Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Кутузов – про упадок БАТЭ (ждал его), наказание для Волкова и ситуацию, когда не сдать матч невозможно

Кутузов – про упадок БАТЭ (ждал его), наказание для Волкова и ситуацию, когда не сдать матч невозможно

10 апреля 2020, 15:00
18
Кутузов – про упадок БАТЭ (ждал его), наказание для Волкова и ситуацию, когда не сдать матч невозможно

Виталий Кутузов когда-то переходил из БАТЭ в топовый «Милан» и передавал опыт юному Криштиану Роналду в «Спортинге». Теперь экс-форвард сборной страны хочет помочь белорусскому футболу – хотел выдвинуться на пост главы АБФФ (не вышло, но осталась программа развития), помог приходу в Беларусь формата детской школы «Интера» и ведет несколько молодых талантов через собственное агентство.

Но пока в мире бушует коронавирус, Кутузов редко выходит из дома в Милане – зато в Instagram-аккаунте «Трибуны» вышел на связь с автором канала «ЧестнОК» Александром Ивулиным и почти два часа рассказывал о влиянии на мир пандемии, старте белорусского чемпионата, отношении к договорным матчам, а также поведал интересную историю из прошлого.

В Италии жестко карантинят. Кутузов подозревал у себя коронавирус (легкие симптомы быстро исчезли)

Италия – один из лидеров по числу смертей от коронавируса, север Италии, где находится Милан – эпицентр распространения инфекции. Кутузов старается не показывать лишний раз даже в магазине – но при этом не исключает, что сам перенес вирус в легкой форме.

«Мы сидим на карантине. Наверное, поэтому у меня и появилось достаточно много свободного времени. Сидим дома уже фактически месяц. Вроде бы уже и привыкли. Хотя погода прекрасна – хочется прогуляться. Но страна в едином порыве приняла столь жесткие меры и идет к решению этой задачи. Выйди я сейчас на улицу, мне было бы стыдно по отношению к другим людям, потому что я делаю что-то, чего не могут они. Это как припарковаться на инвалидном месте.  

Время от времени слышишь скорые, иногда летают вертолеты, особенно когда тепло – чтобы в парке не собирался народ. Сидя дома, не можешь представить всей картины. Но слышишь о том, что у знакомых кто-то умер, в основном это, конечно группа риска. Хочешь не хочешь, а для тебя это приходит какими-то отголосками. Шутки шутками, а когда человек умирает, хочется плакать. Поэтому я бы посерьезнее относился к этой проблеме.

Вначале мне тоже казалось, что все это быстро рассосется, обычный грипп. Но когда видишь, как умирают люди, как сложно медикам… Им просто нужно помогать, потому что сами они не справятся. Как ни банально звучит, спасти родину – находиться дома, лежа на диване. На самом деле этот способ действенный. Меньше контактов с другими людьми, следовательно, меньше возможность заразить человека из зоны риска, который не выйдет из ситуации без помощи врача и дополнительного оборудования. Мы преодолеваем этот кризис, лежа на диване. Для чего-то жизненно необходимого человек может покидать дом. Просто так – нет.

Вчера штурмовал магазин. Каждый день выходить нельзя, запрещено. Кто-то поначалу использовал это для прогулки. Но ходить каждый день нельзя – это тоже наказывается. Примерно раз в три дня ты должен найти возможность выбраться за необходимыми продуктами. Очередь была, наверное, человек 50, может, 70. Стоят примерно в метре от каждого, сделаны специальные турникеты, змейка. В самом магазине пусто  – около 20 человек на огромнейшее помещение вроде нашей «Короны» на проспекте. Проблемно зайти, но внутри ты все быстро решаешь. Все продукты есть – никаких осложнений в этом плане нет, все привозится, свежее, хорошее.

Один раз я проснулся с болью в спине. Думал, неудачно лег или что-то такое. Мальдини (Паоло Мальдини, легенда «Милана», заразился коронавирусом в марте – прим.) сказал, что ощущал большое давление на грудную клетку. У меня было похожее. Давление, боль в спине, не мог уловить. Такого у меня никогда не возникало – я достаточно хорошо знаю свое тело. День занимался своими делами, поиграл с ребенком, мы куда-то ходили. Вечером сели ужинать – чувствую, что у меня нет аппетита. Померил температуру – 37. Час полежал, что-то почитал в интернете. Жена начала переживать, дала термометр. Померил еще раз – стало 36,8.

По описанию Паоло и своим ощущениям думаю, что, возможно, у меня была какая-то легкая форма. Не могу сейчас понять и сопоставить: у каждого оно проявляется по-своему. Возможно, что-то такое я на себе испытал. Не могу сказать, что был коронавирус или что его не было. У моих близких тоже возникало что-то похожее. Надеюсь, никому ничего не передал, находясь дома».

Остановил бы чемпионат Беларуси, если бы возглавил АБФФ. Не ходить на стадионы – правильный выбор

«Сложно сказать. Я не нахожусь в эпицентре – у меня нет объективных данных. С другой стороны, в марте прошлого года хотел выдвинуть свою кандидатуру на должность председателя федерации. Думаю, будь я на этом посту, наверное, сказал бы «нет» и прекратил все. Все-таки ничего не стоит больше, чем человеческая жизнь. Даже если у нас все спокойно, чтобы предотвратить что-то большее, иногда лучше перестраховаться.

Конечно, я понимаю, что нагрузка на экономику очень большая и все это как-то завязано. Но футбол – это не та вещь, которая жизненно необходима. Сегодня его нет – завтра будет. Главное – сохранить здоровье. Футбол должен приносить радость, эмоции, а не страх, негативную реакцию. В этих условиях он приносит больше вопросов, чем ответов. Сложно судить. Надеюсь, люди, которые принимают глобальные, понимают всю долю ответственности и делают это в здравом уме и трезвой памяти. На их совести жизни многих людей. Поэтому надеюсь, эти решения были взвешенными и обдуманными.

Знаю, ультрас отказались от посещения стадионов. Это правильный выбор, правильный посыл. Отсюда у нас получается футбол без зрителей, а их и так немного. Для кого мы все это делаем? Для ТВ? Получается, ради прибыли от проданных прав? Но, наверное, жизнь человека не стоит никаких денег. Тем более видя, что произошло здесь – поначалу мне тоже казалось, что это страхи, нас запугивают –, я бы подумал, продолжать ли чемпионат.

Итальянцы прежде всего задают вопрос: как такое может происходить? В соседних странах все закрыто и предпринимаются меры, а у нас – нет. И почему так? Неужели белорусы бессмертные, и их ничего не берет? Много было шуток по поводу водки, бани, трактора. Конечно, мне хочется парировать и сказать, что это лишь утрировано – нужно вести своеобразный образ жизни, работать, заниматься спортом, хорошо питаться – тогда твой организм будет устойчивее к вирусам.

Для итальянцев этот вопрос важнее всего, потому что страна до сих пор чувствует, что происходит. Все остальное для них ушло на второй план. Им безразлично, где играют, какой в Беларуси чемпионат. Им важнее, почему это происходит и не предпринимаются меры. Для них это дико: они видят трагедию у себя и думают, что не дай бог эта проблема возникнет где-то еще».

Слова Колоскова про «порнографию» – из-за контраста. Наш чемпионат такой, какой есть

«Мое мнение простое: я родился в Беларуси, играл в нашем чемпионате, слежу за ним. Он как был, такой и есть. Мы не можем сказать, что турнир поменялся, что-то с ним произошло. Я его принимаю таким, какой он есть. Нельзя сказать, что завтра у нас кто-то заиграет, как Месси, потому что таких ребят нет: он не вырос, а если появляется, сразу же идет на повышение.

Но в чемпионате Беларуси есть своя прелесть. И с этим нельзя не согласиться. Да, не хватает антуража, чтобы картинка была более восприимчивой. Не хватает зрителей – может, надо придумать какие-то шумы. Но он есть, он наш. И сейчас служит глотком свежего воздуха для футбольного мира. Конечно, если Колосков вчера выключил Бундеслигу или Ла Лигу, а сегодня смотрит белорусский чемпионат, контраст будет грандиозный. Для меня – если я смотрел его вчера, позавчера, в прошлом году, в позапрошлом – ничего не поменялось. Я вижу картинку, которую и ожидал. Скажу больше: сейчас можно найти трансляцию, а раньше не было даже этого. Прогресс есть, пусть и небольшой. Конечно, хочется побольше антуража, стадионов, зрителей. Надеюсь, мы когда-нибудь к этому придем. Мне бы очень хотелось, чтобы нас смотрели не только сейчас, когда с футболом в мире проблема – его ведь фактически нет –, а всегда. В нем есть изюминка, наш белорусский колорит. Лигу, где можно увидеть маленького интересного парня, талантливого, который может развиваться и стать лучше. Тогда бы турнир мог стать магнитом для скаутов, для больших команд. Это все плюсы. Нужно принимать чемпионат таким, какой он есть.

На контрасте Колосков, конечно, может увидеть для себя что-то из ряда вон выходящее. Но если ты в нем вырос, для тебя это твой чемпионат, в котором ты играл. Турниров хватает разных. Конечно, ресурсы в белорусской и российской лигах разнятся. Мы не можем ожидать, что у нас в один миг все засверкает, не имея ничего. Понятно, что ресурс ограничен и позволяет сделать лишь определенного рода продукт. Сегодня он востребован – надеюсь, это будет и в будущем, а происходящее сейчас станет толчком для белорусского футбола».

Упадок БАТЭ был предсказуем. Многое поменял бы в клубе, но не нужен ему

«Рецессию БАТЭ я ожидал, видел уже давно. Предполагал, что такое может произойти. Конечно, не ожидал, что будет настолько серьезной и глобальной, но она напрашивалась, началась не вчера и двигается дальше. Пока что я не вижу, за счет чего можно оттуда выйдет. Из-за этого другие подтянулись, им стало легче – наверное, чемпионат стал интереснее.

Дело, наверное, даже не в Альшевском. Футбол – сложнейший механизм. Клубный механизм тоже достаточно непрост.  Кирилл пришел в непростой момент, когда нужно обладать способностями что-то перевернуть, сделать нечто грандиозное. Не каждый человек к этому готов. Либо же ситуация для него нова – нужно время. Тот процесс, который начался в БАТЭ, скорее всего стартовал, после смерти Анатолия Анатольевича. Эта рецессия продолжается. Думаю, Кирилл – это какая-то веха на пути БАТЭ. Там, мне кажется, нужны глобальные перемены. У них была перезагрузка с точки зрения маркетинга, но требуется более глобальная.

Там есть руководство, люди, которые принимают решения. У них есть свой взгляд. Слава богу, это им надо решать проблему, а не мне. Если бы мне пришлось сейчас ее решать, это было бы очень сложно. Завтра, может быть, даже невозможно. Положение в мире вдвойне усугубляет проблему, потому что принять меры, что-то видоизменить сейчас невозможно. Даже найти свободного агента сложно. Или пригласить нового тренера, отыскать хорошего врача, чтобы восстановить футболиста.

Как говорится, что на зиму собрал, с тем и зимуй. Вот БАТЭ и придется зимовать. К сожалению, судя по тому, что я вижу на футбольном поле, это будет не так уж и легко. Команде фактически ничего не удается, они играют очень медленно. Возможно, сказывается высокий средний возраст. Хотя есть определенный опыт, который должен помогать футболистам, особенно на этом этапе. К сожалению, этого БАТЭ сейчас не хватает. Вижу, что команда работает на одной третьей-четвертой передаче. В принципе, всем соперникам достаточно легко с этим справляться. Даже если взять количество моментов, у БАТЭ их не так много, как было раньше. Поэтому руководству и тренерскому штабу нужно искать ресурсы. Но подчеркну: сейчас это непросто.

Этот состав может бороться за чемпионство. Но, думаю, перед БАТЭ стоят и другие задачи. Победа на внутренней арене важно, но прежде всего еврокубки – это достаточно серьезная часть в клубном бюджете, по сути, возможность жить и продвигаться дальше. Борисовчане могут бороться за золото – хотя, конечно, у меня возникает вопрос, возьмут они его или нет. Но в еврокубках пока что не вижу у них далеких перспектив.

Если бы у БАТЭ были проблемы – а я так понимаю, они их не видят – и им бы понадобился Виталий Кутузов, они бы меня пригласили. Соответственно, Виталий Кутузов в формате, в котором он есть, им не нужен. Нет необходимости. Даже не знаю, что сделать БАТЭ. Есть люди, которые управляют клубом. Есть механизмы, по которым они это делают. Я лишь понаслышке могу знать, что там происходит. Что-то могу принять, что-то – нет. Будь эта работа вызовом для меня, клуба, чем-то интересным… Приди туда Виталий Кутузов, там были бы серьезные перемены. С самого простого до самого сложного».

Видел «Энергетик-БГУ» наверху еще в прошлом году. Яхшибоев – топ

«Славия» очень здорово начала. Они переиграли БАТЭ заслуженно. Иногда можно выиграть матч, когда тебе повезло, а сопернику – нет: не реализовали моменты, помог судья. Здесь же мы видели два матча, в которых мозыряне показали достаточно сбалансированную игру: создали моменты, забили, здорово отыграли в защите. А в двух встречах подряд это не так легко. Не знаю, хватит ли у них сил на ответный матч Кубка, но команда есть, однозначно. И она будет сражаться до конца, пока у нее есть силы.

«Энергетик» меня не удивил. Я в прошлом году сказал, что они будут в пятерке. Немножко погорячился, не угадал со временем. Эта команда очень много работает. Прекрасно понимаю, почему они вверху. Это как у Суворова: тяжело в учении – легко в бою. Эти люди работают, прогрессируют. Они молодые, у них есть задор, желание, здоровая агрессия.

Плюс у них есть великолепный нападающий. Я считаю, Яхшибоев – это открытие чемпионата. Таких форвардов сейчас даже нет в БАТЭ. Мне импонирует игра этого парня. Он показал футбол высокого класса: обыгрыш, взаимодействие с партнерами, все рационально, с запасом прочности – на него приятно смотреть. Другие ребята играют в силу своих возможностей, показывают свой уровень». 

«Договорняки» – сложная тема: в Италии «мафиозные структуры», в Беларуси – ошибки молодости

Спросили у Кутузова и мнение о Захаре Волкове из БАТЭ, который ранее в состава «Нафтана» получил 1450 долларов за участие в договорном матче, а теперь утверждает, что из-за этого не играл хуже.

«Я так понял, за Захара вся федерация и БАТЭ. Здесь нельзя сказать, что это хорошо или плохо. Парень сто процентов совершил ошибку. Может быть, он даже не осознавал серьезность происходящего вокруг него. Очень жаль, что в нашем футболе не говорят об этом, не предупреждают, что может происходить с игроком. Тем более в условиях нашей бедности. Чемпионат низко обеспеченный, особенно низшие лиги. Просто-напросто необходимо работать с каждым парнем и говорить, к каким последствиям это может привести.

Как наказать Захара? Конечно же, я хочу, чтобы он играл, осознал свою ошибку, пронес это и в будущем научил молодых ребят. Мне жаль и других парней, которые не выступают в БАТЭ и сборной. Они должны понести наказание. Но наказание, соразмерное вине. Они не должны чувствовать себя обделенными в отношении других участников процесса. Стоит учесть много факторов. Наказать однозначно нужно. Но меры должны быть в рамках разумного. Все мы ошибаемся, особенно молодые футболисты, которым по 18 лет. Они только начали играть, многие вещи для них впервые. Главное, чтобы наказание было соизмеримо сделанному и его понесли все ребята – вне зависимости оттого, играют они в сборной или нет.

Волков мне нравится как центральный защитник. Это будущее нашего футбола. Думаю, он жалеет о произошедшем. Наверное, на тот момент он просто не понимал, что с ним происходит. Как и многие ребята. Понимаю, что есть и игроки, которые что-то организовывали. Конечно, это уже другое. Когда ты целенаправленно это делаешь… Это не тот случай, когда футболист не имеет возможность оплатить какие-то услуги или сходить в кино, поэтому бросается в крайности.

Эта тема очень сложная. В связи с тем, что у нас букмекеры на каждом углу, хочу сказать всем молодым ребятам: не ходите, не пересекайте эту черту. Это вам просто не нужно. Я ни разу не посетил букмекерские конторы. Ни одной».

Но ведь сам Кутузов был дисквалифицирован в 2013-м, когда в договорных матчах уличили «Бари». Последовал и вопрос на эту тему – форвард уверен, что возможности избежать этой истории у него не было.

«Виталий Кутузов был дисквалифицирован – потом его полностью оправдали. Он не хотел участвовать во всех этих передрягах, поехал на велосипеде на допрос, не брал адвоката, потому что считает себя футболистом, который просто должен играть. К сожалению, так бывает, что футболист попадает в жернова определенных систем, выбраться из которых невозможно. Там попала целая команда. Поступить по-другому было просто невозможно. Чичо Капуто до сих пор играет за «Сассуоло», забивает голы. За Раноккия был «Интер», за Конте – «Ювентус». Конечно, ребята получили минимальную дисквалификацию и пошли дальше. Но бывают условия, в которых ты просто не можешь поступить по-другому. У тебя нет иного выбора. К сожалению, это бывает на определенных участках твоего футбольного пути, когда ты даже не можешь представить, что тебя это ожидает. Скажу больше: поступить по-другому не можешь. Не знаешь, к кому обратиться, что спросить

Иногда в жизни возникают те моменты, когда очень сложно что-то сделать, потому что ты уже находишься в части какого-то механизма, а механизм уже запущен. Есть же и мужские поступки. Ты должен поступать как мужчина, ты не можешь сказать: «Ребята, я пойду все расскажу. Мне плевать на все». Там была простейшая ситуация, в которой не имелось права выбора. Вот и все. Целая команда. Есть мафиозные структуры, те же ультрас. И что ты будешь делать в этой ситуации? Парни все обеспеченные – там не было никакого экономического подтекста. На таком уровне невозможно сделать подобный интерес для целой команды. Если мы говорим о первой лиге Беларуси, там это сделать проще. Об этом нужно говорить».

При Штанге выпал из сборной, потому что немец не знал о его существовании. Спас Глеб

В 2006-м году Кутузова отчислили из сборной. История была непонятная – даже сейчас Кутузов удивляется, с чего у тогдашнего тренера Юрия Пунтуса возникло такое решение. Вернулся в «националку» Кутузов не очень скоро – в том числе потому, что занявшему пост коуча в 2007-м Бернду Штанге не рассказали о существовании форварда.

«Штанге провел две-три игры, если не ошибаюсь, не зная, что в Беларуси есть такой футболист Виталий Кутузов. Он просто об этом не знал, а ему никто не сказал. То ли прятали меня, то ли кому-то было невыгодно, чтобы Виталий Кутузов вернулся в сборную. К нему подошел Саша Глеб и сказал: «Бернд, у нас есть Виталий Кутузов, который играет в Италии». Он говорит: «Я думал, в Беларуси 15 футболистов – рассчитывал на них». Штанге отправил ко мне Харальда (Ирмшера, помощника главного тренера – прим.). Я тогда играл в «Пизе». Там как раз сезон начал получаться. Я забил, отдал. А когда стадион запел: «Оле-оле-ола, Виталий Кутузов»!..

Штанге мне потом рассказывал, что Харальд позвонил и сказал: «Бернд, мы имеем футболиста мирового класса». А они даже не знали, что есть такой футболист. И мы хотим, чтобы в этих всех интригах наша сборная чего-то добилась? Я не думаю».

***

Это точно не последний интересный прямой эфир в нашем Instagram. Скорее подписывайся, чтобы не пропустить ничего крутого!

Другие посты блога

Все посты