Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Мощный парадокс белфутбола: больше всего демократии в тех клубах, где боссы плотно связаны с семьей Лукашенко. Из игроков даже не выбивают подписи за власть

Мощный парадокс белфутбола: больше всего демократии в тех клубах, где боссы плотно связаны с семьей Лукашенко. Из игроков даже не выбивают подписи за власть

...

28 июля 2021, 10:59
21
Мощный парадокс белфутбола: больше всего демократии в тех клубах, где боссы плотно связаны с семьей Лукашенко. Из игроков даже не выбивают подписи за власть

Хотя еще есть парадоксальные «Гомель» и «Сморгонь», а в «Шахтер» не взяли на работу тренера, выступившего за честные выборы.

Футбольной высшей лиге довольно долго удавалось избежать повинности в виде подписания провластного письма – обращение появилось в ноябре 2020-го и спустя пять месяцев под ним было считанное количество автографов от представителей ЧБ. Такая ситуация не устраивала Минспорта – чиновники не одобряли клубам план развития, без которого спонсоры не могут переводить деньги в зачет налогов (а по-другому поддерживать футбол предприятия желанием не горят).

И давление увенчалось успехом – с конца апреля под письмом пачками начали появляться фамилии футболистов высшей лиги. Бюрократические препоны после этого с легкостью преодолевались – например, БАТЭ получил подпись министра спорта Ковальчука едва ли не сразу после того, как девять борисовчан оказались в списке поддержавших Лукашенко.

На сегодня подписанты провластного письма есть в большей части клубов «вышки» – кроме упомянутого БАТЭ отличились брестское и минское «Динамо» (хотя брестчане долго упирались), «Слуцк», «Витебск», «Энергетик-БГУ» (тоже подписался очень нехотя), «Минск», «Ислочь», «Неман» и «Спутник» (который вскоре после этого все равно снялся с турнира из-за финансового краха). 

Из тех команд, чьих представителей пока нет среди поддержавших обращение, в первую очередь бросаются в глаза два лидера ЧБ – потерявший всего два балла за 14 туров «Шахтер» и борющийся за бронзу «Рух», которые, впрочем, в нынешнем году уже не первый раз выделяются из общей массы. Когда в январе Минспорта запретило государственным клубам проводить зарубежные сборы, брестчане отправились в Турцию как частная структура, а «горняки» улетели в ОАЭ, просто проигнорировав чиновников. А параллельно вырваться в теплые края никак не мог БАТЭ – министр спорта, обращаясь к Андрею Капскому на «ты», призывал его «не обижаться» и грозил, что по возвращении Солигорск «будет держать ответ за все». Однако ни о каких санкциях к действующим чемпионам мы так и не услышали, а Борисов все же попал на заграничные сборы – после побывки босса клуба на ВНС (такое вот совпадение).

Так за счет чего «Шахтеру» и «Руху» удается держаться особняком? В первую очередь на ум приходят фигуры клубных патронов – пожалуй, они доказали свою лояльность действующему строю настолько конкретно, что их футбольные подопечные могут и не подтверждать верность через подписание провластного письма. 

Владелец «Руха» Александр Зайцев – бизнесмен, прочно связанный с семьей Лукашенко. В свое время он работал помощником старшего сына экс-президента НОК Виктора, который долгие годы курировал все беларусские силовые структуры. Говорят, сейчас их связывает дружба. Намекает на это и интерес Виктора Лукашенко к брестскому «Динамо» времен Зайцева – несколько раз его замечали на матчах клуба, а после победы в чемпионате он посетил праздничный банкет, чтобы передать команде поздравления от отца и водку «Президент».

Предпринимателя в СМИ нередко называют «кошельком Лукашенко», и с похожей формулировкой он попал в санкционный список ЕС: «Через доступ к семье Лукашенко Зайцев получает выгодные контракты для своего бизнеса». Под европейский бан угодили и два его главных актива:

  • Холдинг «Сохра» – посредник при продаже беларусской техники в Азию, Африку и страны Персидского залива, также есть данные о производстве оружия и добыче золота в Судане. На сегодня главная фирма этой группы компаний зарегистрирована в Объединенных Арабских Эмиратах;
  • Логистический оператор «Бремино Групп» (в нем Зайцев является совладельцем). Компания владеет двумя транспортно-логистическими центрами на популярных приграничных пунктах с Польшей, а также управляет особой экономической зоной «Бремино-Орша» на 230 гектаров со специальным правовым режимом на 50 лет и кучей налоговых льгот – все это было утверждено указами Александра Лукашенко.

Тренер «Руха» Кирилл Альшевский публично поддержал журналиста Александра Ивулина, попавшего под ничем не обоснованное уголовное преследование – и ему за это ничего не было (впрочем, тренер подчеркивает, что выразил исключительно свою позицию, а не клубную).

Председатель правления «Шахтера» Иван Головатый также связан со старшим сыном Лукашенко. Инсайдерский телеграм-канал «Ник и Майк» утверждает, что босс «горняков» – его кум: якобы они сдружились во время обучения, и позже Головатый получил приглашение стать крестным одной из дочерей Виктора. Гендиректор «Беларуськалия» последовательно поддерживает и Лукашенко-отца – он был его доверенным лицом на президентских выборах в 2015-м и 2020-м. Кроме того Головатый с 2019-го является членом Совета Республики – верхней палаты беларусского парламента, ныне возглавляемой Натальей Качановой.

14 августа прошлого года глава «Шахтера» в разговоре с коллективом «Беларуськалия» признал, что «в Солигорске последние несколько дней происходило необоснованное насилие со стороны силовых структур», а с вопроса про честность выборов попытался съехать, за что был освистан собравшимися. На площади Головатый выглядел неубедительно, зато оказался очень хорош в кабинетной борьбе – он всячески давил на бастующих шахтеров. Одним из тех, кто рассказал об этом, стал Юрий Корзун – шахтер, в сентябре 2020-го приковавший себя наручниками прямо в забое: «На нашем предприятии происходит беспрецедентное давление на коллектив со стороны генерального директора Ивана Головатого. Коллектив своей забастовкой способствовал прекращению насилия, пыток и избиения мирных жителей Беларуси. Сейчас он заставляет бастующих писать объяснительные, хочет повесить на них убытки, которые предприятие якобы понесло за эти несколько дней».

Также именно после иска гендира «Белкалия» Верховный суд признал стачку на предприятии незаконной. И еще одна показательная история от Юрия Вернидуба – украинский тренер после увольнения рассказывал, что когда он назвал Головатого президентом «горняков», тот ответил, «что у нас один президент и больше президентов нет».

Впрочем, у демократической резервации в Солигорске есть свои пределы. Когда Сергей Гуренко попытался включить в свой штаб подписавшегося за честные выборы тренера вратарей Дениса Паречина, но встретил по итогу отпор. Паречину было отказано в приеме на работу из-за политической позиции.

Кроме «Шахтера» и «Руха», провластное письмо не подписали еще в нескольких клубах. Среди них наиболее громкая история связана с «Гомелем». На команду, которая вместе с брестчанами находится в гонке за пьедесталом, явно оказывалось серьезное давление касательно обращения в поддержку Лукашенко. Бывший пресс-секретарь «Крумкачоў» и хоккейного «Динамо» Роман Шевцов в конце апреля рассказывал, что семерых гомельчан без их ведома внесли в списки подписантов – но вычеркнули после того, как футболисты возмутились. 

Следующий заход случился через месяц – после игры со «Славией» от команды потребовали 8-10 подписей. Как стало известно Tribuna.com, игроки ответили отказом. Тогда на них принялись давить: грозили проблемами с зарплатой, расставанием с командой, а молодых еще и пугали возможной армией. Но футболисты настояли на своем. Это очень порадовало фанатов «рысей», которые осудили действия руководства клуба и поддержали игроков. К слову, наблюдательный совет «Гомеля» возглавляет Иван Бородинчик – председатель местного Совета Депутатов и участник ВНС.

Еще абсолютная тишина по поводу провластного письма царит в «Сморгони», «Славии» и «Торпедо-БелАЗ». У двух последних клубов также есть могущественные покровители. Собрание учредителей жодинцев возглавляет Петр Пархомчик, который с 2007-го по 2020-й был гендиректором ОАО «БелАЗ», а за два месяца до выборов стал министром промышленности РБ. В августе прошлого года он приезжал на родное предприятие, чтобы попытаться успокоить митингующих сотрудников. А в июне нынешнего «БелАЗ» попал под санкции ЕС –  в частности, из-за действий руководства после выборов, когда рабочих запирали и удерживали в цехах, не позволяя им собираться на территории завода.

Главой же попечительского совета «Славии» является Виталий Павлов – гендиректор «Мозырского НПЗ». На нефтеперерабатывающем заводе после выборов также были серьезные протестные настроения – почти 1200 работников (всего там трудится около 5000 человек) подписались под письмом к Павлову, в котором выразили несогласие с результатами голосования и возмутились жестокостью силовиков. Но уходить в забастовку они не собирались, так как «не хотели подвергать риску экономическую стабильность предприятия». В начале лета-2021 под санкции США попал концерн «Белнефтехим», в который входит Мозырский НПЗ, но непосредственно завод санкции почему-то миновали.

Ну и главная загадка среди не подписавших провластное письмо – это «Сморгонь». Идей по этому поводу всего две: то ли чиновники махнули рукой на погрязший в зоне вылета коллектив, то ли клуб заработал иммунитет от АБФФ, согласившись подняться в «вышку» вместо «Крумкачоў» после шестой строчки в Д2.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты