Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Муть в арбитраже белфутбола: лучший судья-2020 чуть не довел до переигровки, Молоша забанили после желтой, а кто-то постфактум дописал фейковое удаление игроку «Витебска»

Муть в арбитраже белфутбола: лучший судья-2020 чуть не довел до переигровки, Молоша забанили после желтой, а кто-то постфактум дописал фейковое удаление игроку «Витебска»

...

Автор — Tribuna.com
5 июля 2022, 13:09
Муть в арбитраже белфутбола: лучший судья-2020 чуть не довел до переигровки, Молоша забанили после желтой, а кто-то постфактум дописал фейковое удаление игроку «Витебска»

19 июня в матче «Арсенала» и «Шахтера» судья Алексей Обелевский не заметил очевидную игру рукой футболиста «горняков» Ильи Черняка в своей штрафной. Арбитр мог реально не увидеть момент, так как находился в плохой позиции, линейный также не сигнализировал о фоле, хотя ракурс у него должен был быть лучше. Однако, комментируя ошибку бригады, экс-глава белсудей Андрей Чепа заявил: «Уровень судейства достаточно приличный. Кроме этой ошибки, не могу припомнить, какие еще ляпы были в текущем сезоне».

После 13-го тура так сказать точно нельзя. Он принес фэйл, который мог стоить переигровки матча. Другой случай взаимодействия с судьями, похоже, приведет к аннулированию результата – но тут они, кажется, обезопашены регламентом. Помимо этого, федерация выписала дисквалификацию человеку, которому судья показал только желтую в одном из недавних матчей – получается, еще один косяк. А в довесок кто-то то ли взломал, то ли очень странно воспользовался системой заполняемых рефери электронных протоколов – и теперь АБФФ собирается в так называемую милицию.

Разбираемся в неспокойных неделях судейского корпуса белфутбола.

«Арсенал» мог бы требовать переигровки матча с «Белшиной», если бы не заставил Стецурина одуматься со временем

2 июля в Бобруйске серьезно повело Сергея Стецурина – арбитра, которого Беларусский фонд спортивной солидарности в прошлом году в своем докладе обвинил в обеспечении нужных АБФФ результатов. У рефери в биографии хватает спорных решений – удаление Игоря Стасевича и лишь одна добавленная минута для БАТЭ в концовке чемпионата-2020 (что не помешало АБФФ признать арбитра лучшим в том сезоне), неудаление прыгнувшего ногой на уровень головы соперника Дембо Дарбо в прошлогоднем матче БАТЭ и «Шахтера», штрафной вместо пенальти за фол на Душане Бакиче в матче месячной давности «Шахтера» с минским «Динамо».

Казалось, свежий матч «Белшины» и «Арсенала» пройдет без эксцессов, но таковой ждал в самом конце. Четвертый судья Дмитрий Дубатовка на табло показал, что Стецурин добавляет к основному времени матча пять минут, но рефери выдал финальный свисток к концу четвертой. Такой расклад, мягко говоря, не устроил «Арсенал», уступавший 0:1 – игроки и прибежавший на подмогу со скамейки представитель клуба начали активно спорить со Стецуриным. Тот вскоре признал ошибку, убрал всех посторонних и возобновил встречу спорным мячом. Но голов за «доигранное» время не случилось – «Белшина» таки оформила победу 1:0.

Правда, на деле «Арсеналу» было стратегически выгодно сделать вид, что они ошибки судьи не заметили – дальше у них было бы широкое поле для жалобы. Ведь в действующих правилах игры в футбол, а именно в правиле 7 «Продолжительность матча» есть два весьма важных тезиса: «Добавленное время может быть увеличено судьей, но не уменьшено», и «Недоигранный матч переигрывается, если регламент или организатор соревнований не определил иного». В регламенте АБФФ есть указания, что матч надо доиграть с минуты остановки из-за метеоусловий или темноты при поломке электроосвещения, а также что матч не надо доигрывать при серьезном вмешательстве третьих лиц или крайней недисциплинированности игроков (потом определят, кому засчитать техническое поражение) – а вот о недоигровке из-за ошибки судьи не сказано ничего. Соответственно, в дело вступают вышеуказанные правила игры – о переигровке.

Впрочем, при большом желании «Арсенал» может и сейчас упирать на несправедливость хронометража Стецурина – от момента возобновления игры до его второго финального свистка прошла не минута, а около 55 секунд.

Ковалевич винит судью, что он не заметил нарушения лимита на легионеров – хотя он и не должен

Еще один скандал, как оказалось постфактум, случился 3 июля в Гомеле. Там «Неман» нарушил лимит на легионеров – так мы продолжаем называть его в обиходе, хотя уже несколько сезонов это по факту лимит на беларусов. В регламенте нынешнего сезона (который АБФФ, к слову, не посчитало нужным публиковать в открытом доступе) указано, что на поле в составе любой команды одновременно должно находиться как минимум семь граждан Беларуси. Если переводить на лимитное значение – не более четырех неграждан (понятие «легионер» в регламенте осталось, но в вопросе выхода на поле оно уже по факту ничего не значит).

У «Немана» к 77-й минуте матча с «Гомелем» на поле было ровно семь граждан Беларуси, после чего тренерский штаб Игоря Ковалевича заменил Павла Савицкого на ивуарийца Седрика Куадио. Савицкий, к слову, был чем-то недоволен и ударил рукой по скамейке.

Примерно такой же настрой должен был быть у тренеров «Немана», когда они поняли, что произошло. Через четыре минуты состав начал снова вписываться в лимит (кыргызстанский игрок «Немана» Алимардон Шукуров был заменен на беларусского футболиста Максима Яблонского), но факт нарушения не зависит от его длительности. Ковалевич после распространения новости в очередной раз наехал на судей и других официальных лиц: «Есть официальный протокол матча, который подписали и главный судья, и инспектор, и делегат. И разбирательства начинаются только на следующий день. Федерация боится сказать, что ни главный судья, ни инспектор – никто ничего не заметил, и у них все было нормально».

Вот только по регламенту судьи должны проверять только техническую правильность протокола – а вот ответственность уже за соблюдение правил допуска к матчу несут клубы. Как нам удалось узнать, судьи на инструктажах от АБФФ в последние годы получают указания, что при возникновении каких-то подозрений о легитимности замен командам можно подсказать, а вот запрещать – нельзя: пусть представители клубов делают, как хотят, если отвечать все равно им. Так что ни четвертый судья Никита Кабак, ни бригада Игоря Шумилова, ни инспектор Бронислав Ясинский, ни делегат Светлана Гринкевич наказаны АБФФ явно не будут. В отличие от «Немана» – по регламенту за любое нарушение лимита (как на легионеров, так и на молодых игроков) клубу должно быть засчитано техническое поражение, и вряд ли федерация отступит.

Любопытно, что единственный пока в истории ЧБ «технарь» за нарушение ограничения по иностранцам принадлежит тоже «Неману». В мае 2009-го в гостях у «Гранита» гродненцы сыграли 1:1, но штаб Олега Радушко в добавленное время вместо беларусского игрока Ивана Денисевича выпустил Артема Осипова из Латвии – и иностранцев стало все так же пять вместо разрешенных четырех. «Неман» понял все моментально и на той же 92-й минуте провел еще одну замену на (бразильца Николаса Сеолина заменил беларусский футболист Сергей Левицкий), однако между этими событиями игра под управлением бригады Александра Чебыкина продолжалась – и на основании этого АБФФ засчитало 0:3. Апелляции «Немана» ни к чему не привели, хотя тогда в регламенте напрямую такого строго наказания за пренебрежение лимитом прописано не было.

Молоша дисквалифицировали, хотя во время матча он увидел лишь желтую

Еще один тренер соперников «Гомеля» пострадал из-за перенесенного матча 9-го тура 29 июня. Тогда возглавляющий «Торпедо-БелАЗ» Дмитрий Молош явно хотел быстрее вернуть мяч своей команде – она уступала, а арбитр Сергей Чистов свистнул фол в пользу жодинцев. Однако получилось все не очень красиво – Молош заступил на поле, где в это время мяч в рамках маленьких футбольных хитростей сопровождал, но не трогал защитник «Гомеля» Сергей Матвейчик. В итоге тренер зарядил сопернику по ногам.

Чистов за эпизод показал Молошу желтую карточку – по протоколу она предъявлена «за неспортивное поведение», и никак иначе во время матча коуч наказан не был. Однако 4 июля на матче со «Слуцком» Молоша не оказалось на скамейке запасных – а пришедший на пресс-конференцию его помощник Виталий Казанцев заявил о дисквалификации шефа, хотя АБФФ о ней не сообщала. «Все мы в шоке от того, что ему выписали дисквалификацию за такой момент. Он пытался отдать мяч нашему футболисту, потому что мы проигрывали. Да, свалил игрока, но его не видел. Написали «за выход из технической зоны». Дали два матча дисквалификации. Считаю такое необоснованным, мягко говоря», – сказал Казанцев.

А нам остается констатировать, что решение Чистова признали ошибочно мягким – дисквалификация обычно следует после удалений, а никак не желтых.

В электронной системе возникло фейковое удаление – арбитр (фиксировавший тот самый офсайд Бахара) уверяет, что он такого не вносил, АБФФ хочет обратиться в органы

До кучи стало известно, что в протоколе матча «Витебск» – «Торпедо-БелАЗ» (0:1), который состоялся 17 июня, постфактум возникла фейковая красная карточка – запись об удалении Романа Лисовского, которого не было. Она появилась в электронной системе судейских протоколов Comet 1 июля и была внесена с аккаунта лайнсмена встречи Андрея Гетикова. Однако сам арбитр, по словам главы департамента судейства и инспектирования АБФФ Франца Летяго, уверяет, что никаких удалений в систему не вносил. «Мы отправили запрос на уточнение IP-адреса, с которого было произведено вмешательство. Как только мы получим информацию, обратимся в органы. Уверен, службы найдут человека, виновного в данном факте, и тогда мы уже узнаем, откуда у него был доступ к аккаунту Гетикова. Мотивация? Навредить «Витебску» и федерации», – заявил Летяго.

На вопрос о том, мог ли Гетиков сам кому-то дать данные для входа, Летяго сказал, что «сомневается в этом».

45-летний Андрей Гетиков – опытный гомельский лайнсмен, с 2011-го имеет категорию FIFA, судил матчи группы Лиги чемпионов и плей-офф ЛЕ в бригаде Алексея Кульбакова, а в 2019-м получил еще и тренерскую категорию. Пожалуй, самое известное его решение – зафиксированный офсайд Ивана Бахара весной 2020-го в кубковом матче минского «Динамо» и БАТЭ, когда гол мог перевернуть исход встречи. Решение было правильным, но сложным в объяснении – потому тренировавший тогда «Динамо» Сергей Гуренко намекал на взятки и в ярости атаковал дверь, а так называемый министр спорта Сергей Ковальчук сразу же потребовал к ответу главу АБФФ Владимира Базанова – и тот справился с очень большим трудом.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты