Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/Сиваков – икона в «Оренбурге», Савицкий – футбольный Бог, но не всегда профи на 100%. Личка – о жизни после «Динамо» Брест и событиях в Беларуси

Сиваков – икона в «Оренбурге», Савицкий – футбольный Бог, но не всегда профи на 100%. Личка – о жизни после «Динамо» Брест и событиях в Беларуси

Экс-тренер брестского «Динамо» почти год живет в России, но не теряет связь с Беларусью.

Автор — Tribuna.com
25 июля 2021, 06:14
6
Сиваков – икона в «Оренбурге», Савицкий – футбольный Бог, но не всегда профи на 100%. Личка – о жизни после «Динамо» Брест и событиях в Беларуси

«Ваша страна – это смесь коммунизма с капитализмом».

Марцел Личка – самый улыбчивый и успешный чех, работавший в беларусском футболе. Вместе с брестским «Динамо» он не только взял Суперкубок, но и впервые в истории привел клуб к золотым медалям чемпионата Беларуси. В конце 2019-го Личка покинул Брест, полгода был без работы, а потом возглавил российский «Оренбург». Дебютный сезон на востоке стал для Марцела успешным. Он вывел команду в премьер-лигу, однако из-за маленькой вместимости домашней арены Российский футбольный союз воспрепятствовал повышению в классе. В интервью «Трибуне» Личка рассказал, почему не хочет делать прививку от коронавируса, как был близок к тому, чтобы пригласить в «Оренбург» Артема Милевского, и о том, за что ценит Ольгу Хижинкова и Александра Ивулина.

– Марцел, ваша команда недавно прошла вакцинацию от коронавируса. Кто выступил с таким предложением?

– Наше руководство. Президент «Оренбурга» Василий Петрович [Еремякин] сказал, что прививку может сделать тот, кто хочет. Никого не заставляли. Возможно, вакцинация для нас – это даже и хорошо, потому что в тот же Краснодарский край можно въехать только с прививкой. Кто знает, может, через пару месяцев попасть в ресторан можно будет только со специальным QR-кодом. Так что мы, как и многие команды Премьер-лиги, сделали все заранее.

Из-за вакцинации был и небольшой минус – немного нарушился наш тренировочный график. 12 июля мы должны были возобновить тренировки после выходных, но в этот день игроки проходили вакцинацию. Семь или восемь наших футболистов перенесли ее вообще спокойно. но у некоторых ребят поднялась температура и болела голова. В полном составе мы начали тренироваться лишь в среду 14 июля, однако все равно с оглядкой на привитых игроков. Все-таки нужно понимать, что человек после вакцинации на протяжении 48 часов должен пребывать в спокойном режиме. Так что наша победа в матче над липецким «Металлургом» со счетом 4:0 – это просто отличный результат.

– Привились все?

– Нет. Футболисты Джоэл Фамейе, Ренато Гойкович, Миша Сиваков, Матео Стаматов, тренер Армиче Вега являются иностранцами, и сделать прививку в России не могут. Мой другой помощник Питер Левен уже привился в Англии и собирается туда в августе, чтобы сделать повторную прививку. Я не прививался. Почему? Честно говоря, не хочу. И не потому что против, чтобы меня кололи «Спутником». В Европе тоже этого не сделал бы. Я здоровый человек. Переболел коронавирусом в прошлом октябре и в моем организме есть антитела. К счастью, болезнь прошла без симптомов и высокой температуры. Я просто сидел у себя в номере [в гостинице в микрорайне Ростоши], ждал, когда могу сделать повторный ПЦР-тест и выйти из комнаты.

Но я все равно не исключаю, что из-за работы мне все-таки придется сделать прививку. По одному французскому телеканалу видел выступление Эмманюэля Макрона, заявившего, что театры, рестораны, кино вскоре будут открыты только для людей, у которых есть QR-код, свидетельствующий о вакцинации. И что поделать в этой ситуации?

– Давайте про футбол поговорим. Как восприняли недопуск «Оренбурга» в премьер-лигу из-за маленькой вместимости стадиона?

– Было неприятно, ведь мы завоевали это право по спортивному принципу, заняв в чемпионате второе место. Я понимаю, что у «Нижнего Новгорода», который сыграет вместо нас, огромная арена на 40 тысяч мест, но нам такая не нужна. У нас отличный небольшой уютный стадион, на котором можно проводить матчи еврокубков. В Беларуси такие, наверное, есть только в Гомеле, Борисове, Минске…

– Думаете, стадион «Брестский» тоже не прошел бы лицензирование премьер-лиги?

– Возможно. Если честно, я бы не удивился подобному.

– Почему после завершения сезона вы взяли паузу, уехав в Чехию? Хотели поменять место работы?

– В «Оренбурге» мне комфортно, здесь я встретил людей, которые хорошо ко мне относятся. Просто накопилась усталость после тяжелого сезона, было недовольство от того, как с нами поступили, и мне хотелось немного отдохнуть. Но потом я взялся за работу. Кстати, «Оренбург» – единственный клуб, от которого в прошлом году получил конкретное предложение. Переговоры вели весной 2020-го, но из-за пандемии возглавил команду лишь в августе.

– Читал, что у вас на тот момент были варианты трудоустройства в Европе.

– Да, были предложения из Чехии, Польши, Венгрии, но, повторюсь, конкретное поступило только из Оренбурга.

– Финансовые условия в Оренбурге сопоставимы с теми, что были у вас в Бресте?

– Они примерно одинаковые. С точки зрения финансов самое интересное предложение поступило из Венгрии. Клуб достаточно неплохо выступает в высшей лиге, и речь шла об очень хороших деньгах. Но я подумал, что еще молодой тренер, и мне нужно развиваться. При всем уважении к чемпионату Венгрии, он по уровню уступает и польскому, и чешскому. На фоне всех этих турниров российская лига самая сильная. Так что решил поработать с командой, которая может побороться за выход в РПЛ.

– Из Беларуси вам поступали предложения?

– Нет, не звонили, но я не удивлен. Жизнь может сложиться так, что через пару лет мне поступит предложение из Бреста или из Чехии, и я поеду туда работать. Ничего отрицать не стоит.

– Как вам уровень ФНЛ?

– Очень тяжелый турнир. На мой взгляд, из всех вторых дивизионов это одна из самых сложных лиг. В прошлом сезоне мы провели 42 игры, в текущем нам предстоит провести на четыре матча меньше. Между командами нет большой разницы. Исход матчей решает индивидуальное мастерство нескольких футболистов. К нам недавно приезжал «Металлург» из Липецка, вышедший в этом году в ФНЛ. За него выступают опытные футболисты, которым больше 30 лет, они тактически очень хорошо подготовлены. Играли против нас в защите по схеме 5-4-1, и первые 20 минут нам было очень сложно входить в штрафную. Но потом Джоэл Фамейе нашел в штрафной Диму Воробьева, и тот открыл счет. Мы реализовали первый свой момент в матче. К нему привело индивидуальное мастерство футболистов, которые и делают разницу вот в таких поединках.

Длительные перелеты по России тоже сказываются на игре. Перелет из Москвы в Хабаровск длится восемь часов! Я поначалу даже не мог понять, как футболисты вообще играют в этой лиге с такими разъездами. Приведу пример. В первом туре мы принимали «Волгарь» из Астрахани. Соперник в пятницу рано вылетел в Москву, а оттуда после обеда направился в Оренбург. У нас на два часа больше, и «Волгарь» прилетел к нам в семь часов вечера. Был тяжелый день перед игрой, и команда не проводила предматчевую тренировку. Непростая ситуация для клуба, когда ты 12 часов проводишь в дороге. В таких условиях подготовка к игре получается не всегда хорошей, и клубам с небольшими бюджетами сложно решать подобные вопросы. Как мы делаем? В четверг летим в Москву, ночуем в гостинице, а уже в пятницу вылетаем в город, где у нас игра, и еще проводим там тренировку.

– В одном из интервью вы сказали, что ФНЛ сильнее нашей высшей лиги. Почему?

 Здесь в каждом клубе есть несколько футболистов, выделяющихся своими индивидуальными качествами и мастерством. Кроме того, вы сами видите, что каждый год игроки из ФНЛ переходят в премьер-лигу. Честно признаюсь, этим летом клубы из Д1 хотели у нас забрать пять футболистов. Но это очень важные для меня игроки, и нам удалось сохранить их в «Оренбурге». Хотя того же Диму Воробьева на днях арендовали «Сочи», постоянно интересуются клубы и Джоэлем Фамейе. Думаю, звонить по поводу футболистов нам будут до конца августа.

– Любопытно, на какой позиции в российском Д2 находилось бы ваше брестское «Динамо»?

– Когда я работал в Беларуси, в высшей лиге были команды, которые могли бы играть в премьер-лиге. Это БАТЭ, брестское и минское «Динамо», «Шахтер». Думаю, они бы там не потерялись, но и не были бы такими сильными, как команды из топ-7. На мой взгляд, уровень моего «Динамо» был бы приблизительно сопоставим с «Ахматом», «Уфой», «Химками», «Уралом», «Арсеналом»… Другим беларусским клубам в премьер-лиге было бы сложнее, и, как мне кажется, они больше соответствуют уровню ФНЛ, где тоже встречал хорошие команды. Это, например, «Балтика», московское «Торпедо», «Нефтехимик» из Нижнекамска, «Енисей». Они по уровню сопоставимы с «Торпедо-БелАЗ» и находились бы в беларусской лиге примерно на пятом месте.

– Как так получилось, что «Оренбург» стал самым беларусским клубом в России? В клубе всегда хватало футболистов, раньше выступавших в нашем чемпионате.

– Не знаю. Хороший вопрос. Думаю, если легионер хорошо себя зарекомендовал, то клуб в дальнейшем ищет себе новых игроков уже в проверенном месте. За нас играл Андрей Климович, долго за «Оренбург» выступает Миша Сиваков, а раньше тут были Паша Нехайчик, Саша Гутор... На самом деле это показатель того, что и в Беларуси можно искать и находить футболистов хорошего уровня. А еще беларусы не считаются в России легионерами, и это тоже большой плюс и для клуба, и для тренера.

– Какой вклад в общекомандный успех сделали ребята, поигравшие в Беларуси?

– Большой. Андрей Климович – солидный вратарь, выручавший команду в прошлом сезоне в очень важных моментах. Клим один из тех, кто своими действиями создал хорошую базу для выхода команды в премьер-лигу. Почему ушел? Агент ему сказал, что есть предложения из Турции и других стран. Но нам тоже нужно было определяться перед сезоном с вратарями и ждать три или четыре недели, что решит Андрей, мы не могли. Как тренер могу подождать неделю, но не больше. Ну и футболистам тоже нужно понимать, что агенты часто много говорят, но не более того. И я игрокам говорю, что думать нужно самим. Одно дело, когда на тебя выходит непосредственно представитель клуба, и совсем другое, когда агент сам пытается кого-то пристроить.

Саня Нойок забил очень важный гол в ворота «Балтики», и мы в итоге выиграли 2:1. Очень хороший парень. Он всегда в прекрасном настроении, и как в Бресте, так и в Оренбурге с ним всегда было очень весело. Кроме того, он здорово выкладывается на поле. Тренировка это или игра – для него вообще нет разницы. Всему отдается на сто процентов. Может не только побороться, но и пробить с дальней дистанции, качественно разыграть стандарты. Нойок невысокого роста, однако при этом хорошо играет головой. Думаю, если бы мы попали в премьер-лигу, то Саня никуда бы не ушел. Мы с ним разговаривали. А так у него закончилась аренда, и он вернулся в «Рух».

Миша Сиваков – икона оренбургского футбола. Провел в прошлом сезоне практически все матчи. Очень стабильный центральный защитник. Когда на поле нет Андрея Малых, Миша надевает капитанскую повязку. Ментально очень сильный футболист. Это игрок, который никогда не подведет команду. Про Сивакова могу сказать только хорошее.

Джоэл Фамейе. Мы его в команде называем Пантерой. Вместе с Димой Воробьевым составлял впереди очень сильную пару нападающих. Это футболист для российской премьер-лиги, и мы очень рады, что он все еще выступает за нашу команду. Фамейе хорошо играет на скорости, и ты всегда знаешь, что за сезон он забьет не меньше 12 голов. Да, мог бы забивать еще больше, но если бы было так, он бы не играл в России – его бы забрал клуб из Европы.

– Вы сейчас подписали контракт с нападающим Диалло из «Руха». Это ваша идея?

– Моя. По нему я разговаривал с руководством еще прошлым летом, но за него запросили очень большие деньги. Позже вернулись к этому вопросу. Переговоры шли не всегда легко, но в итоге завершили их успешно. Очень хороший работоспособный нападающий. Думаю, вместе с Джоэлем он сможет сделать хорошую связку нападающих.

– Интересно, а Артема Милевского не хотели вновь увидеть в своей команде?

– Хотел. Этой зимой мы с Артемом разговаривали на эту тему, и я всерьез задумывался над его приглашением. Он – хорошая десятка, которая умеет работать корпусом. Плюс у Артема очень хорошая ментальность. Мы думали над его подписанием, но потом стало известно, что Милевский подписал соглашение с украинским клубом. Переход не состоялся.

* * *

– Если говорить о комфорте, вам удобно жить в Оренбурге?

– Я не приехал сюда за покупками и прочим. Приехал сюда работать. Однако мне удобно. Город нормальный. Конечно, не Прага, не Будапешт, и не Париж, но если стану еще более сильным тренером, и меня пригласят в ПСЖ, то тогда и буду жить там :). Все, что мне надо, здесь есть. В покупках в том числе помогает интернет.

– Оренбург чем-нибудь Брест напоминает?

– Улицей Советской. Не знаю почему, но в России во многих города главные улицы называются именно так. Эти города разные. Оренбург больше, а Бресть чуть-чуть чище, и более уютный. Но, повторюсь, я не приехал сюда на отдых, а приехал работать. И я доволен.

– У нас часто любят сравнить беларусов и русских. А какие различия между нашими народами увидели вы?

– Не знаю. Россия разная. На Кавказе живут одни люди, в Москве, где важно показать свой статус, другие. Мне сложно ответить на этот вопрос. С ним лучше обращаться к Питеру Левену. Ему разница больше заметна. Приведу пример. В Бресте как-то немного задержали зарплату, выплатив ее не десятого числа, а 17-го. Ничего странного в этом я не увидел, а Левен, работавший со мной в «Динамо», очень удивился. По его словам, в Великобритании подобное невозможно.

Но чувствуется, что россияне очень патриотичный народ. Они чтят историю, помнят про Вторую мировую войну. Считаю, что это хорошо. История – это сердце страны. И чтобы понимать, почему мы сейчас живем лучше, чем раньше, нужно заглядывать в историю.

– К чему российскому вы до сих пор так и не привыкли?

– К местному пиву. Оно мне не очень понравилось.

– Забавные случаи в России с вами уже случались?

– Нет, но в честь дня рождения и победы над «Металлургом» я купил ребятам из команды чешского пива, чтобы отблагодарить за такой подарок. Нашли пиво в первом же магазине «Лента», в который приехали. Мне в этом вопросе помог один человек из клуба. Оказавшись в магазине, он показал на стенд с пивом и, чтобы я не перепутал с российским, сказал: «Марцел, вот здесь стоит «чешское» пиво, которое производят в России. Оно не является оригинальным. А вот это оригинал. Нужно брать это пиво». Так и сделали.

* * *

– Перейдем к теме Беларуси. Следите за нашим футболом?

 Если честно, то очень мало. Все-таки того «Динамо», в котором работал, уже нет. Но я поддерживаю контакт с Сергеем Кисляком, Пашей Нехайчиком, Артемом Быковым, Пашей Савицким… Время от времени связываюсь с ребятами, спрашиваю про их дела, про результаты. Видел, что недавно получился чуть-чуть сумасшедший матч между БАТЭ и «Слуцком». Такие игры нужны для болельщиков. Им интересно.

– Кто из игроков вашего «Динамо» реально должен был уехать играть за рубеж, но до сих пор выступает в Беларуси?

– Паша Савицкий. Не буду говорить про Бундеслигу, потому что там ему могло бы быть тяжело, но, к примеру, в Бельгии, Голландии или в Швейцарии он мог бы играть. Это футбольный бог. У него очень хорошая левая нога, здорово играет один в один. Когда мяч в ногах, легко его не отдаст. Умный футболист, который всегда ищет различные решения продолжения атаки. Но он не всегда профессионал на сто процентов. Если бы все время уделял только футболу, тренировкам, не отвлекаясь на другие вещи, был бы еще лучше.

Сергей Кисляк тоже для меня футболист европейского уровня, что в свое время показал в России, когда выступал за казанский «Рубин». В Европе он тоже не потерялся бы.

– Понял. Как вы отреагировали на политические события в нашей стране?

– Были выборы, к их результатам люди отнеслись по-разному, и мне из Чехии судить об этом было сложно. Но я по новостям видел, что в стране идут протесты. Ваш президент руководит страной больше 20 лет, и люди хотели перемен. А потом начались задержания… Мне бы все-таки хотелось, чтобы у беларусов все было хорошо. А сейчас Беларусь находится в изоляции, и, на мой взгляд, это плохо влияет на имидж страны. Если у человека будет выбор, куда поехать, к примеру, в Беларусь или Грузию, то он, скорее всего, отправится в Грузию. Эта изоляция коснулась уже и футбола. Из-за нее «Шахтер» был вынужден принимать «Лудогорец» в Белграде, а брестское «Динамо» отправится играть домашний матч в Армению. Это ненормально.

– Какова была ваша реакция на задержание бывшего пресс-атташе «Динамо» Ольги Хижинковой и вашего знакомого журналиста Александра Ивулина?

– А за что ее задержали? Она разве убила человека или угнала автомобиль? Просто высказывала свою точку зрения на происходящее, свою позицию, как это принято в демократии. А что с Сашей? Он же еще недавно был в «Крумкачах», да?

– Да, но он уже полтора месяца находится за решеткой по обвинению в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок.

– Ужасно. Не знал об этом. Нет слов.

– Какие впечатления у вас сложились от общения с Ольгой и Сашей?

 – Очень классные люди. Знаю, что Ольга помогает бездомным собакам. Когда мы с ней встречались, она постоянно улыбалась и пребывала в прекрасном настроении. У нее такая положительная аура, что всегда был рад встрече с ней.

А Саша – это молодой и позитивный человек, в котором очень много энергии. Жаль, что подобное с ним произошло. Мне это непонятно, но такие вещи могут произойти.

– Чем вам больше всего запомнилась Беларусь? О чем рассказывали друзьям?

– Я говорил им, что Беларусь – это смесь коммунизма с капитализмом. Потому что в вашей стране ты сходишь в любой ресторан, в какой захочешь: в итальянский, грузинский, украинский или беларусский. И многое из того, что можешь купить себе в Праге, ты тоже можешь приобрести и в Беларуси. В какой бы беларусский город я не приезжал, везде было чисто. Это касается и Бреста, и Минска, и Витебска, и Гродно. Как только пропадает снег, улицы сразу же начинают чистить от грязи. И у меня о Беларуси сложилось представление как об очень чистой стране. Я раньше думал, что Прага по чистоте – это один из лучших городов мира. Оказываясь в Париже или Лондоне, понимал, что в таких огромных городах не везде так чисто, как в нашей столице. Но когда приезжаешь в Минск, то понимаешь, что в этом вопросе здесь все супер.

А еще мне запомнилось приветливое отношение беларусских пограничников. Когда ехал из Бреста в Прагу, на беларусской стороне всегда все было хорошо. Но как только подъезжал к полякам, они начинали осматривать авто. Не понимали, почему чех едет на машине с беларусскими номерами и надписью FC Dynamo Brest. Объяснял пограничнику, что работаю в футбольном клубе, но он все равно вел себя немного аррогантно.

 – Есть желание посетить Беларусь?

– Конечно, хотел бы съездить в Беларусь. Я был бы рад провести три или четыре дня в вашей стране, посетить Брест и Минск – это прекрасная возможность увидеть своих друзей. Для меня это не проблема. Но когда? Это хороший вопрос.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты