Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/БАТЭ молчит о ситуации в Беларуси, даже когда задевает – ноль сведений об аресте Сароки, выкинувший форму майор-гендир ушел

БАТЭ молчит о ситуации в Беларуси, даже когда задевает – ноль сведений об аресте Сароки, выкинувший форму майор-гендир ушел

...

Автор — Алесь Коваль
3 сентября 2020, 08:27
24
БАТЭ молчит о ситуации в Беларуси, даже когда задевает – ноль сведений об аресте Сароки, выкинувший форму майор-гендир ушел

В поствыборной Беларуси не прекращается протестное движение – а неотступным его спутником являются регулярные задержания (судебные заседания уже начались и в отношении журналистов при исполнении обязанностей). Большую часть белфутбола кажущийся повсеместным движ, тем не менее, продолжает обходить стороной. И это при том, что среди футболистов тоже были задержанные.

Такая судьба коснулась и игроков двух очень популярных в Беларуси клубов – БАТЭ и «Крумкачоў». И если «вороны» подробно рассказывали о ситуации, призывая поддержать своих футболистов, то клуб из Борисова публично так ничего и не сообщил – случая для клуба как будто и не было.

***

Основатель и многолетний глава БАТЭ Анатолий Капский не чурался политики – например, в 2010-м во время предвыборной кампании провел ряд встреч с избирателями Минской области в качестве доверенного лица кандидата Александра Лукашенко (даже брал ради этого отпуск в декабре). И довольно подробно ответил на вопрос, почему из многочисленных на тех выборах претендентов на президентское кресло поддерживает именно этого: «Я здесь живу и работаю, и я понимаю, что без стабильного государства невозможно развиваться. Мне хочется, чтобы было хорошо нашим людям, поэтому я в команде Лукашенко. Мне близка та программа, которую он собирается реализовывать. Говорю [избирателям] о преимуществе той программы, которую защищаю, в которую верю и стараюсь, чтобы верили другие. Считаю за честь быть среди тех, кто встречается с людьми и доводит до них курс Лукашенко».

А в 2015 году похвалил президента соседней страны и в целом выразил симпатию авторитарному стилю: «Я сторонник сильного государства. Лучше политика Путина, чем политика Горбачева и Ельцина. Мне приятно, что во главе российского народа стоит такой президент, как Путин. Жесткий стиль управления мне ближе, чем ситуация, когда государствами управляют слабаки, которые родину продают и бегут после того, что они натворили. Демократия нужна там, где демократия вызревала веками. А у нас несколько другая ситуация». Неудивительно – стиль управления самого Капского был похожим, недаром в белфутболе постоянно говорили, что в БАТЭ все держится на одном человеке. Но на прямое сравнение своих методов с методами Лукашенко Капский отреагировал дипломатично: «С моей стороны нескромным будет с этим соглашаться».

Власть в БАТЭ сменилась по монархическим лекалам – после смерти КАА должность председателя правления перешла его сыну Андрею. Он в политических активностях замечен не был. Клуб при новом боссе выражал несогласие с действиями, производными от власти исключительно АБФФ – например, с отказом в сдвиге матча против «Немана» в прошлом сентябре или с желанием вызвать большую группу футболистов на «товарняки» сборной в этом феврале. Впрочем, при Капском-старшем пикировки с федерацией были даже острее.

Послевыборные события, отметившиеся насилием и жестокостью со стороны силовиков, не стали для клуба поводом высказаться – хотя таких случаев и в целом по белфутболу единицы. Хотя у клуба для выражения мнения был отдельный более чем весомый повод – задержание в самые опасные дни форварда Антона Сароки, получившего в итоге семь суток ареста (о чем стало известно лишь через два дня после приговора). Борисовчане не отреагировали даже на этот факт – на сайте БАТЭ нет даже упоминания факта происшествия, не говоря уже о его объяснении.

А вот ряд игроков клуба после всего случившегося прорвал стену молчания. После известий о приговоре Сароке чуть не полсостава БАТЭ, в том числе «сенаторы» команды, опубликовали в аккаунтах фото товарища с текстом: «Антон не преступник, как и все другие задержанные! Он один из нас!» Форварда выпустили досрочно, и некоторые игроки на этом активность завершили – но не все. Высказывались о ситуации в целом лидеры команды – вратарь Денис Щербицкий в середине поствыборной недели призвал силовиков остановиться, защитник Егор Филипенко в то же время заявил об их неправомерных действиях и выразил поддержку народу. Когда в Беларусь вернулся футбол, форвард Максим Скавыш в послематчевом комментарии сказал: «Для белорусов сейчас непростое время. В команде новости обсуждаем, конечно. Поверь, каждый игрок нашей команды переживает за всех». А Павел Нехайчик отпраздновал гол в ворота «Немана» знаком победы – думается, он осозновал, что воспримут это в поствыборной Беларуси как однозначную поддержку сторонников перемен.

Лидером же по числу высказываний стал Станислав Драгун. Для программного заявления футболист символично выбрал чистый аккаунт – в нем игрок признался, что «звуки пыток с Окрестина» разрывали его чувством беспомощности, и заявил о невиновных в тюрьмах (при этом особо подчеркунул, что его позиция «к БАТЭ не имеет никакого отношения»). Отдельно Драгун поддержал спортивного журналиста Владислава Татура, осужденного на шесть суток после задержания на многотысячной акции протеста 30 августа в Минске. C нее же футболист выкладывал фото в соцсети – с ироничной подписью.

Сотрудничающие с борисовским клубом люди из числа не выходящих на поле с большего отмалчиваются – об этом можно судить хотя бы по тому, что среди подписей под письмом спортивной общественности против насилия и за новые выборы не найти ни одного связанного сейчас с БАТЭ имени (для сравнения, связанных с футбольным минским «Динамо» людей в этом списке сейчас восемь). Однако и тут тишина не полная. Голос стадиона на матчах БАТЭ, радиоведущий Константин Каверин в своем Facebook не только публикует фото с мирных акций, но и ярко высказывается: заявил, что избивавшие людей силовики «ненавидят нас с вами и при первом удобном случае будут не просто убивать, а делать это медленно и с наслаждением», назвал то, «что власть дубинок и автоматов сделала с нами», «много хуже, чем преступлением», а уже в сентябре выразил опасение насчет угрозы со стороны России – по мнению Каверина, в таком раскладе «легко допустить, что пытки людей на Окрестина могут показаться нам невинной вечеринкой».

Ну а самый яркий поступок в ответ на насилие совершил уже бывший сотрудник БАТЭ. Михаил Залевский в марте стал генеральным директором клуба, а увидев после выборов зверства силовиков, показательно выбросил свою милицейскую форму – до 2012-го управленец боролся с экономическими преступлениями и дослужился до звания майора. Сопроводил действие менеджер стихотворным текстом, в котором передавал свой стыд и призывал увидеть, что вокруг нет врагов. Все это собрало множество благодарных комментариев.

А 2 сентября клуб объявил о расставании с Залевским. В заявлении БАТЭ говорится, что это произошло по инициативе самого Михаила – мол, захотел уделить больше внимания футбольной учебе. Менеджер действительно хочет получить тренерскую лицензию УЕФА, о чем рассказывал в интервью, однако раньше учеба (на тренера в БГУФК, без чего нельзя было подаваться на лицензию) не мешала ему параллельно работать в должности топ-менеджера банка, никак не менее сложной, чем в БАТЭ. Да и получив диплом госуниверситета в 2019-м, Залевский нашел возможность принять управленческое предложение борисовчан – и тут вдруг спустя полгода после назначения все же начал рваться в тренеры? Ну да, абсолютно предсказуемое поведение.

Фото на главной: БАТЭ, «Прессбол»

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты