильным игроком, ответственным, справедливым в команде, всегда был за правду. И меня всегда подкупало в таких ребятах, как Сергей, что они преданно и со всей душой относились к футболу.

Было очень горько узнать новости о его смерти, тяжело все это пережить. Величайшая потеря для родных и близких Сергея, для всего беларусского футбола. Мы знаем, что он родился в Киеве, долгое время жил в России, но сколько он дал беларусскому футболу! И за сборную играл, и за минское «Динамо». Естественно, все помнят, какой мяч он забил в ворота сборной Нидерландов. Сергей всегда в «националке» очень хорошо смотрелся, в буквальном смысле выделялся – и как игрок, и как сильная личность.

Он был примером для подражания у молодых игроков. Молодежь мог спокойно поставить на место, причем не жестко или грубо, а по-отечески. Пользовался авторитетом Сергей и у более опытных коллег, что немаловажно. Он был начитанным, довольно справедливым. И никогда не боялся высказывать свое мнение, которое опиралось на его собственное восприятие жизни.

Как человек он был всегда спокойным, хладнокровным, уверенным в себе. Вывести его из себя было очень тяжело. А если все-таки и удавалось это сделать, то Сергей все равно старался сохранять стойкость и не показывать, что раздражен и чем-то недоволен. Это показатель психологической устойчивости. Как говорится, слюни не лил. А если нужно было постоять за команду, то всегда был в первых рядах. Настоящая сильная личность.

Вне поля мы с ним особо не общались, потому что были все-таки на разных уровнях: я тренер, он игрок. Но могу сказать, что к мнению Сергея все прислушивались, в том числе и тренеры. Мнение этого футболиста имело в коллективе определенный вес. А еще Сергей всегда принимал участие в разборах матчей, логически высказывал мысли, рассуждал.

Можно сказать, что футбол был его призванием и всей его жизнью. Впрочем, всё его поколение, а также те, кто был постарше, максимально ответственно относились к работе, людей невозможно было выгнать с тренировок. Заканчивалось основное время занятий, игроки все равно оставались, отрабатывали серии ударов. И, главное, всегда поддерживалась коллективная атмосфера. Прекрасно помню, что когда Сергей забил в 1995 году мяч голландцам, он не ходил и не говорил, что победа была достигнута благодаря его голу. Нет, он говорил, что это общий успех, всей команды.

Фото: rueconomics.ru, fclida.by, из личного архива Аудрюса Жуты

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты