Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/You’re In The Army Now. Сульшер, Кантона и другие футболисты, уходившие в армию

You’re In The Army Now. Сульшер, Кантона и другие футболисты, уходившие в армию

Украинским футболистам начали приходить повестки. Tribuna.com вспоминает игроков, чью уже начавшуюся карьеру прерывала воинская служба и долг родине.

Автор — Алесь Коваль
19 марта 2014, 22:13
5
You’re In The Army Now. Сульшер, Кантона и другие футболисты, уходившие в армию

Украинским футболистам повестки в армию. Tribuna.com вспоминает игроков, чью карьеру прерывала воинская служба.

Теему Тайнио

Экс-защитнику «Осера» и «Тоттенхэма» Теему Тайнио служба в армии помешала оказаться в «Манчестер Юнайтед». 16-летний Тайнио тогда играл в нападении, находился на просмотре в клубе Фергюсона и был в шаге от того, чтобы сыграть за одну команду со своим кумиром Роем Кином. Но Родина сказала «Надо!», Тайнио ответил «Есть!» и отправился на восемь месяцев в финскую армию. Несмотря на то, что служба круто поменяла его карьеру, футболист вспоминает проведенное время с удовольствием. Траву в зеленый цвет он не красил, но занимался не менее интересным занятием – числился почтальоном, но разносил письма только офицерам в лагере. Впрочем, по словам Тайнио, он научился там обращаться с оружием, и вообще армия сделала его намного более дисциплинированным и взрослым.

У финнов воинская служба обязательна для всех мужчин в возрасте до 30 лет, и звездный статус не дает никаких преимуществ. Из футболистов исключение сделали только для Шефки Куки, лишь из-за того, что он является косовским албанцем. Однако так называемую службу футболисты чаще всего проходят в экспресс-режиме и в атмосфере лагеря бойскаутов. Микаэль Форсселл и Петри Пасанен записали довольно бодрый клип, в котором они жонглируют мячом с автоматами в руках.

Оле-Гуннар Сульшер

Похожая история и с другими скандинавами – норвежцами. До того, как стать убийцей (футбольным) с лицом младенца, сегодняшнему тренеру «Кардиффа» пришлось провести год в норвежской армии еще до восемнадцатого дня рождения.

В армию мог отправиться бывший партнер Сульшера по сборной и соперник по АПЛ Йон-Арне Риисе, но по норвежским законам все, кто работает за границей, получают отсрочку от воинской службы. После этого норвежским работникам военкоматов, болеющим за главного соперника «Ливерпуля», оставалось слать шутливые повестки-ультиматумы – перейти в «МЮ» или отправиться служить.

Брюс Гроббелар

Еще одной легенде «Ливерпуля», эксцентричному вратарю Брюсу Гроббелару, до начала профессиональной футбольной карьеры пришлось испытать на себе все ужасы гражданской войны. Гроббелар принимал участие в боевых действиях на территории Родезии, где коренное население боролось против европейских колонизаторов. «Те, кто участвовал в этом конфликте, были похожи на ветеранов вьетнамской войны. Это была глупая война», – вспоминает он сейчас. Товарищи не выдерживали напряжения и кончали жизнь самоубийством. Как-то он приехал домой к матери, и сын их прислуги признался, что вступил в ряды «борцов за свободу» – африканских повстанцев. «Если мы встретимся во время боя, мне придется застрелить тебя», – сказал Гроббелар. «И мне тоже», – ответил тот. Через некоторое время парень погиб.

За время войны в Родезии погибло около 30 тысяч человек, впоследствии было создано новое государство Зимбабве, где к власти пришел диктатор Мугабе. Но это уже другая история.

Эрик Кантона

«Служба» в армии прервала на год и карьеру Эрика Кантона. Его первый футбольный крестный отец, Ги Ру, который никогда не питал особой любви ко всему военному, посоветовал 18-летнему Эрику отслужить как можно раньше, чтобы потом не отвлекаться. Место было выбрано подходящее – Жуанвильский батальон, где служили спортсмены выского уровня. Поразительно, насколько подход Ги Ру отличался от методов Лобановского – если в «Динамо» спортрота считалась наказанием, то тренер «Осера» специально отправил Кантона в армию, чтобы тот смог за год без профессионального футбола нагуляться вдоволь, а потом начать серьезную карьеру.

Кантона вспоминает эти месяцы как каникулы – ночная жизнь, путешествия по миру с армейской сборной (на верхнем фото – Платини в составе сборной своего призыва). Тяжелым или печальным этот опыт назвать никак нельзя, но сам Эрик до сих пор уверен, что это время помогло ему избежать разных нефутбольных приключений после возвращения из армии.

Андрей Тихонов

Андрей Тихонов почувствовал на себе все прелести советской армии. Когда ему было 18, «Спартака» еще не было на горизонте, его место в спортроте занял по блату кто-то другой, а Тихонов отправился охранять зэков в Сибирь.

Он не очень любит рассказывать об этом периоде в своей жизни – говорит, что была и дедовщина, и самоубийства среди сослуживцев. Когда-то зэки накормили его шашлыком из собаки, а в самом конце службы Тихонов переболел желтухой. Еще лет десять после армии Тихонова преследовал кошмарный сон о том, как он возвращается в часть.

Бывший тренер нижегородской «Волги» Дмитрий Черышев тоже расставался на два года с футболом – вместо спортроты попал в танковую дивизию.

Соль Ги Хен

Одни из самых строгих правил в мире относительно службы в армии в Южной Корее – почти два года и минимум исключений. Даже местные поп-звезды или актеры вполне могут быть приговорены к тюремному сроку или с позором высланы из страны за попытку «откосить».  Избежать двухгодичной службы в армии смогли только успешные спортсмены – в их числе призеры ЧМ-2002 и Олимпиады-2012 (сборная Южной Кореи по футболу заняла там третье место).

Но несмотря на это, футболисты были обязаны пройти месячные сборы, которые заметно отличались от того, как обычно проводят время в армии европейские футболисты. Экс-футболист «Фулхэма», «Рединга» и «Вулверхэмптона» Соль Ги Хен сообщил, что если бы ему пришлось служить не месяц, а два года, он бы, наверное, не выжил. Впрочем, в корейском законодательстве есть одна лазейка – люди с татуировками не подлежат призыву – якобы боди-арт вызывает отвращение у товарищей по казарме.

Фриц Вальтер

Вторая мировая война оборвала карьеры, в общем-то, всех известных игроков того времени, но чьи-то истории оказались более драматичными. Фриц Вальтер в 1954 году мог быть не чемпионом мира в составе ФРГ, а пленником советского лагеря, если бы вообще дожил до того времени. Вальтера стал солдатом вермахта в 1940 году, служил во Франции, потом на островах Средиземного моря, где подхватил малярию.

В 1942 году Вальтер сыграл матч, который спас ему жизнь минимум дважды. После первого тайма в Будапеште немцы проигрывали венграм со счетом 1-3 и нетрудно представить реакцию фюрера и министерства пропаганды, если бы матч так и закончился. Но благодаря Вальтеру немцам удалось победить 5-3. В начале 1945 года Вальтер попал в плен и должен был отправиться в Сибирь в лагерь. В ожидании пересылки пленные играли в футбол с охраной, один из охранников-венгров узнал в Вальтере героя того самого матча и сообщил советскому коменданту лагеря, что Вальтер был австрийцем, который попал в немецкую армию в результате аншлюса.

Потом было возвращение на родину, долгая, несмотря на последствия малярии, карьера в «Кайзерслаутерне» и победа в финале ЧМ-1954 над теми же венграми. После подавления восстания в Венгрии через два года Вальтер помогал соперникам по финалу устроить свою жизнь за границей.

Берт Траутманн

Берт Траутманн тоже побывал в советском плену, но сбежал оттуда через три дня. После переброски на Западный фронт Траутманн попал уже в британский лагерь, откуда был освобожден только в 1948 году. Его игра за любительский клуб привлекла внимание «Манчестер Сити», но подписание «горожанами» контракта с бывшим солдатом нацистских войск вызвало массовые протесты. Траутманн быстро доказал все своей игрой, хотя впервые встал в ворота уже после окончания войны. Немец отыграл за «Сити» более 500 матчей и стал одним из культовых героев островного футбола, после финала Кубка 1956 года, который он доигрывал со сломанной шеей.

В 2004 году награжденный во время войны Железным крестом Траутманн стал офицером ордена Британской империи за сближение отношений между Германией и Англией.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты