Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/«Просто хотелось уехать из страны». Старожил высшей лиги отправился в глубокий минор Польши, работа на стройке его не смутила

«Просто хотелось уехать из страны». Старожил высшей лиги отправился в глубокий минор Польши, работа на стройке его не смутила

Не хотел оставаться частью системы.

Автор — Tribuna.com
10 апреля 2022, 10:20
33
«Просто хотелось уехать из страны». Старожил высшей лиги отправился в глубокий минор Польши, работа на стройке его не смутила

Решение Евгения Савостьянова.

34-летний полузащитник Евгений Савостьянов более 10 лет играл исключительно в Беларуси: «Неман», «Гомель», «Слуцк», «Дняпро» и «Сморгонь». В 2011-м стал бронзовым призером молодежного чемпионата Европы, но в зарубежный чемпионат переехал только на излете карьеры. Причем клуб и даже лига для футболиста не имели никакого значения. Сейчас Савостьянов играет за «Ключевию» – аутсайдере четвертой польской лиги. Уже провел три полных матча в чемпионате Польши, а параллельно с футболом устроился на обычную работу.

В интервью телеграм-каналу «О, спорт! Ты – мир!» Савостьянов объяснил, что его побудило покинуть Родину и почему сейчас нет ни малейшего желания возвращаться в Беларусь. «Трибуна» с разрешения телеграм-канала перепечатывает интервью.

– Ты уже футболист немолодой, всю жизнь играл в Беларуси, но в 34 года решился на переезд в Польшу.

– На самом деле об этом думал давно, а более конкретно начал строить планы летом [2021-го], когда Ян Сенкевич перешел из «Сморгони» в польскую «Олимпию». Плюс посмотрел на то, как развивается наш футбол, куда движется, и решил, почему бы мне не уехать. В Беларуси я себя уже показал, и понял, что мой переезд в Польшу станет таким шагом к завершению карьеры. Разговаривал с ребятами, которые тут играют в низших лигах, они говорили, что параллельно с футболом еще и работают. Подумал, что даже если и у меня будет такая же ситуация, то ничего страшного, соглашусь. Почему бы футбол не совмещать с какой-нибудь работой? Месси и Роналду я уже не стану, а деньги лишними не будут. Да и нужно же как-то совершить плавный переход из футбола к обычной жизни.

Уехать я хотел еще прошлым летом, в ту же Польшу, но «Сморгонь» не отпустила. Потом я созвонился с Яном, с Арсением Бондаренко, они мне дали номер человека, который им помог переехать в Польшу. Я с ним созвонился, и он сказал, что как закончится сезон, мне нужно будет делать визу, и что-нибудь найдем для меня. Меня, кстати, спрашивали, в какой лиге хочу играть. Мне было все равно, готов был ехать и на месте разбираться. Все-таки проще найти клуб, когда тебя видят вживую. А на слова о том, что приедет игрок, выступавший в высшей лиге Беларуси, в Польше никто внимания не обращает. Так что, как уже сказал, был готов к любой лиге и команде, которой понравлюсь.

– Как появился вариант с «Ключевией»?

– Когда закончился сезон в Беларуси, подал на визу, как и планировал, позвонил в Польшу тому человеку, которого мне посоветовали, рассказал о сроках изготовления визы. И от этого мы уже отталкивались. Сначала появился вариант с одной командой, но он сорвался, а после мне сообщили, что меня ждут в «Ключевии». Это частный клуб, которым владеют три брата, имеющие свою строительную фирму.

Попросил пару дней для сборов, потому что так получилось, что об интересе клуба мне сказали сегодня, а послезавтра я уже должен был находиться в расположении. Приехал чуть позже, меня встретили, и через несколько недель я стал игроком этой команды.

– На какие условия ты ехал?

– Если не называть цифр, то в «Слуцке» в 2019 году я получал даже меньше, чем сейчас в «Ключевии». Также клуб мне арендует квартиру, поэтому не приходится отдавать деньги за жилье (а этот тут самая большая статья расходов) и коммуналку. При других условиях переезд в Польшу и жизнь не была бы такой комфортной, как сейчас.

Самое интересное, что тут квартиру мне сдали практически без мебели, без посуды. По сути, голые стены, только кухня сделана и есть стиральная машина. Помню, привезли меня в 9 вечера, завели, а там один диван и стенка, куда можно поставить телевизор. Ни кружек, ни ложек – ничего. Меня завезли в магазин, сказали, чтобы купил самое необходимое. Так я в итоге взял немного посуды :). А еще я же заехал, когда было холодно, при этом батареи не работали. Оказалось, что их вручную нужно было развоздушить. Я только потом сообразил, а первую ночь провел в кофте, спал на диване. Уже на следующий день купил постельное белье, подушки, одеяло. Так что было интересно.  

– Ты ехал на роль основного игрока команды?

– Об этом и речи не шло. Все было подано так, что я приеду, поработаю с коллективом неделю, на меня посмотрят и потом будет обсуждаться вопрос с контрактом. Я потренировался пару дней, сыграл несколько спаррингов, и мне сказали, что подхожу клубу, со мной хотят заключить контракт. А дальше начались проблемы с заявкой в чемпионат. Дело в том, что в клубе никогда не было легионеров, тем более не из ЕС, поэтому «Ключевия» не имела опыта в этом вопросе. Из-за бюрократических моментов пропустил игру Кубка Польши, матч чемпионата. И только в конце марта меня официально заявили, после этого провел две встречи. Хотя приехал в Польшу аж 26 января.

– Расскажи немного о команде, какое впечатление она произвела.

– В нашей команде практически все ребята параллельно с футболом работают. Я не интересовался у людей, где именно, но знаю, что кто-то в доставке, кто-то на сахарном заводе. Тут есть завод Bridgestone – там тоже некоторые трудятся. Также нужно сказать, что у нас играют все местные футболисты. Из легионеров только я и один украинец. Клуб хочет развиваться благодаря польским спортсменам, при этом пока стоит задача оставаться в Д4.

Чего не хватает этой команде, так это физической выносливости. Да ты и сам понимаешь: как можно сначала работать, потом тренироваться, а в играх показывать качественный футбол? Недавно был матч: в первом тайме держались неплохо, а потом уже сдали. Футбол силовой, очень отличается от того, что в Беларуси. Думаю, если бы «Ключевия» заявилась в первую лигу Беларуси, то была бы там середняком, билась бы, болталась в таблице.

– Обратил внимание, что средний возраст команды – всего 25 лет.

– Да, коллектив молодой, потому что, как я уже сказал, ставка делается на своих воспитанников, на местных ребят. Я там один из самых возрастных игроков. Хотя есть еще и вратарь, которому 44 года. Но он в прекрасной форме, хорошо играет. Интересно, что тут вратари не выбивают мячи в поле, а разыгрывают с защитником. Когда приехал, первое время было тяжело к такому привыкнуть :). Потом уже стало даже нравиться, когда команда выходит из защиты через пас.

– Тебя не смущало, что команда идет на последнем месте в таблице?

– Нет, абсолютно. Как я уже сказал, ехал и мне было без разницы, в какой лиге играть, в какой команде. Просто хотелось уехать из Беларуси.

– «Ключевия» похожа на какую-нибудь команду из Беларуси?

– Наверное, на «Слуцк», потому что дополнительный спонсор моего нынешнего клуба – это сахарный завод :). А так это обычная, скажем так, рабочая команда.

– Что насчет инфраструктуры?

– Есть у клуба база, но она пока на реконструкции, поэтому тренируемся на полях другой команды города. Кстати, те условия, в которых мы работаем (имею в виду наличие инвентаря, качество поля) не у всех команд беларусского Д2 есть. Ездим на автобусе марки «Мерседес». В общем, все, что нужно для футбола, для нормальной комфортной работы, имеется. Вроде бы, полулюбительская команда, но есть все, что у профессиональной. Есть у нас и свой стадион, я на нем тоже успел поиграть. Чем-то похож на арену в Городее.

– Ты сейчас сконцентрирован только на футболе или тоже параллельно работаешь?

– Да, работаю, дома не сижу. Тот человек, который меня встретил в Польше, когда я приехал из Беларуси, как оказалось, работает в строительной фирме владельцев клуба, руководит одной из строек. И он мне через неделю тренировок как-то предложил попробовать себя в строительстве. Я ему сказал, что ничего не умею, но это не смутило, все равно предложил прийти – а там уже будем смотреть. В итоге я так и устроился на стройке. Правда, занимаюсь тем, что подвожу какие-то материалы, что-то перевожу. У меня есть водительское удостоверение категории С, так думаю, или ездить на грузовике, заниматься перевозками, или на маленьком погрузчике работать на стройке.

Плюс стоит отметить, что так как строительной фирмой владеют хозяева клуба, я могу спокойно уйти за два-три часа до тренировки со стройки. Это тоже плюс – никто меня там не держит.

У нас тренировки четыре раза в неделю, одноразовые – с понедельника по среду, в четверг выходной, потом в пятницу тренируемся, в субботу играем, а в воскресенье еще один выходной. Тренировка – полтора-два часа. Все, как и в других командах, где играл, просто раз в день.

– Учитывая твой возраст, думаю, ты и рад.

– Вообще очень рад тому, как все получилось.

– Предположу, что ты больше всего общаешься с украинцем.

– Вот как раз нет. Он сейчас нечасто появляется на тренировках. Не знаю, с чем это связано, но недавно он болел. Пару недель с нами не работал. Мне интереснее общаться с поляками, в том числе для того, чтобы быстрее выучить язык. Хотя с пониманием того, что мне говорят, проблем нет. Я же сам жил в Гродно и часто мотался в Польшу. Сейчас стараюсь практиковать речь, с директорами, футболистами говорю по-польски. А общения с украинцами мне хватает на стройке – там много специалистов из Украины.

– Расскажи о городе, в котором живешь.

– Небольшой городок Старгард-Щециньский, 70 тысяч населения. В 30 километрах от Щецина, на западе Польши. Для жизни есть все: и магазины, и торговые центры. Чем-то похож на Мир или Несвиж: так же есть замки, какие-то старинные здания.

Что касается отдыха и развлечений, то пока ничего не видел, потому что хватает забот, связанных с документами. С семьей, которую уже перевез, недавно ездили в Щецин, на море пару раз выбирались. Вот и весь мой отдых. Единственное, недалеко до Берлина, так хотим в выходные съездить.

– В начале разговора ты обмолвился, что хотел уехать из беларусского футбола.

– Вообще хотелось уехать из страны. Глядя на все, что происходило в Беларуси, какое давление идет на спортсменов… Можно было бы высказаться, сказать что-то против, находясь в Беларуси, но к чему это приведет? О тебе через месяц уже забудут, а жизнь себе ты испортишь совсем. Я не говорю, что живу по принципу «моя хата з краю», вижу все вокруг, но понимаю, что ничего изменить не смогу. Если так, то я просто изменю свою жизнь. Решил уехать.

Играть, когда тебе говорят о том, что ты должен сказать то, что ты не хочешь, или устроить показуху, выйдя с ленточками на поле, потому что ты получаешь бюджетные деньги, я не хотел. Все в совокупности и толкнуло на переезд.

Не хочу, чтобы люди думали, что я сейчас в Польше, поэтому наговорю все, что думаю, не боясь ничего. Нет. Мое окружение меня поняло, почему я уехал. И это главное.

А что касается беларусского футбола и моего места в нем… В 2020 году я принял участие в записи видео, где футболисты осудили насилие после выборов в Беларуси. И последствия потом прилетели и ребятам, и клубу. Но я рад, что для клуба все закончилось хорошо.

– Расскажи, как ты оказался среди участников видео футболистов против насилия.

– Все достаточно просто. У многих футболистов тогда спросили, кто хочет. Некоторые сразу согласились, но потом отказались, потому что испугались, что так подставят команду, еще кого-то. То есть они не боялись, что им дадут штрафы, будут еще какие-то последствия, больше переживали, чтобы не прилетело команде. Таких было немного. Я и некоторые другие игроки «Сморгони» снялись, нас тогда снимали на базе клуба. И, как я понял, влетело многим за эту инициативу. Те же футболисты появились в списке неугодных.

– Количество людей, которое снялось в том ролике, тебя порадовало, или хотелось бы больше участников?

– Могло быть больше. Но ты не забывай, что снялись далеко не последние люди беларусского футбола, ребят я хорошо знаю. Кто посчитал нужным сняться, тот согласился.

Видео получилось хорошим, по-моему, но я помню, как потом некоторые говорили, мол, футболисты высказались против насилия – так все же против насилия. Извините, а что вы еще хотели? Это наша позиция, мы ее выразили.

– Ты веришь в перемены в Беларуси?

– Скажем так, всё в жизни временно. И я верю в то, что все поменяется.

– Сейчас ты переехал в Польшу и вздохнул свободнее?

– Я не сказал бы, что в Беларуси был несвободен. Просто после всего, что было в 2020-м, я перестал верить в то, что милиция может помочь человеку. В таких мелочах не было понимания и спокойствия. Не было гарантии, что ты что-то скажешь соседу, а за тобой завтра не придут. И ты в таком случае ничего не докажешь: проведут закрытый суд – и спасибо за работу.

– И еще раз хочу вспомнить об украинце, с которым ты в одной команде. События на его Родине обсуждаете?

– С ним – нет. На стройке с украинцами обсуждаю, там взрослые мужики. Не то, что постоянно об этом говорим, но когда началась война, все, конечно, были в шоке, темы для разговоров были понятны. Смотрели фото, видео – настоящая жесть. В свой адрес я никакого негатива из-за того, что русские войска входили в Украину с территории Беларуси, не заметил. Объясняю всем, что у меня на Родине все против войны, эти решения принимают политики. Когда в Украину приехали беларусы и начали организовывать свои отряды, то украинцы в Польше о беларусах начали говорить уже с благодарностью.

Был единственный случай, когда я столкнулся с каким-то негативом. Гуляли с дочкой в парке, она подбежала к каким-то детям. Те дети, узнав, что дочь из Беларуси, сказали, что не будут с ней играть. Думаю, что за бред, чему родители своих детей учат? Но это единственный момент какой-то дискриминации. В остальном все в порядке.

А украинцы сами молодцы. У нас один парень, когда началась война, уехал домой добровольцем. Потом еще один мужичок уехал. На Пасху еще несколько украинцев поедут в Украину. Они сказали, что не могут находиться в Польше, когда их Родину нужно спасать, отстраивать после войны.

– Учитывая колоссальный поток беженцев из Украины, твой город как-то изменился в этой связи?

– Не особо. У нас город небольшой, тут непросто найти работу. Плюс он находится достаточно далеко от Украины, поэтому украинцы сюда особо не едут.

– И в конце расскажи о своих планах. Думаешь заканчивать карьеру в Польше и оставаться там?

– За два с половиной месяца, что я тут прожил, не возникло ни малейшего желания возвращаться в Беларусь. Не знаю, как и что будет дальше, но сейчас меня все устраивает. Прекрасное отношение людей в клубе, руководства, одноклубников. Условия для работы созданы прекрасные. Меня как-то спросили, что я буду делать летом, когда закончится контракт. Мол, займусь ли поисками новой команды. Честно, даже нет желания что-то менять. К тому же мне будет 34 с половиной года. Посмотрим…

Да и, объективно, я уже наелся футболом, не хочу затягивать переход от спорта к обычной жизни. Нет желания играть до 40 лет, пока смогу. Даже после окончания карьеры футбол останется в моей жизни, я даже недавно по этому поводу разговаривал с тренером. Может, сам пойду учиться, получу категорию. Но, честно, уже сейчас постепенно перехожу от спортивной жизни к обычной. Есть желание связать свою жизнь с перевозками, может, появятся еще какие-то варианты. В общем, буду стараться по максимуму зацепиться в Польше и остаться тут.

Другие посты блога

Все посты