Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Как относится тренер, чем впечатляет Вашингтон и о встрече с БЧБ-болельщиками. Протас итожит первый сезон в НХЛ (скромен, но уверен в себе)

Как относится тренер, чем впечатляет Вашингтон и о встрече с БЧБ-болельщиками. Протас итожит первый сезон в НХЛ (скромен, но уверен в себе)

Не исключает, что может осесть в США.

Автор — Tribuna.com
17 июня 2022, 13:59
Как относится тренер, чем впечатляет Вашингтон и о встрече с БЧБ-болельщиками. Протас итожит первый сезон в НХЛ (скромен, но уверен в себе)

Жена работает, а на такси ездить дорого.

2 ноября Алексей Протас стал 13-м беларусом в истории Национальной хоккейной лиги. Форвард «Вашингтона» провел чуть менее четырех минут в матче против «Тампы». Правда, столичный коллектив тогда проиграл 2:3, а коэффициент полезности беларуса составил «-1».

Впрочем, на этом история взаимоотношений Протаса с сильнейшей хоккейной лигой мира не закончилась. До середины мая 2022-го Алексей сыграл за «Вашингтон» еще в 32 матчах и записал на свой счет три гола и шесть «ассистов». И это притом, что в течение сезона Протаса периодически отсылали в ахаэловский фарм «Вашингтона» – «Херши».

Сейчас 21-летний беларус готовится к новому сезону и надеется, что станет основным игроком клуба. Телеграм-канал «О, спорт! Ты – мир!» поговорил с Протасом о жизни в Вашингтоне, американцах и беларусах, дебюте в НХЛ и неожиданной встрече с соотечественниками в Миннесоте. «Трибуна» с разрешения канала перепечатывает интервью.

– Для начала расскажите, чем сейчас занимаетесь.

– 13 мая «Вашингтон» вылетел из плей-офф, поэтому и для команды, и для меня сезон закончился. Если бы команда играла дальше, то существовал бы вариант, что меня снова вызовут в коллектив. Но турнир для «Вашингтона» завершился. После этого я поехал в Вашингтон, побыл там несколько дней, улетел в Оттаву, там решил кое-какие вопросы с документами и уже 28 числа прибыл в Беларусь. Особо не отдыхал – 29 мая начал тренировки в Минске.

– Когда планируете возвращаться в США?

– Пока точных дат не знаю, но ориентируюсь на август. Так что возвращение еще нескоро.

Но, в отличие от прошлых годов, знаю, к чему готовиться, чего ждать. Определенный этап в карьере пройден, эмоциональный барьер переступил, поэтому возвращаться будет полегче. По крайней мере сейчас при мыслях о возвращении в Вашингтон нет никакого волнения и переживания.

– Плюс вы уже адаптировались к американской жизни и хоккею.

– Да, можно и так сказать. За несколько лет привык к жизни в США, чувствую себя комфортно в быту, понимаю менталитет американцев. Никаких проблем.

– И чем беларусы отличаются от американцев?

– Такой философский вопрос, на который сходу даже и не ответить. Могу лишь сказать, что в Беларуси, например, вряд ли может случиться так, что в обычном продуктовом магазине простой человек с тобой поздоровается, вы начнете разговаривать и чуть ли не станете приятелями. Американцы постоянно на позитиве, с улыбкой. Вот это, мне кажется, самое большое отличие от беларусов.

Плюс американцы, по крайней мере в моем коллективе, всегда стараются помочь. Помню, когда в сезоне была рождественская пауза, мне нападающий «Вашингтона» Том Уилсон написал, что если не с кем отметить праздники, то могу приехать к нему. Да и вообще парни давали понять, что если мне нужна какая-то помощь, то всегда могу обратиться – вообще никаких проблем.

– Комфортно в США вы себя чувствуете в том числе из-за отличного знания английского языка?

– На самом деле еще есть чему учиться. Когда общаюсь с людьми и в разговоре употребляются какие-то термины, то могу и не понимать. Но вот на бытовом уровне на самом деле все просто, в этом плане никаких проблем.

– Расскажите о своей жизни в Вашингтоне.

– Когда впервые попал в «Вашингтон», то вообще город не увидел из-за тренировок, матчей. Только в этом сезоне более-менее познакомился со столицей США. Честно скажу, город приятно удивил. Он очень зеленый, уютный. Несмотря на то, что столица, нет бешеных пробок. Вечером так вообще можно добраться в любую точку очень быстро.

– Можно ли провести параллель с каким-нибудь беларусским городом?

– Вряд ли. Даже если сравнивать столицы США и Беларуси, то в центре Минска, например, много высоток. В районе той же Немиги. А вот в Вашингтоне из высоток только офисы какие-нибудь. А так в основном не самые высокие дома.

– Есть уже любимые места в городе?

– Таких мест нет, потому что особо и не успеваю где-то подолгу сидеть. Когда заканчивается тренировка, прихожу домой, хочется отдохнуть, провести время с женой. Вечером что-нибудь поделаю – и уже спать. А когда игры в сезоне идут одна за одной, то вообще ни на что времени не хватает. Если же свободное время появляется, например, в выходные, то с женой стараемся найти новые неизведанные места в Вашингтоне. Мы предпочитаем ходить туда, где еще не были.

– А куда сразу надо идти, если попадаешь в Вашингтон?

– Естественно, Белый дом, Капитолий. Это очень красивые места. Обязательно нужно посетить авиационный музей. Я там еще не был, но слышал о нем очень много хорошего. А если хочется просто прогуляться, то в городе много парков, которые мне очень нравятся.

– Где вы живете в Вашингтоне?

– Во время сезона жил в гостинице, где номер снимал клуб. Жил совсем рядом с тренировочной ареной. До игровой арены – около 20-30 минут езды. Когда ездил туда, периодически в пробках приходилось постоять. К тому же добирался я самостоятельно – клубного автобуса в «Вашингтона» как такового нет. Так что периодически ездил на такси. А еще у меня был «Лексус», который дал Саша Овечкин. В течение двух месяцев ездил на этой машине, мне ее Саша дал, чтобы я кое-какие вещи перевез из Херши. А потом просто разрешил ездить на ней дальше. «Лексус» – машина, конечно, крутая, очень понравилась, тем более, объективно, постоянно ездить на такси – удовольствие недешевое. Думаю, когда вернусь в Вашингтон, что-то буду решать с собственным автомобилем.

– В США переехала и ваша жена?

– Да, когда только ехала, очень сильно волновалась, не понимала, как будет тут жить. Но буквально недельку пообщалась с женами других хоккеистов «Вашингтона», встретилась с ними, и сейчас очень комфортно себя чувствует. Насколько знаю, девушки к моей жене очень хорошо относятся. Но все же мы стараемся больше времени проводить вместе, гулять где-то. Тем более жена тоже работает – удаленно в IT.

– Когда ездили в такси или пешком передвигались по городу, люди узнавали?

– Нет, не настолько я знаменит еще в НХЛ :). Дай Бог, в будущем будут узнавать. А вот автографы после тех же тренировок периодически просили.

– Чувствуете себя полноценной частью НХЛ?

– Нет, конечно. Спасибо тренерскому штабу, всем ребятам, которые поддерживали и дали шанс прочувствовать атмосферу сильнейшей лиги мира, но, объективно, пока полноценной частью НХЛ я себя не чувствую. Очень рано про это говорить. Нужно многое доказывать, много работать. Так что поговорим об этом в будущем :).

– Тогда давайте вспомним ваш дебют в НХЛ. За сколько до матча вы узнали, что точно выйдете на лед?

– Да буквально за сутки до игры. В самом начала ноября я спокойно готовился к одному из поединков АХЛ, и на тренировке мне сказали, чтобы ждал звонка из «Вашингтона». Когда позвонили, мне сразу сказали, что через пару часов нужно вылетать в Тампу к команде. По сути, я даже толком не успел сообразить, что произошло. Собрал кое-какие вещи в отеле (мы тогда с женой жили в гостинице в Херши), позвонил родителям и улетел.

– Когда были в самолете, пришло осознание, куда летите?

– Когда я еще в 2020 году был на кэмпе «Вашингтона», мне тренеры говорили, что в НХЛ нужно быть готовым ко всему – никогда не знаешь, что завтра произойдет. В том числе нужно быть готовым к тому, что тебя вызовут в первую команду. Да, я был очень рад, но не скажу, что был вау-эффект, какой-то неимоверный восторг. Тем более я понимал, что старт в АХЛ у меня хороший, тренеры говорили, что могут вызвать в «Вашингтон».

– То есть дебют в НХЛ стал логическим продолжением сезона?

– Можно и так сказать. Для меня этот вызов особой неожиданностью не стал, поэтому не было какого-то волнения и переживания. Правда, когда зашел в раздевалку «Вашингтона», все равно был определенный мандраж. Но посмотрел на спокойных хоккеистов, увидел, что никто из них не напряжен, поэтому и сам более-менее расслабился.

– Как вы говорили, перед матчем волновались только о том, чтобы не упасть при прокатке круга новичка.

– Да-да. Мне еще Женя Кузнецов в раздевалке говорил: «Ты смотри, только не упади. А то такой позор будет» :). Вот это давление он на меня создал. Но, к счастью, все получилось нормально, прокатился. Что касается непосредственно матча, то никто меня не накачивал перед игрой, тренер сказал, чтобы показывал свой хоккей, ничего не боялся. Отметил еще раз, что меня вызвали не просто так в «Вашингтон», мне есть что показать. Вот я и старался демонстрировать то, что умею. Жалко, что матч и для команды, и для меня лично сложился не самым лучшим образом. Мы тогда проиграли «Тампе» на выезде, у меня показатель полезности «-1». Тем не менее после игры меня многие поддержали, никто ничего не сказал плохого. Конечно, я ожидал от себя другого дебюта, но это тоже опыт, нужно из всего делать выводы.

– Не было опасений, что после такого матча отправят обратно в АХЛ?

– Были, конечно. Тем более понимал, что меня же вызвали в «Вашингтон» из-за того, что один из основных игроков получил травму. Потом, когда этот хоккеист восстановился, меня же и отправили в АХЛ.

– Может сложиться впечатление, что вас вызывали только для того, чтобы закрывать бреши, появлявшиеся в связи с травмами партнеров.

– По сути, так и было. Центральный нападающий сломался – на его позицию вызвали меня. И так было несколько раз. Но я бы не говорил, что меня вызывали только для того, чтобы закрывать дыры. Вместо меня могли же позвать кого-то другого. Но нет, выбор падал на меня. Тренеры понимают, что из «Херши» нужно кого-то вызвать, они рассматривают кандидатов, и раз я хорошо начал сезон, обратили внимание на меня. Так что я свои заслуги не принижаю. Я всю жизнь трудился ради того, чтобы заиграть в НХЛ, так что, думаю, все по заслугам.

– Атмосфера на арене в Тампе, где дебютировали в НХЛ, не давила на вас?

– Нет, ни в коем случае. Болельщики, даже если играешь на выезде, только придают сил, мотивации, желания играть. Сколько на моем дебютном матче в НХЛ собралось людей, не помню, но, думаю, прилично, потому что в Тампе любят хоккей, там умеют болеть.

– А что скажете о домашней арене «Вашингтона»?

– Честно, даже и не вспомню, когда впервые в рамках НХЛ там сыграл (15 ноября «Вашингтон» обыграл «Питсбург» 6:1, Протас провел на льду 12:17 – прим.). Может, ничем в итоге тот матч и не запомнился, раз в памяти не отложился.

– Как вы психологически выдерживали постоянные ссылки в АХЛ и возвращение в «Вашингтон», перелеты?

– Перелетов не было, потому что от Вашингтона до Херши всего пару часов дороги, поэтому я садился в машину и быстро доезжал. Что касается смен лиг, то ничего страшного в этом не видел. Да, хотелось больше играть в НХЛ, но при этом я прекрасно понимал, что если сейчас дали шанс, то дадут и в будущем. Главное – продолжать тренироваться, играть, выкладываться. Такие моменты, наоборот, мотивируют, настраивают на позитив.

– Подспудно были готовы, что вас могут отправить в АХЛ?

– Да, не скрою. Повторюсь, хотелось бы сыграть за «Вашингтон» побольше, но получилось так, как получилось. Психологически я точно из-за этого не сломался. Что будет дальше, покажет время.

– Обязательно нужно вспомнить и вашу первую шайбу в НХЛ.

– Безусловно, это особенный день в моей жизни, один из лучших моментов в карьере. 28 ноября мы играли на выезде с «Каролиной», выиграли 4:2. Моя шайба получилась, может, немного курьезной, но от этого я не менее счастлив. И в предыдущих матчах имел моменты, чтобы отличиться, но никак не получалось. В поединке с «Каролиной» все-таки удалось. Пару раз пересматривал тот момент, да и дальше буду смотреть.

– Где та шайба?

– Не у меня, как ни странно. Персонал «Вашингтона» сразу забрал ту шайбу и, думаю, вскоре отдаст. Просто существует классная традиция. Если кто-то забрасывает дебютную шайбу в НХЛ, то ее забирают, потом делают специальную рамку, туда вставляют и саму шайбу, и протокол матча, и твою фотографию. И вот в таком виде все отдается игроку. Выглядит очень красиво, такой настоящий трофей. По-моему, все команды НХЛ так делают для своих хоккеистов.

– После того матча Овечкин в раздевалке вручил вам топор. Что это за награда вообще?

– Такой переходящий приз в «Вашингтоне», вручается после каждой победы игроку, лучше всех проявивших себя в атаке. А есть еще щит – он вручается тому, кто лучше всех действовал в обороне.

– Вы своей статистикой в НХЛ в завершившемся сезоне довольны?

– Оглядываясь назад, понимаю, что мог и забивать, и отдавать больше. Но я все равно рад тому, как сложился сезон. Тем более тренер «Вашингтона» мной, в принципе, доволен. Когда я уезжал в АХЛ уже заканчивать сезон, Питер Лавиолет сказал, что я стал большой частью коллектива, помог команде завоевать место в плей-офф. Что касается моего будущего, он ничего сказать не смог, но просто отметил, что если дальше буду работать, как прежде, буду развиваться, то снова окажусь в «Вашингтоне» в матчах НХЛ. Вообще, тренер меня постоянно поддерживал, на протяжении всего сезона. И разговаривал много со мной, и помогал, и объяснял что-то индивидуально.

– А кто-то из игроков брал над вами шефство?

– Такого игрока не было, все старались помочь. Больше всех, конечно, Том Уилсон – он всегда готов был посоветовать что-то, прийти на помощь. Плюс я, если меня что-то интересовало, спрашивал у русских ребят.

На протяжении сезона, кстати, постоянно был на связи с другими беларусами, которые выступают в Америке. Созванивался с Владом Колячонком, общался с Егором Шаранговичем и другими ребятами. Но вот встретиться нам так и не удалось – времени на это просто нет.

– Вы несколько раз входили в топ-3 по итогам матчей НХЛ. Что это дает кроме признания?

– Да ничего, просто отметили мой вклад в игру. Скажем так, легкое поощрения, никаких бонусов не предусмотрено. Выкатился на лед, поблагодарил болельщиков, может, бросил им шайбу – и все на этом.

– В начале января перед матчем в Миннесоте вы пересеклись с беларусскими болельщиками.

– О да, приятная была встреча. Тем более нечасто удается пересечься с беларусами в США. Живя в Вашингтоне, я вообще их не встречал. А тут – беларусы на трибунах в Миннесоте, очень классно. При этом я же их сразу и не заметил. На раскатке кто-то из ребят показал, что сидят такие болельщики. Я был очень удивлен и рад.

Подарил им шайбу, а они мне еще джерси перебросили для автографа. Вот даже не знаю, можно ли так делать по регламенту, но мне никто ничего потом не сказал, значит, все хорошо. С удовольствием расписался и отдал болельщикам. Рад, что сделал их счастливыми :). Да и для меня этот момент был одним из самых эмоциональных в тот вечер.

– Какие планы после возвращения в США?

– Если говорить о спорте, то, конечно, закрепиться в «Вашингтоне», стать основным игроком команды. Что касается быта, то нужно еще подучить английский, чтобы чувствовать себя в США максимально комфортно.

– Вы не исключаете, что со временем осядете в Америке и не вернетесь в Беларусь?

– Кто его знает, как повернется жизнь, сейчас очень тяжело рассуждать. Но исключать ничего нельзя.

Фото: Instagram Алексея Протаса

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты