Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Кто из беларусов все-таки может уехать в Европу и что с нашими игроками принципиально не так. Футбольный агент – о надеждах и деградации

Кто из беларусов все-таки может уехать в Европу и что с нашими игроками принципиально не так. Футбольный агент – о надеждах и деградации

Куда ждать оттока наших игроков этой зимой?

Автор — Tribuna.com
27 декабря 2021, 10:59
5
Кто из беларусов все-таки может уехать в Европу и что с нашими игроками принципиально не так. Футбольный агент – о надеждах и деградации

А еще про зарплаты, лимиты и наиболее перспективные направления для отъезда.

Хоть условия в беларусском футболе постепенно ухудшаются из-за вводимых лимитов на молодых игроков и размер зарплат, ожидать серьезного оттока отечественных исполнителей в другие чемпионаты не приходится. Причина – спрос на беларусов сейчас крайне низкий. В чемпионатах России и Украины нашу страну представляют единицы, а не десятки, как когда-то. В Европе на серьезном уровне нет никого.

Но, может, вот-вот все поменяется? Может, кто-то в чемпионате страны-2021 проявил себя настолько ярко, что его позовут в Российскую премьер-лигу или в какой-нибудь серьезный европейский чемпионат? Подытожить сезон мы попросили агента, работающего на беларусском рынке (с учетом ситуации в стране, собеседник согласился общаться только на условиях анонимности).

– Нужно понимать, что футбольные агенты свою работу ведут круглогодично, просто в зависимости от периодов она имеет свой характер. Во время чемпионата мы ищем новых футболистов, грубо говоря, занимаемся скаутингом, а вот когда открываются трансферные окна, то начинаются переговоры. По зимним трансферам работа начинается в конце ноября – начале декабря, а заканчивается где-то только в марте.

– Насколько легко сейчас быть агентом в беларусском футболе?

– В целом, с годами наша жизнь не поменялась, потому что отечественный футбольный рынок, если прямо говорить, нищий. И работа агента из Беларуси ориентирована не на наши клубы, а на зарубежные.

– Что имеете в виду?

– АБФФ недавно ограничила суммы выплат для агентов – снизила полагающийся процент от годичного заработка футболиста с 10 до 3. И вот давайте представим, что в средний клуб высшей лиги приехал игрок на зарплату в две тысячи долларов. Умножайте это на 12 и вычитывайте отсюда три процента. Агенту в таком случае полагается всего 720 долларов. Если футболист заключает контракт на три года, то агент получит 2160 долларов. И с этих денег нужно еще налоги заплатить. По сути, прибыль – просто мизер. Поэтому наши агенты стараются работать на зарубежные рынки, где можно заработать нормальные деньги.

– Эти изменения АБФФ значительно усложнили жизнь агентов, и некоторые, наверное, задумались над тем, чтобы вообще не работать на беларусском рынке.

– Может, кто-то действительно задумался. Но нужно понимать, что в беларусском футболе и так зарплаты у игроков не самые большие. Когда агенту полагалось 10 процентов от годичного заработка футболиста, то можно было получить что-то. А сейчас, когда три процента… По сути, агенты получают за трудоустройство своего клиента в Беларуси меньше, чем зарабатывает дворник за месяц.

Сейчас мы наблюдаем такую тенденцию, что в Беларусь едут так называемые футболисты-проекты. К таким я отношу, например, африканцев, которые готовы получать 500-600 долларов, но зарабатывать себе имя, получать практику, чтобы потом уехать в более престижные клубы и чемпионаты. Раньше из Беларуси такие спортсмены уезжали в Казахстан, сейчас мы видим, что все чаще едут в Грузию, Россию, в Израиль многие переходят.

Тут можно сказать о Яхшибоеве, Алыкулове, Мавату, Тве и прочих. Футболисты едут в Беларусь за бесценок, получают маленькие деньги, играют в нетоповых командах, но выстреливают, растут в цене, делают себе имя и уезжают в более сильные клубы.

– Беларусский футбол для иностранных игроков стал менее привлекателен?

– Конечно. И в первую очередь из-за того, что у нашего чемпионата нет привлекательной обертки. Посмотрите, как снимают и подают чемпионат Польши, который снимают и обсуждают на уровне Германии, Франции и Англии. Мы можем посмотреть на Словению, Словакию, Финляндию. И даже за чемпионатами в этих странах следят лучше и больше, чем за ЧБ.

– А тут еще лимиты на зарплату, которые точно отпугнут хороших легионеров.

– Если мы будем и дальше двигаться такими же шагами, вводить эти лимиты, то чемпионат Беларуси будет вариться в собственном соку. Или наша «вышка» станет похожа на чемпионат Туркменистана, где вообще нет иностранных футболистов, играют только местные ребята. Федерация и руководство страны всем довольны.

– Насколько сейчас интересны беларусские футболисты для зарубежных клубов?

– Если мы говорим о Европе, то беларусы практически не интересны. В первую очередь из-за уровня игроков. В нашей стране воспитываются командные игроки, не созидающие, нет толковой школы в футболе Беларуси. И поэтому на наших игроков в Европе не смотрят. Плюс, чтобы вы понимали, для трудоустройства в ЕС беларусу и клубу нужно собрать талмуд документов. Естественно, команды предпочтут взять игрока из Евросоюза. Приедет тот же литовец – просто подпишет контракт, никаких дополнительных документов. Да, у западных клубов есть право приглашать футболистов не из ЕС, но позовут только того, кто из себя уже что-то представляет. К сожалению, в Беларуси таких игроков нет.

Уверен, беларусы с удовольствием ехали бы в другие страны, в другие чемпионаты, особенно сейчас. Бери любую команду, любого игрока, тыкай в него и зови – все уедут. Но просто беларусов не зовут из-за: а) квалификации; б) вопросов с документами.

– Наверное, беларусы согласились бы уехать даже на меньшую зарплату.

– Не исключаю. Хотя в Беларуси сейчас зарплаты и так не самые большие. Две тысячи долларов, по футбольным меркам, это совсем немного. В нашем чемпионате в пределах тысячи-двух живут, наверное, 13 команд из 16.

– Года три назад беларусов в зарубежные клубы было легче предлагать?

– Нет, так же тяжело. Уровень беларусов не такой, чтобы клубы рвались за игроком, занимались документами. Плюс языковой барьер, ментальные вопросы. Западным командам проще поискать альтернативу беларусам в Финляндии, Литве. При этом игроку из ЕС можно предложить те же деньги, что и беларусу.

Откровенно, нынешний уровень беларусских футболистов такой, что им нужно понимать: в Польше на тебя не будут смотреть ни в элитном дивизионе, ни даже в первой лиге. Игроки беларусской «вышки», скорее всего, пойдут сейчас во вторую лигу чемпионата Польши.

– Европа – это одно, но беларусов тяжелее стало продвигать даже в Украину.

– Так все просто – уровень чемпионатов, уровень футбола в этих странах совершенно разный. Чемпионат Украины входит в топ-13 в мире, а это очень серьезный уровень. Беларусь где-то далеко позади. В то время, когда все развивались, мы стояли на месте или даже деградировали. И итоги этой деградации сейчас наблюдаем: наших футболистов в ту же Украину вообще не зовут.

Сейчас же, чтобы хоть как-то реализовывать наших игроков, нужно везти их в чемпионат Армении. Там платежеспособность клубов выше, чем в Беларуси. Да, нет таких клубов, которые давали бы по 15-20 тысяч долларов, как в солигорском «Шахтере», но имеется несколько коллективов, способных платить по 5-6 тысяч. В этом году я жду оттока беларусов именно в Армению.

– Довольно необычный вариант.

– Армянский футбол по уровню от беларусского не сильно отличается, плюс-минус такой же. Поэтому армяне заинтересованы в беларусах, которые по уровню будут чуть выше местных, но готовы получать столько же. При этом наши футболисты не являются в Армении легионерами. Если же их вычеркнут из нелегионерского списка, то, конечно, всё, наших игроков туда звать не будут.

– Сейчас наблюдается тенденция отъезда беларусов в чемпионат Грузии.

– Я так понимаю, это все результат работы одного агента, который работает в Тбилиси. Я не знаю беларусских агентов, которые целенаправленно смотрят на грузинскую площадку.

– В том же тбилисском «Динамо» работает бывший спортивный директор «Шахтера» Александр Рехвиашвили, который прекрасно знает беларусский футбол.

– Да. Но все равно, если говорить о переходах наших игроков в Грузию, то это результат работы какого-то местного агента.

– Были времена, когда много беларусских футболистов выступало в Российской премьер-лиге, немало было в ФНЛ. Сейчас в РПЛ – единицы, немного и в первой лиге России. Получается, беларусы даже в России не котируются?

– С большего, да. Клубы могут взять из Беларуси каких-то молодых перспективных игроков, которые могут выстрелить, например, Лисаковича, Шкурина, Зиновича, Прищепу. Это молодые ребята, которых берут достаточно обеспеченные клубы, имеющие возможность потратить те же 100 тысяч долларов на одного игрока, чтобы понять, что это за футболист. Если он раскроется – замечательно, нет – не такие уж и большие деньги, ничего страшного, риск был небольшой. Раскроется кто-то другой, и потраченные деньги отобьются.

А небогатые клубы не могут позволить себя рисковать 100 тысячами долларов, им нужны готовые футболисты. Вопрос в том, что в Беларуси таких игроков нет.

– Беларусы едут и в экзотические чемпионаты – Индонезии, Малайзии, Сингапура. Зачем тамошним клубам наши игроки?

– Там уровень футбола порой доходит до смешного, и наши футболисты на фоне местных значительно выделяются. Клубы берут беларусов, чтобы они показывали игру высокого качества. Тот же Андрей Воронков – в брунейской команде. С большего, стоит признать, он не реализовал себя как футболист, и к 25-26 годам стал очень средненьким нападающим по беларусским меркам. Поехал в клуб ДПММ – и сейчас там король, явно играет не забесплатно. То же самое можно сказать и про Сергея Пушнякова, который играет в Индонезии. Максим Талейко уезжал в Камбоджу. Это всё футболисты, откровенно, среднего уровня, которые в Беларуси не играли в топовых клубах, но сейчас выделяются в чемпионатах своих стран и получают хорошие деньги.

– Является ли сейчас козырем в глазах зарубежного клуба, что игрок выступает за сборную Беларуси?

– В целом, да. Потому что иностранные клубы не сильно вникают в ситуацию, не слишком обращают внимание на то, что наша сборная в данный момент худшая за всю свою историю. Если написано, что это игрок сборной, это по определению плюс. Более того, даже если в профайле футболиста значится, что он, условно говоря, игрок сборной Мьянмы, то это означает, что он один из лучших в своей стране. Клубы обращают на это внимание.

 

– Сейчас беларусские футболисты при заключении контракта с зарубежными клубами могут диктовать свои условия?

– Вы знаете, такого вообще никогда не было. Единственный, кто мог это делать, – наверное, Александр Глеб. В моем понимании, это лучший футболист в истории Беларуси. Его же позвали в «золотую» «Барселону», возможно, самую сильную команду в истории мирового футбола. Да, Глеб там не заиграл, но он был частью коллектива. А это большое признание, и такой футболист может диктовать свои условия. А остальные – это исключено. Клубы ставят условия, а игрок соглашается или нет. Чаще всего следуют отказы со стороны футболистов, потому что беларусам предлагают не самые лучшие условия.

– Грузины или те же украинцы для европейских клубов сейчас более интересны?

– Конечно. Когда сборная Беларуси играла в Лиге наций с Грузией, все почему-то думали, что мы победим. Я же придерживался иного мнения, у нас изначально не было шансов. Вы посмотрите, где играют футболисты этих сборных. Несколько наших – не на ведущих ролях в клубах России, все остальные – представители чемпионата Беларуси. А грузины? Это чемпионаты Испании, Бельгии, Польши, несколько игроков – на ведущих ролях в РПЛ. Эти ребята в конкурентной среде все время доказывают свое место в составе, поэтому и прогрессируют. У беларусов конкурентной среды нет, отсюда и такие результаты сборной.

– Есть ли нынче в Беларуси игроки, которые по потенциалу могли бы уехать в Европу?

– Есть несколько молодых беларусов, которые при должном отношении, стечении всех обстоятельств, подходе тренера, могли бы где-то заиграть. Например, 19-летний Антон Сучков из «Немана». Если он будет дальше прогрессировать, то уже в следующем году может привлечь внимание европейских команд. Выделю 22-летнего Романа Пасевича, который достаточно мощно провел полгода в «Сморгони». Единственное, ему нужно больше доверять, тогда он будет прогрессировать. В минском «Динамо» есть 18-летний Дмитрий Латыхов. Физический мощный игрок, я его заметил еще на «Кубке развития-2017». Если устранить тактические нюансы, то он может показать себя в Европе.

Дмитрий Латыхов

– Кто из опытных игроков нынешнего сезона проявил себя настолько , что его можно предлагать в сильные зарубежные клубы?

– Можно предлагать Андрея Соловья. Не факт, что за границей он заиграет, но предлагать можно. Чтобы ему было проще, то нужно везти туда, где нет языкового и ментального барьера, то есть, например, в Россию. Если он хочет развиваться как футболист, то для этого подойдет Польша. Если там он будет прогрессировать, то, возможно, затем перейдет в чемпионат Бельгии, Германии. Просто если ты играешь в Европе, то всегда будешь находиться в тонусе, на Западе не терпят разгильдяйства. Если ты не соответствуешь уровню клуба, если не стараешься, то тебя отправят в аренду, не продлят контракт.

– Запись в резюме «Лучший футболист Беларуси» или «Лучший футболист чемпионата Беларуси» – это тоже существенный плюс при поиске клуба за рубежом?

– Да, несмотря на то, что сейчас беларусский футбол переживает не лучшие времена. Если ты стал лучшим среди всех своих соотечественников, то это будет играть серьезную роль при переговорах и поиске зарубежных вариантов продолжения карьеры.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты