Tribuna/Футбол/Блоги/Ваўка ногі кормяць/«С каждым матчем нарастает ажиотаж». Репортаж, который, возможно, заставит вас полюбить белорусский волейбол

«С каждым матчем нарастает ажиотаж». Репортаж, который, возможно, заставит вас полюбить белорусский волейбол

Жираф Жора обманывать не станет.

Автор — Скай Волк
11 января 2018, 12:38
10
«С каждым матчем нарастает ажиотаж». Репортаж, который, возможно, заставит вас полюбить белорусский волейбол

В конце декабря волейбольная «Минчанка» сражалась с одной из сильнейших команд мира. Сражалась долго, упорно, красиво, но в итоге отправилась из Лиги чемпионов в 1/16 Кубка ЕКВ – второго по значимости евротурнира. В среду «Минчанка» без особых проблем (на скромный взгляд дилетанта) справилась с сербским сопротивлением и вышла в 1/8 финала.

Дворец спорта «Уручье» уже принимал гандбольные и мини-футбольные еврокубки. Теперь очередь дошла и до волейбола. За полчаса до начала матча многолюдно не только на трибунах, но и на самой арене. Волейболистки разминаются во всю. Зрители тоже разминаются. Например, лично я разминался в изучении составов команд.

Сразу бросается в глаза возраст девчонок. И если у «Минчанки» состав немного разбавлен опытными волейболистками, то у «Единства» сплошная молодёжь. Кто-то подумает, что это особенность всех сербских команд – и будет абсолютно прав.  

– Это специфика сербского чемпионата, – рассказывает блокирующая «Минчанки» Надежда Владыко. –  Они как кукушки… даже нет, не знаю, какую птичку привести в пример. Выращивают потомство и выпихивают в легионерство. Во внутреннем чемпионате играют молодые и перспективные волейболистки, которые заиграны за молодёжные сборные. А потом они уже разъезжаются на легионерские хлеба. Как правило, в Сербии все команды такого возраста. У них детская школа платная. Поэтому все идут в волейбол целенаправленно, там нет случайных людей.

«Минчанка» постаралась не только завлечь зрителя, но и создать ему более-менее комфортную обстановку. Самые сильные шли фотографироваться к соответствующему стенду, самые голодные отправлялись на импровизированный фудкорт, самые смелые – к девчонкам, наносящим аквагрим на любые доступные части тела.

И это неспроста. В одной из небольших пауз ведущий арены вручил разрисованному парню мягкую игрушку.

Это не просто игрушка, это маленькая копия настоящего маскота и талисмана команды – жирафа Жоры. На трибунах были замечены люди с аналогичными игрушками, но в продаже жирафов не оказалось. Неужели все разобрали?

Тайное быстро стало явным: жирафы не продаются. Их нельзя купить, но можно выиграть – в соцсетях или на матчах клуба. Ещё один способ легально получить заветного жирафа – завести карточку болельщика клуба и как можно чаще ходить на матчи. Причём посещать можно не только игры «Минчанки», но и любой из команд волейбольного клуба «Минск» – а их аж четыре.

За посещение каждого матча вам в карточку поставят штамп. Пять штампов обменивают на клубный шарфик, десять – на игровую майку. А вот за двадцать – да-да, вы получите жирафа!

Интересна история появления этого маскота. Кто-то (как я, например) мог бы подумать, что дело всего лишь в росте – жираф же высокий, ему мяч через сетку легко перекинуть! Но нет, аналогия фальшива. Два года назад «Минчанка» отправилась на очередной матч. Остановившись возле Жлобина, девчонки увидели продающиеся мягкие игрушки. После многочисленных заявок «какой классный жираф!» Жора был куплен и стал символом команды.

В этом сезоне жираф получил максимальный статус из всех возможных – ему сделали именную аккредитацию с датой рождения. Да что там аккредитация, присмотритесь, у него там чемпионские медали висят на шее!

Но не одного только жирафа можно выиграть на матче. Хорошо знакомый минскому хоккейному зрителю Максим Югов помимо того, что заводил весь матч, так еще и вручал особо отличившимся зрителям подарки. Один шарфик клуба ушёл за обещание выложить фото в соцсети с клубным хэштегом, другой – за уже выложенное такое фото.

«Мне очень нравится на волейболе, – рассказывает Максим Югов. – С точки зрения болельщицкой активности это всё пока находится в начальной стадии. Но зрители разбираются в игре. Ощущается, что они очень хорошо понимают и чувствуют волейбол, просто привыкли молча смотреть. С каждым матчем видно, как нарастает общий ажиотаж. Заметно, что люди заводятся и начинают болеть, как-то более активно это делать, нежели просто тихо сидеть.

Конечно, большое отличие в самих болельщиках, но методика работы со всеми зрителями более-менее одинакова. Есть паузы, в которых приятно что-то делать. Мы делаем какие-то сюрпризы. В некоторых матчах болельщики определяют лучших игроков, где-то болельщики делают фотографии, а им за это вручают подарки

Ещё очень важно музыкальное сопровождение. Мы это прочувствовали, в принципе, на хоккее. Не везде можно ставить музыку в паузах, и то, что априори в футболе вытягивается голосами болельщиков, здесь помогает вытягивать ещё и музыка.

Это всё очень интересно, я погружаюсь в новую для себя специфику. Хоть уже давно с клубом «Минск» знаком и дружу с ними по-настоящему, с каждой игрой узнаю какие-то новые детали. Это безумно интересно. Оказывается, смотреть волейбол, если ты понимаешь нюансы и тонкости игры, очень классно. Я иногда просто останавливаюсь и начинаю смотреть, погружаюсь, а потом вспоминаю – надо же с болельщиками работать!»

Девчонки выбегают на площадку, бодро приветствуя друг друга выкриками «Хэй! Хэй!» Аналогичным скандированием их встречает и фан-сектор, который будет весь матч не просто заводить, но и скандировать довольно длинные кричалки.

– Через сетку мяч летит, пусть «Минчанка победит!»

Или что-нибудь попроще:

– Вперёд, девчата! Вперёд, «Минчанка»!

Надежда Владыко искренне отвешивает комплименты фан-сектору:

– Очень классно! Сегодня ребята пришли из МЧС, как я понимаю. За нас так болели! А чтобы пришли и речёвки пели… Почаще бы они к нам приходили! Очень приятно, что так поддерживают. Когда болельщики пассивно ведут на игре, непонятно, кто к кому приехал (улыбается). Это же эмоции, это как лишний игрок на площадке, всегда только в плюс.

– В Сербии на первой игре шумно было?

– Честно говоря, мы ждали большего. Но там люди очень культурно болели. Вот мы играли в Турции и Греции, так там могут и кинуть что-нибудь на площадку. В Сербии болеют культурно, поддерживают своих игроков, не опускаясь до унижения соперников. Очень приятно там играть, хотя ты и понимаешь, что болеют не за тебя. Они за красивую игру, но поддерживают свою команду.

Волейбол довольно динамичный вид спорта. Здесь, отвернувшись на секунду, не успеваешь заметить, как счёт трижды изменился. Хотя встречаются и длительные розыгрыши с невероятными камбэками. Пару раз сербки вытаскивали мяч из нереальных позиций, и зрители, болевшие за «Минчанку», искренне им аплодировали.

На трибунах сидят девушки из молодёжной сборной Беларуси – приехали поддержать «Минчанку» и посмотреть на красивую игру. Почти сразу после матча они улетят играть квалификационный раунд чемпионата Европы, прихватив с собой несколько «минчанок».

Кто-то впервые привёл на волейбол подругу и теперь постепенно рассказывает правила:

– Можно сделать только три касания мяча. Третье должно быть ударом в сторону соперника.

– Так, хорошо. А кто наши?

А вообще, болеется на волейболе здорово. Одна беда – иногда приходится одёргивать излишне эмоциональных.

– Ой, … [блин]!

– Тише! Тут же дети, – укоризненно выговариваю Мартину. Мы оба смеёмся – некоторые дети не только сидят на нашей трибуне в комментариях, но и на площадке.

Обращаю внимание на то, что у многих девушек замотаны пальцы. Волейбол настолько травмоопасный вид спорта?

– Достаточно травмоопасный. Как в любом виде спорта, есть свои специфические травмы: голеностопы, колени, плечи, – объясняет Надежда Владыко. – И хотя волейбол не считается контактным видом, можно друг с дружкой столкнуться или напрыгнуть друг на друга – те же голеностопы «полетят». А ещё блок! Это все выбитые пальцы или синяки.

– У многих девушек пальцы замотаны. Это уже последствия или ещё профилактика?

– Это последствия травм – выбитые пальцы фиксируют, чтобы суставы не вылетали. А ещё сейчас холодно, и кожа трескается от постоянных ударов, вот и перематывают трещины, чтобы пальцы не кровоточили.

Мяч улетает в аут, и девчонки бросаются обнимать друг друга. Победа 3:0, выход в 1/8 финала и просто хорошее настроение. Девушки благодарят болельщиков, после чего их почти мгновенно разбирают журналисты. Три волейболистки остаются на площадке, чтобы под руководством второго тренера «Минчанки» дать мастер-класс девочкам из СДЮШОР.

Среди трёх «взрослых» волейболисток и 17-летняя Анна Гришкевич, которая стала лучшим игроком матча. В дубль «Минчанки» она попала в 14 лет. Сыграв за дубль одну игру, девушка перешла в первую команду – и это в 15 лет!

Ничуть не смущаясь, девушка бодро рассказывает:

– Игра вышла очень волнительная. Всё-таки перерыв был месяц. Мы готовились как морально, так и физически. В принципе, игра удалась. С трудом, но удалась. Некоторые моменты не получались из-за волнения. Приём мяча сегодня не очень. Единственное, что атаковали хорошо, и за счёт этого выиграли. А ещё фан-сектор здорово болел.

– Ты скажи, что они в этот раз пришли с подготовленными кричалками! – подсказывают девушке.

– Они в этот раз пришли с подготовленными кричалками, – смеясь, повторяет Анна и добавляет: – Это была лучшая поддержка, которую мы слышали за все наши игры.

– Ты самая молодая в «Минчанке». Как к тебе в команде относятся?

– Спрашивают как со взрослого игрока. Но старшие помогают мне технически и морально. И делают немножечко скидку что тренер, что игроки. Но только немножечко!

– Тренер не ругается?

– Ругается. Как и на всех.

– Из-за того, что он её любит больше всех, он с неё и спрашивает больше всех, – улыбаясь, говорит администратор команды Вера Франкевич.

– Спрос большой, потому что молодой игрок и должна чем-то доказывать своё место на площадке, – скромно добавляет Анна.

– Она огонь! В школе была огонь, потом пришла в профессиональный спорт и стала тут «божить»! – рассказывает Вера Франкевич. – У нас есть детская школа, которая растит игроков для команды. Аню там очень любят. Потому что это яркий пример того, кем можно стать. Она для детей кумир.

– Ничего себе! Классно, спасибо, – смеётся девушка.

– На игровых майках у многих девушек были написаны имена. Почему?

– С прошлого сезона остались майки с фамилиями. Хотелось что-то новенькое. У кого-то клички, у кого-то фамилии, у кого-то имена – по желанию, – то ли шутя, то ли всерьёз (всего понемногу, пожалуй), отвечает Аня.

Вера Франкевич, которая в своё время этим вопросом и занималась, объясняет:

– У нас всегда было принято не идти на уступки игрокам. На майках писали фамилии с паспортов. А так как фамилии у нас в транслитерации («Прошу прощения, в чём?» – шепчет Аня), то у европейцев всегда были большие проблемы с произношением.

Когда я пришла в команду и начала изучать правила, выяснила, что вообще необязательно писать фамилии. На майке может быть никнейм или имя. А так как у девушек спина неширокая, я им предлагала сокращать до имён. Так и получается, что большая часть команды играет с именами. У Ани, например, в первый сезон было написано «Grisha». Потом писали фамилию «Grishkevich», а теперь она стала «Anna». У Тани Серик на майке всегда было написано «Belka».

– Короче, это самый крутой волейбольный клуб Беларуси! – весело резюмирует Аня Гришкевич.

Не знаю, как насчёт самого крутого, но самый позитивный – точно.

Фото: автора; Дарья Черкес («Минчанка»).

Другие посты блога

Все посты