Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Похоже, за грязные смс студенткам из вуза вылетел экс-директор «Витебска»: с братом Недосекова атаковал Дулуба, бесил игроков, продавал клуб за 3 млн долларов

Похоже, за грязные смс студенткам из вуза вылетел экс-директор «Витебска»: с братом Недосекова атаковал Дулуба, бесил игроков, продавал клуб за 3 млн долларов

...

Автор — Tribuna.com
8 июля 2022, 05:48
3
Похоже, за грязные смс студенткам из вуза вылетел экс-директор «Витебска»: с братом Недосекова атаковал Дулуба, бесил игроков, продавал клуб за 3 млн долларов

Помните такого?

7 июля «Зеркало» рассказало, чем завершилась неприглядная история в Витебском государственном медицинском университете. Суть ее была в том, что на свет прорвалась история о многолетних намеках местного преподавателя физкультуры на секс в адрес молодых студенток – присутствовали скриншоты переписок, на которых все было достаточно очевидно.

Как узнало издание в разных источниках, преподаватель потерял место в университете – то ли был уволен, то ли написал заявление сам. «После всего того, что вы сделали, мне не хочется с вами разговаривать. Это хорошо спланированная акция, за которую люди будут отвечать», – все, что сказал «герой» по этому поводу.

«Зеркало» не называло имя преподавателя, но у желающих его определить были все вводные – само издание упоминало, что работнику кафедры медицинской реабилитации и физической культуры 69 лет, а 28 июня, когда он был еще более разговорчив (и тоже все отрицал), приводило такие его слова: «Это чистой воды подстава! Я 23 года проработал в этом вузе, возглавлял кафедру – за это время ничего такого не было». А работа на кафедре с 1999 года и должность заведующего 11 лет из этого стажа есть в биографии только у одного преподавателя. Его зовут Виталий Столбицкий – и в белфутболе он давно известен по работе в футбольном «Витебске», где при нем было безденежье, помощь брата Недосекова в разбирательствах с Олегом Дулубом и журналистами goals.by и много других эпичных историй. Что ж, вот и повод их вспомнить.

Вообще Столбицкий – мастер спорта по боксу, и диссертацию на кандидата педагогических наук защищал именно по этому виду. Но в 2002-м внезапно мелькнул в «Витебске» (еще под названием «Локомотив-96») – был там тренером-консультантом и, как сам рассказывал, «впервые протестировал по физической, функциональной, технико-тактической подготовке, из которых только 8 соответствовали требованиям» (каким, не уточнялось). Впрочем, через пару месяцев, после матча, в котором «выигрывали до 70-й минуты у БАТЭ», Столбицкому указали на дверь, а в конце сезона команда вылетела в Д2.

В начале 2010-го случился второй приход Столбицкого в «Витебск» – уже в качестве директора, ради чего он оставил должность завкафедры (но преподавателем остался). За три сезона работы управленец прославился на весь белфутбол – правда, исключительно со знаком минус. «Главный виновник витебского хаоса. Не понимаю, как такие люди вообще в футбол попадают. Я был двумя руками за его увольнение!» – говорил игрок «Витебска» тех времен Андрей Распопов. «Мы же даже подписи собирали против него, но никакого толка. Ходили слухи, что он очень крепко с кем-то из верхушки дружил», – добавлял вратарь команды образца 2011-го Максим Моисеев. «Ты спрашивал что-то, он пару раз уходил в сторону, а потом говорил: «Так, мне уже пора», – и уходил. Все сидели и не понимали, что вообще произошло. Столбицкий настолько легендарен, что затмить его уже никто не сможет. Даже не стоит никого ставить рядом», – подытоживал Илья Трачинский.

Столбицкий запомнился своей любовью к требованиям от футболистов и тренеров по подписанию или написанию различных бумаг. На его имя составлялись объяснительные, почему команда «невыразительно выступает», зачем в интервью было заявлено, что на тренировочном поле невозможно заниматься, или по какой причине человек отказывается подписывать какой-то документ. А в 2011-м директор придумал указ, по которому экономическую информацию о клубе нельзя разглашать в течение пяти лет.

Разработал управленец и уникальную систему премиальных: «Победа — миллион [неденоминированных] рублей. Ничья? Там система. Если проигрываешь, но в итоге сравниваешь счет, то получаешь 30 процентов от общей суммы. Если наоборот – 10 процентов. Выходишь на замену – свои расценки. Вот за ничью с «Нафтаном» один наш парень заработал 20 тысяч [неденоминированных] рублей (в районе четырех долларов – Tribuna.com). За БАТЭ ребята основы получили 100 тысяч – борисовчане ведь отыгрались», – рассказывал Белоусов. А еще можно было урезать зарплату за «снижение спортивного мастерства».

Правда, когда Столбицкий перестал быть директором, то начал... помогать подававшим против него заявления в АБФФ. «Не выплачивал команде премиальные, а когда сам покинул клуб... Мы в Д2 11 матчей подряд выиграли, думали, что накосили бабла, а потом нам не дали ничего. Ну, мы и подали в КДК. И тут на заседание приходит Столбицкий. Юрист клуба говорит, что по премиальным нет документа – Столбицкий открывает свою папку: «Я сам подписывал его. Вот он». Юрист еще пытался в чем-то возразить – Столбицкий опять что-то достал из папки. Удивительная была ситуация», – вспоминал Трачинский.

Столбицкий не раз пытался вмешиваться в тренировочный процесс – свидетели тех времен называли среди идей директора тренировки вратарей совместно с полевыми игроками, а тех, кому что-то не нравилось, директор мог позвать решить вопросы раз на раз (о огласившихся неизвестно). «Придумывал какие-то тесты для игроков. Говорил, будто для какой-то научной работы. Перед тренировкой мог прийти и сказать, чтобы мы сдавали прыжки: с места, с левой ноги, с правой, с двух и пятерной прыжок. Все результаты записывал», – рассказывал Моисеев.

Не обходилось и без оригинальных советов. «Леше Белоусову, поигравшему за «Шахтер» и минское «Динамо», Столбицкий говорил: «Смотри, соперник тебя оббегает, а ты его локоточком – бам, и все!» Мы офигевали. Часто говорил: «Вы когда бегаете, держите руки как боксеры! И локоточками в сторону – раз!», – делился Трачинский. А витебский журналист «Прессбола» Александр Шилович рассказывал, что в начале своего директорского пути Столбицкий удивлялся – мол, зачем тогдашний тренер клуба Юрий Коноплев так неэкономно берет на выезд 18 человек, если на поле столько выйти не может?

Шилович вообще стал одним из главных противников директора, подсвечивая его действия в отчетах о матчах «Витебска» – в 2010-м оказывалось, что Столбицкий перестал обеспечивать питанием игроков, которые получали травмы, а «тренеры основы не кушают три дня, дабы потом изыскать возможность накормить судей», зато тренер дубля Александр Синковец получает на уровне помощника Коноплева Сергея Вехтева. Ну а в октябре 2010-го в очередном тексте репортер просто разгромил управленца: «Синковец – муж дочери Столбицкого от первого брака. О творческом потенциале этого тренера говорит крылатое обращение: «Э-э, чувак, скажи тому чуваку…» У футбольного корытца на полставки уже и гражданская супруга нашего босса. Сам Столбицкий — трудоголик-«стахановец»: 1,5 ставки в футбольной вотчине, 0,5 ставки в медуниверситете. Глядишь, местная спортвертикаль ЦСК «Витебский» передаст под крыло дистрофичного ФК. Сей бюджетный астматик имеет только долгов по премиальным под 300 миллионов [неденоминированных беларусских рублей], но разевает роток на чужой пирожок».

Столбицкий в ответ на это собрал специальную пресс-конференцию, где заявил, что Синковец его родственником не является, а просто отлично управлял командой на республиканской спартакиаде медицинских вузов (вполне достаточно для прихода в клуб высшей лиги, и правда), сам директор получает «меньше тысячи долларов», а его жена вообще «пришла помогать в клубный отдел кадров за тридцать рублей». Признал Столбицкий только один выпад Шиловича – что как-то управленец перепутал аут с офсайдом. При этом директор подчеркивал свою роль в жизни клуба: «Что я лично сделал для «Витебска»? Все. «Пробивка» финансов, условий работы, организация, суды… Главное – то, что ФК «Витебск» сезон-2010 играет в высшей лиге».

В 2010-м единственной вылетевшей из Д1 командой стал «Партизан», а «Витебск» в подвальных разборках даже выбил 9-е из 12 мест в итоговой таблице. Но от заявленной невесть с чего Столбицким борьбы за верхнюю шестерку было очень далеко – и Коноплева сменил Сергей Боровский. В помощники себе он затребовал Олега Дулуба – директор не очень этого хотел, но согласился. Состав пришлось собирать практически заново – из «Витебска» в межсезонье ушла почти вся основа и не только. Из-за безденежья были доступны только свободные агенты – а еще клуб не мог пользоваться искусственным полем, переданным на его баланс, так как не было средств на включение электроподогрева.

Новый «Витебск» заранее записали в аутсайдеры, хотя Столбицкий хотел борьбы за пятое место. Предсказуемо не получилось – в 21-м из 33 туров «Витебск» проиграл занимавшее последнее место «Днепру», до которого осталось лишь четыре очка, Боровский счел, что задачу выполнить уже нельзя, и подал в отставку. На прощание тренер выдал яркую речь: «Финансовое положение ухудшается. В Минск [на игру с «Динамо»] поедем в день матча. Как думать об очках в такой ситуации? Мы стараемся, но и нам нужно помогать. Я бы хотел у [критиковавшего беларусских тренеров тогда возглавлявшего сборную Беларуси Бернда] Штанге спросить, как бы играла его команда, когда ее кормят на пять долларов в сутки, а в день игры нужно ехать на матч за 300-400 километров? Какой бы он уровень показал?».

Главным стал поднятый из дубля Синковец – Столбицкий заявил, что «мы считаем, что его кандидатура лучше Дулуба», выезды в день игры «не от хорошей жизни», а потому, что «половину бюджета (оценивался в 1,4 млн долларов) нам просто недодали», а у клуба «предусмотрено двухразовое питание, созданы великолепные условия».

Дулуб вскоре тоже ушел, а следом рассказал много интересного: «5 июля мне и Боровскому приказом без номера объявили выговор и срезали зарплату на 50 процентов – после письменных возражений взыскания сняли тоже приказом без номера, сказав, что они все равно проводятся задним числом. Потом Столбицкий сказал Боровскому: «Мы с тобой не сработались — пиши заявление об уходе». В приватной беседе добавил, что ему все равно, вылетит ли команда из высшей лиги. Основной целью Столбицкого являлось продвижение Синковца на пост главного тренера. В 2010-м не получилось, потому что у Синковца не было нужной категории, а АБФФ не пошла навстречу. С ним все стало понятно за одну тренировку. На теории убедился — человек рассуждает о вещах, которые ему совсем непонятны. Не увидел, чем я, специалист категории «А», могу помочь учителю физкультуры. Зарплата в клубе выплачивается вовремя, но футбол ведь не только на этом строится. Команду делят на пять кланов, и в каждом у Столбицкого есть свой осведомитель. Футболисты, приезжая за два часа до начала матча с минским «Динамо», идут в киоск покупать пакетик кофе – это не уровень высшей лиги. Менеджмент в «Витебске» отсутствует. Вылет – вопрос времени».

Отдельный перл – задача Боровскому незадолго до увольнения: «В оставшихся трех турах второго круга не проиграть ни одной встречи и набрать шесть очков. Как ее выполнить? Две победы и поражение - нельзя проигрывать, победа и две ничьи - пять очков... Вот что делать?».

В конце 2011-го «Витебск» с Синковцом вылетел из элиты – уступил в переходных матчах «Партизану». «Витебск проиграл, когда натянул шутовской колпак на директорское кресло. Выезд в день игры за 300 километров в шесть утра – это серьезно? ФК «Столбицкий» — позорный сорняк-паразит, пустивший корни в северных широтах. Первая лига — закономерная клизма для всех нас», – отозвался Шилович.

А Столбицкий уже после вылета пытался разобраться в АБФФ с Дулубом – хотел возврата денег, потраченных «Витебском» на обучение тренера, и вообще объявления коуча за интервью персоной нон грата. То заседание комитета по статусу и переходам футболистов запомнилось наездами заместителя Столбицкого, которым оказался Вячеслав Недосеков – старший брат ныне прыгуна в высоту и ярого адепта Лукашенко Максима. Функционер вопрошал у прибывших журналистов goals.by, даны ли комментарии Дулуба слово в слово (пришлось просвещать его о некоторых различиях устной и письменной речи), называл словосочетание «учитель физкультуры» обзывательством и заявлял, что «фразой «Менеджмент в «Витебске» отсутствует» вы нанесли ущерб, написав не ФК «Витебск», а «Витебск», то есть менеджмент отсутствует в городе Витебске» (то, что город не кавычился бы, он, кажется, так и не понял).

Однако в словах Дулуба обнаружилась лишь одна существенная неточность – на 50 процентов срезали не зарплату, а премию. За это Дулуба предупредили, а остальные претензии «Витебска» отклонили.

Несмотря на вылет «Витебска», Столбицкий остался на посту директора. Тренером снова стал Коноплев – он простил директору слова, что он не тренер уровня высшей лиги, и принял зарплату в два раза меньше обещанной. Коуч смог привести новый состав безденежной команды к третьему месту в Д2 (всего на очко отстав от второго, дававшего право на переходные матчи). После сезона Коноплев итожил его так: «Результат нормальный? Супернормальный! Вспомнить, как мы готовились: четыре недели бегали по колено в снегу. Даже костюмы тренировочные не покупали. Игроки выходили на тренировку кто в чем: красные, зеленые, черные. Деньги? Отпускные и премиальные нам остаются должны. Было ли в Витебске хуже, чем сейчас? Не было».

В том году директор настолько рассорился с управленцами ЦСК «Витебский», что первые домашние матчи сезона команда проводила в Орше – там было дешевле по аренде. В разгар сезона «Витебск» всерьез собирался бойкотировать матч с «Лидой» – потому что директор пообещал отдать премиальные за первый круг в случае двух побед подряд, а после выполнения условий не сделал этого. Если в 2010-м Коноплев жаловался на отсутствие заезда на базу перед игрой, но игроков хотя бы собирали по городу на автобусе, то к концу правления Столбицкого футболисты добирались до клуба сами – кто на городской маршрутке, кто на трамвае.

В начале 2013-го с директором все-таки не продлили контракт – в горисполкоме Витебска прокомментировали, что «год назад решили предоставить ему второй шанс, но он им не воспользовался». Памятником эпохи Столбицкого, который как-то заявил, что «сам себя бы продал, чтобы у «Витебска» были деньги», стал вышедший за его подписью на клубном сайте в 2011-м текст, предлагавший всем желающим стать единоличными владельцами клуба за 3 миллиона долларов, которые якобы позволят стать призерами ЧБ (хотя по расчетам самого Столбицкого даже для бронзы надо было минимум 2,5 миллиона), так как «уровень спортивного мастерства беларусских футболистов достаточно низок».

Ставший следующим директором Юрий Комиссаров сходу заявил: «Столбицкий отвернул нас от всех, придется со всеми выстраивать отношения по-новому». При нем «Витебску» хотя бы стали чистить поле от снега трактором, но с финансами снова все было неладно – и в середине 2013-го директором стал выходец из МЧС Николай Вайтюховский, остающийся на посту по сей день. А Столбицкий выпал из нашего поля зрения почти на десять лет – чтобы вот так нежданно вернуться.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты