Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Рыдал в Стамбуле, видел тихарей за границей, готов убить за кофе в Минске. Друг Ивулина и лучший интервьюер Беларуси рассказал Дудю о вынужденной эмиграции

Рыдал в Стамбуле, видел тихарей за границей, готов убить за кофе в Минске. Друг Ивулина и лучший интервьюер Беларуси рассказал Дудю о вынужденной эмиграции

Автор — Tribuna.com
27 января 2022, 07:06
Рыдал в Стамбуле, видел тихарей за границей, готов убить за кофе в Минске. Друг Ивулина и лучший интервьюер Беларуси рассказал Дудю о вынужденной эмиграции

Мелкозеров допускает, что может никогда не вернуться на Родину.

В среду российский блогер и бывший главный редактор портала Sports.ru Юрий Дудь выпустил 160-минутный фильм, посвященный жизни беларусов, вынужденных после президентских выборов-2020 покинуть Родину из-за преследования режимом Лукашенко. Одними из спикеров ленты стал автор YouTube-канала «жизнь-малина» Никита Мелкозеров.

Мелкозеров, долгое время работавший на «Трибуне», поделился рецептом избавления от жизни в «атмосфере абсолютной тревоги» и рассказал про реалии эмиграции, которая началась после ареста коллеги Александра Ивулина (именно с подачи Мелкозерова Ивулин в свое время стал работать на Goals.by, позже выросший в проект By.tribuna.com).

В разговоре с Дудем беларусский журналист затронул не только эти темы.

Жил в ожидании «воронка»

Лето 2020 года Мелкозеров считает лучшим в своей жизни. По его мнению, он, как и многие граждане Беларуси, наконец-то почувствовал причастность к истории своей страны, осознал, что может влиять на ее судьбу:

– А тут ты наполнен смыслом слова «гражданин»: окей, я своими ножками приду в школу, проголосую, сложу бюллетень и реально повлияю на перемены в своей стране. У нас считается, что только один человек может повлиять на перемены. И он их не хочет.

По словам Мелкозерова, в Минске он постоянно высматривал «воронок» возле своего подъезда. Как и многие, не реагировал на звонки с незнакомых номеров, нервничал, если вдруг в двери его квартиры кто-то звонил.

Уехал из Беларуси на Евро

3 июня 2021 года силовики задержали автора YouTube-проекта «ЧестнОК» Александра Ивулина. Тогда Мелкозеров понял, что ему небезопасно оставаться в стране. Уезжать блогер решил через Россию:

– Я сразу же стал звонить в медицинские центры по ковид-тестам. Ковид-тесты для авиаперелетов – это государственные организации, поэтому позвонил частнику, чьи тесты позволяли пересечь границу на поезде и, соответственно, уехать в Россию. Я оформил ПЦР за два дня. За два часа до поезда купил билет в Питер и поехал смотреть на белые ночи и чемпионат Европы по футболу.

Мелкозеров уверен, что режим в Беларуси считает эмиграцию несогласных своей победой:

– В 1985 году можно было всех повыгонять из Советского Союза. И голоса не долетали, потому что интернета не было. А сейчас цифровая Беларусь сформирована, формируются какие-то институты и много чего конструктивного делается. А люди, которые оккупировали власть в Беларуси, воспринимают нашу эмиграцию как свою победу.

Готов убить за кофе в парке Челюскинцев

По ходу фильма Дудь вспомнил историю от грузинов, которые помогают беларусам обжиться у себя в стране. Перед возвращением одного из кавказцев в Грузию рейсом через Минск эмигрант попросил, чтобы тот сфотографировал или снял на видео его дом. Мелкозеров признался, что таких историй не слышал, но временами на него тоже нахлынывают воспоминания о Беларуси:

– Иногда, когда мне особо грустно, думаю, что за возможность попить кофе где-нибудь около парка Челюскинцев я бы убил. Либо за возможность в Гродно съездить на выходные. Это щемит на самом деле.

Есть версия, за что задержали Ивулина

В разговоре с Дудем беларус делится своей версией, чем его друг Ивулин, игравший за «Крумкачы», стал так неугоден режиму Лукашенко, что его решили задержать и посадить. Дело в гражданской активности Александра:

– Получилась непростая ситуация. В команде у Саши был вратарь, брата которого осудили на очень большой срок за дела августа 2020 года. Они организовали стрим в его поддержку, собрали какие-то деньги семье и парню. Любая активность такого рода воспринималась государством как антигосударственная. Соответственно, Сашу из-за этого, скорее всего, и взяли.

Плюс, по мнению Мелкозерова, повлияло и место работы Ивулина, пускай в последние месяцы он был сконцентрирован на своем проекте и почти не участвовал в деятельности «Трибуны».

Дудь предположил, что Ивулин стал заложником, которого взяли, чтобы повлиять на Дмитрия Навошу – генерального директора и соучредителя медиахолдинга Tribuna Digital. Мелкозеров назвал такую версию «стройной теорией».

– Дмитрий Навоша – мой бывший начальник на Sports.ru и владелец сайтов Tribuna.com украинской и беларусской, активный сторонник протестов 2020 года и он официально стал фигурировать как лицо, причастное к протестам, после того как задержали Романа Протасевича. Он сказал, что Навоша был в тех Telegram-каналах. И после этого Дмитрий был объявлен врагом, а поскольку он не живет в Беларуси, в заложники взяли сотрудников его компании, – изложил свою гипотезу Дудь.

– Я думаю, что это совпало. Понимаешь, мы пытаемся анализировать и рационализировать поведение абсолютно бессистемных людей, которые действуют рандомно. То есть запущенно насилие и запущен террор. Мне кажется, что они сами не понимают, как они его осуществляют. Версия насчет того, что арест Ивулина обусловлен причастностью к Навоше, она очень стройная и похожа на правду. Потому что, как мне кажется, власть понимала, что какой-то беларусский бизнес «хороший», который живет за границей, в том числе участвует в протесте. Либо финансирует, либо формулирует и тому подобное. Нашелся Дима, и появилась одна из первых фамилий конкретных, то есть им нужно было видеть врага, и они увидели его в Навоше. Триггером, безусловно, послужил стрим, который они провели [в поддержку брата игрока «Крумкачоў»], ну и это подложилось под теорию, – ответил Мелкозеров. 

Азаренку аплодировали в метро

Когда речь зашла о Григории Азаренке, Мелкозеров назвал его «звездой беларусской пропаганды». Дудь был уверен, что к этому работнику госТВ давно приставили охрану, но Азаренок на самом деле, даже будучи уже одиозно известным, продолжал пользоваться общественным транспортом.

– Вчера встретился с беларусами. Ребята рассказывали, что однажды оказались с ним [Азаренком] в одном вагоне [метро]. Когда Гриша выходил из него, весь вагон стал аплодировать. Это был стеб, потому что все всё понимали.

Позже зашел разговор об оплате труда Азаренка. Мелкозеров в своих словах опирался на сливы в интернете. Информация очень удивила Дудя.

– Зарабатывает очень немного. Он не зарабатывает на уровне беларусских айтишников. Это зарплата до тысячи долларов на момент становления суперзвездой беларусской пропаганды. Это не суперденьги. Если эти данные (если они правдивы) увидят русские пропагандисты, то у них будут конвульсии от смеха. Я не понимаю мотивации этого человека.

Далее Мелкозеров поделился мыслью, что уровень компетенции и таланта людей, работающих на режим, крайне низок, и они понимают, что в конкурентной среде будут никем. В 2020 году произошел большой отток телевизионщиков с госканалов, что позволило Азаренку засветиться:

– Это посредственность, которую выдвинули на первый план.

Блогер считает, что люди, работающие на режим, не хотят понимать, что система съест их – в России за своих стоят, но в Беларуси этого делать не будут:

– Ни любви, ни тоски, ни жалости. Поэтому я уверен, что Гриша тоже может стать разменной монетой.

Далее Никита привел пример бывшего владельца футбольного клуба «Динамо» Минск Юрия Чижа, занимавшегося с Лукашенко агрофитнесом, а сейчас сидящего в тюрьме.

Телеграм ГУБОПиК – это п####ц

Недавно Дудь открыл для себя телеграм-канал ГУБОПиК. «Страхом дыхнуло», – так охарактеризовал автор фильма для себя уведенное там. Собеседники сошлись на мысли, что это «канал принудительных извинений». Тут уже Мелкозеров не стал сдерживаться:

– П####ц. Автоматически из 2020 года мы перенеслись в 1937-й. Люди считают, что таким образом выполняют свою работу. Что эта работа по защите каких-то там национальных интересов. Это отвратительно, больно, действительно демотивирует. К сожалению, нам надо это принимать и делать максимальное количество усилий, чтобы это быстрее закончилось. 

Плакал в польском музее

Мелкозеров уверен, что каждый человек, живущий в какой-либо стране бывшего СССР, должен посетить Европейский центр Солидарности в Гданьске. Музей посвящен польскому профсоюзному движению «Солидарность», а также другим оппозиционным движениям, которые привели к падению правящих режимов в странах социалистического лагеря. Центр – единственный музей, в котором Мелкозеров заплакал:

– Может, это говорит о том, что я плохо умею воспринимать искусство. Я плакал от той мысли, что поляки в 1989 году победили коммунизм, а в моей стране (на тот момент в 2019-м) мы коммунизм не победили. И от этого больно. Но мы двигаемся в этом направлении.

Однако Мелкозеров может пустить слезу не только по такому поводу. Одна из причин – тоска по Беларуси:

– Я реву регулярно вообще. Очень полезно пацанам поплакать. Вся эта игра в супермачо – это не круто. Это уничтожает тебя изнутри. Я ревел недели четыре назад. Это было в Стамбуле. Беларусы теперь видятся в Стамбуле, в Тбилиси, куда еще летают наши самолеты. Я повидался в людьми из Беларуси и меня очень жестко накрыло. Было много факторов – я устал мотыляться, я не был давно дома и я боялся за свое будущее. Вот при этих факторах меня просто пробило. Какая-то трасса стамбульская, и я стою рыдаю.

Тихари следят за границей

Переехав за границу, в первое время Мелкозеров столкнулся с пьянящем ощущением свободы – можно расправить плечи, ходить и не бояться. Блогер удивлялся, видя в окнах БЧБ-флаги, что никто не разбил стекло, не вытащил хозяев и не избил их до полусмерти. Но чувство свободы быстро закончилось. После посадки самолета Ryanair в эмиграции поняли, что ставки растут. В Вильнюсе советовали бежать, если видишь за собой автомобиль с беларусскими номерами:

– 9 августа 2021 года на митинге в Вильнюсе я видел тихарей. Точно таких же, как в Минске, которые снимали нас в колонне. Мы пошли колонной к беларусскому посольству. Я не знаю, агенты КГБ ли это, но, в принципе, гэбистов было достаточно много в Литве всегда. В Варшаве в этом отношении поспокойнее. В Киеве после того, что случилось с Шишовым (это убийство, скорее всего, в лесополосе), тоже стремно.

У Беларуси стартовые позиции были лучше, чем у Польши

Мелкозеров задался вопросом, почему он должен жить плохо, если учился в хорошем университете и работает хорошо и честно с 17 лет? Ему не нравится постсоветская психология беларусов, что «все равны в нищете». Тем более, по мнению Никиты, у Беларуси стартовые позиции после распада СССР были лучше, чем у Польши:

– Но в итоге поляки просто делали все, как надо, и оказались на своем нынешнем уровне. Почему было лучше положение? Мы возили полякам свои товары, торговали активно, они покупали. Они были в разрухе, у них было все намного хуже, чем у нас. У нас после Советского Союза сельское хозяйство осталось и еще много чего. Но мы это все успешно просрали. По-моему, 75 процентов населения в Польше не довольны уровнем жизни и они едут дальше в Евросоюз.

Польские друзья говорят Мелкозерову, что их страна бедная, но беларусы не очень понимают такие слова. Все объясняется высотой стартовой точкой и амбициями – в Польше они выше.

– Отсутствие границ меняет психологию. Ты садишься в самолет и через три часа в Испании без каких-то документов. Это сильно влияет на голову. Очень.

Не исключает, что не вернется в Беларусь

Один из гостей канала «жизнь-малина» бизнесмен Александр Кнырович сказал, что революция проиграла, и предположил, что уехавшие из Беларуси не смогут вернуться на Родину ближайшие 50-70 лет. Мелкозеров принимает такую версию: 

– Я понимаю, что, возможно, никогда не вернусь домой, но это не значит, что не должен ничего делать. Буду прилагать максимум усилий, заниматься своим ремеслом для того, чтобы у нас был качественный YouTube. На этой неделе, когда мы снимаемся, почему-то очень увеличилось количество писем в директ: «Чуваки, спасибо, что вы делаете. Пожалуйста, не останавливайтесь». Мы видим, какое количество классных беларусов родила беларусская земля – их нет сейчас в Беларуси. Они вынуждены были эмигрировать. Поэтому как можно дольше мы будем поддерживать людей. А то, что не вернемся, ну надо иметь это в голове. Возможно, будет и так.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты