Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Фанат БАТЭ – жестко об Андрее Капском и игроках ЧБ. Считает, что футбол в Беларуси мертв, сам уехал из страны за пару дней до обыска

Фанат БАТЭ – жестко об Андрее Капском и игроках ЧБ. Считает, что футбол в Беларуси мертв, сам уехал из страны за пару дней до обыска

Поговорили с фанатов БАТЭ, покинувшим страну.

Автор — Tribuna.com
8 октября 2021, 16:24
11
Фанат БАТЭ – жестко об Андрее Капском и игроках ЧБ. Считает, что футбол в Беларуси мертв, сам уехал из страны за пару дней до обыска

Говорит, что заграница примиряет даже непримиримых болельщиков.

Фанаты на трибунах беларусских стадионов – пока что воспоминание о прошлом. Объявив бойкот до смены режима в стране, активные болельщики практических всех команд «вышки» и многих других коллективов первой и второй лиг продолжают игнорировать сектора. Ну а значительная часть фанатов, как оказалось, так и вовсе покинула Беларусь, опасаясь за свою свободу, ведь за прошедший после выборов год было зафиксировано немало случаев, когда силовики задерживали и подводили ультрас под политические статьи. А некоторые активные болельщики уже никогда не увидят игру любимой команды, расставшись с жизнью при странных обстоятельствах.

«Трибуна» пообщалась с активным болельщиком БАТЭ, который также был вынужден уехать за границу – через несколько после отъезда к нему в дом пришли с обыском. На условиях анонимности фанат, поддерживающий команду уже более 20 лет, рассказал о том, как в последние годы в Беларуси жили фанаты и почему открытые конфликты между ними ушли в историю. Также выразил отношение к подписантам провластного письма из «желто-синего» клуба, к походу Капского-младшего на ВНС, к амнистии Захара Волкова и к отсутствию солидарности с беларусами со стороны футболистов.

– Как давно вы уехали из Беларуси?

– В середине весны 2021 года. С одной стороны, это был вынужденный отъезд, с другой – в какой-то мере запланированный. Просто после выборов в августе прошлого года меня один раз задерживали и даже судили за участие в акциях. Но, к счастью, я отделался небольшим штрафом. Когда в Борисове начали приходить с обысками к активистам, к участникам протестов, я понял, что рано или поздно доберутся и до меня. Перед отъездом продал машину, собрал вещи и уехал в Европу. Благо там, где сейчас нахожусь, у меня есть друзья, которые помогают.

Самое интересное, что спустя пять дней после переезда я узнал, что ко мне домой все-таки пришли с обыском, причем я уже проходил по какому-то уголовному делу. Не знаю точно, какая статья мне вменяется, но там светит от трех до пяти лет. Так что мне очень повезло, что я что-то почувствовал и вовремя уехал.

– После переезда за границей вы встретили фанатов других беларусских команд и общаетесь даже с теми, с кем на Родине враждовали из-за клубной принадлежности.

– Тут есть ребята, которые вынуждены были уехать из Беларуси несколько лет назад, задолго до выборов 2020-го, но причины их отъезда те же – преследование со стороны властей по политическим мотивам.

Когда я приехал, мы, фанаты разных команд, собрались, посидели, поговорили, посмеялись, что сейчас все дружно общаемся за одним столом, а когда вернемся в Беларусь, то снова будем враждовать :). Просто сейчас нет оснований и причин для вражды, все друг друга поддерживают, все объединены одними проблемами. Впрочем, даже о каких-то конфликтах, когда мы вернемся в Беларусь, люди сейчас говорили в шутку. Все понимают, что силовики и так сейчас жестят, ловят всех подряд, так зачем им давать лишний повод и привлекать внимание стычками между фанатами. К тому же активные болельщики, например, уже давно на контроле ГУБОПиКа. Еще много лет назад силовики предприняли интересную тактику: перед каждым сезоном приходили домой к фанатам и заставляли подписывать документ, что если в городе происходит какая-то драка или другое мелкое правонарушение, и ты в нем замешан, то тебе пришьют не хулиганство, а экстремизм. Только потому, что ты уже засвечен как фанат. По-моему, все это пошло с 2014 года, когда в Украине произошел Майдан. У беларусских силовиков пошли загоны, они начали бояться, что беларусские фанаты сделают что-то аналогичное. Поэтому с тех пор открытой вражды между ультрас в Беларуси нет, драк я не припомню. Никто не хочет рисковать свободой.

– После переезда следите за тем, как играет БАТЭ?

– Конечно, и за клуб буду болеть всегда. Но вот к тем игрокам борисовской команды, которые подписали провластное письмо, уважения никогда не будет. Рассказы о том, что если бы никто не поставил подписи, то урезали бы зарплаты – ради Бога, говорите, что хотите. Но тогда встает вопрос, какова цена совести этих игроков.

Слышал, что некоторым угрожали армией. Но разве непонятно, что это все рассчитано на маленьких детей? Да смешно, никто бы не забрал [вас в армию], но футболисты все равно поставили свои подписи. Или все-таки подписались игроки в надежде, что клуб получит господдержку, не будет проблем с финансами. А в итоге что? Стало больше денег? Не сократили чиновники вам зарплаты? «Спутник» всем составов подписался, а сейчас этот клуб – просто история. Письмо привело лишь к тому, что люди перестали уважать этих футболистов.

– Люди боялись потерять работу, какой-никакой заработок, поэтому подписывали всё.

– Какую зарплату? Нормальные деньги в беларусском футболе, наверное, получают единицы. Если не брать в расчет, конечно, легионеров. В остальном отечественные игроки получают на уровне среднестатистического беларуса, а то и меньше. И ладно – деньги, пусть будут большие. Но что вы будете делать после окончания карьеры? Пойдете физруками в школу? Столько учителей не надо. Пойдете работать тренерами? Я в жизни бы не повел своего ребенка на занятия к человеку, который подписал провластное письмо. У таких людей давно нет чести, а совесть они продали, оставив свои подписи. Вопрос лишь в том, что у каждого совесть стоит по-своему.

– Председатель БАТЭ Андрей Капский, чтобы получить господдержку, даже на Всебеларусское народное собрание ходил.

– Если откровенно, я отца Андрея, Анатолия Анатольевича, недолюбливал, считал его двуликим человеком. Но, каким бы он ни был, Капский-старший достиг с БАТЭ неимоверных высот. После всего, что он принес беларусскому футболу, мог приходить в АБФФ и ногой открывать все двери. Его уважали, с ним считались, его слушали. А пришел Капский-младший – и что он сделал? Профукал все, что было нажито. Всю команду, уважение к фамилии Капский. Нет ни результатов, ни денег – ничего. И это не из-за молодости – это из-за отсутствия характера. Андрей выбрал странную тактику: на своем пути всем улыбаться, для всех быть милым и таким образом добиваться снисхождения сверху. Насколько знаю, даже у футболистов к нему уже нет никакого уважения.

Непонятная чехарда с тренерами, приглашение в команду своих родственников – все это привело к тому, что Капский сейчас сидит у разбитого корыта или ходит по ВНС. Вот и все заслуги Андрея.

– С походом на ВНС, с подписями под провластным письмом связывают и то, что АБФФ сняла с Захара Волкова дисквалификацию за участие в договорняках. Защитник тоже среди подписантов.

– По-моему, если ты замешан в таких грязных матчах, то будь готов, что в футбол ты больше не вернешься. Дисквалифицировать таких игроков нужно пожизненно. Но, возможно, подпись под письмом сильно повлияла на решение АБФФ. В нынешней системе это выглядит вполне правдоподобно.

– Вы общаетесь с футболистами?

– Нет, не вижу в этом смысла. Футболисты – это люди приходящие и уходящие. Я же болею не за конкретного человека, а за клуб. О чем говорить, если Станислав Драгун перекрашивал забор в желто-синие цвета? Или Егор Филипенко сначала «блевал» от игры «Шахтера», а сейчас бегает в Солигорске? Такие люди пойдут туда, где им больше дадут. Не вижу смысла общаться с такими игроками.

***

– Практически все фан-клубы команд «вышки» продолжают бойкотировать матчи, пока в стране не сменится режим. Вы поддерживаете это решение?

– Безусловно, это замечательное решение. Фанаты создают классную картинку, но когда ее нет, то становится предельно понятно, что в стране что-то не так. Впрочем, я не думаю, что такое поведение активных болельщиков способно привести к изменениям в Беларуси. Это, скажем так, просто обозначение своей гражданской позиции, что, впрочем, тоже немаловажно. А перемены... Как они могут произойти, когда на трибуны загоняют представителей БРСМ, а потом футболисты говорят, что команду классно поддерживают. Если же никого не загонят, то телевизионщики просто поставят камеру так, чтобы не показывать пустые места. А то получится комбо: убогая атмосфера на убогом футболе.

– Как думаете, для футболистов в Беларуси важно наличие или отсутствие фанатов на трибунах?

– Вряд ли важно. Мне кажется, им куда важнее, чтобы деньги на карточку капали. А будут пустые трибуны или нет – это пофиг. Мне кажется, после того, как все-таки введут лимит на зарплату в восемь тысяч рублей, половина идейных футболистов, подписавших провластное письмо, быстренько начнут искать варианты в других странах. Уедут даже во вторую лигу Казахстана, потому что там платят больше.

– Как вы относитесь к тем фанатам, который не ходят на сектор, но все равно посещают стадион?

– Я знаю многих фанатов, которые вроде бы бойкотируют матчи, но при этом все равно их можно заметить на трибунах. Мое отношение к этому крайне негативное. Какая разница, на какой ты сидишь трибуне? То есть если ты считаешь себя фанатом, если сектор объявил бойкот, то что ты делаешь на стадионе? По-моему, такие люди даже не имеют права называть себя фанатами.

***

– Почему у вас настолько критическое отношение к беларусским футболистам?

– Я не о всех игроках так думаю, а только о тех, кто подписал письмо, или о тех, кто явно дает понять, что им важно играть только там, где платят побольше. Есть же парни, которые реально не думают о зарплатах, не пытаются урвать максимум денег, но при этом делают все, чтобы помочь своему клубу. Есть парни, которые категорически отказались подписывать провластное письмо.

Я вспоминаю, как из «Ювентуса» уходил Буффон, как «Барселону» покидал Месси. Футболисты плакали, потому что уезжали из клубов, которые стали их жизнью. А что беларусы?  Если что, можно перекрасить забор – ничего страшного.

– Вы ожидали какой-то реакции на события в Беларуси от футболистов?

– Я ждал от них солидарности не как от спортсменов, а прежде всего как от людей. Так или иначе беззаконие коснулось каждой семьи, каждого беларуса. Кто-то сам был задержан, у кого-то друзья, знакомые, родственники, которые попали под пресс системы. Да я даже уверен, что среди силовиков, командующих этими пытками, есть родственники, пусть даже дальние, которые также пострадали.

В общем, откровенно, я ждал реакции от футболистов, в том числе от игроков БАТЭ, но многие упорно молчали и молчат до сих пор. Такое поведение меня не удивило, но разочаровало. Столько лет отдавал силы и время этому клубу, ждал, что в случае чего игроки будут на стороне фанатов, тех, кто поддерживал их в любую погоду и в любом городе и стране. Реально хотелось этого, я надеялся. Но они молчат, они не на стороне беларусов. Не исключаю, что дома на кухнях они осуждают то, что творится в Беларуси, но сказать это в открытую – на это не хватает яиц. Люди боятся потерять свою зарплату, остаться ни с чем. Но футболом жизнь не ограничивается. Главное оставаться человеком.

– Но даже БАТЭ есть игроки, которые не боятся выражать свою гражданскую позицию. Какие-то посты в поддержку беларусов писали Николай Сигневич, тот же Станислав Драгун, которому вы вспоминаете перекрашенный забор. Павел Нехайчик праздновал гол в Батуми около трибуны с БЧБ-флагом.

– К таким парням за проявление гражданской позиции уважение сильное. Даже к Драгуну, как бы он ни перекрашивал свои заборы. Кстати, их случаи – яркий пример для тех, кто боится что-то сказать в принципе. То есть мы видим, что парни не стали молчать, поддержали беларусов – и что сделали этим игрокам? Ничего. Футболисты продолжают играть, как и играли. Думаю, они отказались подписывать провластное письмо, потому что не испугались угроз. Это же яркий пример, что угрозы так и остаются на уровне слов. Но, к сожалению, если с детства тебя не воспитали мужчиной, то потом стать им очень тяжело.

– И еще коснусь сборной Беларуси, которая в эти дни как раз проводит матчи квалификации ЧМ-2022. Вы читали интервью анонимного игрока этой команды, который постарался объяснить, почему сборники молчат?

– Нет, но я читал ответ одного фаната Николаю Золотову, который сказал, что сейчас игроки сборной – это козлы отпущения в Беларуси. Фанат в своем ответе разложил все по полочкам, и игроки, прочитав пост, должны как минимум задуматься, зачем они вообще живут и играют.

– В том интервью игрок сказал, что, возможно, сборники и поддерживают беларусов, но делают это не напоказ. Например, тому же Александру Ивулину, который успел подружиться со многими футболистами, пишут письма в СИЗО. Но, как рассказал сам Саша, никто из игроков «вышки», а уж тем более «националки», ему так и не написал. Сделали это только игроки «Крумкачоў».

– Ну а от остальных нет ни слов, ни дела. Сидят с языками в жопе. Такое ощущение, что они даже боятся, что их фамилию на конверте заметят в СИЗО, а потом из-за этого будут какие-то последствия. Боятся написать человеку, который находится в тяжелейшей ситуации. А Саше респект, уважение игрокам «воронов», которые не испугались и открыто выразили свою позицию, а сейчас поддерживают Ивулина, пишут ему письма. Это дорогого стоит.

– По-вашему, до футболистов можно вообще достучаться? Реально от них ожидать реакции на происходящее?

– Я думаю, ждать этого бесполезно. Когда футболисты уедут из страны и больше решат не возвращаться в Беларусь, тогда, возможно, и заговорят. И то не факт. Но пока они находятся в стране, у них у всех преобладает страх.

– И последний вопрос: футбол в Беларуси жив?

– На данный момент он мертв, это очевидно. И он не оживет, пока у руля АБФФ стоят такие люди, как [председатель федерации Владимир] Базанов. Пока Лукашенко решает, кто станет чемпионом Беларуси. Я уверен, что если в стране ничего не поменяется, то в следующем году золото ЧБ возьмет минское «Динамо». Потому что так сказал Лукашенко. Команду притянут за уши. И вот как говорить о том, что футбол жив? Нет. Этого вида спорта в Беларуси просто нет.

Футбол воскреснет, когда в стране произойдут перемены, когда зарплаты в клубах будут регулировать не чиновники, а сами руководители ФК, когда клубы будут жить независимо от бюджетных дотаций. Когда спонсоры будут хотеть сотрудничать с командами. Но сейчас футбол в Беларуси – это лишь картинка, которую пытаются преподнести красиво, даже несмотря на то, что на стадионы уже никто не ходит – ни фанаты, ни обычные болельщики.

Фото: fcbate.by, Instagram фан-клуба БАТЭ

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты