Tribuna/Хоккей/Блоги/О духе времени/«Очень боюсь, чтобы не началась война». Экс-игрок сборной Беларуси по гандболу живет в Польше – она в ужасе от того, что творится на границе

«Очень боюсь, чтобы не началась война». Экс-игрок сборной Беларуси по гандболу живет в Польше – она в ужасе от того, что творится на границе

«На месте беларусов я бы просто убегала из страны».

Автор — Tribuna.com
10 ноября 2021, 05:29
3
«Очень боюсь, чтобы не началась война». Экс-игрок сборной Беларуси по гандболу живет в Польше – она в ужасе от того, что творится на границе

Говорит, поляки тоже шокированы.

Вот уже на протяжении нескольких месяцев сотни мигрантов из Ирана, Сирии, Ирака и других довольно экзотичных стран ежедневно пытаются прорваться из Беларуси в Евросоюз. Откуда эти люди в Беларуси? Почему беларусские пограничники никак им не препятствуют и даже, напротив, помогают? Это очень интересные вопросы, как, впрочем, и ответы на них.

Беженцы прибывают в Беларусь под видом туристов, так как для них режим Лукашенко установил безвизовый режим. На самом деле туристические достопримечательности Минска приезжающих не интересуют. Их цель – Германия, куда они, собственно, и стремятся, а чтобы получить свой шанс прорваться через границу, они платят за туры в Беларусь по несколько тысяч долларов за человека.

В понедельник 9 ноября колонна мигрантов, в которой насчитывалось не менее тысячи человек, открыто шла по шоссе к границе Беларуси с Польшей. Так называемые пограничники с беларусской стороны этому никак не препятствовали (у так называемого МВД тоже нет претензий). Звучали опасения, что «туристы» могут решиться на штурм границы, и это спровоцирует пограничный конфликт Беларуси со страной – участницей НАТО. Однако пока что мигранты только стали лагерем у забора из колючей проволоки. Поляки насчитали около четырех тысяч беженцев у своей границы. Также поступают сведения о том, что сотни желающих попасть в Европу движутся к границе с Литвой.

К чему всё это к третьй мировой войне? И как эта дикая ситуация выглядит глазами тех, кто живет сейчас в Польше? Об этом мы поговорили с бывшей гандболисткой сборной Беларуси и ряда отечественных клубов Екатериной Ноздрин-Плотницкой, которая уже давно живет и работает в соседней стране.

– Никогда не думала, что, живя в XXI веке, в центре Европы, можно встретить что-то подобное тому, что происходит сейчас на границе Беларуси и Польши. Страшно такое не просто видеть, а даже читать об этом. Когда только-только начали появляться в Беларуси мигранты, когда они стали направляться к границе, уже тогда было тяжело за всем этим наблюдать, ведь среди мигрантов и женщины, и дети. Если честно, тогда я даже не могла предположить, что ситуация дойдет до того, что мы видим сейчас. Вчерашние [понедельничные] видео, новости о том, что на границе уже несколько тысяч мигрантов, что с ними там происходит, меня просто повергли в шок. Это что-то невероятно страшное и мерзкое. Но так всегда было: когда верха воюют между собой, страдают обычные люди.

– Как думаешь, кому выгодна вся эта ситуация?

– В политику я не лезу, пока еще наблюдаю за всем чисто с человеческой точки зрения. Поэтому точно на вопрос не отвечу. Но поляки говорят, что это всё провокация со стороны беларусских властей, плюс бизнес, деньги. То есть ходят разговоры, данные о том, что мигранты платят деньги за то, чтобы им помогали прилететь в Беларусь, а потом провели на границу с Польшей. При этом есть такие разговоры, что мигранты платят за все это по 3-4 тысячи долларов на человека. Не берусь утверждать, что это на 100 процентов правда, но в Польше об этом пишут, об этом говорят.

Да и нужно же понимать, что тяжело перевезти столько людей, мигрантов, доставить их до границы без ведома властей. А еще мы видим, как ведут себя беларусские пограничники: они никак не препятствуют мигрантам, просто их сопровождают. Получается, они прекрасно знают, что делают, банально выполняют приказы, тупо стоят и смотрят на происходящее. Поляки уверены, что все это координируют беларусские власти.

– Чего они хотят этим добиться?

– Сложный вопрос. Повторюсь, это выглядит как провокация. И я очень боюсь, чтобы не началась война. А судя по последним новостям, сейчас на границе можно ожидать, чего угодно.

И, знаешь, мне страшно за людей, которые живут в Минске. Многие уже пишут, что у них в подъездах беженцы появляются, ночуют. Понятно, холода – и куда тогда беженцам, которых привозят в Беларусь, деваться? Страшно видеть, как мигранты умирают на фуд-кортах в торговых центрах. Я уже молчу о том, что происходит на границе.

– Как в Польше подается вся информация?

– Поляки говорят, что всем процессом руководит незаконно избранный президент Беларуси. Об этом говорят и в СМИ, и сами люди.

– Знакомые в Польше мне рассказывали, что если раньше в СМИ преобладала тема коронавируса, то сейчас на первый план вышла ситуация с мигрантами.

– Так и есть. У меня на работе включено радио, и там постоянно крутятся две темы: ситуация на границе и ковид. Других новостей просто не существует.

– Как польские власти реагируют на ситуацию?

– Костел, католики просят обычных людей помогать мигрантам. В Польше даже проводилась такая акция: в окнах квартир польских городов зажигали зеленый свет. Чтобы беженцы видели зеленые огни и понимали, что в эти дома можно идти – там окажут помощь. Поляки понимают, что мигранты бегут из Сирии, Ирака и так далее, но все-таки это люди, среди них много женщин и детей, они тоже нуждаются в помощи. Плюс активисты возили на границу мигрантам одежду, спальные мешки, еду.

А еще эти люди просто обмануты беларусскими властями. Видимо, мигрантам пообещали, что помогут пересечь границу, попасть в ЕС, где жизнь лучше. Люди поверили, а по итогу мы видим ситуацию, которая сейчас происходит. На улице холодно, мороз, уже были зафиксированы летальные случаи. Просто ужас.

– Беларусские власти вину с себя за ситуацию на границе снимают, говорят, что беженцы самоорганизовываются, идут на границу, а польские пограничники с применением силы их оттуда выталкивают.

– Я знаю, что по госТВ в Беларуси вовсе говорят, что поляки перебрасывают мигрантов со своей территории в Беларусь. Так, извините, почему мигранты тогда не идут в города, не селятся в гостиницах, а остаются на границе и сидят там сутками? Очень много вопросов, на которые нет ответов.

Единственное, могу сказать, что государственному телевидению Беларуси вообще не верю. Очень печально слышать то, что люди там говорят, смотреть на лица по ТВ. Беларусам просто вбивают в голову непонятно что. И самое печальное, что в Беларуси показывают все события с одной стороны, чтобы люди верили, не знали альтернативы. Независимой прессы в Беларуси практически нет. А многие просто боятся выйти из зоны комфорта, подумать как-то иначе. Они – как лошади с шорами на глазах: видят только то, что им показывают. Мне даже страшно представить, что в головах беларусов, которые верят тому, что показывают по госТВ. Мне этих людей искренне жаль.

– Поляки заявили, что с 9 ноября временно приостановлено автомобильное движение на погранпереходе «Кузница» – «Брузги».

– Этого следовало ожидать. Думаю, это будет продолжаться до тех пор, пока в ситуацию не вмешается третья сторона. Например, НАТО, ЮНИСЕФ, ООН, еще какие-то организации. Люди должны понять, что Беларусь пробила очередное дно, что даже несмотря на то, что пролито много крови, она продолжает литься. Мы живем в XXI веке, когда можно договариваться, обсуждать, принимать чужое мнение, а не воевать.

– А в нынешней ситуации урегулирование конфликта путем переговоров возможно?

– Для этого нужно, чтобы за стол переговоров сели представители трех-четырех сторон, и все эти представители должны быть адекватными и умными. Если кто-то из сторон неадекватно оценивает ситуацию, не понимает глобальность проблемы, тогда ничего не решить.

– Польша способна закрыть границы наглухо и не пускать вообще никого?

– Думаю, способна, но временно. Пока ситуация не урегулируется.

Понимаешь, поляки очень хорошо относятся к беларусам, считают их замечательным народом. Но вся нынешняя ситуация очень сильно подрывает авторитет беларусов. Да, поляки понимают, что простые граждане ни в чем не виноваты, что они хорошие, но при этом видят, что угроза ведь идет именно со стороны Беларуси. И вот как быть спокойным в такой атмосфере?

Ты слышала о разговорах о том, что чуть ли не забор на границе будут строить, чтобы остановить поток мигрантов?

– Ну, хорошо, будет стена. Но проблема же не уйдет, просто это задержит на некоторое время мигрантов на месте. И они будут там находиться до конца.

Пока же поляки, скажу откровенно, пребывают в шоке. Никто в стране не был готов к такому развитию событий. Поэтому недавно было совещание властей, министра обороны, к границе стягиваются войска, подкрепление. Если честно, я живу далеко от границы, но сама боюсь, если мигранты в таком количестве окажутся на территории ЕС. И все благодаря беларусским властям. Я сейчас с ужасом представляю, что происходит в том же Минске. В Беларусь беженцы приезжают по безвизу как туристы, остаются там, без жилья, холодные и голодные. Сейчас в Беларуси просто страшно находиться. Беженцы будут готовы на все, чтобы где-то погреться, достать еду.

Скоро страшно будет детей отпускать на улицу, гулять по городу. Если, как пишут в некоторых СМИ, и дальше мигранты будут прибывать в Беларусь, во что тогда превратится страна? Все мы видим, как беженцы разбивают лагеря, ставят палатки в центре Минска, ночуют где попало. И это только начало. Начало конца. Сами беларусы находятся в опасности. Самое страшное, если беженцы начнут грабить обычных людей, нападать на них. Даже страшно представить, если беженцы начнут штурмовать магазины. Нужно быть готовым ко всему, потому что опасная ситуация не только на границе, но и в том же Минске. Я бы на месте беларусов просто убегала из страны, где жить стало реально опасно.

– Что вообще нужно делать с беженцами?

– Однозначно: отправлять обратно на Родину. Каким образом, я не знаю. Но делать это нужно как можно скорее. Сейчас эти люди представляют собой угрозу для обычных граждан. Безопасность беларусов под реальной угрозой!

Фото: из личного архива Екатерины Ноздрин-Плотницкой, euroradio.fm

Другие посты блога

Все посты