Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/Что творится с голландским футболом?

Что творится с голландским футболом?

Разбирается Роман Белинский.

Автор — Алесь Коваль
16 июня 2017, 20:20
8
Что творится с голландским футболом?

Сборная Голландии с треском пролетела мимо Евро-2016, а теперь может остаться и без чемпионата мира в России. Что там творится?

Тренеры

ЧМ в Бразилии стал бенефисом Луи ван Гала и его команды: разгром действующих чемпионов, чудо-гол ван Перси, неожиданная рокировка вратарей перед серией пенальти, победа над хозяевами турнира в матче за «бронзу». Оранжевая сборная сверкала новыми лицами — каждый игрок знал свою задачу, каждый из них приносил пользу, каждый из 23-х получил игровое время на турнире. И все это с непривычным тактическим рисунком и схемой 3-5-2.

Казалось, после ухода ван Гала ничего страшного с голландцами не произойдет. Все было распланировано на годы вперед: на Евро главным станет волшебник Гус, а к первенству мира в России команду будет готовить его ассистент Блинд. Но что-то пошло не так.

Матч за матчем голландцев ждал полный провал. «Безыдейность», «уныние», «стыд» — так местные газеты и телеканалы описывали игру Оранье. Некогда везунчик Хиддинк безуспешно тасовал игроков, но так и не сумел вытащить козырного туза и ушел из сборной ни с чем. Блинду пришлось принять руководство сборной раньше ожидаемого, концовка отборочного цикла получилась еще более провальной, чем его начало.

Данни дали еще одну возможность — посчитали, что в неудачной квалификации на Евро больше виноват Хиддинк, а молодому специалисту нужен еще один шанс. Все закончилось бесславным увольнением Блинда в марте этого года, под его руководством сборная Голландии проиграла всем прямым конкурентам — Исландии, Турции, Чехии, Франции и Болгарии. Планы на два отборочных цикла рухнули, впереди — неопределенность. Но почему страсть и единство 2014 года так быстро превратились в апатию и хаос дня сегодняшнего?

Просто кто-то поставил не на ту лошадь. Дважды.

Уже никто не будет спорить, что старина Гус действительно стал стариной — и физически, и ментально. Какие-то его тренерские приемы не работают, потому что больше неактуальны, а какие-то — потому что донести их уже не хватает азарта. Гус — представитель старой голландской школы, время которой, наверно и к сожалению, уже прошло. Нет, он еще может сверкнуть с ОАЭ, Китаем или Тринидадом и Тобаго, но до уровня работы с Оранье все это не тянет.

Но ведь Блинд не из стариков? Да, с натяжкой его можно назвать представителем молодого поколения голландских тренеров. Но пожалуй, это был худший выбор из всех возможных вариантов. Блинд не имеет ни статуса, ни опыта, ни харизмы, ни доверия. Разве не странно было делать ставку на специалиста, который за карьеру был главным тренером всего один сезон, умудрившись провалить его с такими игроками, как Стекеленбург, Хейтинга, де Йонг, Снейдер, Хунтелар и Бабел?

В Голландии нет дефицита тренерских кадров и идей — есть Петер Бош, который вывел «Аякс» в финал Лиги Европы все с теми же 4-3-3, на которые делали ставку и Хиддинк с Блиндом; есть Эрик тен Хаг — лучший тренер прошлого сезона, который пошел против системы и использует 3-5-2; есть Филлип Коку, который дважды выигрывал с ПСВ чемпионство и заставлял «Атлетико» нервничать в 1/8 финала Лиги чемпионов; есть Джованни ван Бронкхорст, который привел «Фейенорд» к первому за долгие годы титулу чемпиона; есть Франк де Бур, который хоть и потерпел неудачу с «Интером», но обладает авторитетом, способен мобилизовать игроков и слепить боеспособный состав из любого подручного материала; есть обретший второе дыхание Куман.

Именно нынешний босс «Эвертона» рассматривался в 2014 году как преемник ван Гала. Но почему выбор пал не на Роналда?

Менеджеры

Как и в любой футбольной федерации, в КНВБ (KNVB – Королевский футбольный союз Голландии) управленцев много, но нас интересуют две фигуры — Берт ван Оствен и Ханс ван Брекелен.

Ван Оствен занимал пост директора отдела профессионального футбола КНВБ c 2010 года. Именно из его рук чемпионы получали серебряные салатницы, с его именем связаны определенные успехи — федерация неплохо зарабатывала, Голландия получила право на проведение женского Евро, а Амстердам — на ряд матчей мужского Евро-2020. А еще когда-то ван Оствен пошел на риск, назначив на пост главного тренера Оранье сумасбродного ван Гала. С Луи он попал в цель. Зато с Хиддинком и Блиндом промахнулся.

Еще до ЧМ в Бразилии голландская пресса называла Кумана преемником ван Гала — были и другие кандидаты, но Роналд считался фаворитом. Сам специалист также не скрывал, что хотел бы поработать со сборной. Однако ван Оствен и его коллеги не решились на эксперимент, выбрав «безопасный вариант» — опытного Хиддинка. На упреки в духе «пора дать дорогу молодым» последовал ответ, что Гус подготовит себе сменщика в лице Блинда.

Эта двойная ошибка, а также история с «Твенте», стоили ван Оствену карьеры в КНВБ. Осенью прошлого года его место занял Гейс де Йонг, также для более оперативного управления делами сборных и плотного взаимодействия с клубами была введена должность технического директора — им стал Ханс ван Брекелен, чемпион Евро-88.

Чем на этом посту отметился легендарный вратарь? Чехардой в вопросе подбора персонала: ушли ассистенты главного тренера ван Нистелрой и ван Бастен, тренер вратарей Арно ван Звам, главный тренер и менеджер женской сборной (Арьян ван дер Лан и Минке Боэй), ассистент директора Йелле Гус, лекторы тренерской школы Рон Янс и Леон Влеммингс, целая эпопея с менеджером мужской взрослой команды Хансом Йорритсмой, Адвокат пришел-ушел, Гуллит то приходит, то не приходит. Скандалом из-за связей с сектантами: пресса вскрыла, что друг ван Брекелена — Рини Стаутесдейк, получивший должность психолога в женской сборной, замешан в организации деятельности секты.

Ну а венцом всему стало назначение Дика Адвоката на пост главного тренера Оранье (в третий раз за карьеру): да, это кризисный менеджер, но из той же когорты «стариков» (в свои 70 Дик — самый возрастной тренер в истории Оранье), к тому же успехи последних лет с «Сандерлендом», сборной Сербии и «Фенербахче» намекают. Впрочем, сам он заявил, что был далеко не первым в шорт-листе кандидатов. Это говорит об одном — никто из голландских специалистов не спешит связываться с административным хаосом в КНВБ, на такой шаг могут решиться только такие авантюристы, как Адвокат.

Был изрядно облажавшийся ван Оствен. Ему на смену пришел ван Брекелен — одни считают его просто некомпетентным, другие называют карьеристом и «волком в овечьей шкуре» (цитата из колонки спортивного редактора De Telegraaf). Добавьте сюда еще постоянное перетягивание одеяла со стороны других директоров КНВБ. А ведь есть еще «почетные старцы» из Наблюдательного совета. Из всего это складывается пазл — менеджмент КНВБ страдает от административной неразберихи.

Смена поколений и сбой в системе подготовки кадров

Рано или поздно это случается со всеми сборными — Франции, Германии, Испании, Бразилии, Англии. Иногда все проходит незаметно, как с той же Голландией при ван Бастене. Часто — болезненно, как в нашем случае.

Роббен, Снейдер, де Йонг, ван Перси, Хунтелар просто стареют — это естественно. Даже то, что молодежь до определенного момента не может проявить себя на уровне сборной, — это тоже нормально. Чего можно ожидать от 17-летнего де Лигта? Его талант — это перспектива, а текущий потенциал реализован лишь отчасти, и в его возрасте это нормально. Ненормально, что ломается система подготовки кадров.

Раньше карьерная лестница футболиста из Голландии часто выглядела следующим образом: бегаешь за юниоров в топ-клубе («Аякс», ПСВ, «Фейенорд») или середняке, потом попадаешь в основу своей команды, затем — в местный гранд (если ты был в академии кого-либо из «трех китов» или попал туда через скаутинг, то шагов меньше). В 22-25 лет уезжаешь в одну из ведущих лиг зрелым футболистом.

Для наглядности, в каком возрасте некоторые звездные голландцы покидали Эредивизию: Давидс — 23, ван дер Сар — 29, Рейзигер — 23, Франк де Бур — 28, ван дер Варт — 22, Коку — 28, ван Боммел — 28, Снейдер — 23, Хунтелар — 25, Стротман — 23, Блинд — 24, Кейт — 26, Макай — 22, ван Бронкхорст — 23, ван Нистелрой — 25. Среди иностранцев можно выделить Киву (23), Вертонгена (25), Ибрагимовича (23), Суареса (24), Литманена (28). Да, были уникумы вроде Зеедорфа, Эриксена, Роббена, ван Перси, Клюйверта, но и у них за спиной было хотя бы несколько полноценных и очень ярких сезонов.

Сейчас же нормой стало уезжать после одного удачного сезона: навскидку за последние пару лет можно вспомнить хотя бы Боэтиуса, Летсхерта, Эль-Гази, Кишну, Базура — все они имеют опыт игры за Оранье, все рано уехали в Европу, ни у кого карьера там пока не складывается. Дост и ван Волфсвинкел когда-то подумали, что можно пробиться в большой европейский футбол из голландских середняков и не угадали. Бергхейс расцвел в АЗ, сразу же решил, что ему по плечу и АПЛ, но за сезон в «Уотфорде» провел 9 неполных матчей, после чего вернулся на родину и стал чемпионом с «Фейенордом». Карьера Депая тоже казалась загубленной, хотя парню всего 23 года.

Естественные процессы смены поколений соприкоснулись с противоестественной тенденцией слома системы подготовки игроков. Иногда голландские юниоры вообще уезжают за границу в 16-17 лет, не сыграв за основной состав своей команды ни одного матча. Почему так происходит?

Низкий уровень лиги и финансовые проблемы

Эредивизия никогда не была топовым чемпионатом. Есть «Аякс», ПСВ и «Фейенорд». Есть выскочки вроде АЗ, «Херенвена» или «Твенте», которые способны разбить эту троицу и даже стать чемпионом. Могут выстрелить «Гронинген», «Утрехт», «Витесс», «Зволле». Но между трио лидеров и середняками разрыв ощутим. Между лидерами и всеми остальными — колоссален. Но ведь и у самой троицы давно проблемы.

Большинство голландских клубов зарабатывают копейки. 5-6 миллионов евро от телевизионного контракта с FOX Sports — это ничто по сравнению с лигами Топ-5. Объемы коммерции не так велики, как хотелось, во многом за счет ограниченности рынка. Уже который год клубы из третьего дивизиона не могут добиться повышения в классе, потому что не способны пройти процедуру лицензирования. «Твенте» чуть не лишился профессионального статуса из-за проблем с финансами, АЗ также вынужден экономить после истории с банкротством спонсора. «Аяксу» и ПСВ в разные годы тоже приходилось включать режим экономии, а «Фейенорд» еще совсем недавно чуть не стал банкротом. Сейчас на пути к этому «Ден Хааг».

Талантливые иностранцы из Скандинавии уже не так охотно едут в Голландию — платят мало: не факт, что даже в «Аяксе» или «Фейенорде» ты будешь получать больше миллиона евро в год, в клубах-середняках – еще меньше. Из менее благополучных стран пока еще едут охотнее. Остается надеяться на академии или скаутинг, но и здесь текучка кадров в топовое трио или за границу перекрывает их возобновляемость.

А еще голландцы не умеют торговаться. В эпоху гигантских трансферов отпустить Эриксена и Блинда меньше чем за 20 млн евро каждого — это надо постараться. Правда, ПСВ и «Аякс» в последнее время стали наглее, но насколько эта тенденция отчетлива, еще нужно проследить во времени.

В итоге местные молодые игроки не видят смысла долго сидеть в Нидерландах (а иностранцы-юниоры из благополучных стран — вообще туда ехать). Да, отличная школа, но много не заработаешь, а уровень лиги не настолько высок. И если агент принесет контракт посолиднее, то они поедут хоть в Китай. Но в топ-лигах с ними никто не будет возиться, как дома. Там ты — легионер, и должен показывать свой потенциал сразу, много шансов ты не получишь. И это часто ломает психику молодым футболистам. Пусть и косвенно, но уровень лиги тоже влияет на институт сборных.

Консерватизм

Голландский футбол застрял в «девяностых». Голландцам кажется, что когда-то они изобрели идеальный футбол и ничего менять не стоит. Что 4-3-3 — это панацея. Что философия игры не должна меняться. Что можно вести футбольную жизнь, плывя по течению. Что несмотря на наследие Эрнста Хаппеля, тренер-иностранец у руля сборной — это недопустимо. Что методы физической подготовки Верхейена — шарлатанство, потому что противоречат «канону».

Конечно, что-то меняется на микроуровне, и здесь много позитивного: новые способы работы с юниорами и модернизация академий, новые технологии и эксперименты, акции в рамках работы с болельщиками. Но на макроуровне почти ничего нового. Профессионализму и новаторству предпочитают лояльность и обыденность. Зачем покидать «зону комфорта»?

Почему на пост технического директора КНВБ выбрал не молодого Герарда Нейкампа, а Ханса ван Брекелена? Потому что второй был лояльным человеком из Наблюдательного совета. Почему ван Оствен сделал выбор в пользу Хиддинка, а не Кумана? Потому что первый был «безопасным» вариантом. Почему «бархатная революция» Кройффа не удалась в «Аяксе»? Потому что он окружил себя лояльными людьми, а не профессионалами (а еще потому что бюрократический аппарат оказался способен сожрать даже такую глыбу, как Кронпринц). Почему руководство «Аякса» в конфликте между Бошем — тренером, выведшим клуб в финал Лиги Европы, – и Бергкампом, сделало выбор в пользу второго? Потому что Деннис и его сторонники (ассистенты Боша, оставшиеся еще со времен де Бура) в клубе дольше, да и вообще почти все они — аяксиды.

Голландские футбольные деятели не хотят изменять принципам своей философии игры. Но разве это от них требуется? Как говорил Лобановский, «принципам не изменяют, их совершенствуют».

Выводы для тех, кто не осилил предыдущие пункты, но хочет быть в курсе

Голландский футбол переживает кризис. Старая тренерская школа уже не может давать результат, новая не спешит покидать свои клубные места работы ради сборной (или сами клубы не хотят расставаться с тренерами, как это было с Коку). В самой федерации царит административный хаос и бюрократия. Все это накладывается на смену поколений и проблемы в системе подготовки кадров, которые возникли на фоне низкого уровня лиги и финансовой несостоятельности клубов. И все эти проблемы пронизаны консервативностью и неповоротливостью самой системы футбола в Голландии в отношении базовых принципов работы. Оранье — это еще не весь айсберг.

Голландцы любят свой футбол. Для них эта игра — национальная идея. И голландцам пора менять свой футбол. Проблемы очевидны, они ощутимы, но пока не смертельны: качественное изменение на любом из уровней уже может дать результат. Если они, наконец, решатся на реформы, возможно через какое-то время весь мир вновь будет учиться у них.

Фото: Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com; knvb.nl; facebook.com/PSV; REUTERS/Michael Kooren, Jerry Lampen, Laszlo Balogh, Andrew Yates; Gettyimages.ru/Nils Petter Nilsson/Ombrello, Dean Mouhtaropoulos

Другие посты блога

Все посты