Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Экс-тренер «вышки» атаковал ЛГБТ, защищая сборную Беларуси (вот уж дивная связь) – добавился в давний тренд, с которым в Европе точно вылетел бы с работы

Экс-тренер «вышки» атаковал ЛГБТ, защищая сборную Беларуси (вот уж дивная связь) – добавился в давний тренд, с которым в Европе точно вылетел бы с работы

Впрочем, работы у Александра Бразевича сейчас и так нет.

Автор — Tribuna.com
20 октября 2022, 10:29
1
Экс-тренер «вышки» атаковал ЛГБТ, защищая сборную Беларуси (вот уж дивная связь) – добавился в давний тренд, с которым в Европе точно вылетел бы с работы

17 октября на госТВ показали очередной выпуск программы, где спортивные комментаторы обсуждают беларусский футбол. В этот раз в студии «Беларусь 5» рядом с ними был Александр Бразевич – тренер, в конце августа расставшийся со «Слуцком» после того, как команда проиграла восемь раз на отрезке в девять матчей «вышки». Бразевич пришел с тетрадкой для записей, пространно отвечал на вопросы и в один момент вывернул с темы своей работы на общие – начал с того, что защитил расширение Д3, посулив, что вследствие реорганизации второй лиги «из-за массовости футболисты придут, мы пласт периферии расшевелим». Походя большое недовольство тренер выразил критикой реформ – правда, аргументацию не подвез: «Надо подождать немножко, а мы хаем: ой, кто-то не приехал, разница больше, чем в семь мячей... Ну и что? Что в этом ужасного?».

С таким подходом стал спорить даже сотрудник госТВ Сергей Мацкевич – сказал, что белфутбол уже 10 лет не показывает ничего большого, и куда уж дальше ждать. Бразевич в ответ заявил, что он верит в сборную Беларуси уже в ближайшей квалификации к Евро-2024 (хотя даже возглавляющий «националку» Георгий Кондратьев не разделяет подобного оптимизма), призвал «не шарахаться в кадровых решениях» и «всем вместе сосредоточиться на том, чтобы разбудить в футболистах веру в себя». Но развязка у мотивационного спича тренера оказалась максимально неожиданной – он зачем-то противопоставил сборной Беларуси вообще никак не вытекавшую из логики повествования социальную группу. Почему Бразевич упомянул ее, остается лишь догадываться – может, она у тренера по неким дремучим представлениям воплощает зло, может, по каким-то неведомым причинам ассоциируется именно с белфутболом.

«Давайте не будем раздувать вокруг сборной нездоровый ажиотаж. Давайте немножко добрее. Просто чуть добрее, чуть толерантнее. Радикализм давайте в другом проявим – в отношении ЛГБТ, в отношении каких-то других проявлений жизненных, более неприятных. А здесь я бы хотел больше тепла, больше доброты. Есть же банальное такое высказывание из детства моего: «Если человеку 20 раз говоришь, что он свинья, то он захрюкает», – внезапно заявил Бразевич. Ни у кого в студии не нашлось ни слова о том, что в нынешнее время такое высказывание, мягко говоря, странное – дело просто перешло к сюжету о «Шахтере» и минском «Динамо».

Такой призыв Бразевича (а использование повелительного наклонения глагола – это однозначно призыв) прокомментировал журналист Владислав Татур, отметивший шутку из комментариев, что тренер мог просто перепутать аббревиатуру с АБФФ. Татур назвал Бразевича «весьма посредственным» специалистом и предположил, что высказывание является «попыткой тупым способом напомнить о себе».

Если бы Бразевич прямо сейчас работал в клубе из системы АБФФ, а его слова услышали бы европейские функционеры, они вполне могли бы потребовать наказания для тренера, ведь борьба с гомофобией – одно из ключевых социальных направлений УЕФА. Однако даже в толерантной Западной Европе тема ЛГБТ вызывает достаточно много споров, по крайней мере, в одной из частей – напомним, что аббревиатура задана по словам «лесбиянки», «геи», «бисексуалы» и «трансгендеры».

Как раз по поводу трансгендеров в спорте единого мнения в европейском, да и в мировом спорте нет. Ведь по умолчанию мужчины соревнуются с мужчинами, а женщины – с женщинами, и стремление мужчины, сменившего пол, выступать среди женщин вызывает обоснованные опасения в несправедливом преимуществе. В 2021-м такое выступление человека, родившегося мужчиной, в женском турнире впервые в истории случилось на Олимпиаде – правда, все попытки Лорен Хаббард в состязаниях по тяжелой атлетике оказались безрезультатными. Это не помешало тому, что новую политику МОК по широкому доступу трансгендеров в женский спорт раскритиковали представители различных международных федераций – 38 из них даже подписали письмо, в котором заявляли о «риске возникновения нечестной конкуренции». В апреле этого года Международный союз велосипедистов, а затем и Федерация велоспорта Великобритании отказались допускать к женским гонкам трансгендеров после того, как попытка туда попасть после смены пола была осуществлена Эмили Бриджес (на счету несколько юниорских рекордов в мужских соревнованиях).

Но в целом как людям, которых часто не принимают закостенелые представители общества, трансгендерам и тем, кого в наших широтах принято клеймить «нетрадиционной ориентацией», в европейском спорте адресуется поддержка. Только несколько примеров из последнего времени: болельщики «Арсенала» и «Ливерпуля» летом при поддержке клубов присоединялись к «Маршам гордости», посвященным теме нормальности существования ЛГБТ-людей, в чемпионате Франции клубы в одном туре выходили на поле с плакатами «Гей или гетеро, мы все носим одну форму», форвард испанского «Атлетико» Антуан Гризманн покрасил волосы в цвета радуги.

Впрочем, позиция УЕФА на эту тему неоднозначна – организация очень боится заодно соприкоснуться с политикой (а этого она не хочет настолько, что готова годами игнорировать очевидное госрегулирование в АБФФ). Организация летом 2021-го во время Евро даже заводила дисциплинарное дело на капитана сборной Германии Мануэля Нойера – он в поддержку ЛГБТ надел радужную повязку, а УЕФА рассматривал жест как политический, впрочем, в итоге передумал. Громкий скандал случился, когда Германия на том Евро в Мюнхене играла с Венгрией, чьи фанаты отличались гомофобными кричалками, а премьер-министр страны и друг Лукашенко Виктор Орбан незадолго до того подписал закон о запрете «ЛГБТ-пропаганды». Но УЕФА запретила делать на стадионе в Мюнхене радужную подсветку – глава организации Александер Чеферин заявлял, что это был бы «жест против Орбана», а значит, ненавистная политика. В итоге во время матча подсветку в поддержку ЛГБТ включили на куче других немецких стадионов, а «Барселона» и «Ювентус» поддержали это начинание в своих соцсетях. УЕФА же впоследствии наказал Венгрию двумя матчами без зрителей по совокупности с расистскими кричалками болельщиков.

Если кто-то не гомофоб, а просто не хочет поддерживать ЛГБТ публично, в этом нет проблемы – человека никак не наказывают. Совсем недавно капитанящий в нидерландском АЗ турок Оркун Кекчю по религиозным убеждениям отказался надевать радужную повязку на матч чемпионата – и ее просто на один матч передали другому игроку. А когда в мае игравший за ПСЖ сенегалец Идрисса Гуйе (фамилия которого во французском произносится очень похоже на слово «гей») из личных принципов отказался выходить на матч, в котором все футболки были с номерами в цветах радуги, он реально просто пропустил одну игру – а уже в следующей вновь вышел на поле. Министр спорта Франции Роксана Марасиняню тогда, отметив, что лично для нее такое решение игрока «прискорбно», напомнила что во Франции «демократия, поэтому игрок может отказаться надевать такую майку».

Среди болельщиков настроения бывают совсем разные. Вот в октябре легенды испанского футбола Икер Касильяс и Карлес Пуйоль узнали, во что в современном обществе выливаются неуместные шутки – потеряли на двоих миллионы подписчиков после внезапного юмора на тему того, что могут являться геями (Касильяс все списал на взлом аккаунта, но это не помогло). Однако писавшие о ситуации медиа подчеркивали и то, что в ответах футболистам в соцсети было множество гомофобных высказываний. А, согласно недавнему исследованию ФИФА, гомофобные оскорбления были самыми популярными в адрес участников последних финалов Евро-2020 и Кубка Африки, причем в целом оскорбляли более половины игравших там футболистов.

Бывают и истории, аналогичные случаю Бразевича – гомофобными высказываниями отличаются тренеры. Только в Европе они мгновенно теряют работу (впрочем, ее у беларусского коуча сейчас все равно нет). Так, в апреле 2021-го немецкая «Герта» уволила венгерского тренера вратарей Жолта Петри, который заявил одному из медиа на Родине, что не понимает, с чего это земляк-вратарь Петер Гулачи поддерживает «гомосексуалов, трансвеститов и других людей разных гендеров» (такое смешение абсолютно разных понятий в одном ряду оскорбительно и само по себе). А в нынешнем году «Бирмингем» расстался с главным тренером женской команды клуба Маркусом Биньо, так как он применял «оскорбительные выражения» по поводу ориентации футболисток.

В Беларуси на данный момент гомофобия – распространенный симптом, а попытка поговорить о том, что ориентации бывают разные, с большой вероятностью наткнется лишь на ответное обвинение в принадлежности к ЛГБТ (что для многих в социуме все еще равноценно некому преступлению). Это неудивительно, учитывая давнее и сильное влияние российского сегмента. В тамошнем спорте, к слову, в сентябре запретили бразильскому игроку Педриньо писать имя на футболке, а футболист передал объяснение «Локомотива»: проявляется ассоциация с геями – и это «не очень».

О нетолерантности белспорта уже был повод вспомнить в мае этого года, когда слово «голубые», распространенное в русскоязычной среде как обидное именование для геев, главный тренер «Немана» Игорь Ковалевич использовал для критики судей (не потому ли ныне Татур предсказывает Бразевичу Гродно как один из вариантов продолжения карьеры). При этом, по сведениям различных источников, в белспорте есть и геи, и лесбиянки, и бисексуалы – о некоторых знают в среде, а существует и большой пример открытого «нетрадиционализма»: баскетболистка сборной Беларуси Татьяна Лихтарович несколько лет рассказывала в соцсетях об отношениях с девушкой. На настрои в целом это, однако, влияет не сильно.

Остается заметить, что призыв Бразевича к радикализму (а это уже больше, чем шутки или даже пренебрежение) в отношении ЛГБТ можно расценить и как попытку разжечь вражду по признаку «социально-групповой идентификации» – а за это можно получить до пяти лет лишения свободы. Впрочем, в нынешней Беларуси уголовным кодексом надежно защищена лишь одна социальная группа – адептов Лукашенко.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты