Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольное поле/5 вещей о бизнесе «Ростова», которые вас шокируют

5 вещей о бизнесе «Ростова», которые вас шокируют

Журналист «Новой газеты» Андрей Сухотин выяснил, как «Ростов» уходил от уплаты налогов и продавал игроков себе в убыток.

Автор — Алесь Коваль
24 июля 2014, 04:00
5 вещей о бизнесе «Ростова», которые вас шокируют

Журналист «Новой газеты» Андрей Сухотин выяснил, как «Ростов» уходил от уплаты налогов и продавал игроков себе в убыток.

Фото: РИА Новости/Анна Фиаловская

1. Способ уйти от уплаты налогов

Контракты футболистов, тренеров и прочих сотрудников «Ростова», включая топ-менеджмент, начиная с 2007 года оплачиваются за счет некоммерческих организаций. Выглядит это так: футболисты одновременно с трудовым договором с «Ростовом» подписывают соглашение с фондом, в рамках которого часть дохода получают в виде материальной помощи. Деньги у фонда появляются по предельно понятной схеме: зарегистрированные в области коммерческие предприятия (в том числе с государственным участием) выделяют финансы по разнарядке региональной администрации.

С 2010 года, когда губернатором Ростовской области стал Василий Голубев, «Ростов» стал сотрудничать с новым фондом НБО «Фонд развития спорта в Ростовской области». В период 2011-2013 годов этот фонд получил и в итоге перевел более 2 миллиардов рублей, что значительно превысило, например, расходы бюджета на предприятия областного Минспорта.

В материалах налоговой проверки сказано: «90% всех выплат приходились на материальную поддержку футболистов, тренеров и сотрудников клуба <…>. Данная организация была создана только в интересах футбольного клуба».

По данным Росфинмониторинга за 2012 год, зарплаты игроков и тренера «Ростова» выглядели следующим образом:

Стипе Плетикоса – от фонда – 23,5 млн рублей в виде материальной помощи, годовой доход в клубе – 7,6 млн; Александр Гацкан – 18 млн рублей от фонда, в клубе — 7,3 млн рублей; Роман Адамов – 17 млн рублей от фонда, 3,3 млн – в клубе; Айзек Окоронкво – 21 млн рублей от фонда, 3,2 млн – в клубе; Миодраг Божович – 17,8 млн рублей от фонда, 4,8 млн — в клубе.

Ни пожертвования в фонд, ни выплата зарплаты в виде материальной помощи не облагаются налогами, что крайне выгодно для «Ростова», но может расходиться с требованиями закона. По мнению специалиста компании «Налоговик» Михаила Филиппова, здесь можно усмотреть намеренное уклонение от уплаты налогов: с грантов футболистам не удерживался подоходный 13-процентный налог, а «Ростов» избегал страховых выплат (около 30% от суммы дохода работника). В итоге Ростовская область (бюджет и пенсионный фонд) недополучила в период 2011-2013 годов около миллиарда рублей.

2. Самый позорный трансфер в истории российского футбола

Пиком странной деятельности «Ростова» стал трансфер защитника Романа Губника в «Герту». 30 апреля 2010 года донской клуб заключил агентское соглашение с чешской компанией Sport Invest International агента Виктора Коларжа, чтобы та провела «комплекс юридических и иных действий» по переходу Губника в «Герту». Все было сделано уже к 13 мая, когда клубы закрыли сделку.

8 сентября 2010 года «Ростов» получил 900 тысяч евро от немецкой «Герты» и в тот же день перевел 890 тысяч евро на счет Sport Invest International в один из банков Праги.

Правда, говорить даже о 10 тысяч евро дохода не стоит. Как установила Инспекция налоговой службы, «Ростов» не включил в размер вознаграждения агентству НДС на сумму 6 миллионов рублей. Так из сделки, за которую клуб мог получить почти миллион евро, он получил убыток в сумме около 5,6 млн рублей.

3. Последствия финансирования «Ростова»

Особенно интересно выглядит история предприятия ООО «Донэнергосбыт», которое также выделяло деньги одному из фондов, спонсировавших «Ростов». Один из крупнейших поставщиков электроэнергии в регионе, возможно, покрывал убыток от многомиллионных безвозмездных выплат за счет увеличения тарифов по оплате электроэнергии для граждан и юридических лиц.

4. «Ростов» любит дружить с агентами

Бывший гендиректор «Ростова» Юрий Белоус рассказал, что после прихода в «Ростов» он обнаружил, что «22 игрока из заявки находились на контрактах у одной группы агентов». Как выяснила «Новая газета», в эту группу входят Олег Артемов, Сергей Шевченко, Александр Лопырев и Алексей Рыскин.

Главным здесь является Алексей Рыскин, который считается старшим партнером Олега Артемова в агентском бизнесе примерно с 2004 года. В 2012 году Рыскин даже работал в селекционном отделе «Ростова».

Его годовой доход в клубе составил всего 315 тысяч рублей, а от НБО «Фонд развития спорта в РО» Рыскин за аналогичный период получил 10,8 миллиона рублей, уступив по объему доходов только спортивному директору Александру Шикунову (14 млн рублей — от фонда, 516 тысяч рублей — от клуба).

5. Проверки «Ростова» начались по просьбе Толстых

Инициатором проверки «Ростова» со стороны органов стал президент РФС Николай Толстых. В прошлом году он направил обращение в ГУЭБ и ПК МВД РФ с просьбой провести проверку финансирования «Ростова» «на предмет наличия в действиях его руководителей, а также финансирующих клуб организаций признаков преступления в сфере экономической деятельности». В итоге межрайонная ИФНС № 23 вынесла решение о доначислении клубу НДС и НДФЛ в сумме 81 миллиона рублей.

Интересно., что Толстых впервые заинтересовался финансированием «Ростова» еще в те времена, когда возглавлял Палату по разрешению споров. Это случилось примерно через год после начала сотрудничества клуба с фондами: игроки временно перестали получать деньги и начали искать юридической помощи.

И вот спустя несколько лет Толстых уже ведет почти открытую войну с «Ростовом».

Другие посты блога

Все посты