Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/Ночной бунт в «Реале», обнаглевший Бартез и речь на ЧМ-2006: мы почитали новую книгу о Зидане

Ночной бунт в «Реале», обнаглевший Бартез и речь на ЧМ-2006: мы почитали новую книгу о Зидане

И выбрали самое интересное.

Автор — Алесь Коваль
5 марта 2019, 16:37
Ночной бунт в «Реале», обнаглевший Бартез и речь на ЧМ-2006: мы почитали новую книгу о Зидане

На русском языке выходит книга «Зинедин Зидан. Биография». Авторы – популярный французский журналист Патрик Форт и биограф Филипп Жан – изучили важные периоды жизни Зидана-игрока: «Юве», «Реал», победа на чемпионате мира и тот самый финал.

О Зизу издали уже несколько десятков книг, но биография француза настолько яркая, что авторам удалось найти кое-что новое.

Защищал официантов и никогда не забывал тех, кто помогал ему

Соперники знают Зидана как агрессивного гопника: карточки он получал не реже, чем забивал голы. Но в жизни Зинедин был на редкость душевным и адекватным.

Во времена выступлений за «Канн» (начало 90-х) к нему приехали приятели из Марселя, и они вместе пошли ужинать. Парни выбрали пиццерию в центре, но одному из друзей не понравилось, что компании дали не самый лучший столик. Зидан не мог спокойно смотреть, как друг грубит официанту. «Что-то ты раскомандовался! Здесь все столики классные», – охладил он товарища. Остаток вечера Зизу с друзьями спокойно провел за столиком рядом с кухней.

Еще одна черта Зидана – он никогда не забывал людей, которые ему помогали. 

Зинедин долгое время поддерживал общение с семьей Элино, которая в 1987-м приютила 15-летнего Зидана. Парня позвали в юношескую команду «Канна», и родители согласились отпустить Зинедина, если он найдет дом в Каннах. Николь и Жан-Клод Элино приняли Зизу, хотя у них было трое детей и они были не очень богатыми работягами. У Элино Зизу прожил пять лет и крепко подружился с семьей.

Весной 1997-го он пригласил Элино в Турин на лигочемпионский матч. Об отеле не могло быть и речи – пять человек остановились у Зидана дома. «Они болтали до трех утра, а Зинедин был счастлив. В своей замечательной квартире он собрал две семьи: одну по крови, другую – по сердцу», – пишут авторы книги.

Все эти годы Элино тоже поддерживали Зидана: Жан-Клод и Николь смотрели каждый матч Зизу. А если полузащитника оставляли в запасе, они в знак протеста игнорировали игру. Такое случалось нечасто.

Один из главных людей в жизни Зидана – скаут Жан Варро. Он открыл Зинедина еще мальчишкой и помогал пробиться, когда в игрока никто не верил. Именно он организовал переход в «Канн». Зизу сохранил теплые отношения с Варро и после того, как стал звездой. «Из десятка игроков, которых открыл Жан, Язид [еще одно имя Зидана] – единственный, кто привязан к Варро. Никто кроме Зидана ни разу не позвонил ему, не прислал ни фотографию, ни футболку в знак признательности. Но Зидан всегда был рядом», – пишут в книге.

В 1998-м жена Варро оказалась в больнице с тяжелым заболеванием. Зидан был занят в «Юве», но нашел время, чтобы несколько раз навестить ее. В одно из посещений он договорился с врачами об оплате счетов. Жану об этом Зидан не сказал.

У Франции была песня-талисман на победном ЧМ-1998

ЧМ-1998 Франция провела триумфально и победила во всех семи матчах.

Оказалось, в этом есть заслуга песни «Я выживу», которую американская певица Глория Гейнор написала в 1978-м. Защитник Венсан Кандела запустил трек перед первым матчем Франции на турнире – с того момента песня сопровождала сборную.

Зидан, Блан, Анри, Тюрам и другие суперзвезды кайфовали от этой музыки и слов в раздевалке, на тренировках и в автобусе. В результате песню подхватили и за пределами команды: на официальном приеме на Елисейских полях республиканская гвардия скандировала текст «Я выживу», встречая сборную. 

Кстати, традиция дошла до 2018-го. После победы на ЧМ-2018 сборную Франции пригласили на прием к президенту. После общения все выстроились для совместного фото, и игроки внезапно затянули «Я выживу».

Переходя в «Реал», Зидан прилетел на военную авиабазу

Летом 2000 года накануне матча за Суперкубок Европы между «Реалом» и «Галатасараем» прошел гала-прием УЕФА, где награждали лучших игроков сезона: Рауля признали самым ценным нападающим, Трезеге отметили за лучший гол, а Зидан стал MVP Евро-2000.

Во время ужина официант принес Зидану сложенную в несколько раз салфетку. Сначала француз подумал, что у него просят автограф, но на салфетке было послание: «Хочешь играть за «Реал» Мадрид?». Зидан огляделся и встретился взглядом с Флорентино Пересом, который сидел в нескольких метрах от него. Зидан написал на салфетке одно слово: «Да». И отправил Пересу. Развернув салфетку, президент «Реала» улыбнулся и кивнул.

Перес потом с большой неохотой вспоминал тот случай, ведь он нарушал правила ФИФА – Флорентино должен был договориться с «Юве», прежде чем общаться с Зизу.

Между флиртом с президентом и трансфером в «Реал» прошел год – переход удалось оформить лишь летом 2001-го. В книге есть инсайды о первых днях Зинедина в Мадриде.

В 2001-м «Реал» и «Юве» несколько месяцев вели напряженные переговоры, ближе к концу которых Зинедина попросили оперативно прилететь в Мадрид. 8 июля Зидан сорвался с отдыха в США и выдвинулся в Испанию в режиме максимальной секретности – его самолет приземлился на военной авиабазе под Мадридом.

Зидана поселили в роскошном отеле Eurobuilding. В клубе выбрали именно его из-за близости к «Сантьяго Бернабеу» – оттуда до стадиона не больше километра.

В июле Мадрид жил приездом Зидана, поэтому пока клубы решали последние нюансы, француз оказался заперт в номере. Развлечений не было: телевизор показывал только испанские каналы, но Зидан не знал языка. Несколько дней он тосковал в номере, размышляя о том, какую мощную волну обсуждений вызвал его приезд.

О заточении Зинедина случайно узнал его друг Клод Макелеле и тут же возмутился: Клод регулярно проводил деловые встречи в Eurobuilding и номера отеля казались ему максимально неуютными для жизни. Он настоял на том, чтобы «Реал» поселил Зидана в отеле Santo Mauro, атмосфера в котором напоминает домашнюю.

В новом отеле Зидану понравилось намного больше. А уже через несколько дней его презентовали на «Сантьяго Бернабеу».

В 2003-м игроки «Реала» бунтовали против Переса и Вальдано

В сезоне-2002/03 в «Реале» наступили смутные времена. Галактикос с Зиданом, Раулем, Фигу и Роналдо вылетели в полуфинале ЛЧ от «Юве». Через пару недель после матча «Реал» обыграл «Атлетик» и оформил испанское чемпионство. Но у игроков накопилось множество претензий к руководству, поэтому радости не было: ради фанатов игроки сделали круг почета по стадиону и ушли, не дождавшись салюта и награждения.

Около полуночи в одном из отелей Мадрида состоялся закрытый ужин в честь чемпионства – присутствовала команда, тренерский штаб и руководство. Но праздника не получилось – игроки предъявляли Пересу и генеральному директору Хорхе Вальдано за авторитарный режим и критику в прессе. «Футболисты высказывают претензии, которые давно копились. За столом стоит жуткий гул. Фернандо Йерро чуть ли ни с кулаками лезет на Вальдано. Игроки грозят бойкотировать официальные мероприятия по случаю завоевания Ла Лиги», – описывают эту ночь в книге.

Ближе к четырем утра Перес не выдержал, мощно ударил кулаком по столу и призвал всех к порядку. Он заявил, что все без исключения обязаны прийти на мероприятие, а всех несогласных он оштрафует. Это охладило пыл игроков, и утром все (кроме проспавшего Роналдо) пришли на церемонию награждения.

А после нее клуб сделал несколько сенсационных объявлений: Висенте дель Боске отправили в отставку, а контракт с Фернандо Йерро не продлили. Расставание с защитником, вероятно, произошло из-за конфликта на собрании: во время сезона Перес несколько раз упоминал, что очень хочет переподписать Йерро.

Так считал и сам Йерро: «У меня было устное соглашение с руководством клуба о продлении контракта. Получилось, что мне сперва протянули руку, но потом неожиданно изменили решение. Возможно, припомнили поведение после матча с «Атлетиком».

В 2004-м Доменек встречался с Зиданом и убеждал остаться в сборной

После триумфальных ЧМ-1998 и Евро-2000 золотое поколение французской сборной ощутимо сдало. На чемпионате мира в 2002-м они не вышли из группы, а на Евро-2004 проиграли в 1/4 будущим чемпионам – Греции Отто Рехагеля.

После турнира в сборной начались масштабные изменения: об уходе объявила группа звездных игроков (Тюрам, Макелеле, Десайи), а вместо Жака Сантини главным тренером назначили Раймона Доменека. Зидан не ушел, но на каждой пресс-конференции намекал, что вот-вот это может произойти.

Доменек не ожидал, что звезды уйдут, и решил удержать хотя бы Зидана. Как и в кейсе с Игуаином, вместо личной встречи он без конца названивал игроку. «Сообщения на автоответчике не влияли на Зидана. Скорее он воспринимал это как проявление неуважения», – пишут авторы книги.

Мужчины все же встретились в Мадриде 11 августа, через месяц после назначения Доменека. Тренер рассказал Зидану, что планирует ужесточить порядки в команде: запретить мобильные в массажном кабинете и конференц-зале, установить контроль вечерних выходов из расположения команды. Зидану понравились идеи, но потом Раймон заговорил о перспективах Зинедина – стало менее радостно: тренер заявил, что ценит игру Зидана, но не гарантирует ему привилегированного положения и места в старте.

Разумеется, Зидана это не устроило, через несколько дней он объявил о завершении карьеры в сборной.

На ЧМ-2006 Бартез игнорировал командные мероприятия, из-за этого второй кипер уехал из сборной

Без своих звезд Франция испытывала огромные проблемы в квалификации к ЧМ, поэтому летом 2005-го Зидан и Макелеле вернулись. Они сыграли в оставшихся матчах против Ирландии (1:0) и Фарерских Островов (2:0) и вывели сборную на чемпионат мира.

Накануне турнира в сборной было напряженно. Многих возмущало присутствие Фабьена Бартеза: в 2005-м кипер в товарняке против марокканского «Вивада» слетел с катушек и плюнул в арбитра (тоже марокканского). В результате он пропустил весь 2005-й и финальные матчи квалификации, где Франция выгрызла место на ЧМ.

Из-за вызова Бартеза особенно взбесился кипер «Лиона» Грегори Купе: на сборе Доменек сообщил ему, что первым номером будет Бартез. Разозленный Купе собрал вещи и уехал из сборной, но остыл и вернулся уже через полчаса. Зидан отреагировал флегматично: «Хорошо, что это произошло сейчас, а не во время турнира».

В сборной Бартез вел себя максимально расслабленно и регулярно опаздывал на командные мероприятия. За неделю до старта турнира Доменек предложил команде тимбилдинг – восхождение на гору Грант Мот. Согласились все, кроме Бартеза. Фабьен пользовался дружбой с Зиданом и знал, что за саботаж ему ничего не будет.

Еще один важный эпизод произошел накануне третьего матча в группе против Того, в котором Франции была необходима победа. До этого команда играла крайне посредственно и сгоняла ничью со Швейцарией и Южной Корей, поэтому Зидан решил взбодрить команду.

За день до игры с Того он собрал команду за пределами отеля, подальше от тренерского штаба, и произнес проникновенную речь, которая завершилась фразой: «Мы живем вместе, мы умираем вместе». После этого Франция обыграла Того 2:0, а потом дошла до финала.

Через день после игры с Того умер Жан Варро – тот самый скаут из первого пункта. Мать Зидана, зная, что для Зинедина новость о смерти станет тяжелым ударом, ничего не сказала ему. Но он все равно узнал от приятеля. Зидан стоически перенес смерть друга, и только некоторые внимательные болельщики заметили, что в оставшихся матчах Зизу часто поглядывал на небо.

Заказать книгу о Зидане можно здесь.

Фото: Gettyimages.ruChristian Liewig/TempSport/Corbis, Lutz Bongarts, Allsport UK/ALLSPORT, Michael Kienzler, Martin Rose, Christian Liewig – Corbis / Contributor, Stuart Franklin, Friedemann Vogel; nicematin.com/Patrick Clémenté

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты