Tribuna/Футзал/Блоги/Столичный мини-футбол/«Буду растить бороду и становиться аскетом». Как Александр Черник превращается из игрока в тренера

«Буду растить бороду и становиться аскетом». Как Александр Черник превращается из игрока в тренера

Приглашение в сборную, турнир U-19 в Москве, будущее белорусского мини-футбола и стиль.

Автор — Столица
5 апреля 2019, 13:53
2
«Буду растить бороду и становиться аскетом». Как Александр Черник превращается из игрока в тренера

Приглашение в сборную, турнир U-19 в Москве, будущее белорусского мини-футбола и стиль.

Александр Черник – капитан "Столицы" и главный тренер сборной Беларуси U-19. После квалификации юношеского чемпионата Европы в Москве мы встретились с Александром и поговорили с ним о превращении из игрока в тренера, отборе на Евро, молодых белорусах и планах на будущее.

– Вы закончили карьеру в национальной сборной и стали тренером сборной U-19. Какие мысли были в те дни?

– Решение закончить карьеру в сборной стало осознанным. И пришло оно раньше: после отборочных матчей в Грузии. В товарищеских матчах с Италией мне дали попрощаться со зрителями, уйти при родных трибунах. Я в хороших отношениях с Роберто Меникелли – на тот момент главным тренером итальянцев. Их сборная сразу откликнулась приехать в Беларусь.

Что касается приглашения в сборную, то я понимал, что очень занят. Помимо игровых обязанностей в “Столице”, я тренирую юношескую команду клуба. Я с большим желанием откликнулся на предложение. Уже больше года занимался развитием юношеского футбола, работал именно с этим возрастом. К тому же, это очень важный момент, когда доверяют сборную. И отказаться от такого предложения не мог.

– Много думали над предложением стать главным в сборной? Ответственно.

– Не долго. Сразу же дал ответ. Интересный вызов, интересная работа: делиться своим большим опытом с молодежью. Это новые контакты и опыт. Встречи со старыми друзьями. С кем раньше играл, сейчас уже встречаюсь в качестве тренеров. Тренеры сборной Польши, Чехии, России – все в прошлом игроки. И общаться с ними сейчас – один из интересных моментов в тренерской работе.

– Вспомните день, когда у вас была первая тренировка со сборной U-19. Не страшно было?

– Нет. Уже имелся опыт работы в столичной команде, знаю их психологию. Скорее ребята на первом сборе в Столбцах были скованы, волновались. В то же время у них горели глаза. Мы старались их раскрепостить, расслабить, чтобы можно было увидеть их таланты и возможности. Многие из ребят сами говорили, что волнение мешает в каких-то моментах, переживали по этому поводу. Игорь Викторович Федоринчик – хороший тренер с большим опытом. Он активно мне помогал во всех вопросах.

– Как переключаетесь с Черника-игрока на Черника-тренера?

– Понятно, что мне легче. Если бы сразу закончил играть, была бы другая ситуация. Я стараюсь с ребятами выстраивать хорошие отношения, никого не зажимая в рамки. Но это не значит, что перестает работать дисциплина. В быту я могу повеселиться и пошутить, разрядить обстановку. А на площадке – всегда только максимальные требования. Но сейчас с опытом приходит, что и в быту важна концентрация. В то же время, становиться другим человеком, потому что я стал тренером, я не буду. Играть чужую роль не по мне. Я такой, какой есть: веселый, коммуникабельный.

– Вы сейчас больше игрок или тренер? Не сложно, когда у вас две роли?

– Сложно сказать. Игрок скорее. Я не вижу себя только тренером. Мне интересно и другое – что-нибудь из менеджмента. У меня свой багаж знаний. Готов продолжать учиться. Знаю, как работать с командами, выстраивать структуру, стратегию развития. Что-то такое мне гораздо ближе. Но, конечно, играя 10 лет в российской Суперлиге, зная, как строится тренировочный процесс, подготовка к матчу, микроциклы – все эти знания жалко оставлять только в голове или в тетрадке. Уже сейчас я чувствую, как сжигаю свои эмоции, пропускаю все через себя. У тренера год за два. Это интересная работа, но я себя вижу не только в роли тренера.

Совмещать не тяжело. Мы говорили об этом и в клубе. Тренеры относятся с пониманием. Это не частный проект – это на благо белорусского футбола. И все понимают. Сейчас у меня была пауза в “Столице” из-за отбора в Москве. Но с юношами я всегда стараюсь поддерживать форму, принимать активное участие в тренировках.

– C какими трудностями столкнулись в процессе подготовки к отбору?

– В принципе, их не было. Пошла на встречу федерация. Мы сыграли много товарищеских матчей. Их было даже больше запланированного. Организовали хорошие сборы. Если и говорить про трудности, то, наверное, главная проблема в том, что нет воспитанников из футзала. Со всеми приходилось начинать с азов: буквально с первых тренировок учили ребят основам техники футзала. Например, принимать мяч подошвой. Все парни из большого футбола. И это для меня был хороший вызов – за 4 месяца до отбора начать с ними работать. Многие не понимали игру в большинстве и меньшинстве. Но удалось создать коллектив с единой целью, с пониманием задач. Создали боеспособную команду, которая за счет внутреннего климата, бойцовских качеств, самоотдачи, кроме одного-двух матчей, выглядела неплохо. Исключение – матч с Молдовой и Россией. В этих матчах провалили игру.

– В ваши обязанности входит очень многое: от тренерской составляющей до организационных моментов. Есть нехватка персонала?

– Это везде. Раньше слышал, что работа с детьми и юношами – неблагодарный труд. Раньше я это понимал, но не сталкивался на практике. Сейчас воспринимаю все с легкой улыбкой. Окунулся сам и понял, что юношескими командами занимается только тренер. Сейчас у меня уже два примера: и юношеская “Столица”, и сборная. Мне раньше говорили, что детский тренер – человек, который решает все вопросы. Наверное, так было всегда. И проблема прежде всего в клубах. Приезжает игрок в сборную, спрашиваю, когда последний раз тренировался. А он говорит – 11 дней назад. И сейчас “Столице” U-19 предстоят финальные игры, а зала для тренировок больше нет.

– После двух товарищеских матчей накануне отбора сборная лишилась ведущих игроков.

– Конечно, жаль, что ребята провели много игр, и в последний момент сломались. Тот же Данила Довгель отыграл почти все матчи, единственный, кто постоянно играет в высшей лиге. Но я хочу сказать немного другое, обратиться к ребятам, которые не попали в команду. При общем равенстве не было ярких лидеров для нашей сборной. И выбор пал на тех людей, с кем уже начинал работать. Все ребята были равны, сырые. Но хотелось продолжать работу с ребятами, которые уже изначально приехали в сборную. И с теми, кого я вел до этого. Пройти с ними путь до конца. Приезжало много кандидатов, кто не знал нюансы игры 5 на 4 или 4 на 5, ребята мало тренировались в клубах. Хорошо, если раз в неделю. Некоторые за 3 месяца проводили 8 игр и 4 тренировки. Они хорошо физически развиты, бегут, с хорошим ударом. Но не выглядели предпочтительнее тех ребят, с которыми я начинал работать и которые хорошо знали мои требования, установки, как вести игру. Я хочу, чтобы мою позицию понимали. Хотелось создать боеспособную команду и вести ее все 4 месяца подготовки. Очень хорошо провели первые международные матчи в Польше в декабре: игры стали показательными по содержанию и бойцовским качествам ребят. И команду стали строить уже после первых сборов.

– Вы тренируете сборную вместе с Игорем Федоринчиком. Как разделяли обязанности в отборочном турнире?

– Все как всегда. Как во многих командах, когда идет игра, руководил я. Но в целом мы не рисовали четких границ. Видео занимался Игорь Викторович. Понятно, что вместе сидели у компьютера до 3-4 ночи. Но видеонарезки – больше его задача. И в отборе кандидатов он принимал чуть больше участия. В целом, по всем вопросам принимали решение вместе. На стандартах, в тайм-аутах слушали друг друга. Есть тренеры, в том числе и в нашем чемпионате, которые и близко к планшету не подпускают игроков или помощников. Но у меня немного другой подход.

– Сборная России была явным фаворитом. Когда поняли, что игру никак не спасти?

– Наверное, после первого тайма, когда счет был 0:4. Во втором тайме пробовали играть с пятым и сокращать разницу в счете. Когда пропустили пятый и шестой, все равно продолжали играть впятером, чтобы сэкономить силы и забить хотя бы один мяч. В плане психологии это было важно. В матче с Россией беру ответственность за результат на себя. Я максималист. Не то, чтобы отправлял ребят в атаку забивать, но настраивал на победу. Это был первый матч в группе, когда сила сборной России конкретно на этом отборе до конца еще не была ясна. Надо отдать должное сопернику. Класс России сказался. Нужно понимать, что многие ребята с 6 лет в футзале, есть тактическое понимание многих игровых ситуаций. Это две разные вещи: переучивать ребят 4 месяца приему мяча, и когда твой соперник уже больше 10 лет в футзале. С хорошей базой и тренерами. Когда смотрел вторую и третью игры России, понимал, что для победы нужно, чтобы все сложилось. Вратарь должен тащить, должны забивать, быть сильны психологически. Но не пошло. Пропустили первый гол, второй. Перегорели. Хотя первые пять минут очень хорошо играли. Даже после матча это отметил российский тренерский штаб.

– Что сказали команде после 0:8?

– Никто не ругался. Дали ребятам отдохнуть. Задача у доктора была восстановить ребят физически, у тренерского штаба – психологически. Впереди две игры, рейтинговые очки и честь страны. Благодарен, что с чехами вышли в другом состоянии. Играли с позиции силы, в свой футзал. Многое позволял соперник. Все отметили хорошую игру. Вели по счету, чехи догоняли. Получилась нервная концовка, обе команды могли вырвать победу. Но в целом игра была равной.

– После первого матча вы чуть поменяли сочетания и сменили вратаря. Расскажите.

– Долго думал, кого из вратарей поставить на первую игру. Скорее нужно было угадать, потому что на отбор поехали два равноценных вратаря. Очевидно, что после 0:8 нужно было менять и вратаря, и вносить изменения в четверки.

– С Грецией доигрывали впятером: сушили матч или дали возможность игрокам поработать в большинстве?

– Больше не сушка. У нас получалась игра, мы забивали свои моменты. Знали, что греки не очень хорошо обороняются при игре 4 на 5. Не было такой чуйки, что Россия забьет много чехам. Но понимали, что для нас лучше поправить разницу мячей. При игре 5 на 4 забили быстрый гол, потом попали в штангу. Создали несколько моментов. Греки очень достойный соперник. Мне очень они понравились. Хорошо помог Дима Баровский с информацией об этой сборной. Греки – бойцы, сражаются и смело идут в подкаты. Непростой соперник, физически развитые игроки. Но надо сказать, что кроме России, все остальные сборные только начинают свое развитие.

– Кто в сборной стал лидером на площадке и в раздевалке?

– Я бы не стал кого-то выделять. На самом деле не было такого лидера. Это и хорошо, и плохо одновременно. Ровнее сыграла оршанская четверка. Парни более сыграны. Но и столичные парни тоже хороши. Понятно, что Дима Шведко много забивал и отдавал передач. Но он и играет на позиции столба. Но тот же Рома Мокин отлично играл сзади, подчищал и раздавал хорошие передачи с обострением. Хорошо сыграли фланговые игроки. Благодарен всем ребятам.

– Ожидали большей результативности от столичных ребят?

– Да, конечно. Мы с ними разговаривали по этому поводу, ребята переживали. Я их долго веду, они лучше остальных знают мои требования. В некоторых играх не раскрылись, не отдали свой максимум. Ко всему нужно относиться с пониманием. Я максималист, хочется результата сразу, грамотного исполнения. Но так не бывает на самом деле. Они только начинают. И уже хорошо владеют техникой, работают с мячом. Это поколение отличается, например, от моего. Но у них и база другая. Тот же Илья Черняк: один в один может обыграть, хорошие быстрые ноги. Дима Шведко для своих лет грамотно играет на позиции столба.

– Шведко стал для вас открытием отбора? Или и раньше был заметен его потенциал?

– Не стал открытием. После польских игр я заметил, что парни могут прибавлять. Они действительно прогрессировали с каждым сбором, особенно это касается оршанской четверки. Вся команда двигались вперед.

– Как удается перенести свои знания в головы игроков?

– Знания дать не тяжело. Дело в восприятии. Кто-то хорошо все впитывал, кто-то не так быстро это делал. Но не бывает так, что команда идет быстрыми шагами вверх. На все нужно время. Это спорт. Благодаря товарищеским матчам и большому количеству побед ребята почувствовали силу и уверенность. Когда все прощались и разъезжались после отбора, у ребят выступали слезы на глазах. Много слов благодарности. Парни говорили, что они стали семьей и что эти события – лучшее в их жизни. Касаемо не только спорта. Когда слышишь такие слова и видишь их глаза, понимаешь, что сумели создать коллектив, который сражался и бился в каждом матче.

– Что будет со сборной U-19 дальше?

– Самое главное – сохранить ребят в мини-футболе, чтобы их не потеряли. Есть талантливые парни, которые способны заиграть. И заиграть ярче, чем мое поколение. Будет сформирована студенческая сборная, которой в следующем году предстоит чемпионат мира. Через два года из ребят 2002 года и младше будет снова формироваться сборная для отбора на Евро. И у нас четыре человека попадают в нее по возрасту.

– Сколько действует ваш контракт?

– Нет контракта. Я работал без него.

– Кто из сборной U-19 мог бы усилить команды высшей лиги прямо сейчас?

– Мокин, Шведко, Черняк, Слава Воронин. Этих ребят можно ставить в четверку с опытными игроками, чтобы они прогрессировали. Даник Кривицкий имеет хорошее понимание футзала. Ему очень хороший багаж дала испанская школа. Но ему не хватает антропометрических данных, пока тяжело играть с более физически развитыми возрастными игроками. Хотя он несомненно боец: есть характер, идет во все стыки, сам играет жестко, разбивается. Молодец. Станет физически крепче – и тоже будет играть.

– Какие дальше планы у Черника-тренера?

– Сейчас нужно довести парней до финала юношеского первенства и сыграть там достойно. А потом буду переключаться на игрока: буду растить бороду, становиться аскетом. И полтора месяца нужно отдать основной команде. Есть варианты из России. Сейчас, во время отбора, приглашали тренером в российский клуб. Мой российский агент знает мой опыт. Семья против, потому что ехать далеко. Да и бросать все здесь и рушить я не готов.

– Тренерский опыт помогает на площадке в играх за “Столицу”?

– Я в команде игрок. У меня своя позиция: в команде есть тренеры, и я никогда не беру планшет в руки. Какие-то моменты в плане психологии – да. Как капитан, конечно, участвую.

– На турнире в России вы были самым стильным тренером: деловой костюм, а не спортивный. Для вас важно хорошо выглядеть?

– Я считаю, тренер должен быть элегантным. Не зря в КХЛ все тренеры в костюмах, командных галстуках. Было бы неплохо, чтобы тренерские штабы команд выглядели одинаково элегантно. Конечно, не все команды на это могут отреагировать положительно. Но всегда надо стремиться к лучшему и расти.

Автор: Алексей Северин

Фото:АМФР

Другие посты блога

Все посты